Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие методические рекомендации по разработке и использованию фонда оценочных средствФГОС предусматривает последовательность формирования компетенций при освоении основной образовательной программы. Результатом обучения кроме знаний и умений являются и освоенные компетенции. Выделяются три уровня сформированности компетентности студента: 1. Пороговый, который характеризуется категориями: знание, понимание, применение, то есть, если обучающийся использует специальную терминологию, научный язык, принципы, положения, теории дисциплины для описания фактов и явлений, а также приводит примеры проявления и использования свойств и закономерностей объектов изучения данной области, то его компетентность сформирована на пороговом уровне; 2. Повышенный, который характеризуется дополнительными категориями: анализ и синтез, то есть, если обучающийся анализирует, распознает и классифицирует информацию о свойствах объектов, явлениях и процессах, соответствующих данной образовательной области, решает вопросы о применимости изучаемых теорий к описанию конкретных объектов и явления, то его компетентность сформирована на повышенном уровне; 3. Продвинутый, который характеризуется помимо названных категорий, категорией: оценка, то есть, если обучающийся выносит критические суждения, основанные на знаниях в рассматриваемой области, дает оценку информации и данных об изучаемых объектах и явлениях, умеет видеть и понимать проблемы, вырабатывать новые подходы и решения и т.д. Первые два цикла дисциплин ООП – ГСЭ, МЕН – формируют преимущественно пороговый уровень компетенций в своих областях и отчасти – повышенный. Третий цикл – профессиональный – закрепляет и развивает сформированные ранее компетенции и обеспечивает формирование компетенций повышенного и продвинутого уровней. При формировании фондов для развития компетенций студентов важно учитывать стандарты оценочной процедуры: - периодичность проведения оценки уровня сформированности компетенций (по мере завершения изучения модуля ООП); - соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компетенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это возрастание; - многоступенчатость: оценка и самооценка студента, обсуждение результатов и комплекс мер по устранению недостатков; - единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех студентов, - сопоставимость результатов оценивания; - единство критериев оценивания уровня знаний и компетенций для дисциплины (модуля дисциплин): пороговый уровень – удовлетворительно; повышенный уровень – хорошо; продвинутый уровень – отлично. Приступая к разработке ФОС необходимо учитывать принципиальные моменты: - оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций; - оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения; - структура фонда оценочных средств должна соответствовать структуре компетенций, для чего разрабатывается матрица соответствия компетенций и оценочных средств; - оценочные средства для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитывать все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности; - оценочные средства должны предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения. При разработке контрольных заданий следует придерживаться трех уровней сложности: - репродуктивный, связанный с воспроизведением информации в том виде, в котором она излагалась в ученом издании или преподавателем, решением задач элементарного характера, предполагающих единственный способ решения и однозначность полученного результата; - стереотипный, представляющий собой выполнение работы по образцу, решения задач, предполагающих несколько вариантов решения, в соответствии с установленными правилами, алгоритмами, инструкциями; - творческий, предполагающий самостоятельное отыскивание способа выполнения задания, решение творческих задач интеллектуально-поискового типа, требующих от студента не только знания алгоритма решения задачи, но и умения создать свой алгоритм или найти нетривиальное творческое решение. Формы контрольных заданий различают по степени формализации представления ответов: - неформализованные, допускающие представление нестандартных, свободных, нелимитированных ответов; - формализованные, требующие кратких и точных ответов, которые могут быть выражены расстановкой цифр, подчеркиванием, выбором альтернативы – одного из множества вариантов ответов (тестовые задания); По структуре отличают следующие формы заданий: - структурированные, состоящие из подвопросов, которые направляют ход рассуждения студентов и ограничивают содержание ответа заданной схемой; - неструктурированные, не содержащие четкого алгоритма выполнения задания. Основой для проектирования и конструирования оценочных средств могут служить: – структурные матрицы компетенций каждой из ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки; – модели универсальных и профессиональных компетенций выпускников, построенные вузом на основе ООП; – образцы оценочных средств, рекомендованных УМО для проведения текущего, промежуточного и рубежного контроля, а также итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с ООП по направлению подготовки; – образцы оценочных средств текущего, промежуточного, рубежного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников (бакалавров, магистров и специалистов) в соответствии с учебным планом вуза по направлению подготовки. Во всех случаях ключевые принципы, используемые для создания и использования фонда средств оценки компетенций это: - валидные контрольные измерительные материалы; - соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения; - четко сформулированные критерии оценки; - максимально объективные процедуры и методы оценки; - высококвалифицированные специалисты-оценщики; - четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки.
|