Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические рекомендации по разработке и использованию фонда оценочных средств





ФГОС предусматривает последовательность формирования компетенций при освоении основной образовательной программы. Результатом обучения кроме знаний и умений являются и освоенные компетенции.

Выделяются три уровня сформированности компетентности студента:

1. Пороговый, который характеризуется категориями: знание, понимание, применение, то есть, если обучающийся использует специальную терминологию, научный язык, принципы, положения, теории дисциплины для описания фактов и явлений, а также приводит примеры проявления и использования свойств и закономерностей объектов изучения данной области, то его компетентность сформирована на пороговом уровне;

2. Повышенный, который характеризуется дополнительными категориями: анализ и синтез, то есть, если обучающийся анализирует, распознает и классифицирует информацию о свойствах объектов, явлениях и процессах, соответствующих данной образовательной области, решает вопросы о применимости изучаемых теорий к описанию конкретных объектов и явления, то его компетентность сформирована на повышенном уровне;

3. Продвинутый, который характеризуется помимо названных категорий, категорией: оценка, то есть, если обучающийся выносит критические суждения, основанные на знаниях в рассматриваемой области, дает оценку информации и данных об изучаемых объектах и явлениях, умеет видеть и понимать проблемы, вырабатывать новые подходы и решения и т.д.

Первые два цикла дисциплин ООП – ГСЭ, МЕН – формируют преимущественно пороговый уровень компетенций в своих областях и отчасти – повышенный. Третий цикл – профессиональный – закрепляет и развивает сформированные ранее компетенции и обеспечивает формирование компетенций повышенного и продвинутого уровней.

При формировании фондов для развития компетенций студентов важно учитывать стандарты оценочной процедуры:

- периодичность проведения оценки уровня сформированности компе­тенций (по мере завершения изучения модуля ООП);

- соблюдение последовательности проведения оценки: в модели компе­тенций следует предусмотреть, чтобы развитие компетенций шло по возрастанию их уровней, а оценочные средства на каждом этапе учитывали это возрастание;

- многоступенчатость: оценка и самооценка студента, обсуждение ре­зультатов и комплекс мер по устранению недостатков;

- единство используемой технологии (заполнение оценочных листов, собеседование, определение направлений развития) для всех студен­тов,

- сопоставимость результатов оценивания;

- единство критериев оценивания уровня знаний и компетенций для дисциплины (модуля дисциплин): пороговый уровень – удовлетворительно; повышенный уровень – хорошо; продвинутый уровень – отлично.

Приступая к разработке ФОС необходимо учитывать принципиальные моменты:

- оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ООП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций;

- оценочные средства как неотъемлемая часть образовательных технологий (прежде всего инновационных) должны стать действенным средством не только оценки, но и (главным образом) обучения;

- структура фонда оценочных средств должна соответствовать структуре компетенций, для чего разрабатывается матрица соответствия компетенций и оценочных средств;

- оценочные средства для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитывать все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности;

- оценочные средства должны предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

При разработке контрольных заданий следует придерживаться трех уровней сложности:

- репродуктивный, связанный с воспроизведением информации в том виде, в котором она излагалась в ученом издании или преподавателем, решением задач элементарного характера, предполагающих единственный способ решения и однозначность полученного результата;

- стереотипный, представляющий собой выполнение работы по образцу, решения задач, предполагающих несколько вариантов решения, в соответствии с установленными правилами, алгоритмами, инструкциями;

- творческий, предполагающий самостоятельное отыскивание способа выполнения задания, решение творческих задач интеллектуально-поискового типа, требующих от студента не только знания алгоритма решения задачи, но и умения создать свой алгоритм или найти нетривиальное творческое решение.

Формы контрольных заданий различают по степени формализации представления ответов:

- неформализованные, допускающие представление нестандартных, свободных, нелимитированных ответов;

- формализованные, требующие кратких и точных ответов, которые могут быть выражены расстановкой цифр, подчеркиванием, выбором альтернативы – одного из множества вариантов ответов (тестовые задания);

По структуре отличают следующие формы заданий:

- структурированные, состоящие из подвопросов, которые направляют ход рассуждения студентов и ограничивают содержание ответа заданной схемой;

- неструктурированные, не содержащие четкого алгоритма выполнения задания.

Основой для проектирования и конструирования оценочных средств могут служить:

структурные матрицы компетенций каждой из ООП в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки;

модели универсальных и профессиональных компетенций выпуск­ников, построенные вузом на основе ООП;

образцы оценочных средств, рекомендованных УМО для проведения текущего, промежуточного и рубежного контроля, а также итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с ООП по направлению подготовки;

образцы оценочных средств текущего, промежуточного, рубежного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников (бакалавров, магистров и специалистов) в соответствии с учебным планом вуза по направлению подготовки.

Во всех случаях ключевые принципы, используемые для создания и использования фонда средств оценки компетенций это:

- валидные контрольные измерительные материалы;

- соответствие содержания материалов уровню и стадии обучения;

- четко сформулированные критерии оценки;

- максимально объективные процедуры и методы оценки;

- высококвалифицированные специалисты-оценщики;

- четко прописанные рекомендации действий по итогам оценки.

Date: 2015-07-27; view: 795; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию