Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции





Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

Фирма может получить прибыль только в том случае, если цена на рынке складывается на высоком уровне. Необходимо установить такой объем выпуска продукции, который обеспечивал бы фирме максимальный уровень прибыли.

Поскольку цена товара конкурентного предприятия не зависит от объема его продаж, то валовой доход предприятия при любом объеме производимой продукции будет равен произведению рыночной цены на количество проданной продукции. При этом предельный доход, т. е. прирост дохода, связанный с продажей каждой дополнительной единицы продукции, будет равен цене продукции. Цене будет равен и средний доход, рассчитанный путем деления валового дохода на количество единиц проданной продукции.

Например, некто продал на рынке 100 кг апельсинов при рыночной цене 60 рублей за килограмм. Его валовой доход составит 6000 рублей. Средний и предельный доходы будут равны рыночной цене, т. е. 60 рублей. На графике кривые среднего и предельного дохода, а также спроса сливаются в одну горизонтальную линию. Кривая валового дохода изображается наклонной линией, отражающей линейную зависимость (рис. 14).

Рис.14. График зависимости валового (TR), предельного (MR) и среднего (AR) доходов

Если графическое изображение валового дохода совершенно конкурентного предприятия представляет собой наклонную прямую линию, то линия валовых издержек всегда является S-образно изогнутой кривой, которая пересекает линию валового дохода в двух точках, характеризующих нулевую прибыль (рис.15).

Такая конфигурация кривых валового дохода и валовых издержек обусловлена тем, что при небольшом объеме производства постоянные издержки превышают валовой доход, затем доход обгоняет затраты, поскольку постоянные издержки не растут, но по достижении некоторого оптимального сочетания факторов производства издержки начинают вновь возрастать.

Наиболее простым решением задачи максимизации прибыли является сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом из возможных объемов производства. Предприятие, ориентированное на получение максимальной прибыли, должно ограничить объем своего производства таким уровнем, при котором прибыль становится максимальной.

Рис. 15. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения валового дохода и валовых издержек: Q0 - количество продукции, в результате продажи которой получают наибольшую прибыль; Q1 и Q2 - соответственно количество продукции, при продаже которой прибыль равна нулю

На практике в процессе налаженного производства нередко встает вопрос о целесообразности увеличения производства. В таком случае необходимо рассчитать, что может дать предприятию производство дополнительного количества продукции. Решается эта задача методом сравнения предельных дохода и издержек, т. е. дополнительных дохода от прироста продукции и издержек на ее производство. До тех пор, пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию выгодно наращивать производство, так как прибыль на этом отрезке максимизируется.

Переломной является точка, в которой достигается равенство дополнительного дохода и дополнительных издержек. За пределами этой точки прибыль от наращивания производства будет достаточно быстро сокращаться. На начальных стадиях производства; когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно превышать предельные издержки. Если же предельные издержки единицы продукции превышают её предельный доход, фирме не следует ее производить. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет окупаться. Следовательно, прибыльно производить возможно только в пределах этого объема производства. Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки будут превышать предельный доход. Очевидно, следует избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка -- ключ к правилу, определяющему объем производства: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя именно такое количество продукции, где предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC).Применительно к чисто конкурентной фирме правило равенства предельного дохода и предельных издержек можно сформулировать в несколько иной форме: Р=МС, т.е. предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

Таким образом, объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, является оптимальным (обеспечивающим максимальную прибыль), а соответствующая точка Q0 на графике называется точкой оптимального объема продаж (рис. 16).

Рис. 16. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения предельного дохода и предельных издержек (в точке Q0 MR = MC)

Оба метода сравнения: валовых либо предельных дохода и издержек, - дают одинаковый результат при расчете оптимального объема производства с точки зрения получения максимальной прибыли. При использовании метода сравнения валовых дохода и издержек сумма прибыли определяется как простая разница между ними: TR - TC.

При расчете методом сравнения предельных дохода и издержек сумма прибыли определяется как произведение объема продукции в точке MR = MC на разницу между рыночной ценой и средними валовыми издержками, т. е. прибылью на единицу продукции, в той же точке.

Минимизация убытков и случай закрытия фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие вынуждено думать не о максимизации прибыли, а о минимизации убытков. Это случается чаще всего в связи с внезапным падением рыночной цены. Прекращение производства в этой ситуации не является наилучшим выходом, так как все равно приходится нести постоянные издержки.

Если цена складывается на неблагоприятном для фирмы уровне, то фирма не получает прибыли при любом объеме производства. Существует два подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй -- сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трех рыночных структур.

Случай минимизации убытков - обстоятельства, при которых рыночная цена на продукцию конкурентной фирмы меньше ее средних общих издержек, но больше средних переменных издержек. При этих обстоятельствах фирме выгоднее производить с убытками, чем остановить производство.

 

Рис. 17.Минимизация убытков. Сравнение валовых показателей.

Доход не позволяет превысить валовые издержки, но на определенном этапе можно окупить переменные издержки. Там, где разница между общими издержками и общим доходом минимальна, убытки будут минимальными.

Альтернативным подходом к определению объемов продукции, которые конкурентная фирма захочет предложить на рынке по любой возможной цене, является определение и сравнение предельного дохода и предельных издержек, связанных с каждой последующей единицей продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает предельные издержки, следует производить, потому что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от её продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единица продукции увеличивает валовую выручку в большем объеме, чем она увеличивает валовые издержки. Если же предельные издержки единицы продукции превышают её предельный доход, фирме не следует ее производить. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу, поэтому убытки возрастут

 

Рис. 18.Минимизация убытков. Сопоставление предельных показателей.

 

Цена не покрывает средних валовых издержек, но она выше средних переменных – там, где предельный доход совпадает с предельными издержками, убытки минимальны

Таким образом, если рыночная цена падает ниже минимума средних валовых издержек, но выше минимума средних переменных издержек, то наиболее разумным решением является выпуск продукции в объеме, определяемом точкой пересечения предельного дохода и предельных издержек (MR = MC).

В этом случае минимальный убыток исчисляется площадью прямоугольника со сторонами Q1 в точке MR = MC и разнице (Р - ATC) в той же точке.

Случай закрытия - обстоятельства, которые приводят к возникновению убытков, превышающих общий объем постоянных издержек фирмы, при любом объеме производства. При этих обстоятельствах фирма останавливает производство. Если рыночная цена упадет так низко и окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и добавит к ним еще и переменные. Единственным приемлемым выходом для нее станет прекращение производства.

Рис. 19. Закрытие фирмы. Сопоставление валовых показателей.

Фирма вынуждена оплачивать постоянные издержки и переменные издержки. Цена ниже всех остальных показателей - фирме выгодней закрыться.

Правило МR=МС не играет в данном случае роли.

Рис. 20. Закрытие фирмы. Сопоставление предельных показателей.

Наиболее правильным решением является прекращение продаж в расчете на повышение цен в последующем периоде. Прекращение продаж вызывает превышение спроса над предложением и последующий рост цен. Именно так поступают дальновидные производители сельскохозяйственной продукции, не продавая ее всю сразу после сбора урожая, а растягивая на зимне-весенний период до урожая следующего сезона. Кроме того, период краткосрочного прекращения производства можно использовать для модернизации технологического процесса с целью уменьшения валовых издержек.

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долговременном периоде.

Долговременный период позволяет фирмам вносить определенные изменения, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде существует данное число фирм в отрасли, каждая из которых имеет постоянное, не меняющееся оборудование. Действительно, фирмы могут закрываться в том смысле, что они производят ноль единиц продукции в краткосрочном периоде; но у них нет достаточного времени, чтобы ликвидировать свои активы и выйти из бизнеса. Напротив, в долговременном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности. Число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль.

Долговременный период отличается от краткосрочного тем, что здесь все затраты принимают переменный характер. Могут также меняться масштабы производства, так как фирма может расширить свои производственные мощности. В долгосрочном периоде могут приниматься такие принципиальные решения, как прекращение выпуска какого-либо товара, изменение профиля предприятия, освоение новых рынков. Мы будем рассматривать простейшую ситуацию долговременного периода: изменение количества фирм в отрасли. Их масштаб, вид деятельности, продукция, технологии и другие характеристики остаются неизменными.

Условия совершенной конкуренции дают большие возможности перелива капитала из одной отрасли в другую. Но, в то же время, необходимо понимать, что любая фирма, занявшая определенный сегмент рынка, не спешит его покинуть. Для получения прибыли любому предприятию необходимы стабильность и устойчивость.

Если фирмы в течение длительного времени в какой-либо отрасли получают высокую прибыль, то это, безусловно, привлечет на этот рынок другие фирмы. Нет барьеров для входа и выхода из отрасли: фирмы мелкие, быстро появляются, быстро растут, быстро разоряются и уходят. Кривая спроса для отдельного продавца абсолютно эластична (по сложившейся цене продавец может продать любое количество продукции, доступное его производственным мощностям).

Увеличение общего числа продаж может снизить цену на товар, что приведет к тому, что мелкие фирмы с нетехнологичным производством выйдут из дела. До каких пор будут происходить подобные колебания? До тех пор, пока цена на рынке не установится на уровне минимального значения средних общих затрат в длительном периоде. В таком случае данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль.

Приток фирм в отрасль: если высока цена, то фирма получает высокую прибыль, отрасль привлекательна, придут конкуренты. Больше фирм – растет предложение – цены снижаются – прибыль снижается. В итоге фирмы не получат прибыли. Отрасль убыточна.

Рис. 21. Приток фирм в отрасль.

 

Убыточность – уход фирм из отрасли – предложение снижается – цены растут. Отрасль снова прибыльна.

Рис. 22. Отток фирм из отрасли.

Цены бесконечно колеблются вокруг минимальных средних издержек, и в рамках долговременного периода экономическая прибыль равна нулю: смена условий для получения высокой прибыли условиями убыточности.

 

Рис. 23. Равновесие фирмы в долговременном периоде.

Продумайте и дайте развернутые ответы на следующие вопросы.

  1. В чем состоит сущность конкуренции?
  2. В чем разница между внутриотраслевой и межотраслевой конкуренцией?
  3. В чем смысл неценовой конкуренции в современных условиях?
  4. Каков механизм совершенной конкуренции?
  5. Почему кривая спроса для одной фирмы при чистом капитализме является совершенно эластичной?
  6. В чем состоит уместность изучения совершенной конкуренции?
  7. В чем различия и в чем сходство между абсолютной монополией и естественной монополией?
  8. В чем различия и в чем сходство между совершенной конкуренцией и монополистической конкуренцией?
  9. В чем различия и в чем сходство между чистой монополией и олигополией?
  10. Как происходит ценообразование в условиях олигополии и почему?
  11. Приведите примеры ценообразования в условиях олигополии в экономике нашей страны?
  12. Каковы условия существования совершенной конкуренции?
  13. Что представляет собой рыночная власть? Как ее определить?
  14. Приведет ли увеличение количества малых предприятий к изменению цен?
  15. С какой целью государство поддерживает естественные монополии? Как оценить их деятельность с точки зрения эффективности?

 

 

Задача №1.

На рисунке представлена графическая модель:

Определите по данным графика: а) Объем производства и цену, обеспечивающие фирме максимальную прибыль. б) Величину постоянных издержек, переменных издержек, валовых издержек, валовой прибыли при объеме производства, соответствующем максимальной прибыли. в) Величину средних постоянных, средних переменных, средних валовых издержек и средней прибыли при объеме производства, соответствующем максимальной прибыли.


Задача №2. На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста:

Определите по данным графика: а) Объем производства и цену, обеспечивающие фирме максимальную прибыль. б) Величину постоянных издержек, переменных издержек, валовых издержек, валовой прибыли при объеме производства, соответствующем максимальной прибыли. в) Величину средних постоянных, средних переменных, средних валовых издержек и средней прибыли при объеме производства, соответствующем максимальной прибыли.

Определите эластичный и неэластичный участки кривой спроса.

Продумайте и дайте развернутые ответы на следующие вопросы.

  1. Какие существуют факторы производства?
  2. Почему спрос на ресурсы является производным спросом?
  3. На основе каких данных строится кривая спроса на ресурс?
  4. От чего зависит эластичность спроса на ресурс?
  5. Что такое заработная плата?
  6. От чего зависит спрос на труд и предложение труда?
  7. Какие факторы определяют величину заработной платы?
  8. Что такое «равновесие на рынке труда»?
  9. В каких сферах экономики возможна монопсония на рынке труда?
  10. Что такое экономическая рента?
  11. В чем заключается уникальность предложения земли?
  12. Чем рента отличается от арендной платы?
  13. Может ли предложение земли превышать спрос на землю?
  14. Что такое процент как форма факторного дохода?
  15. Что влияет на величину процента?
  16. Что оказывает влияние на формирование уровня заработной платы различных категорий занятых?
  17. Чем трудоспособное население отличается от экономически активного?
  18. Почему на монопсоническом рынке труда заработная плата мало подвержена колебаниям?
  19. Почему при выдаче долгосрочной ссуды банк берет более высокий процент?
  20. Что такое экономическая прибыль?
  21. Какие существуют трактовки прибыли?

Задача №1.

 

Некто имеет 100 тыс.руб. Инфляция составляет 8% в год. Если субъект положит деньги в банк, через год он получит 109 тыс.руб. Какова номинальная ставка процента? Какова реальная ставка процента? Если инфляция составит 10% в год, какова будет реальная ставка процента?

Задача №2.

 

Проанализируйте модели рынков труда по основным характерным по каждой позиции.

Модель рынка труда Уровень зарплаты Виды деятельности Мобильность рабочей силы.
Монопсоническая модель      
Конкурентная модель      
Профсоюзная модель      

 

Задача №3.

Субъект держит свои сбережения в банке. Доход составляет 6% в год. Инфляция 3% в год. Если реальная ставка процента в следующем году останется на том же уровне, что и в текущем, то какой должна быть номинальная ставка процента?

 

Date: 2015-08-15; view: 1088; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию