Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арбитражные суды, их задачи и система





1. Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности путем разрешения эконо­мических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции АПК и феде­ральными законами (ст. 1 АПК).

Организация, компетенция и порядок деятельности арбитражных су­дов определяются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе Россий­ской Федерации» (в ред. ФКЗ от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ), ФКЗ от 28 ап­реля «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. ФКЗ от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ) (далее - ФКЗ от 28 апреля 1995 г.), АПК и другими нормативными актами.

Арбитражные суды образуют самостоятельную ветвь федеральной су­дебной системы (ст. 127 Конституции РФ). Автономно существующая от судов общей юрисдикции система арбитражных судов сложилась истори­чески. До 1991 г. хозяйственные споры разрешались государственным и ведомственными арбитражами, которые имели двойственную природу, сочетая в себе функции суда и органа управления плановой экономикой. В условиях рыночной экономики возникла необходимость в отнесении споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности, к судебной юрисдикции. Поэтому Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» государственные и ведомственные арбитражи были ликвидированы, а на их основе были созданы арбитраж­ные суды.

Непосредственной задачей арбитражного суда, рассматривающего кон­кретное дело, является защита нарушенных или оспариваемых прав и за­конных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также других субъектов в указанной сфере (ст. 2 АПК). Помимо этого, в соответствии со ст. 2 АПК арбитражный суд решает целый ряд других задач: 1) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный за­коном срок независимым и беспристрастным судом; 3) укрепление закон­ности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 4) формирование уважительного от­ношения к закону и суду; 5) содействие становлению и развитию партнер­ских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового обо­рота.

2. Действующая с 1995 г. трехзвенная система арбитражных судов РФ ФКЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах» дополнена звеном апелляционных арбитражных су­дов, создание которых будет осуществляться поэтапно. В результате к 1 января 2006 г. в системе арбитражных судов будет функционировать четыре звена: 1) Высший Арбитражный Суд РФ; 2) федеральные арбит­ражные суды округов (арбитражные кассационные суды); 3) арбитражные апелляционные суды; 4) арбитражные суды первой инстанции в республи­ках, краях, областях, городах федерального значения, автономных облас­тях и автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ (далее — ВАС) возглавляет систему ар­битражных судов, осуществляет организационное руководство их деятель­ностью и отвечает за ее состояние, разрабатывает направления совершен­ствования деятельности арбитражных судов.

В структуру ВАС РФ входят: Пленум; Президиум; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотно­шений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из ад­министративных правоотношений; судебных составов.

К компетенции Пленума ВАС РФ отнесено решение важнейших во­просов организации и деятельности арбитражных судов. При этом Пленум не наделен правом отправления правосудия по конкретным делам (ст. 12, 13 ФКЗ от 28 апреля 1995г.).

Президиум ВАС РФ является единственной организационной структу­рой в системе арбитражных судов, пересматривающей в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ. Кро­ме того, Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики,

0 чем информирует письмами нижестоящие арбитражные суды (ст. 16 ФКЗ РФ от 28 апреля 1995 г.).

В судебных коллегиях ВАС РФ в образованных судебных составах раз­решаются по первой инстанции дела, отнесенные ч. 2 ст. 34 АПК к подве­домственности ВАС РФ. Наряду с основной функцией судебные коллегии занимаются обобщением судебной практики, разработкой предложений по совершенствованию законодательства и т. д.

На территории Российской Федерации образовано 10 не совпадающих с административным и национально-территориальным делением страны судебных округов, в которых функционируют Федеральные арбитражные суды округов, осуществляющие проверку в кассационном порядке закон­ности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федера­ции, принятых в первой и апелляционной инстанциях. Непосредственно этим занимаются судебные составы, действующие в судебных коллегиях по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоот­ношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Важнейшие вопросы организации работы федерального арбитражного суда, включая обобщение судебной практики, отнесены к компетенции Президиума.

В соответствии с ч. 2 ст. 33.1 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. в каждом судеб­ном кассационном округе предстоит создать по два самостоятельных ар­битражных апелляционных суда. В общей сложности в Российской Феде­рации будет образовано 20 арбитражных апелляционных судов: до 1 янва­ря 2004 г. — два в Московском округе и один в Северо-Западном; до

1 января 2005 г. — 9 судов; до 1 января 2006 г. — 8 судов.

Часть II. Арбитражный процесс

Глава 26. Порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражных судах

Апелляционные арбитражные суды будут осуществлять проверку за­конности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, вынесенных по первой инстанции, имея сходные с федеральными ар­битражными судами округов структуру и полномочия (ст. 33.2, 33.3, 33.5 ФКЗ от 28 апреля 1995 г.).

Центральное место в системе арбитражных судов занимают суды субъ­ектов Российской Федерации. Согласно ст. 34 ФКЗ от 28 апреля 1995г. допускается создание на территории нескольких субъектов РФ одного ар­битражного суда (например, Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ле­нинградской области), а также нескольких арбитражных судов на террито­рии одного субъекта Российской Федерации.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов (кроме дел подсудных ВАС). Кроме этого, до внесения изменений в действующее за­конодательство (ФКЗ от 4 июля 2003 г.) арбитражный суд субъекта РФ также занимался пересмотром дел в апелляционном порядке, в связи с чем в процессуальной литературе высказывались вполне обоснованные возра­жения относительно целесообразности совмещения в одном звене судеб­ной системы функций суда первой и апелляционной инстанций. По мере создания вышестоящих апелляционных судов им будут передаваться из ар­битражных судов субъектов РФ полномочия по пересмотру в апелляцион­ном порядке не вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных по первой инстанции арбитражным субъектом РФ.

В арбитражных судах субъектов РФ образуются судебные составы, спе­циализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел. Создание судебных коллегий возможно по решению президиума арбитражного суда субъекта РФ, если в этом существует необходимость. Организационное ру­ководство арбитражным судом субъекта РФ осуществляет его президиум.

В целях приближения правосудия к месту нахождения (жительства) участвующих в деле лиц, находящихся (проживающих) в отдаленных мест­ностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ в составе арбитражных судов субъекта РФ и апелляционных арбитражных судов могут быть образованы постоянные судебные присут­ствия, расположенные вне места постоянного пребывания, этих судов (ст. 33.11, 43.1 ФКЗ от 28 апреля 1995г.).

Поскольку арбитражные суды занимаются отправлением правосудия по делам, возникающим из гражданских, административных и иных пра­воотношений, действующий процессуальный порядок их рассмотрения и разрешения имеет много общего с гражданским судопроизводством. В целом арбитражный процесс основывается на тех же принципах, что и гражданский процесс. Большинство процессуальных норм и институтов в арбитражном и гражданском процессах сходны по содержанию. Вместе с тем в арбитражных судах подлежат рассмотрению дела, возникающие между хозяйствующими субъектами в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что существенно влияет на процессуальный порядок их разрешения и предопределяет целый ряд качественных особен­ностей, свойственных арбитражному процессу. С учетом этого ниже будет анализироваться лишь специфика арбитражной процессуальной формы. Во избежание повторов за рамками изложения останутся уже раскрытые ранее и общие для гражданского и арбитражного процессов положения.

Date: 2015-08-15; view: 431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию