Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие пространства и ориентировка в нем





Когда мы говорим о пространственном восприятии, мы в первую очередь имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Когда же мы говорим об ориентировке детей d пространстве, это значит, что ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в этом пространстве. При этом пространство делится для него на ближнее и дальнее. Естественно, ориентировка в ближнем пространстве у умственно отсталых детей формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве листа бумаги. С этим связана подготовка к чтению и письму, и умение читать карту, и отражение объемного пространства на плоскости. Основа всех этих умений закладывается в дошкольном возрасте.

Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет трудности и для нормально развивающихся дошкольников. Что же касается умственно отсталых детей, то без специального коррекционного обучения нельзя говорить о формировании пространственных представлений.

Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями

В первую очередь ребенок начинает правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали («на», «под»). Горизонтальные положения воспринимаются в целом как положение «рядом», «около», и лишь постепенно уточняется, т. е. появляется восприятие таких отношений, как «справа», «слева», «за» (позади), «перед» (впереди). Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию взрослому. При этом ребенок как бы прослеживает путь передвижения предмета в пространстве, что облегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов. После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственное положение предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, в которых нужно действовать по образцу, т.е. самостоятельно анализировать образец (ситуацию, конструкцию, изображение) с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей. Сначала нужно предлагать детям такие ситуации, с которыми они уже встречались при подражании, затем схожие, а уже потом новые. При этом важно помнить, чтобы ребенку было интересно, так как понимание пространственных взаимоотношений предметов и их частей для него должно стать не менее значимым, чем знание формы, величины, цвета. Ребенок должен приобрести собственный чувственный опыт, закрепить и обобщить его в слове. Это достигается тем, что все результаты действий детей в процессе дидактических игр уточняются словом сначала взрослого, а потом и самого ребенка. Проверяются эти представления в процессе выполнения речевой инструкции, обозначающей пространственное расположение предметов. Однако надо помнить, что речевая инструкция дается только тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию и образцу.

Петрушки (клоуны)

Цель. Познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызывать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.

Оборудование. Кукольная мебель (стол, стул, шкаф), два клоуна или петрушки, две мелкие игрушки.

Ход игры (проводится в виде кукольного театра, в котором участвуют два клоуна Ловкий и Неловкий. Они прячут друг от друга игрушки и ищут их). На столе у воспитателя кукольная мебель.

Ловкий (ставит утенка на игрушечный стол, медленно фиксируя движения, и обращается к клоуну). У меня есть утенок, вот смотри! (Показывает утенка клоуну и детям.) Отвернись, я его спрячу, а ты найдешь.

Неловкий (отворачивается). Хорошо, я его найду! (Поворачивается.) Сейчас найду! (Пытается заглянуть за шкаф, осматривает стул и лезет под стол. Вылезает и обращается к детям.) Нет утенка! Где он?

Дети. На столе!

Неловкий (обращаясь к клоуну). Прячь еще раз. Теперь я найду. (Отворачивается.)

Ловкий (медленно кладет утенка на стул, указывая на него детям). Готово!

Неловкий (поворачивается и сразу бросается к столу, ходит вокруг него, лезет под стол. Вылезает). Опять нет! Где утенок?

Дети. На стуле!

Неловкий. Ура! Нашел! На стуле! Спрячь еще раз, я сразу найду! (Отворачивается.)

Ловкий (берет утенка и быстро кладет под стол, показывает детям). Все! Ищи!

Неловкий (бросается к стулу). На стуле нет! (Подбегает к столу.) На столе нет! Может быть, на шкафу? (Встает на стул, заглядывает на шкаф.) На шкафу нет! Где утенок?

Дети. Под столом!

Неловкий (находит утенка, радуется). Нашел!

Ловкий. Правильно, под столом. Давай я еще спрячу?

Неловкий. Нет! Теперь я спрячу, а ты ищи! Я спрячу свой кубик. (Показывает кубик детям и Ловкому.) Отвернись! (Ребятам.) Положу на шкаф. (Кладет.)

Ловкий (все вокруг осматривает и громко комментирует). Сначала посмотрю на столе – нет, теперь на стуле – нет, под стулом – нет, под столом – нет. Осталось посмотреть (медленно) на шкафу. (Залезает на стул.) Вот он! (Достает кубик и протягивает Неловкому.) Спрячь еще! (Отворачивается.)

Неловкий (берет кубик, спрашивает у детей). Куда спрятать? (Прячет по совету детей.)

Ловкий находит тем же способом. Потом клоуны прощаются с детьми и уходят.

Date: 2015-08-15; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию