Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я много молюсь, но плохо себя чувствую, Бог мне плохо помогает





Значит, плохо, неправильно живем. Господь слышит каждое наше слово, каждый вздох. Если человек чувствует, что Господь нас не слышит, значит прервана у него связь с Богом, значит есть грехи. Например, любим осуждать, раздражаться, клеветать, сплетничать... Из-за этого и прерывается связь, потому и тяжело на душе. Нужно покаяться во всех тайных и явных грехах.

 

90. Я устала от жизни: все так плохо. Почему Бог меня не слышыт?

Господь нас любит, и Он постоянно ждет от нас молитвы, обращения к Своему Отцу. Как-то пришел к священнику человек и говорит: "Батюшка, на душе так неспокойно, так тяжело... " - "А ты попробуй хоть одну минутку за 24 часа уделить Богу". - "Как это? " - "Встань перед иконами или у окна, или на улице и скажи: "Господи, как прекрасен мир, так велик, что умом человеческим его не постичь. А каков же Ты, Господи? И как Ты все разумно устроил! Сколько людей, - все разных лиц и характеров, и все неповторимы. Даже отпечатки пальцев у всех разные! Сколько животных, птиц, насекомых, цветов, растений... И все это неповторимо... Ничего постоянного нет, все меняется, растет, изнашивается, стареет, умирает, рождается... Как велика Твоя премудрость, Господи! Ты дал нам не только плоть, дал и душу! Сколько чувств у нас: и разум, и свободная воля, и любовь, и страх, у многих - и вера. Вот я стою пред Тобой и не признаю Тебя за Творца. Ты - все для меня, а я - все для себя. Господи, прости же меня, ибо я хуже всякого скота неблагодарного. Любое животное исполняет заповедь, данную ему Богом. Собаке никто ничего не говорит, а она знает свою работу: сидит у будки, дом сторожит, даже гуси дают знак, когда чужие на двор идут... Все служат своему хозяину... А человек-разумное существо - не признает своего Творца, одичал, ушел, заблудился... Господи! Дай мне веру крепкую, разумную, дай мне покаяние, зрение грехов своих, даруй мудрость, если Тебе угодно, чтобы я прославлял Имя Твое Святое во все дни жизни моей".

 

91. Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?

Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться... А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся... Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не отчего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую - 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

 

92. Можно ли скорбеть, не унывая?

Уныние - это смертный грех. Вот, умер у вас родственник, будет естественно для вас поскорбеть о нем. Но в это состояние далеко входить нельзя, потому что после долгой сильной скорби начинается уныние. Вот, звонит одна наша матушка, говорит, что у нее большая скорбь - умерла сестра. Я ей: "Ну, поскорби немножко, но в уныние впадать не надо. Если бы не билось - не ломалось, то куда бы все девалось? Все люди рождаются и умирают". У меня мама умерла на руках. Я причастил ее, и она через час отошла, я сидел рядом. Ну, зачем я буду плакать? Я знаю, что она с покаянием, после причастия умерла - наоборот, надо радоваться, что человек отстрадал, отмучился здесь на земле. Некоторые могут подумать: "Какое у него жестокое сердце! " Конечно, была скорбь, но рассудил, что лучше радоваться ее благой кончине, чем плакать.

 

93. Как избавиться от уныния?

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, - благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто не раскаян в грехах - душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: "А я каюсь! " Каяться на словах, одним языком - это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра "вымытая свинья снова идет валяться в грязи" (2 Петр. 2,22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо...

Наш путь христианский - ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: "Всю жизнь ты болтал - теперь хватит! Принимайся за дело - читай молитву. Не хочется? Заставлю! "

Если уныние только пришло, только началось - открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить - если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает - и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа - сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: "Господи, до чего бесы обнаглели - уже из келий насильным путем вытаскивают!" Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: "Господи, что же Ты не помогаешь? " А Господь и говорит ему: "А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог".

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: "Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону - бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив". И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его... Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

 

94. Как мне быть: сын унывает, говорит, что плохо на душе. Ему 13 лет...

Надо матери, отцу и всем окружающим покаяться в грехах. Этому мальчику тоже надо исповедоваться, у него тоже есть грехи.

Недавно я был в п. Талицы, там несколько колоний, где содержатся люди, преступившие закон. Мы там исповедовали человек 25 и после приезда оттуда стали получать письма. Пишут, что после встречи долго не расходились, все говорили, что в их жизни многое изменилось. Один пишет: "Мне так хорошо после исповеди стало! Все миллионеры мира могут позавидовать мне. А ведь я заключенный, а они - на свободе". Другой пишет: "Три года не получал писем от родных. После исповеди получил письма сразу от всех. Посмотрел на конверты - дата отправления на письмах одна - день моего покаяния". Душа человека примирилась с Богом, души родственников это почувствовали и обратились к ближнему. У этого человека ушло уныние. Так и этот мальчик. Когда все покаются, то и ему станет легче. Покаяние творит чудеса.

 

95. Чем отличается покаянный плач от плача истерики?

Истерический плач - неблагодатный, злой, горький. А когда человек кается о грехах и плачет, то в это время у него слезы сладкие, покаянные. Душа в это время омывается. Это можно наглядно объяснить на таком примере: едут две машины одна за другой; от первой машины летит грязь из-под колес и попадает на ветровое стекло второй машины, делает его непросматриваемым. Как очистить стекло, чтобы смотреть вперед на дорогу? Надо включить щеточки-дворники, и они очистят стекло. Но порой они не могут справиться с грязью. Тогда надо водички подлить. А как водичка попадет на стекло, смотришь - дворники быстро очищают стекло от грязи. Вот, точно так же на жизненном пути наша душа оскверняется грязью грехов. Когда мы начинаем каяться, то бывает мало пользы, если мы просто "насухую" рассказываем грехи, перечисляя их. Тут и слезы покаянные нужны, тогда душа быстро очистится.

 

96. Что выше: смирение или послушание?

Если у человека нет послушания, то это означает, что у него нет и смирения. Смирение рождает послушание. Приходилось видеть смиренных людей - такая с ними радость! Такая благодать! Такому человеку говоришь: "Подойди ко мне". И человек не идет, а бегом бежит: "Батюшка, слушаю Вас". Ему благословляешь какое-то послушание, а он: "Хорошо, сейчас все сделаю". А когда гордому человеку что-то скажешь, он еще подумает: подойти к тебе или нет. Если и подойдет, спрашивает: "Чего хотел? " - "Ну, я хотел, чтобы ты пошел картошку почистил". - "Еще чего не хватало! Я - и чтоб картошку чистил! " - "Ну, хорошо, иди подежурь". - "Не пойду дежурить". - "Ну, идем чаю попьем". - "А - чаю? Чаю можно"...

Со смиренным человеком так приятно! Вы никогда не увидите этого человека раздраженным или обиженным, не услышите, чтобы он возвышал голос, чем-то возмущался. Куда бы этого человека не послал, он везде доволен, всем рад. Любое послушание выполнит, потому что он смиренный. И таким людям Господь дает здоровья, а самое главное - душевный мир, радость, покой.

 

97. Что такое послушание - слушаться всех или только духовника и начальствующих?

Когда человек послушный, то он слушается с рассуждением: не только духовника, начальствующих, но и всех, кто рядом с ним находится. Послушный - послушный везде, а непослушный знает только себя, он никого слушаться не будет. Знаете, двое таких упрямых захотели внести бревно в храм. Один говорит:

"Я первым пойду", а другой: "Нет, я пойду". Бревно поперек двери поставили, и все спорили. Так они в храм и не вошли... В Царство Божие непослушные, твердолобые не входят, а только кроткие и смиренные. Почему? Да потому, что в обителях рая тоже послушание должно быть. Мы ведь имеем свободную волю и по смерти ее не лишаемся, как не лишены ее Ангелы. Вот, допустим, вошел человек в обители рая, что-то ему там не понравилось, не на то место его посадили, не так ублажили, как бы он хотел, он и взбунтуется, потому что всю жизнь жил по своей воле... Но таким в Царство Небесное доступа нет, такие с демоном остаются, потому что только демоны по своей, а не по Божией воле живут.

 

98. Я - послушница, мне не нравится мое послушание. Как быть?

В монастыре у послушников своей воли нет - какое послушание дадут, его надо принимать как от руки Господней. Это послушание нужно исполнять с радостью, потому что оно тебе дано от начальствующих, а значит и от Господа. Святые отцы говорят: "Если послушник трудится на послушании до пота, то капли пота Ангелы Господни приносят пред Престол Господа и требуют помилования этому человеку". Помню, когда меня рукоположили во иеродиакона, дали послушание, которое было для меня тяжело. На этом послушании прежде трудилось 2 человека, но второго только что рукоположили, он служил каждый день, и мне одному приходилось нести послушание в трапезной. Встаешь в 5 утра, сначала - полунощница, потом - литургия. После службы приходишь в столовую и начинаешь накрывать на столы. Надо было поставить посуду, порезать хлеб, накормить рабочих, убрать грязную посуду, помыть трапезную и снова накрыть столы для братии. Каждому поднести второе (первое ставили на каждый стол в кастрюле). После обеда все убираешь, посуду сдаешь. Потом шли опоздавшие - занятые на послушании, их надо было накормить. Потом приходили студенты-семинаристы... Только все уберешь - пора на службу идти. Когда служба заканчивалась - снова столы накрывать, братию кормить, со стола все убрать. В это время в трапезной читались каноны, вечерние молитвы - приходилось ждать до 23 часов, пока все разойдутся. Так было изо дня в день. А еще надо было утром хлеб получить, через день квас делать - бочку литров на 200... Придешь поздно в келию - ног под собой не чуешь, а в 5 утра опять встаешь. Как-то Господь давал, что я не роптал, а с радостью все делал. Думаю: "Ну, слава Богу! Господь дал мне такое испытание". У меня после того, как я перестал работать в столовой, появилось чувство понимания тяжести этого труда. Я знал, как это трудно, потому, когда вставали из-за стола, собирал посуду, помогал убирать все со столов. В монастыре человек должен все послушания пройти, чтобы знать тяжесть труда на любом месте. Всякое послушание надо со страхом Божиим делать, во славу Божию.

Самым тяжелым послушанием было исповедовать людей. Исповедовали даже ночью. Провел общую исповедь, народу не так и много. Начинаю исповедовать, смотрю: 2 часа ночи, а народ не кончается, 3 часа.., 5 часов утра - и все 10 человек стоят. Оказывается, 10 стоят - ждут исповеди, а другие спят. Кто поисповедовался - будит другого на исповедь. Пять утра, меня ноги уже не держат, спать хочется, думаю: "Слава Богу, мне больше достанется. За это Господь дает благодать еще здесь на земле". И действительно: тело устало, изнемогло - еле стоишь, а в душе - мир, тишина и покой.

Однажды, помню, за ночь прошло много людей на исповеди. Попались такие "мясистые" рыбки, у которых очень много тяжелых грехов, смертных. Они никогда не исповедовались. С ними поговоришь, дашь возможность покаяться, смотришь - они радостные уходят... Хоть на часок, но отдыхать ходил. Лягу - злой дух меня берет и в постели подбрасывает. Лечу, переворачиваюсь в воздухе, и... в это время просыпаюсь. Закрываю глаза, засыпаю - он опять берет и подбрасывает. И так несколько раз, сон и проходит. А мой духовник присылает за мной, зовет на исповедь под Успенский собор. Не спавши ни часа, снова иду исповедовать. Духовник прекрасно знает, что я всю ночь был на исповеди, но при всех говорит с укором: "Отец Амвросий! Как тебе не стыдно... Посмотри, сколько людей - сотни стоят, ждут духовника. Час простояли - это сотни часов пустого времени! А ты все спишь! Давай, помогай исповедовать! " Я ему: "Благословите". И опять стоишь целый день... Иногда идешь дежурить в Троицкий собор у раки Преподобного Сергия. Там огромный поток людей (особенно по воскресеньям), целыми автобусами приезжают. Иностранцы, соотечественники подходят, вопросы задают, надо всем отвечать. Да еще следишь: вдруг кто-то из епископов приедет, надо вовремя святые мощи открыть. К 5 часам надо приготовить алтарь, все облачения - придут настоятель и служащие иеромонахи. Служат, поют акафист преподобному Сергию; после службы - проповедь, потом нужно все облачения отнести в ризницу, повесить, убрать алтарь, вымыть, проследить, чтобы весь храм был убран - с утра начнется полунощница. Особенно трудно было в дни празднования памяти преподобного Сергия. Всю неделю с 5 утра до 1 ночи - в Троицком соборе. Готовились к приезду Святейшего. Однажды после праздника, когда можно было спать больше 4-х часов, я в 12 ночи лег, а проснулся только в 1 дня. У меня был сильный будильник, но я его не слышал. Так я его специально стал ставить в пустую кастрюлю, чтобы громче звонил. Однажды встал раньше будильника и ушел. Отошел метров 100 - мой будильник зазвонил. Окна открыты - он звонил, как из пулемета строчил, за 100 метров было страшно его слышать. Слава Богу, я знал куда шел: это - монастырь, и - послушания надо принимать с любовью от Господа. А если сгоришь на послушании, Господь не лишит Царства Небесного.

Это касается не только монастырей. Это касается всех мирян. Все должны свою работу безропотно выполнять.

 

99. Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет - будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: "А, может быть, твоя усталость от бесов", встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того, чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную) ".

 

100. Пока не ходил в храм, не задумывался ни над чем, жил более-менее спокойно. Но начал ходить, началась в душе смута. Что это? Может быть, бесы меня муторят? Как противостоять им?

Очень просто. У нас есть единственный друг (или подруга). Мы с ним делимся постоянно всеми своими тревогами и радостями. Он все знает про нас. И вдруг мы находим себе нового друга, а этого забыли. Конечно, у него будет ревность. Конечно, он будет нам досаждать, всякие неприятности от него услышим и увидим. Точно также и с бесом. Мы ему служили, он был нашим другом, он имел с нами постоянное общение. А потом мы пошли за Христом, а его оставили - изменили ему, перешли ко Господу. Конечно, он будет мстить нам, причинять всякого рода скорби и неприятности. Этого "предательства" он не забудет никогда, до самой нашей кончины.

Христос говорит: "Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Петр.5,8). Надо, идя за Господом, приготовиться к нападкам оставленного нами "друга", к его мести.

 

101. Святые отцы советуют не доверять своему сердцу, а совесть считают голосом Божиим в нашей душе. Как отличить, где голос Божий, а где голос грешного сердца?

Допустим, человек имеет страсть - сребролюбие. Он копит деньги на черный день. Попробуйте уличить этого человека в его страсти, что он скупой. А он ответит: "Мне душа подсказывает, что надо иметь эти денежки на всякий случай". Чревоугодник ответит: "Если я не буду есть, то я ослабну. Мне нужно здоровье, чтобы работать". Так каждый человек оправдает свою страсть чем-то.

Совесть человек через Таинство покаяния, через молитву, через смирение очищает и слышит ее голос. Она говорит в этом человеке внятно, громко, что можно делать и что нельзя.

Конечно, человек святой жизни никогда не обидится, не возмутится, не обидит другого, потому что ему совесть не позволит. А у кого совесть нечиста, грязная, она не дает ему знать истину и волю Божию. Человек с такой совестью может обидеться, возмутиться, нашуметь, накричать, начать преследовать, совершить любой грех. Совесть его не беспокоит, не обличает.

Мы видим многих преступников, которые могут украсть да еще возрадоваться похищенному: человек этим живет - у кого-то утянуть что-то, и его совесть не беспокоит. Многие так привыкли к этому, что дома не могут одни находиться - идут в толпу, в магазин, воруют, да еще и поругаются с кем-то; поругались - вроде бы и хорошо стало... В таком человеке совесть спит, в нем живут бесы.

 

102. Если человек в земной жизни счастлив и богат, благополучен, то значит ли это, что он большой грешник и обязательно будет в аду?

Знаете, премудрый Соломон был очень богат. Сколько святых людей в земной жизни были царями, князьями, боярами. Они были богаты, но они угодили Господу. Все богатство, которое нам Господь дает, Он дает не нам, а ближним, дает для того, чтобы мы делились с ближними. Сказано: "Когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца" (Пс.61,II). Сердце должно быть в Боге. Но богатому сложнее спастись, у него больше соблазнов, искушений, не каждый может выстоять и не повредить душу. Это очень сложно...

 

103. Как провести день пo-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят - с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: "Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых". И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: "Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и "Богородице Дево, радуйся..." Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде, чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.

 

104. Много хочется успеть сделать, но не хватает времени. Как правильно выбрать главное для души, для ее спасения. Что читать?

Все земные заботы надо отбросить. Утром встали, прочитали утренние молитвы, главу из Евангелия, две из Апостола, раз 500 молитв Иисусовых. Это мы получаем заряд на весь день. На первое место надо всегда ставить спасение души, и тогда все наши земные заботы правит Сам Господь. Все успеем - невидимо поможет Господь. А когда у нас на первом плане заботы мирские, житейские, тогда нет ни спасения души, ни удачи в делах житейских. Все рушится - нет Божиего благословения на наших делах, на наших трудах. Нет Божиего благословения и в праздники работать. Смотрите: у нас в стране этих земных угодий - миллионы гектаров, а хлеб и продукты закупаем в других странах. Почему? Да потому, что с матами сеем, с матами собираем. Да еще и водители почти все работают в пьяном виде. Тракторист вытащит бутылку, глотка 2-3 сделает и дальше едет, постоянно глотает и глотает. В трезвом виде они редко когда бывают. И так вся Россия живет...

В течение дня, что бы мы ни делали, надо постоянно читать Иисусову молитву. Когда спать ложимся, надо прочитать вечерние молитвы. Если же будет потребность еще что-то читать, то можно по кафизме из Псалтыря читать, каноны и акафисты. Никогда ни с кем не спорьте, не возмущайтесь, не ругайтесь. Надо быть везде и всегда спокойными и ровными. Читать правило можно и в транспорте, и во время обеденного перерыва. В обществе находясь, не обязательно креститься. Читайте, а Господь, видя тайное, воздаст явно Своей благодатью.

 

105. Что делать, если никак не можешь исправиться?

Надо осудить себя, сказать: "Господи, хочу, но не могу. Помоги мне, Господи". Не забывайте просить Бога, ибо сказано: "Просите - и дастся вам, ищите - и найдете, стучите - и откроют вам". Сколько раз мы в жизни просили у Господа что-то, сколько раз вздыхали, сколько раз слезу пускали! Господь ничего не забыл; мы забыли, о чем просили, а Он все помнит. Господу для нас ничего не жаль, Он мог бы засыпать нас богатством, но цель нашей жизни не в получении богатства, а в раскрытии души для добра, наша цель - стать добрыми, чистыми, святыми. И Господь ждет от нас этой чистоты, и когда мы обретем ее, Он наполнит нашу душу благодатью, дарует нам радость, мир и покой. Это и есть главное богатство для человека, и с этим богатством ему открыта дорога в Царство Небесное.

 

106. Что такое "духовная милостыня"?

Есть милостыня вещественная - деньги, хлеб, одежда, помощь (например, помыть полы, приготовить обед больному), а есть и духовная. Духовная милостыня - это доброе слово и молитва за ближних. Вы знаете, что ближний ваш в скорби, в болезни, в тревоге, придите к нему, скажите слово утешения, почитайте ему душеполезную книгу, - это и будет ваша духовная милостыня.

 

107. Разве Бог сказал, что нужно людям быть монахами? Строить монастыри?

Бог этого не говорил. Но первой девственницей была Матерь Божия, Она отказалась от мужа, семьи и детей ради служения Господу. Все в роде Давидове должны были выходить замуж и жениться, потому что было пророчество о рождении Спасителя именно в этом роде. Все должны были вступать в брак, чтобы как можно скорее родился Мессия. Если у семейной четы не было детей, считалось, что неплодием они наказаны за свои грехи. Когда же Мессия родился, Дева Мария, оставшись Девой, стала первой вести монашескую постническую жизнь в угоду Своему Владыке. Она полностью забыла о Себе, посвятив Свои труды и помыслы сердца славе Господней. И святой Апостол Иоанн Богослов был девственником, следовал за Христом до Голгофы, а после смерти и Воскресения Спасителя преподавал ученикам уроки любви Христовой. Он всю свою жизнь посвятил своему Учителю и Богу. Девственником и постником был и Иоанн Предтеча - Креститель Господень. Уже в I веке появились подражатели его постнической и отшельнической жизни. В IV веке появились первые общежительные монастыри. Они были благословлены Господом. Люди сами приносили себя в жертву Богу - и душу свою, и тело.

 

108. Кто такие монахи в миру?

70 лет советской власти многим истинным христианам не давали возможности посвятить себя Господу, не было монастырей. Всего 14 их насчитывалось по Союзу, да и то в основном в республиках. И в монастыри эти попасть было очень сложно, не давали прописки, и каждый проживающий в таком монастыре был у властей на строгом учете. Потому многие тайно принимали постриг, дома ходили в монашеской одежде, молились, а когда шли на работу, в люди, поверх монашеского надевали светское платье, под платок - апостольнпк, так хранили тайну своего пострига. Знаю и такое: закрыли один монастырь, монахи ушли в ближайший колхоз, и председателем колхоза стал игумен монастыря. Много было рядом колхозов, но этот по трудовым показателям был первым - монахи трудились в поте лица и молились, и никто не знал об этом. Так они вынуждены были скрывать свой подвиг.

 

109. С принятием монашества человек, оставляет свою свободную волю. По чьей же воле он начинает жить - по воле духовника?

Воля духовника - это воля Божия. Это мы видим на примере Таинства Исповеди. Как нам узнать - простил Господь наши грехи или нет? Мы подходим к духовнику, каемся в грехах, и Господь видимым образом через духовника прощает нам грехи. Так воля Божия свершается через духовников. В Ветхом Завете Господь для спасения народа посылал пророков. Ныне Он ставит епископов, священников, и через них спасает Свой народ.

 

110. Монах - это слабость или сила духа?

Какой еще монах: если настоящий, истинный - то это сила духа. А тот, который пришел в монастырь, ест-пьет и не молится, так там никакого духа нет, там пустота. Преподобный Серафим Саровский был сильный духом. Он на камне простоял 1000 дней и ночей и победил диавола - вот это сила духа! И, конечно, все, кто решил посвятить свои жизни Господу, кто молится и совершает духовные подвиги, сильны духом - слабому это не по плечу.

 

111. Что надо делать, чтобы стать монахиней?

К одному старцу пришел послушник и говорит: "Отче, я хочу быть монахом. Что мне нужно делать?" Тот снял с головы скуфейку, бросил ее оземь, истоптал ногами и говорит: "Если не будешь истоптан так, как вот эта скуфейка, то ты никогда не станешь настоящим монахом".

Для того, чтобы быть монахом, надо очень много скорбей принять. Надо измолотить свою душу в этих скорбях так, чтобы она устала возмущаться, чтобы уже не роптала, не дергалась. А если человек идет в монастырь и хочет быть монахом, но остается в тщеславии, в гордыне, в обиде, то какая может быть речь о монашестве? Когда человек готовится в монахи, тогда он добровольно идет на Крест со Христом. В монастыре совсем иные законы, не те, что в миру. Там очень тонкие искушения.

Был у нас такой случай. Приезжаю в монастырь и говорю одной послушнице: "Есть возможность поехать отдохнуть - добрый человек устраивает. Это стоит больше миллиона, но нам он готов сделать бесплатно". Она мне: "Батюшка, благословите". - "Бог благословит". У нее первая мысль, первая реакция была от Бога, она приняла это известие с радостью. Что дальше? На другой день к ней пришли такие помыслы: "Ага, от меня хотят избавиться, я им здесь не нужна". И сразу - в обиду. Вот, как интересно наши мысли работают! Правда, в монастыре искушений в тысячи раз больше, чем в миру. И другой я говорю то же самое: "Поезжайте вместе вот с той-то". Она: "Мы взяли уже три билета, можно ли взять еще и вот ту матушку?" - "Нет, она здесь нужна". - "Ага, значит, мы вдвоем с той не нужны? Вы нас отправляете..." Вот, какое извращенное понятие. Как бес быстро работает! Сразу нужные ему мысли в голову дает.

Но когда человек поставил себя на правильный путь, всецело отдался Богу, тогда у него таких искушений уже не будет. Он знает, что человек живет по воле Божией; без нее ни один волос с головы не упадет, ничто не произойдет.

 

112. Угодно ли Богу, если человек уходит в монастырь вопреки желанию родитией?

Многие родители желают сыну или дочери долю семейную и благословляют им при этом уехать куда угодно, хоть заграницу, хоть на край света. Так они представляют счастье своих детей. А вот если юноша или девушка не желают связывать себя брачными узами, а хотят уйти в монастырь, послужить Господу, то родители часто становятся противниками такого решения. Но дети - уже взрослые, они сами уже могут распоряжаться своей жизнью. Сказано в Священном Писании: <И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, полнит во сто крат и наследует жизнь вечную> (Мф. 19, 29). Что может быть выше и чище такого служения?

Другое дело, если мать больная, престарелая, некому за ней ухаживать, а дочь собралась в монастырь. Такой уход Господу неугоден - нельзя бросать одинокого, больного человека, надо ухаживать за ней до конца, а когда выполнишь свой дочерний долг, если Господь благословит, ступай в монастырь.

В Киево-Печерской Лавре был преподобный Феодосии. Родители хотели забрать его, но он просил оставить его в монастыре. Родители били его, возили домой, а он все-равно стремился в Лавру... Знаете, вот когда бывает пост, то мы часть своей плоти должны пожертвовать Господу. Допустим, кто-то из нас был весом 70 кг, а попостились и стали весить 65 кг. Ради Господа пожертвовали 5 кг веса. Человек сам себя жертвует ради Господа.

Многие верующие родители, по примеру родителей Девы Марии, жертвуют детей своих Господу, и Господь принимает эту жертву. Вот, город Иванове пожертвовал несколько матушек, милость Божия будет над этим городом... Помню, когда поступал в семинарию, мать спрашивает:

- А я с кем буду?

- С Господом.

- Ну, тогда ладно уж. Если так, иди. Хотя я и поступил в семинарию, пришлось работать на просфорне, в 5 утра вставал, зарабатывали 50 рублей. Господь помогал, я подрабатывал и высылал маме около 100 рублей каждый месяц.

А потом я маме говорю:

- Я иду в монастырь.

-А я?

-А ты-с Господом! - Ну, как Бог даст, так и будет!

И Господь ее не оставлял. А потом (я уже кончал семинарию) написал прошение о том, чтобы ехать на Святую гору Афон, в Грецию. Мама спрашивает:

- А я с кем?

-А ты - с Господом!

- Ну, ради Господа ничего нельзя жалеть!

 

113. Говорят: "На все воля Божия". Но есть ли воля Божия на то, чтобы погибали младенцы?

Сейчас прекрасная возможность - прийти к Богу. Повсюду открываются храмы, монастыри, идет усиленная молитва, печатается много православной литературы, а народ занят погоней за богатством. У многих души уснувшие, не знаешь, как их разбудить. Уже и огонь адский клокочет под этим человеком, геенна огненная совсем рядом, а он все о временном печется, о земном. Вот тогда последнее средство пробудить такого человека - какая-то чрезвычайная ситуация: тревоги, беды, войны, потери близких, детей. Когда гибнут дети, люди начинают вспоминать о своих грехах, о возмездии за них... Только тогда придет благословение на нашу страну, когда будем исполнять заповеди Божии; тогда всего будет в изобилии, земля будет плодоносить, скот умножаться, благосостояние расти. Но пока об этом можно только мечтать, потому что многие россияне спят в атеистическом гробу и никак не могут проснуться.

 

114. Как научиться быть мужественным духом?

Для того, чтобы быть сильным физически, спортсмены тренируют тело. А для того, чтобы быть сильным духом, надо тренировать душу. Допустим, дали мы себе слово: "С сегодняшнего дня я ни на кого не обижаюсь, все от людей терплю - и поношения, и обиды - все, что посылает мне Господь. Это мои духовные уроки". Поначалу будет трудно, а потом станет легче.

 

115. Часто ропщу на Еву за то, что она согрешила. Если бы не её грех, жизнь была бы другой, я жила бы лучше

Многие ропщут на Еву, что она впала в грех. Грех первых людей вошел в человека, а вместе с грехом вошла в них и смерть. Поэтому-то мы и страдаем.

Мне вспоминается такой пример. У одного отца было две дочери. Они очень часто вспоминали Еву: "Если бы не Ева, нам не надо было бы трудиться в поте лица". Все обвиняли Еву, роптали на нее. Однажды отец, когда они все работали в поле, говорит им: "Я пойду готовить обед, а вы пойдите потрудитесь еще". Когда настало время обеда, дочери пришли, и он им рассказывает: "Вот, в этой кастрюле щи, в этой - каша. А вот здесь - чай". Они его спрашивают: "А в горшочке что?" - "А горшочек открывать нельзя. Ешьте то, что я вам указал. А я пойду поработаю". Они поели щи, кашу, чаю попили. Разговорились: "Интересно, а что же в горшочке. Даван откроем". Когда открыли, оттуда выпорхнула птичка. Хотели ее поймать, но не смогли. Тут приходит отец: "Ну, что, "Евы"? - "Прости нас, отец, все мы одинаковые - любопытные".

 

116. Вы часто говорите, что сейчас для верующих передышка. Значит, снова будут гонения?

Церковь живет только тогда, когда есть гонения. Когда берется сито и просеивается мука, то мусор, шелуха выбрасывается, а просеянная мука идет в дело. Так и в вере: когда идет гонение, "сырой материал", вольнодумцы сразу пугаются (а у диавола самое сильное оружие - наводить страх): "а вдруг с работы вы гонят, из института", и они сразу отходят от Церкви. В Церкви же остаются избранные, полноценные чистые зерна, верные Богу. Такой отбор бывает только при гонениях. Сейчас пока в Думе "думают", воюют за власть, за деньги, за места, Церковь живет, строится; народ ходит каяться, молиться... Так что это передышка. Когда будет новое гонение - неизвестно, может, 20-30 лет пройдет. Россия к тому времени должна проснуться, покаяться; все придут к Богу, и западный мир обратит внимание на Россию, на нашу Церковь.

 

117. Знаю женщину: она часто бывает в храме, молится, постится, но с ней очень тяжело разговаривать, потому что она гневается, раздражается. Отчего у человека бывает такое состояние?

Обычно такое состояние души бывает от невоспитанности, грубости. Человек пронизан не Духом Христовым, а духом зла. В человеке живет злой дух, и поэтому мы видим эти печальные плоды. Когда в человеке обитает Дух Святой, это сразу видно: человек уравновешен, спокоен, он никогда ни о ком плохое не говорит, ничем не возмущается, всем несет только радость. Та женщина, которая молится, но пребывает в гневе, должна поисповедаться по-настоящему и стараться искоренить из себя все пороки и страсти. А если мы раздражаемся, ближнего не прощаем, - это верный признак, что душа стоит на погибельном пути. Даже если ближний нас и обидел, надо учиться прощать его. но, конечно, не так: "Ты меня прости, я имела на тебя обиду, но ты сама во всем виновата. Ты себя не так вела, как нужно". Это не прощение, а самооправдание. Как нужно просить прощение? Человек должен внутренне весь переродиться, все зло в себе сжечь так, чтобы только любовь к ближнему осталась. Подойти к нему без обиды, без раздражения, ласково обнять, поцеловать в плечо или лобик, сказать: "Радость моя! Я очень противная, злая, я - негодная тварь, хуже всякого скота! Ты меня прости". Вот так, от сердца надо попросить. А многие этого секрета не знают.

 

118. Почему бывает так, что после церкви очень скоро уходит из души благодать, там приобретенная?

Может быть потому, что открыли форточку и тепло вышло - языком поболтали и благодать потеряли. Святые отцы говорят, что если только косо на брата посмотрел - благодать отошла. А у нас какое там "косо посмотрел" - как резанем острым языком под самое сердце, рана долгое время кровоточит. А потом еще говорим о благодати! Да какая же там благодать? Надо постараться, дорогие братья и сестры, никогда не гневаться, не возмущаться, не раздражаться. А этому может научиться только тот человек, который обрел у Бога смирение, начав с послушания. И тогда легко станет жить, свободно и хорошо. Но само собой ничего не бывает. Обязательно должна быть борьба. Я одной матушке говорю: "Не жди, что все само по себе придет. Надо работать над собой, отсекать свою волю, страсти. Никого не осуждать и не возмущаться". Мы не чужие, мы все едины. Благодать Божия нас объединяет. Мы все составляем единое Тело Христово, а порознь мы члены Его, клеточки в Теле Христовом. Этим и богата Церковь, глава которой Сам Христос. И это великая милость Божия, что мы с вами являемся детьми Божиими. Ведь Господь не Ангелов, а нас назвал Своими детьми. Вот какое чудо! Господь призвал нас к вечной блаженной жизни, к вечной радости. Так что будем верны Господу, Он ведет нас чудесным путем. Сколько людей, столько в Царство Божие путей.

 

119. Человеку во время богослужения становится плoxo - почему это?

Обычно всем, кто еще полностью не раскаялся, не совершил генеральную исповедь, бывает в храме плохо. Благодать Божия действует, а душа грязная, не вмещает ее, вот человеку и становится плохо. Особенно часто это бывает во время венчаний. Храм свободный, светлый, воздух чистый; начинается венчание; женщине дурно, она теряет сознание, падает... Тому же, кто чистосердечно покается во всех грехах, начнет молиться, благодать Божия помогает возрастать духовно; такому человеку в храме хорошо. Слыша церковное пение и чтение, он погружается в океан Любви. И Любовь Божественная такова, что человек в ней утопает, забывая о том, где он - на Небе или на земле. И долгая служба (а на Афоне она по 14-15 часов) пролетает для него мигом, незаметно. Он только вошел в храм, очнулся от молитвы - а уж и служба кончилась! Но это только у тех, кто постоянно пребывает в молитве, кто настраивает себя на молитву с утра. Придет в храм, а его внутренняя молитва подхватывается слабой...

 

Date: 2015-08-15; view: 1048; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию