Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А,г,е68. г 80. г. Диалектика определяется как система принципов, зако­нов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в





Диалектика определяется как система принципов, зако­нов и категорий, которые в своей совокупности отражают целостность объективного мира и его познание в беспрерыв­ном изменении и развитии. При этом под принципами подра­зумевают общие и универсальные, основополагающие идеи, критерии, которые определяют смысл и роль всех других эле­ментов в системе. В современных концепциях диалектики наи­более весомая роль принадлежит принципу связи и принципу развития. 6.

6. закон диалек­тической противоречивости — это закон, в силу которого всем вещам, системам, явлениям и процессам присущи внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Взаи­модействие, борьба между ними выступают источником изменения и развития, ведут к нарастанию противоречий, которые разрешаются на определенном этапе путем исчезновения ста­рого и возникновения нового.

7. Противоречия в окружающем нас мире многогранны; их принято классифицировать по различным основаниям. Одной из самых распространенных является следующая классифи­кация: 1) по форме проявления — внутренние и внешние; 2) по роли в развитии — основные и неосновные; 3) по характеру возникновения — необходимые и случай­ные; 4) по типу в обществе — антагонистические и неантагонистические.

8. Во-первых, этот закон раскрыва­ет источник всякого движения и развития, то есть дает ответ на самые важные и существенные вопросы теории развития. Во-вторых, этот закон является основой всех остальных законов и категорий диалектики, в каждом из которых мы находим про­тивоположности, связанные отношением единства и противо­действия. В-третьих, закон диалектической противоречивости определяет главное содержание диалектического метода позна­ния, требуя раздваивать в мышлении единое и изучать его противоположности, объединяя их анализ с дальнейшим синтезом.

9. Анализ процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенность, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Суть этих изменений проявляется в том, что посте­пенные количественные изменения накапливаются, увеличи­вая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания по­ступательности в развитии. Тут действует всеобщий закон бытия — закон взаимного перехода количественных и каче­ственных изменений.

10. Закон отри­цания — это закон, в силу которого процесс развития представляет собой бесконечную цепь диалектических отрицаний старого новым при сохранении и удержании (снятии) в новом всего характерного и жизненно важного из предыдущих этапов разви­тия и имеет в целом поступательную, восходящую направлен­ность.

11. Категории диалектики можно разделить на два вида: суб­станционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представле­ния о связях этих категорий с другими. Что же касается катего­рий соотносительных, то они являются органически связан­ными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким кате­гориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; слу­чайность и необходимость; возможность и действительность.

12. Метафизика — это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором игнорируются или упрощенно рас­сматриваются взаимосвязи и взаимодействия явлений и пред­метов, а процесс развития трактуется, прежде всего, как количе­ственное увеличение объектов без их качественного изменения.

13. Альтернативность диалектики и метафизики как двух кон­цепций развития и методов познания состоит: а) в понимании связей предметов и явлений. б) в понимании направленности развития.. в) в понимании характера развития, «механизма» перехода от старого к новому качеству. г) в понимании направленности развития. д) в понимании метода познания.

14. Эклектика (от греч. выбираю) — это ме­ханическое объединение в одном учении разнородных, не совместимых элементов, которые беспринципно заимствова­ныиз противоположных концепций; использование и подта­совка с определенной тенденциозной целью вырванных из контекста фактов, формулировок, цитат и т. п.

15. Синергетика (от греч. — общий, согласованно дей­ствующий) — это направление межотраслевых исследований, объект которых — процессы самоорганизации в открытых систе­мах физической, химической, биологической, экологической и другой природы.

16. Агностицизм (от греч. — знание, познание) — это философское учение, которое ставит под сомнение возможность достоверного познания сущности дей­ствительности.

17. Познание включает в себя следующие элементы:

1) субъект познания — это тот, кто действует, влияет на объект.

2) объект познания — это фрагмент (часть) объективной реальности (социальной, природной, правовой и т. д.), кото­рый включен в человеческую деятельность и познание.

3) посредники познания — это средства познания как мате­риального характера (орудия труда, приборы, инструменты, ЭВМ и т. п.), так и идеального (понятия, категории, художе­ственные образы, нравственные нормы, научные теории, кон­цепции и т. п.).

18. Различают чувствен­ное и рациональное познание. Чувственное познание является начальным и вообще предпосылкой познания. Оно возника­ет при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта и имеет три формы: ощущение, восприятие и представление.

Формы рационального познания — понятие, суждение, умозаключе­ние — дают возможность проследить закономерности в разви­тии природы и общества.

19. Современная теория познания основана на таких принципах: принцип объективности,; принцип познаваемости; принцип активного, творческого отражения; принцип диалектики; принцип практики; принцип конкретности истины.

20. Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники античности. В то время формировалось Общее представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселенной, роли человека и общества, его связи с Космосом.

Природа здесь не противопоставля­лась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон органи­зации, мерило мудрости.

21. В широком значении природа – это бытие, вселенная, весь объективный мир во всем многообразии ёё форм. В узком значении природа – это часть объективного мира с которым взаимодействует общество.

22. Природа влияет на общество таким образом: 1) дает средства к существованию; 2) природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики.; 3) природа ускоряет или замедляет развитие производи­тельных сил.; 4) природа может уничтожать результаты человеческой де­ятельности.; 5) природа влияет на формирование и развитие обществен­ного сознания.

23. Основные направления экологической политики такие:

Ø усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, растений;

Ø совершенствование управления охраны природы;

Ø внедрение безотходных и малоотходных технологий;

Ø улучшение экологического образования и воспитания.

24. Динамику населения Земли изучает специальная наука — демография.

25. Сложной и острой проблемой системы «природа — общест­во» является демографическая проблема. Экология человека, обеспечение условий для воссоздания генетически, физически и духовно здорового человека — задача чрезвычайно важная, не менее важная, чем обеспечение условий для сохранения окружающей среды.

26. Принято считать, что исторически первой формой диалектики является стихийная диалектика древних философов — наивная диалектика бытия и познания без проникновения в суть процессов.

Диалектика Гегеля создала предпосылки для возникнове­ния следующей формы диалектики, в которой немецкие фило­софы Карл Маркс и Фридрих Энгельс попробовали сделать но­вый шаг — соединить материализм с диалектической логикой. Результатом стало создание третьей исторической формы диа­лектики (вторая половина XIX века). В последние годы некоторые исследователи, характери­зуя диалектику Гегеля и материалистическую диалектику как классическую, выделяют и четвертую, неклассическую форму диалектики.

27. Определим характерные особенности классической диа­лектики. Во-первых, классическая диалектика является таким спо­собом понимания мира, при котором действительность осмыс­ливается с позиции всеобщей взаимосвязи предметов и явле­ний, их взаимообусловленности и постоянного изменения. Во-вторых, диалектика признает существование диалекти­ки объективной и субъективной.

В-третьих, внутреннее содержание, логический каркас ди­алектики как науки создают

ее принципы, законы и катего­рии. И в четвертых, особенностью диалектики является то, что она выполняет роль и теории, и методологии.

28. Объективная диалектика — это взаимосвязь и развитие при­родных и социальных явлений. Она существует независимо от субъекта, от человека и человечества. Субъективная диалекти­ка — это диалектика мышления субъекта и познание им объек­тивного мира. Каково же их соотношение? С позиции материалистического периода субъективная диалектика отражает объективную. Объективная и субъективная диалектика совпа­дают по смыслу (общим у них является содержание — единая диалектическая закономерность развития действительности). Но в то же время они различаются по форме, так как мышление имеет свои особенности по сравнению с другими сферами действительности, свою внутреннюю логику развития. Объективная диалектика отражается в мышлении: в субъективной и идеальной формах.

29. Противоположность – философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, которые взаимообуславливают и взаимоисключают друг друга (ассимиляция – диссимиляция, изменчивость – наследственность, производство – потребление, добро – зло и пр.).

30. Законы диалектики выражают всеобщие существен­ные связи в процессе развития. Они выполняют важную мето­дологическую функцию в создании ее теории. Всеобщих зако­нов в диалектике три: закон диалектической противоречивости, закон взаимного перехода количественных и качественных из­менений и закон отрицания.

31. В современных концепциях диалектики наиболее весомая роль принадлежит принципу всеобщей связи и принципу развития. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет мно­жество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с другими и принима­ет участие во взаимодействии с другими объектами. Не суще­ствует объектов, которые бы существовали вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаи­мосвязей и взаимодействия объектов и состоит один из существенных признаков диалектики и содержание принципа все­общей связи.

32. Законы развития: закон диалек­тической противоречивости, закон взаимного пере­хода, количественных и качественных изменений, закон отрицания

33. категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исходными принципами познания и духов­но-практического преобразования действительности.

Категории диалектики можно разделить на два вида: суб­станционные и соотносительные. Первые — это те категории, которые используются в отдельности, независимо от других. К таким относят категории «бытие», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», «противоречие» и т.д. Что же касается катего­рий соотносительных, то они являются органически связан­ными друг с другом, в процессе познания предполагают друг друга; уяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким кате­гориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; слу­чайность и необходимость; возможность и действительность.

34. Когда речь идет об альтернативах диалектики, имеются в виду противоположные или не схожие с диалектикой концепции развития, методы познания, способы духовного освоения мира, то есть отличные от диалектики мировоззренческие и методо­логические установки. Одной из таких альтернатив диалектики является метафизика, или метафизический метод мышления. В этом плане метафизика рассматривается как антидиалектика.

35. В философии наблюдаются два направления такой абсолютизации — сенсуализм и рационализм. Представи­тели сенсуализма делают акцент на том, что все знания, кото­рыми владеет человечество, выведены из чувственного опыта; что ощущение является единой цепью, соединяющей человека с внешним миром. Рациональные формы познания сенсуали­сты считают спекулятивными, надуманными, не отвечающи­ми истине. А рационализм утверждает: только на основе рацио­нального мышления возможно познать сущность процессов и явлений; чувственные формы познания — лишь предпосыл­ка возникновения знаний на ранних стадиях цивилизации.

36. Истина — это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта.

37. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентриче­ской системы мира. Он обосновывал, что Земля — одна из рядовых планет и вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Таким образом, была подорвана религиозная теория геоцентризма.

38. Существенно меняется отношение к природе с утверждени­ем христианства, которое рассматривает ее как воплощение материального первоначала, как «низ», противостоящий абсо­лютному духовному, то есть Богу.

39. В эпоху Возрождения одним из главных завоеваний фило­софской мысли было развитие натурфилософии. Она выдви­нула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Выдающимся научным открытием, которое способствовало освобождению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентриче­ской системы мира. Итальянский философ Джордано Бруно (1548— 1600) выдвинул идею о бесконечности природы и бесчислен­ности миров. Его соотечественник физик, астроном и мате­матик Галилео Галилей (1564—1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной системы.

40. В Новое время природа впервые стала объектом тщательно­го научного анализа. Перед наукой была поставлена задача усилить (еще больше закрепить) власть человека над природой. Объектом науки считалась природа, а ее целью — превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца.

41. Формирование представлений о природной среде, непо­средственно окружающей человека, привело к созданию уче­ния о биосфере. Оно было создано трудом многих исследова­телей природы. Сам термин «биосфера» (от греч. жизнь и – шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс.

42. Объем природной среды не остается постоянным. Он рас­ширяется по мере углубления познания и расширения масш­табов преобразующей деятельности человека. Сегодня при­родная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.

43. Законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга:

§ если законы природы действуют как «слепая» необходи­мость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей;

§ если законы природы вечны, то законы общества ограни­чены временем существования человеческого общества, а не­которые — рамками одной или нескольких общественно-эко­номических формаций;

§ если в природе действуют и динамические, и статиче­ские закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенден­ции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;

§ общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через лю­дей, внешне, случайно.

44. В XX веке получило развитие еще одно течение географиче­ского детерминизма — геополитика. Это доктрина, которая пыталась оправдать захватническую политику государств осо­бенностями природной среды, в частности их географическим положением, богатством или бедностью недр, темпами при­роста населения и т.п.

45. Общество влияет на природу: 1. общество расширяет объем и пределы использования природной среды. 2. общество изучает и осваивает природу «в глубь». 3. общество усиливает интенсивность использования при­родных ресурсов путем: а) увеличения объема использования природных ресурсов; б) вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались; в) повышения эффективности использования природных ресурсов; 4.общество влияет на структуру окружающей природной среды. 5. общество направляет свои усилия на воссоздание при­роды.

46. Выход из демографиче­ской проблемы состоит в переходе человечества к двух-, трехдетным семьям по принципу «новый человек — только на сме­ну умершему», в сохранении более-менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и пр.

47. человек — живое существо, которое имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно, целеустремленно преобразо­вывать мир и самого себя.

индивид — это отдельно взятый представитель человеческого рода с присущими ему непов­торимыми индивидуальными качествами.

Личность — это наивысшая степень духовного развития человека, представ­ляющая собой устойчивую совокупность социально значимых ка­честв, характеризующих индивид как уникальную субъектив­ность, способную осваивать и изменять мир.

48. Духовная жизнь общества – это многогранные процес­сы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельно­сти людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений, а также процессы производства общественных и индивидуаль­ных идей и их восприятие.

49. Выделяют такие формы общественного сознания, как: политическая, правовая, моральная, эстетическая, рели­гиозная, философская, научная и т. п.

50. Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а так­же результатов этой деятельности, воплощенных в материаль­ных и духовных ценностях.

51. Функции культуры:

Преобразовательная функция.

Познавательная, или гносеологическая функция.

Коммуникативная функция.

Регулятивная, или нормативная функция.

Функция эмоционального регулирования жизнедеятельности человека.

Ценностно-ориентационная функция.

Человекотворческая, или гуманистическая функция.

 

 

52. б 64. Гераклит 76. в

53. г 65. в 77. в

54. б,в,д,е,ж 66. д 78. б,г,д

55. г 67. ж 79. д

а,г,е68. г 80. г

57. б,г,д 69. в 81. д

58. д 70. а 82. Пифагор

59. б 71. а,г,д,ж

Date: 2015-07-27; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию