Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причинные и непричинные связи в психологии





 

Важным новым качеством, вытекающим из эксперимента Белла в квантовой теории, является нелокальность, которая означает, что систему нельзя объяснить указанием на взаимодействие ее частей в данном месте. Нелокальность подразумевает, что самые тонкие свойства системы зависят от целого.

Существуют резкие различия между системами, мир которых зависит от ненарушенной целостности, и системами, поведение которых можно понять на основании связей между взаимодействующими частями. Мы знаем это не только из физики, но и из психологии взаимоотношений. Некоторые аспекты взаимоотношений можно понимать с точки зрения причины и следствия, а для других требуется понятие синхронности или, как его определял Юнг, «значимого совпадения». Виктор Мэнсфильд и Марвин Шпигельман предложили параллель между взаимосвязью фотонов в эксперименте Белла и взаимосвязями между людьми в понятии синхронности у Юнга6.

Давайте подумаем об общении между людьми. Рассмотрим видимые сигналы двух человек, разговаривающих друг с другом, записанные на видеопленку. Сигналы одного человека, видимые на пленке, можно связать с сигналами второго человека различными способами.

Во-первых, сигналы двух человек могут быть связаны причинным образом. То, как мы реагируем на других, зависит от того, что они делают, а то, что они делают, отчасти представляет собой реакцию на то, что делаем мы. В данном случае мы имеем двух человек, две отдельные сущности, в видимом и причинно-связанном общении.

Чтобы дальше думать об общении между людьми, допустим, что два человека – Боб и Шэрон – приходят к вам за помощью и вы решаете записать на видеопленку их общение, чтобы вы потом могли изучать его вместе с ними. Допустим, Боб чувствует себя худшим, когда Шэрон чувствует себя лучшей. Представим себе, что оба они – обычные вежливые люди; когда у нее приподнятое настроение, он слишком стесняется, чтобы говорить о том, что чувствует себя подавленным. Поэтому они продолжают действовать так, как будто их ничего не беспокоит.

Теперь представьте себе их невербальные телесные сигналы. Когда Боб пытается притворяться счастливым и спрашивает Шэрон, как у нее дела, Шэрон высоко поднимает голову и гордо говорит: «У меня все прекрасно, а у тебя?» Когда Боб видит ее гордые сигналы, его голос колеблется, его голова опускается, он горбится и опускает плечи. Тем не менее, он отвечает как можно веселее: «Я рад тебя видеть». Все еще с поднятой головой, Шэрон говорит, что ей тоже приятно видеть Боба. Он пытается улыбаться, но его невербальные сигналы все больше и больше показывают, что он несчастлив.

На этом этапе их сигналы кажутся причинно-связанными. Вы можете видеть, как сигналы, с которыми он сознательно не отождествляется, – тон его голоса, опущенная голова, впалая грудь и так далее – причинно связаны с движением ее головы, с ее аурой превосходства. Более того, чем более подавленным он выглядит, тем выше она задирает нос. Если бы вы записывали на видеопленку это взаимодействие, то увидели бы, что ее сигналы «превосходства» приходили на долю секунды раньше его реакции подавленности. Это выглядит так, как будто ее сигнал превосходства вызывает его подавленность.

Мы можем выявить причинную последовательность общения: кажется, что ее сигналы вызывают его сигналы. В терапии крайне важно показывать, как сигналы одного партнера причинно связаны с сигналами и психологией другого партнера. Причинное мышление может быть полезным. Оно имеет локальную ориентацию и индивидуальный фокус. Оно может помогать нам видеть, как поведение одного человека связано с поведением другого. То, что происходит в одном человеке, можно понимать по другому человеку. Если одна голова поднимается, другая реагирует на это и опускается. Оба партнера становятся ответственными за события. Работая с ними, вы могли бы сказать что-нибудь вроде: «Боб, ты выглядишь таким подавленным, когда Шэрон выглядит такой гордой».

Теперь допустим, что вы изучаете ту же видеозапись еще более внимательно, чем в первый раз, и замечаете, что трудно, если не невозможно, определить, кто что делал первым. Сперва вы должны ответить – что такое сигнал? Когда сигнал начинается или заканчивается? На самом деле, чем точнее становятся ваши наблюдения движений головы Шэрон и Боба, тем больше вы должны спрашивать, что составляет сигнал. Должны ли мы учитывать внезапные интуитивные догадки, которые вы не можете видеть на видеозаписи? Должны ли вы включать в рассмотрение собственное состояние ума или их довербальные сигналы, которые предшествовали движениям их голов? Надо ли вам определять, какие импульсы предшествовали каким телесным жестам? Его голова опускалась после того, как ее поднималась, но он стиснул зубы до того, как она подняла голову. Почему? Вообразите, что мы спросили об этом Боба, и он сказал, что пытался скрыть определенное чувство несчастья, которое он испытывал, когда видел Шэрон.

Иными словами, происхождение макроскопических сигналов в ОР, включавших в себя движения головы, оказывается неопределенным. Могла ли его подавленность вызвать ее чувство превосходства или все было наоборот? Мы не всегда можем определять причинность ситуации, поскольку в психологии лишь некоторые события – вроде направления движения головы вверх или вниз – представляют собой сигналы ОР. Другие сигналы относятся к НОР, и у нас нет никакого общего мнения в отношении их существования. Эти чувственные импульсы, или подпороговые чувства, невозможно легко увидеть на нашей видеозаписи.

Мы встречались с сигналами НОР в феноменах квантового заигрывания сцепленных фотонов, которые связаны друг с другом вне пространства и времени. Мы можем считать Боба и Шэрон аналогичным образом сцепленными, чувственно взаимосвязанными вне пространства и времени. Люди заигрывают друг с другом многими способами.

Таким образом, одно возможное объяснение взаимосвязи между людьми или фотонами состоит в том, что сигналы путешествуют быстрее света; еще одно – это интерпретация Бома, которая предполагает, что люди и фотоны связаны в чувственной Вселенной ненарушенной целостности. В еще одном объяснении люди и фотоны заигрывают друг с другом в НОР. В чувственном мире квантовые заигрывания происходят нелокально.

 

Date: 2015-08-15; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию