Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие положения об акционерном обществе





 

Акционерные общества являются распространенным видом коммерческих организаций, поэтому четкое правовое регулирование их деятельности является основой для эффективного функционирования как отдельной организации, так и экономики государства в целом. В статье рассмотрим общие положения об акционерных обществах - правовое регулирование, признаки, отличительные черты.

Прежде напомним, что в рамках проводимой реформы гражданского законодательства был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ), существенным образом изменяющий положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о юридических лицах. Законом N 99-ФЗ внесены изменения в главу 4 части первой ГК РФ, которые значительно затрагивают правовое положение акционерных обществ.

Прежде всего Законом N 99-ФЗ упраздняется ряд организационно-правовых форм, среди которых наиболее популярной является закрытое акционерное общество. Вводятся следующие виды коммерческих организаций:

- хозяйственные товарищества и общества;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- хозяйственные партнерства;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В настоящее время хозяйственные общества могут создаваться только в следующих организационно-правовых формах:

- акционерное общество (статьи 87 - 94 ГК РФ);

- общество с ограниченной ответственностью (статьи 96 - 104 ГК РФ).

Акционерные общества являются одной из форм хозяйственных обществ. Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также защита прав и интересов акционеров определяется ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ).

С 1 сентября 2014 года открытые и закрытые акционерные общества заменены на публичные и непубличные общества. Об этом нам говорят новые статьи 66.3 и 97 ГК РФ.

Публичными являются акционерные общества:

- акции которых публично размещаются (путем открытой подписки);

- акции которых публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (то есть обращаются на организованных торгах или обращаются путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц);

- а также акционерные общества, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Непубличными являются:

- общества с ограниченной ответственностью;

- акционерные общества, которые не отвечают вышеперечисленным признакам.

Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ (до 1 сентября 2014 года) и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (пункт 11 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).

По правилам пункта 1 статьи 97 ГК РФ публичное акционерное общество обязано представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Таким образом, чтобы размещать акции публично, следует внести изменения в фирменное наименование. Как только акционерное общество примет статус публичного, положения устава и внутренних документов общества, противоречащие правилам о публичных акционерных обществах, сразу же станут недействительными.

В целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц Банк России в письме от 18 августа 2014 года N 06-52/6680 рекомендует акционерным обществам, отвечающим признакам публичных акционерных обществ, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, раскрыть информацию о соответствии их признакам публичных акционерных обществ.

Для непубличных обществ обязательное указание на "непубличность" в фирменном наименовании не предусмотрено. Тем не менее акционерное общество, не являющееся публичным, вправе представить для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является непубличным (пункт 1 статьи 97 ГК РФ). В непубличных акционерных обществах акции и ценные бумаги размещаются по закрытой подписке и публично не обращаются.

Акционерное общество создается с целью получения прибыли и может заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. При этом для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии). Срок деятельности не ограничен, если иное не установлено уставом общества. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей либо учредителя. Учредителями общества могут выступать граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Число участников (акционеров) непубличного общества не должно превышать пятидесяти. Число участников (акционеров) публичного общества при этом не ограничено.

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.

Кроме того, для управления публичным акционерным обществом в нем организуется коллегиальный орган, состоящий минимум из пяти членов. Как отмечено в пункте 4 статьи 65.3 ГК РФ, коллегиальный орган управления контролирует деятельность исполнительных органов общества и выполняет иные функции, возложенные на него законом или уставом общества.

Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются Законом N 208-ФЗ и уставом акционерного общества.

Отметим, что непубличное акционерное общество может вовсе не формировать коллегиальный орган управления общества.

Устав акционерного общества является его единственным учредительным документом и утверждается учредителями (участниками) (пункт 3 статьи 98 ГК РФ).

Закон N 208-ФЗ также не предусматривает иных, помимо устава, учредительных документов акционерного общества. Поэтому устав является в отличие от иных локальных документов организации основным и самым важным документом.

Правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам акционерных обществ, содержатся в пункте 4 статьи 52 ГК РФ (общие требования к уставам любых юридических лиц), в пункте 3 статьи 98 ГК РФ (требования к уставам акционерных обществ), в пункте 3 статьи 11 и других статьях Закона N 208-ФЗ, а также в других федеральных законах.

С момента государственной регистрации требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 ГК РФ устав акционерного общества должен содержать следующие сведения:

- фирменное наименование общества;

- место нахождения общества;

- условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве;

- размер уставного капитала общества;

- права акционеров;

- состав и компетенцию органов общества;

- порядок принятия органами общества решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

В уставе акционерного общества также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законом. Следовательно, указанный перечень не является исчерпывающим.

Например, уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества (пункт 5 статьи 97 ГК РФ). Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 ГК РФ. Так, в соответствии с данной нормой в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом об акционерных обществах, акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг.

Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и Законом N 208-ФЗ (абзац 2 пункта 5 статьи 97 ГК РФ).

Кроме того, по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть дополнительно включены следующие положения:

- о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников общества, за исключением вопросов:

- внесения изменений в устав общества, утверждения устава в новой редакции;

- реорганизации или ликвидации общества;

- определения количественного состава коллегиального органа управления общества и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

- определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

- увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

- утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов общества;

- о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;

- о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;

- об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

- о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;

- о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества;

- о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;

- об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ или Федеральным законом N 208-ФЗ;

- иные положения в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 208-ФЗ.

Так, уставом акционерного общества, не являющегося публичным, могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.

Отметим, что приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК РФ уставы юридических лиц могут быть типовыми. Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. В этих случаях в устав юридического лица не включаются сведения:

- о наименовании;

- о местонахождении;

- о порядке управления деятельностью юридического лица;

- другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов.

Акционеры вправе вносить изменения в устав. Изменения, вносимые в устав, подлежат обязательной государственной регистрации. В течение трех дней с момента внесений изменений в устав общество обязано сообщить об этих изменениях в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его минимальный размер определяется статьей 26 Закона N 208-ФЗ, согласно которой минимальный уставный капитал публичного акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а непубличного акционерного общества должен составлять не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

Законом, о котором идет речь, является Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", статьей 5 которого установлено, что исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, с января 2001 года производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, минимальный размер уставного капитала публичного акционерного общества в настоящее время равен 100000 рублей, а непубличного акционерного общества - 10000 рублей.

Срок оплаты уставного капитала - в течение года с момента государственной регистрации, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. При этом не менее 50% акций должно быть оплачено в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации общества.

Еще одним важным для акционерных обществ изменением является необходимость передачи к 1 октября 2014 года полномочий по ведению реестра акционеров специализированным организациям - так называемым регистраторам (подпункт 1 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ).

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ в ГК РФ был внесен пункт 2 статьи 149, закрепляющий возможность ведения реестра держателей ценных бумаг только лицами, получившими соответствующую лицензию.

К таким реестрам относится и реестр акционеров, для передачи функций по ведению которого был установлен специальный срок - до 1 октября 2014 года.

Таким образом, публичные акционерные общества, которые не имеют такой лицензии, обязаны к 1 октября 2014 года заключить договор на ведение реестра акционеров с регистратором - профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра и имеющим лицензию на осуществление данного вида деятельности.

Непубличные акционерные общества обязаны подтвердить принятие решений общего собрания участников и состав участников непубличного акционерного общества, присутствовавших при его принятии - путем нотариального удостоверения или регистраторам (подпункт 2 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ.

Акционерные общества для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (пункт 5 статьи 67.1 ГК РФ).

Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются Законом N 208-ФЗ и законами о ценных бумагах.

В соответствии со статьей 104 ГК РФ акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Такое решение должно быть принято с соблюдением всех требований закона и учредительного документа. Акционерное общество также может быть ликвидировано по решению суда.

Общие нормы о ликвидации акционерного общества закреплены в ГК РФ, а именно в статьях с 61 по 64.

Так, в силу статьи 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Нормы всех специальных законов, регламентирующих деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы, в целом повторяют и развивают (что объяснимо иерархией нормативно-правовых актов) положения ГК РФ.

Общий порядок ликвидации акционерных обществ устанавливается статьями 21 - 24 Закона N 208-ФЗ.

В части 1 статьи 21 Закона N 208-ФЗ закреплено, что общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований данного Закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а именно ГК РФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (часть 2 статьи 21 Закона N 208-ФЗ).

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Согласно части 3 статьи 21 Закона N 208-ФЗ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (часть 4 статьи 21 Закона N 208-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 208-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев от даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества (смотрите статью 64 ГК РФ).

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

Согласно пункту 5 статьи 22 Закона N 208-ФЗ, если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (смотрите Постановление ФАС Центрального округа от 1 апреля 2013 года по делу N А48-4616/2009).

Пункт 6 статьи 22 Закона N 208-ФЗ регламентирует, что выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленном статьей 64 ГК РФ.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров (пункт 7 статьи 22 Закона N 208-ФЗ) (смотрите Постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 октября 2005 года по делу N Ф03-А04/05-1/2881).

Статья 23 Закона N 208-ФЗ разъясняет порядок распределения имущества ликвидируемого общества между его акционерами.

В соответствии с пунктом 1 этой статьи оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Закона N 208-ФЗ;

- во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

- в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

В пункте 2 статьи 23 Закона N 208-ФЗ закреплено, что распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам - владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами - владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

В соответствии со статьей 24 Закона N 208-ФЗ ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

С этого момента в частности прекращаются все обязательства общества, завершение процедуры ликвидации акционерного общества влечет также прекращение прав, удостоверенных акцией, и прав на акцию.

Порядок государственной регистрации факта ликвидации акционерного общества установлен в Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Этот порядок един для юридических лиц любой организационно-правовой формы, для хозяйственных обществ этот Закон не предусматривает исключений или дополнений.

 

Date: 2015-08-15; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию