Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 1 памятка по выполнению курсовой работы





1) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Курсовая работа направлена на:

· систематизацию, закрепление и расширение на основе самостоятельного обучения теоретических знаний, получаемых в рамках лекционных и семинарских занятий;

· мобилизацию индивидуальных ресурсов студентов на самостоятельное усвоение отдельных тем и разделов учебной программы;

· развитие умения поставить цель и сформулировать задачи исследования, а также приобретение навыков анализа общих и отдельных проблем, касающихся мирохозяйственных связей, с использованием статистических, математических и других методов;

· выработку у студентов приемов и навыков научно-исследовательской деятельности, самостоятельности в формировании обоснованных выводов и рекомендаций по изучаемым экономическим проблемам в сфере развития международных экономических отношений.

 

Достижению поставленных целей способствует решение конкретных задач:

ü выбор темы, соответствующей учебному плану курса мировой экономики, индивидуальным интересам и способностям студента;

ü разработка плана и графика работы;

ü подбор и изучение литературных источников, Интернет-ресурсов и фактического материала;

ü обработка и анализ собранного материала, обоснование выводов, обобщений и рекомендаций;

ü оформление работы в соответствии с требованиями к выполнению письменных работ;

ü защита курсовой работы.

 

При выполнении работы необходимо учитывать следующие требования:

1. Тема работы должна соответствовать учебной программе курса мировой экономики, быть предметной, актуальной, иметь научную и практическую значимость.

2. План работы должен иметь внутреннее единство, строгую логику, где выделенные пункты (названия глав, параграфов) раскрывают содержание темы, а представленный текст соответствует названию глав и параграфов.

3. Работу нужно оформить таким образом, чтобы заимствованный текст (цитаты, схемы, таблицы, графики) был снабжен указателем источника.

 

2) ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

2.1. Выбор темы и составление плана

Начальным этапом работы студента является выбор темы. Список тем рекомендуется кафедрой и представлен в данном методическом пособии. По согласованию с научным руководителем допускаются отдельные изменения и уточнения названия темы. Ко времени выбора темы некоторые разделы курса еще не изучены, студенты имеют по ним лишь общее представление, то для снятия возникающих затруднений учащиеся могут предварительно проконсультироваться с научным руководителем или самостоятельно ознакомиться с содержанием незнакомых разделов курса по учебной литературе.

После выбора темы и уяснения содержания курсовой работы необходимо составить предварительный (рабочий вариант) плана, согласовать его с научным руководителем.

 

2.2. Подбор и изучение источников

Подбор литературы начинается с ознакомления с предметным и систематическим каталогами библиотек. Очень важно, чтобы студент использовал самый новый материал, в том числе тот, который еще не включен в библиографические указатели. Для этого, кроме книг и брошюр, необходимо познакомиться с содержанием таких журналов, как "Бюллетень иностранной коммерческой информации" (БИКИ), "Мировая экономика и международные отношения", газет "Экономика и жизнь" и др. Наличие публикаций по интересующей проблеме можно определить в последнем, обычно двенадцатом номере журнала за каждый год в разделе "Перечень статей, опубликованных за год".

Отбирая литературу, необходимо полностью и правильно выписывать название работы, ее авторов, все выходные данные (место и год издания, издательство), библиотечные шифры. Лучше всего, если эти данные по каждой работе будут выписаны отдельно. Пользоваться общественными библиотеками могут не все. Недоступность книгохранилищ можно постараться компенсировать.

Во-первых, часть необходимых книг целесообразно купить. Это накладно для семейного бюджета, но дешевле, чем регулярно обращаться за ними в библиотеку. К таким книгам относятся, например, базовые учебники, справочники, словари, энциклопедии, законодательные акты, труды классиков по экономической теории и менеджменту.

Во-вторых, следует обратить внимание на большой массив информации, не хранящейся в библиотеках. Это электронная почта и рынок CD-Rom-ов –компактных электронных носителей информации.

В-третьих, значительная часть ценной информации по международным экономическим отношениям и внешнеэкономической деятельности предприятий концентрируется в банках, биржах, коммерческих предприятиях, в исследовательских институтах, управленческих структурах.

В-четвертых, большой объем информации можно почерпнуть в сети Интернет, здесь важно уделять внимание качеству и достоверности источников информации, в первую очередь следует обратить внимание на статистические данные и научные статьи, размещаемые международными государственными и негосударственными организациями, правительствами разных стран и пр.

Некоторые студенты имеют возможности доступа к этим источникам информации и могут эффективно воспользоваться ими.

При работе с аналитическими материалами главное внимание уделяется тем разделам книги, статьи, электронного ресурса, которые непосредственно связаны с вопросами плана. При этом следует обращать внимание на расхождения и особенности трактовки одних и тех же вопросов разными авторами, что позволит в последующем избежать сугубо повествовательного характера изложения темы, придать работе остроту и полемичность. Знакомясь с литературой, следует брать на заметку и технические приемы анализа (формы, таблицы, методы группировки данных), которые используют авторы для доказательства тех или иных положений, так как вполне вероятно, что они могут быть применены в работе.

 

2.3. Систематизация литературного материала, обоснование выводов, обобщений и рекомендаций

Собранный в виде разного рода выписок материал нуждается в определенной систематизации, один из вариантов которой может состоять в следующем. Рядом с каждой выпиской (на полях) ставится определенный шифр, например: 1,2. Это будет означать, что данная выписка может быть использована при написании главы 1 п.2. Если записи делаются на одной стороне листа, то его можно потом разрезать и распределить по соответствующим главам и параграфам.

Особую убедительность аргументации любого исследования (в том числе студенческой курсовой) придает использование статистических и других фактических данных. Их анализ способствует выявлению причин, тенденций и закономерностей развития мирового хозяйства. В курсовых работах следует чаще опираться на цифровой материал, почерпнутый из статистических сборников, отчетов предприятий, газет, журналов, социологических обследований. Выводы можно сделать в каждом параграфе или главе, а наиболее значимые выносить в заключение.

Следует продумать и свои практические рекомендации, предложения, направленные на дальнейшее развитие теории и совершенствование практики в исследуемой сфере мировой экономики.

Заключение или выводы по проведенному научному поиску, изложение предложений, рекомендаций, своей позиции – главная ценность проведенной студентом научной работы.

 

3) ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Важное значение в систематизации собранного материала имеет разработка чернового варианта курсовой работы. На этой стадии осуществляется окончательная оценка собранных материалов, их группировка по главам и параграфам, формулировка обобщений и выводов, редактирование текста, приведение его содержания и объема в соответствие с ниже перечисленными требованиями.

Введение (1-2 страницы). Содержит обоснование актуальности избранной темы, краткую характеристику объекта (предмета) исследования, определение целей и задач работы, оценку разработанности этой проблемы на данный момент времени, краткую характеристику используемой литературы, обоснование выбора рассматриваемых вопросов и логики исследования.

Основная часть курсовой работы состоит из 2-3 глав, которые обычно начинаются постановкой того или иного вопроса (чему посвящена глава), раскрытием его основных сторон, обоснованием выдвинутых положений (фактами, цитированием документов, цифровыми данными, примерами и т.д.). В целях достижения сбалансированности работы теоретические положения должны служить основой анализа практики во всех разделах исследования.

Необходимо стремиться к обобщению фактического материала, выявлению причинно-следственных связей, тенденций, объективной оценке и аргументированности своих посылок. Важно выявить факторы – движущие силы – в существенной степени определяющие характер и результаты изучаемого процесса. Наиболее очевидным методом исследования здесь является сравнительный анализ данных, как правило, за 3-5 лет. Главу следует заканчивать обобщениями и краткими выводами, которые подводят к последующему содержанию, чтобы обеспечить единство работы.

Теоретическая глава является основой для последующих глав. В нее включаются: изложение и анализ основных теоретических положений, определяющих сущность и содержание предмета исследования, исходя из цели и задач работы; рассмотрение и оценка точек зрения ведущих отечественных и зарубежных специалистов по выбранной проблеме; определение наиболее важной проблемы, требующей первоочередного решения, структуризация ее составляющих. В этой главе студент представляет только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения практических вопросов, определенных целями и задачами работы. Отход от этого требования неизбежно приводит либо к чрезмерному увеличению объема первой главы, либо к отрыву от содержания других глав. Важно помнить, что данная глава представляет собой анализ уровня теоретической разработанности выбранной темы. При этом студент критически осмысливает разные теории на предмет подтверждения их практикой в части решения тех или иных экономических проблем. Об уровне качества материала этой главы обычно свидетельствует перечень литературных источников.

Цитируя или упоминая в курсовой работе монографии, статьи и другие источники информации, необходимо делать библиографические ссылки. Правильное оформление курсовой работы, наличие справочного аппарата свидетельствуют о культуре исполнения и влияют на оценку. Сноски выполняются следующим образом: в квадратных, круглых скобках или между косыми чертами проставляется порядковый номер источника информации и номер страницы. Например, записи – [17, c.79], (17, с.79), / 17, с.79/ – означают, что автор ссылается в своей работе на семнадцатый источник информации в списке литературы и на страницу семьдесят девять. При цитировании авторского текста берется текст оригинала и заключается в кавычки. Если же цитата получается слишком громоздкой и из-за сложности ее построения четко не улавливается основная мысль, то достаточно изложить ее основные положения своими словами, сделав необходимую ссылку на источник и номер страницы. Кавычки при этом не ставятся. Для перечисления работ, в которых рассматривались исследуемые вопросы, в скобках или косых чертах через запятую перечисляются номера литературных источников. Например, записи [11,23,27,...39], (11,23,27,...39), /11,23,27,...39/ означают, что исследуемый вопрос рассматривается в перечисленных литературных источниках. При приведении ссылок во всех случаях может указываться фамилия и инициалы автора литературного источника. Например: В своей работе академик Иванов И.И. (15, с. 20) рассматривал... Допускаются сноски внизу страницы с правильным выполнением библиографических записей, аналогичным используемому в списках литературы.

Во второй главе дается анализ практической ситуации, связанной с рассматриваемой проблемой в контексте объекта исследования. Это может быть отдельная страна, отрасль или регион. Глава начинается с краткой характеристики этого объекта, которая включает в себя такие моменты, как общее описание объекта, оценку его экономического потенциала, эффективности функционирования; место объекта в общественном разделении труда, рейтинг в системе аналогичных объектов. Объем такой характеристики не должен превышать 3-4 страницы машинописного текста, для сокращения объема этого раздела могут использоваться таблицы, рисунки, схемы, помещаемые в разделе “Приложения”. При этом целесообразно провести сравнительный анализ исследуемого объекта и какого-либо сходного объекта, однако выбор объекта сравнения должен быть обоснован. Для того чтобы избежать поверхностного изучения материала в этом разделе следует постоянно соизмерять цель и задачи работы с полученными результатами проводимого анализа. Студент из имеющегося фактического материала может выбрать наиболее существенный, ограничить при необходимости объем исследования меньшими размерами или сузить круг решаемых задач. Очень важно довести исследование до первичных величин, обеспечив тем самым достоверность промежуточных и окончательных расчетов. Анализ проблемы должен содержать не только положительные, но и отрицательные оценки и выводы анализа курсовой работы. Результаты анализа оформляются в таблицах, графиках, диаграммах, подтверждаются необходимыми расчетами. По итогам исследования следует сделать выводы, которые подтверждают наличие проблемы, выявленной в первой главе, констатируют необходимость ее решения.

Затем целесообразно осуществить моделирование и прогнозирование экономической ситуации объекта исследования. Собственные предложения студента должны быть теоретически обоснованы, подкреплены соответствующими расчетами. Если студент затрудняется предложить собственное решение проблемы, то он может изучить передовой отечественный и зарубежный опыт по рассматриваемой проблеме, рекомендации ученых и практиков, опубликованные в печати, и выбрать из них тот вариант, который можно реально осуществить в сложившихся условиях и который наиболее близок мнению студента. Если объем данных рекомендации существенен, данный материал может быть оформлен отдельной, третьей, главой.

Заключение завершает курсовую работу. По объему оно обычно не превышает 2-3 страницы. Главная его задача – подвести итоги всей работы, сделать (в соответствии со сформулированными во введении целями и задачами курсовой работы) выводы и обобщения, практические рекомендации, вытекающие из результатов исследования.

Список литературы. Список необходим для обоснования правильности теоретических и практических выводов и предложений студента, установления достоверности информации, оценки навыков по работе с первоисточником. В список включается в сносному та литература, которая непосредственно использована студентом, т.е. литература, на которую имеются сноски в курсовой работе. Эта часть работы дает первое представление об уровне ее теоретической и практической проработки, соответствии современным требованиям, теоретической концепциям, изученным студентом по избранной им теме.

Оформление каждого источника информации в списке литературы производится с указанием издательства, места и года издания, а для журнала также и номера и страниц размещения статьи, в электронном ресурсе – указывается адрес. Каждый источник в списке литературы должен быть пронумерован. В научной литературе допускается использование различных систем организации библиографического аппарата, однако для курсовых работ предпочтителен вариант внутритекстовых ссылок с расположением литературных источников в следующем порядке:

1) нормативно-правовые документы;

2) монографии и статьи в алфавитном порядке;

3) материалы хозяйствующих субъектов в алфавитном порядке;

4) книги и статьи иностранных авторов в алфавитном порядке на языке оригинала.

5) интернет-публикации: для статей необходимо привести полный адрес, для сайтов статистической информации – общее название.

Приложения. Назначение этого раздела – дать более развернутое, чем в основной части курсовой работы, представление о тех источниках и промежуточных материалах, с которыми работал студент. С помощью приложений доказывается достоверность исходных данных, приводимых расчетов, повышается аргументированность выполненного анализа и сделанных предложений.

Приложения располагаются в порядке появления на них ссылок в курсовой работе. Каждое приложение начинается с нового листа и содержит в правом верхнем углу слово “Приложение”, напечатанное прописными буквами. При наличии в работе нескольких приложений, каждое из них нумеруется. Если на одном листе может быть помещено несколько рисунков или таблиц, то они также нумеруются в пределах каждого приложения. Объем приложений и их количество не ограничено.

В работе особое внимание обращается на логичность, последовательность, ясность и точность изложения материала, четкость формулировок и определений, общую грамотность. Следует следить за тем, чтобы текст работы не носил характера справки, информации, доклада. Содержание должно соответствовать плану, не выходить за его рамки, но и не сужать тему.

Самостоятельность изложения – одно из важных требований, предъявляемых к работе. Неудовлетворительной считается курсовая работа, текст которой хотя бы частично списан из какой-либо брошюры, книги или доклада. Цитаты, мнения различных авторов, статистические данные должны быть, по возможности, краткими, снабжены правильно оформленными ссылками, содержать оценки автора курсовой работы.

 

4) ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется машинописным или рукописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата 297х210 мм. Объем работы 30-35 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала 14 шрифтом. Рекомендуется следующая ширина полей: левого – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего и нижнего – 20 мм. Содержание должно включать все заголовки глав и параграфов с указанием страниц. Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа. Сокращения слов в тексте, как правило, не допускаются, за исключением общепринятых.

Нумерация страниц курсовой работы должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист. Номер страницы проставляется арабскими цифрами обычно в центре или правом верхнем углу листа.

 

5) ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Это – завершающий этап, преследующий несколько целей:

· выявить качество усвоения студентом представленных в курсовой работе фактов, идей, теоретических положений, выводов;

· уточнить содержание положений, которые сформулированы в тексте курсовой работы противоречиво или недостаточно четко;

· получить обоснование авторских утверждений и выводов;

· проверить понимание студентом связи исследуемой им темы с другими разделами курса.

Защита включает в себя выступление студента в течение 5-7 минут – желательно иметь текст выступления и раздаточный материал, по согласованию с научным руководителем может быть сделана компьютерная презентация. В выступлении, строго ограниченным временным регламентом, целесообразно определить значимость избранной темы, охарактеризовать использованную информацию, обосновать выводы. Студенту необходимо ответить на вопросы преподавателя, а в случае публичной защиты – на вопросы присутствующих по изученной теме и связанными с нею проблемами. Порядок защиты курсовых работ определяет кафедра.

 

6) РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ

За качественное и своевременное выполнение курсовых работ отвечает студент. Общее методическое руководство их подготовкой осуществляется кафедрой мировой экономики и бизнеса, непосредственное – научным руководителем. Он выдает согласованное с кафедрой задание на работу: представляет тематику и поясняет общие требования выполнения работ; рассматривает и корректирует разработанный студентом план курсовой работы (и индивидуальный график ее выполнения).

Научный руководитель оказывает студенту помощь в подборе литературы, справочных и других материалов; совместно со студентом определяет параметры сбора и анализа материалов, используемые приемы и методы исследования; назначает и проводит индивидуальные консультации. Тексты глав работы и исходные аналитические материалы (по мере их подготовки студентом) анализирует научный руководитель. Он выявляет их сильные и слабые стороны, определяет, что нужно дополнить или исправить.

На представленный студентом окончательный текст курсовой работы научный руководитель готовит отзыв. В нем указывается (1) насколько студенту удалось достичь цели и решить поставленные задачи; (2) краткая характеристика проделанной студентом работы по всем разделам (главам); (3) полнота использования фактического материала и специальной литературы; (4) уровень освещения вопросов темы (какие наиболее удачно, какие – слабо); (5) степень самостоятельности выполнения работы; (6) предварительная оценка курсовой работы и ее рекомендация к защите.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию