Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональная структура дошкольных учреждений





4.1.1. Проектирование ДОУ следует вести в соответствии с требованиями со СНиП 2.08.02-89*, СНиП 2.04.01-81, СНиП 21-01-97*, а также МГСН 4.07-05 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

4.1.2. Объемно-планировочное решение дошкольного образовательного учреждения принимается в соответствии с функциональной структурой каждого вида учреждения и его архитектурного типа - ДОУ общеразвивающего, оздоровительного или компенсирующего вида, комплекса дошкольного воспитания, ДОУ типа «Домашний детский сад», «Начальная школа - детский сад» и т.п. Планировочные решения ДОУ представлены на рисунках 21-23 и 50-53.

4.1.3. Функциональную структуру ДОУ определяет контингент учреждения и соотношение возрастных групп в соответствии с существующей демографической ситуацией района. Примеры объемно-планировочных решений разных типов ДОУ показаны нарисунках 48, 51-54.

4.1.4. Здания ДОУ проектируются не выше 3 этажей, оптимальная этажность 2 этажа.

4.1.5. Классическая функциональная модель ДОУ общего типа состоит из набора групповых ячеек, одного или двух залов музыкальных и гимнастических занятий, возможно, иных специализированных помещений для работы с детьми, а также сопутствующих групп помещений (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовых помещений (администрации, персонала, туалеты, кладовые).

4.1.6. Принципиальная модель функциональной структуры ДОУ заключается в том, что групповые ячейки распределяются по периферии здания, имея хороший фронт естественного освещения, а специализированные и сопутствующие помещения, для удобства пользования, размещаются в центре здания, при сохранении удобных и коротких связей с каждой групповой ячейкой.

4.1.7. В ДОУ степень групповой изоляции должна быть достаточно высокой. В функциональном отношении каждая групповая ячейка в здании автономна. Детские группы поочередно и организованно выводятся в залы для музыкальных и гимнастических занятий, иные специализированные помещения или на участок для прогулок или занятий на общей физкультурной площадке. Готовую пищу из пищеблока персонал поставляет непосредственно в групповую ячейку (в буфетную), где происходит порционирование с использованием комплекта столовой посуды. Каждая группа имеет собственный комплект столовой посуды, мытье и хранение которой осуществляется в буфетной.

4.1.8. Компенсирующие ДОУ следует проектировать с учетом создания необходимых условий для:

обучения и воспитания детей с аномалиями развития по специальным программам и учебным планам;

коррекции недостатков физического, психического и интеллектуального развития в процессе специальных занятий по исправлению дефектов развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.

4.1.9 Следует иметь в виду, что в компенсирующих ДОУ или в компенсирующих группах специальные занятия проводятся с каждым ребенком по очереди непрерывно в течение дня и независимо от остальных мероприятий в группе: ребенка на занятия могут пригласить с обеда или с прогулки. Это обстоятельство обусловливает определенные требования к размещению и планировочному решению компенсирующих групповых ячеек: их целесообразно проектировать в одном уровне, компактными, с удобной связью с комнатой коррекции и с групповой площадкой на участке.

Если комната коррекции предусматривается не в составе групповой ячейки, при комнате коррекции следует предусматривать детскую раздевальную верхней одежды на 4-6 мест.

4.1.10. В разновозрастных группах или в группах детей младшего возраста (до 3-4 лет) дневной сон детей может быть двухразовым (дети от 1 года до 1,5 лет) или одноразовым (дети от 1,5 до 3 лет). В разновозрастных или ясельных группах спальни целесообразно разделять остекленной перегородкой на 2 зоны в виде двух сообщающихся пространств.

4.1.11. При разных режимах дня занятия могут проходить по подгруппам детей. При этом, если в составе групповой ячейки не предусматривается специальное помещение для занятий по подгруппам, следует организовать соответствующее зонирование площади групповой, чтобы с помощью столиков с защитными экранами, ширм, барьеров-перегородок, стульев с высокими спинками и т.п. выделить автономные зоны, предназначенные для занятий по подгруппам.

4.1.12. В ДОУ общего типа независимо от вместимости следует предусматривать медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурной и изолятора, туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств. Площади медицинских помещений должны приниматься согласно приложения 4 к СанПиН 2.4.1.1249-03. Приемная изолятора оборудуется 2-х гнездной мойкой и навесным шкафом для хранения посуды. Палаты в изоляторе проектируются на две инфекции.

4.1.13. Пищеблоки в ДОУ общего типа предполагаются работающими на сырье, могут предусматриваться также пищеблоки, работающие на полуфабрикатах. Состав помещений следует принимать по СанПиН 2.4.1.1249-03 пункты 2.2.25 и 2.2.27 соответственно.

Постирочная в ДОУ работает из расчета стирки 1/3 общего объема стираемого белья, при стирке остального белья в городских прачечных.

4.1.14. Укрупнение зданий (увеличение числа детских групп) в определенной степени повышает эффективность использования его специализированных и сопутствующих помещений.

4.1.15. В группах кратковременного пребывания, прогулочных группах и семейных детских садах составы и площади специализированных и сопутствующих помещений могут быть сведены к минимуму: медицинская комната используется для временного размещения заболевшего ребенка, комната персонала (общая), кабинет-офис для заведующего (как правило, совмещающего обязанности воспитателя) и приема посетителей, кладовая. См. приложение 12 МГСН 4.07-05.

4.1.16. Комплексы дошкольного воспитания преследуют цель сохранить психологический комфорт малых ДОУ одновременно с эффективностью централизованного использования помещений для работы с детьми, бассейна, зала-арены, и пр. а также сопутствующих помещений - пищеблока, прачечной, медицинского блока, помещений коррекции, которые, могут быть лучше оснащены и иметь более развитый состав.

4.1.17. По части компенсирующей деятельности, коррекции и медицинского обслуживания в групповых отделениях КДВ - медперсонал и узкие специалисты осуществляют работу с детьми непосредственно в групповых отделениях - в медицинской комнате и комнате коррекции.

4.1.18. Непосредственно в здании Центра развития ребенка по статусу может быть размещено ДОУ общего типа с одним или несколькими приоритетными направлениями развития детей, а также Центр развития ребенка с оказанием педагогических, медицинских услуг, услуг по коррекции и психологической помощи в развитии, поддержке и оздоровлении всех воспитанников.

4.1.19. Достаточно эффективными в экономическом отношении являются группы кратковременного пребывания, не содержащие пище блока, постирочной, не имеющих спален в групповых ячейках. В их составе предусматривается помещение для подстирки и функциональная зона кухни, где можно разогреть чай. Если для размещения этих групп используется специально выделенная незаселенная жилая квартира, для этих целей используются санитарный узел и кухня жилой квартиры.

4.1.20. Организация питания в группах кратковременного пребывания должна строиться на основе договоров с предприятиями общественного питания или продовольственных торговых предприятий по поставкам полуфабрикатов или готовых блюд. Эти условия на стадии разработки задания на проектирование должны быть предварительно согласованы с органами Роспотребнадзора по г. Москве.

Общие требования к функционально-планировочной организации зданий

4.2.1. Все групповые ячейки (набор помещений основного пребывания детей, принадлежащей только одной детской группе) в ДОУ должны проектироваться универсальными. Для этого необходимо в составе групповой ячейки иметь пять помещении (раздевальная, групповая, спальня, буфетная и туалетная) с соответствующими площадями, определяемыми МГСН 4.07-05

Соответствие антропометрическим и возрастным особенностям детей, программным требованиям к детским группам разного возраста и с различными принципами комплектации по возрастам (одно-, двух- или трехвозрастные) в универсальных групповых ячейках достигаются, главным образом, подбором и установкой санитарно-технических приборов, мебели и оборудования.

Целесообразность иметь групповые ячейки в зданиях ДОУ универсальными определяется динамикой соотношения детских групп детей разного возраста в процессе эксплуатации здания, а также возможностью, определяемой Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, по желанию родителей, в соответствии с конъюнктурой спроса, менять приоритетные направления работы с детьми как в отдельных группах, так и во всем дошкольном учреждении в целом.

4.2.2. По условиям комплектации детских групп (Типовое положение о государственном дошкольном образовательном учреждении), они могут быть одновозрастными, с детьми, диапазон возраста которых не превышает одного года, и разновозрастными с возрастным диапазоном в 2 и 3 года, т.е. двух- и трехвозрастные группы. При принятии решения о создании в проектируемом детском саду разновозрастных групп, требуются специальные предварительные разработки по режиму, уходу за детьми, оснащению мебелью и санитарно-техническим оборудованием групповых ячеек, при соответствующем согласовании с Управлением Роспотребнадзора по г. Москве.

4.2.3. Детские группы для детей до 3-х лет традиционно называются ясельными. В крупных ДОУ общего типа могут предусматриваться по 1-2 ясельные группы для детей, как правило, от 1,5-2 до 3 лет.

В составе Комплексов дошкольного воспитания могут предусматриваться отдельные ясельные отделения (групповые отделения на 2-4 ясельные группы). В жилых комплексах при повышенной селитебной плотности детские ясли могут предусматриваться как самостоятельные учреждения.

Групповые ячейки по составу и площадям помещений рекомендуется проектировать универсальными способными вместить как ясельную группу, так и группы детей от 3-х лет.

4.2.4 Специализация групповых ячеек в соответствии с приоритетными направлениями педагогических программ может достигаться включением при проектировании в их состав дополнительных помещений.

Компенсирующие групповые ячейки также могут использоваться в качестве специализированных: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития. Наполняемость групп компенсирующей направленности определена типовым положением о ДОУ в зависимости от возраста и патологии.

4.2.5 Группы детей могут быть полнокомплектными (соответствующими нормативам наполняемости детских групп) и малокомплектными (ниже нормативной наполняемости детских групп). Приложение Г.

В государственных ДОУ общего типа (не специализированной компенсирующей направленности) не допускается проектирование групповых ячеек с площадями помещений ниже нормируемых в МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения». Эти здания должны предусматриваться для размещения полнокомплектных детских групп.

4.2.6. Здания ДОУ со специализированной компенсирующей направленностью:

для детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих);

для детей с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией);

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

для детей с нарушением интеллекта;

для детей с задержкой психического развития;

для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - имеют наполняемость детских групп в соответствии с Приложением Г.

В соответствии с этим определяется количество единиц индивидуальной детской мебели, оборудования, санитарно-технических приборов.

4.2.7. Компенсирующее ДОУ для детей:

с нарушениями речи;

с туберкулезной интоксикацией;

часто болеющих;

а также для детей с иными отклонениями в развитии имеют наполняемость детских групп данных патологий от 6 до 15 детей, но групповые ячейки в таких зданиях по составу и площадям помещений возможно проектировать как для полнокомплектной детской группы (на 20 мест).

4.2.8. Здания ДОУ компенсирующей направленности, проектируемые с малокомплектными групповыми ячейками, в свою очередь, целесообразно делать универсальными способными разместить ДОУ с разными направлениями компенсирующей деятельности, указанными в п. 4.2.6. При изменении компенсирующей направленности в здании ДОУ компенсирующего типа, меняется назначение и оборудование комнаты коррекции, входящей в состав каждой групповой ячейки, а также общих помещений в здании, предназначенных для компенсирующей и коррекционной работы с детьми всех детских групп.

4.2.9. Функциональная модель ДОУ общего типа представляет собой набор групповых ячеек (от 4 до 10) и общих для всех детей специализированных (специально оборудованных) помещений. Это, прежде всего, универсальный зал для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой, а также кружковые помещения с кладовыми и комнатой воспитателей, бассейн со вспомогательными и техническими помещениями. Ванна плавательного бассейна в ДОУ проектируется с размерами 3×6 (7) м и 6×10 (12,5) м.

4.2.10. Помещения для музыкальных и гимнастических занятий являются обязательным элементом ДОУ общего типа. Количество залов нормируется из расчета один зал в ДОУ вместимостью до 100 мест включительно и два зала в ДОУ вместимостью свыше 100 мест.

Когда в здании предусматривается два зала, они могут проектироваться как универсальные для музыкальных и гимнастических занятий (каждый площадью не менее 75 м2), или как специализированные для музыкальных занятий (не менее 75 м2) и для физкультурных занятий (не менее 75 м2). Целесообразность иметь два одинаковых универсальных зала в ДОУ иногда определяется удобством пользования при поэтажном их размещении. Два одинаковых зала удобно иметь также в случае, если здание проектируется двумя автономными блоками (например, соединяемыми протяженным переходом).

4.2.11 Зал для музыкальных и гимнастических занятий, кроме основного назначения, используется еще для проведения праздничных утренников, детских спектаклей. По желанию заказчика в залах, в связи с этим, можно предусматривать стационарно оборудуемые места для зрителей и приподнятую над уровнем пола эстраду, (площадью не более 25-30 м). Следует иметь в виду, что в зале могут находиться единовременно не более двух детских групп и гости родители. Число стационарных мест для зрителей рекомендуется в пределах 80.

4.2.12 В ДОУ общего типа целесообразно предусматривать универсальное кружковое помещение площадью 35-55 м2 В разных ситуациях оно может использоваться как универсальное классное помещение, помещение для занятий изобразительным творчеством (рисунок, лепка, аппликация, ручной труд), включенным в программу дошкольного воспитания. Это помещение может также использоваться для занятий детских кружков и секций - иностранного языка, подготовки детей к школе, ИЗО, ритмики и т.п., а также для просмотра диафильмов, видео- и телепрограмм, для компьютерных игр.

4.2.13. Бассейн в ДОУ является эффективным оздоровительным фактором. Целесообразность включения бассейна в состав помещений ДОУ возрастает в зданиях крупной вместимости.

Норматив площади зеркала воды в бассейне на 1 ребенка до 7 лет составляет не менее 3 кв. м. В ванне бассейна с зеркалом воды 20-30 м2 одновременно может заниматься группа детей не более 7-10 человек (с одним тренером-инструктором по плаванию), что в государственных ДОУ соответствует 0,5 стандартной группы детей. Как правило, занятия в бассейне проводятся с детьми старше 3-х лет. При бассейне может предусматриваться дополнительное помещение (или площадка в зале с ванной бассейна) площадью 36-54 м2 для разминки и подготовительных занятий (сухого плавания).

4.2.14. Бассейн с ванной 60-75 м2 в здании ДОУ общего типа может использоваться для одновременных занятии с двумя подгруппами детей по 10-12 человек каждая (с двумя тренерами). Применение в ДОУ общего типа бассейна с ванной площадью 60-75 м2 должно согласовываться на стадии разработки задания на проектирование с местными органами образования.

4.2.15. Бассейн в ДОУ может использоваться также для обучения плаванию детей прилегающих жилых территорий по согласованию с органами образования и Роспотребнадзора, при условии обеспечения автономного доступа в бассейн.

4.2.16. В малых ДОУ вместимостью 1-3 детские группы допускается раздевальные всех групп размещать при входной части здания, т.е. выходящими в холл, вестибюль или коридор. Для каждой группы раздевальная должна размещаться в отдельном помещении.

4.2.17. Общими для всех групп в малых ДОУ целесообразно предусматривать дополнительные помещения групповой ячейки: комнату персонала с туалетом (может быть увеличена до 10-12 м2), помещение для занятий по подгруппам (или класс для занятий), помещение для индивидуальной работы с ребенком (или комната коррекции). Общими могут также проектироваться комната психологической разгрузки для детей («Домашний уголок» или комната сказок), ванна-бассейн, остекленная веранда, открытая терраса или терраса-солярий.

4.2.18. В качестве общего для всех групп помещения в малых ДОУ может предусматриваться универсальная комната площадью от 18 до 75 м2, используемая для просмотра диафильмов, теле- и видеопрограмм, ручного груда или зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75 м2, используемый также для занятий детских кружков и секций. Наличие этого помещения в малом ДОУ весьма эффективно: включение его в состав помещений при наличии дополнительных средств, рекомендуется в первую очередь.

4.2.19. В малых ДОУ, по желанию заказчика, может предусматриваться бассейн с ванной площадью 20-30 м2 или ванна-бассейн площадью 6-12 м2. При применении ванны-бассейна на согласование органов Роспотребнадзора должны быть представлены предложения по режиму и организации его использования, а также сертификаты гигиенический и соответствия на конструкцию и материал ванны.

4.2.20. В Комплексах дошкольного воспитания в здании Центра развития ребенка рекомендуется предусматривать развитый состав специализированных помещений для работы с детьми: в зависимости от общего числа детских групп - бассейн (с ванной площадью 60-75 м2; с двумя ваннами по 20-30 м2; с двумя ваннами 60-75 и 20-30 м2), зал-арену для организации детских праздничных утренников и спектаклей с местами для зрителей (на 4 детские группы), а также помещения детских кружков и секций и т.д.

Использование специализированных помещений в здании Центра развития ребенка для детей, приходящих из групповых отделений Комплекса дошкольного воспитания, возможно при согласовании с органами Роспотребнадзора.

4.2.21. В здании центра развития ребенка групповые ячейки решаются, как и в ДОУ общего типа. Целесообразно в здании Центра развития ребенка размещать группы детей дошкольного возраста 4-6 (7) лет, при наличии развитого состава специализированных помещении и увеличении вместимости этого здания.

4.2.22. Во встроенных групповых отделениях на 4 группы зал для музыкальных и гимнастических занятий может не предусматриваться, а если предусматривается, его площадь может не превышать 54 м2. Вместо зала может предусматриваться универсальное кружковое помещение площадью порядка 36 м2.

4.2.23. Групповые ячейки дошкольных отделений образовательных учреждений «Начальная школа - детский сад» проектируются как в ДОУ общего типа, с той разницей, что групповые должны иметь площадь 62,5 м2 (по 2,5 м2 на каждого обучаемого), а спальни - не менее 50 м2. Это необходимо в связи с тем, что это учреждение должно иметь возможность гибко менять соотношение детских групп и ученических классов, чтобы, в случае необходимости, в групповой ячейке смог разместиться ученический класс школьного отделения. В этом случае групповая используется как классное помещение, а спальня - как спальня для первого класса или рекреация для других классов.

4.2.24. Наиболее распространенная схема традиционных ДОУ общего типа строится на основе объемных (двухэтажных) блоков групповых ячеек и блока (как правило, также двухэтажного), объединяющего специализированные, сопутствующие и служебно-бытовые помещения.

4.2.25. Блок специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений располагается в центре здания с целью достижения наиболее коротких и удобных связей этих помещений с групповыми ячейками.

4.2.26. Блоки групповых ячеек целесообразно делать с идентичным планировочным решением поэтажных планов, тогда легче решаются вертикальные коммуникации, а также инженерные коммуникации систем ОВ и ВК. При этом, если на первом этаже располагается ясельная групповая ячейка (для детей до 3-х лет) ее площадь принимается аналогичной старшим группам.

4.2.27. Блок групповых ячеек может формироваться из двух ячеек (поэтажно размещаемых друг над другом) или из четырех по две групповые ячейки на каждом этаже. Помещения, предназначенные для работы с детьми, не должны использоваться одновременно для занятий двух и более групп. Рисунки 48, 51-54.

4.2.28. При традиционном составе блока общих помещении баланс площадей поэтажных планов складываются таким образом, что при двухэтажном решении на первом этаже предусматривается пищеблок, построчная и медицинские помещения с изолятором, на втором этаже залы для музыкальных и гимнастических занятий, методический кабинет, комната ручного труда (изобразительных видов деятельности), помещения детских кружков и секций.

4.2.29. Если в двухэтажном здании ДОУ предусматривается два универсальных зала (каждый из них и для музыкальных, и для гимнастических занятий) имеет смысл в этом случае предусматривать по одному залу на каждом этаже. Короткие связи с залом в этом случае обеспечивают детям дополнительные удобства, например, возможность поочередно каждой группе проводить в зале утреннюю зарядку. При этом для сохранения поэтажного баланса площадей, на втором этаже могут быть расположены медицинские помещения и общие помещения компенсирующего назначения (комната коррекции, физиотерапевтический кабинет и др.).

Размещение медицинских помещений и помещений компенсирующего назначения на 2-ом этаже должно быть согласовано с органами Роспотребнадзора в каждом конкретном случае.

4.2.30. Зал с ванной бассейна в ДОУ целесообразно размещать таким образом, чтобы под днищем ванны предусматривалось техническое помещение для контроля его состояния. Такое решение обеспечивает и более благоприятные условия для канализования.

В планировочном отношении зал с ванной бассейна целесообразно размещать рядом с залом для физкультурных занятий, который может использоваться как зал разминки.

4.2.31. В планировочной структуре здания ДОУ залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, холл перед залом для музыкальных и гимнастических занятий, зал разминки при зале бассейна и т.п. не должны быть проходными. Применение освещения фонарями верхнего света позволит преодолеть в интерьерах общих помещений ДОУ ощущение затесненного замкнутого пространства.

4.2.32. Малые ДОУ на 1-2 группы целесообразно проектировать одноэтажными. ДОУ на 3 группы могут иметь весьма чистую схему в двухэтажном решении, когда хозяйственные и служебно-бытовые помещения, плюс одна групповая ячейка (желательно детей младшего возраста) размещаются на первом этаже, а две другие групповые ячейки на втором. При этом окна кухни не должны располагаться под окнами групповой или спальни.

4.2.33. Групповые отделения, встроенные в жилые дома, могут быть одно- или двухэтажными. В планировочном отношении их лучше решать симметрично, размещая групповые ячейки справа и слева от блока общих помещений. Групповые отделения целесообразно проектировать на четное число групповых ячеек (2 или 4). В этом случае в секционных многоквартирных жилых зданиях одноэтажные встроенные групповые отделения на 2 группы и двухэтажные на 4 группы хорошо решаются в пространстве между двумя лестнично-лифтовыми узлами двух смежных секций. Одноэтажное групповое отделение на 4 группы может быть решено во встроенно-пристроенном объеме между двумя лестнично-лифтовыми узлами двух смежных секций жилого дома.

4.2.34. Основная проблема проектирования ДОУ встроенных в жилые здания - мелкоячеистая конструктивная структура жилой секции, частое расположение лестнично-лифтовых узлов, сантехнических шахт и т.п. Пример пристроенного ДОУ к жилому панельному дому приведен на рисунке 24.

4.2.35. Одной из проблем встроенных ДОУ является организация принудительной вытяжки вентиляции пищеблока. Этот вопрос решается просто, когда ДОУ с глухого торца жилого здания имеет выступающий за пределы жилого дома объем. Вытяжка организуется через кровлю выступающего объема.

Важным принципом проектирования встроенных ДОУ является обеспечение их необходимой изоляции от жилых секций: автономные входы, желательно, с противоположной от входов в жилую часть стороны.

Date: 2015-08-15; view: 763; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию