Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях





Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожи­даниями, которые, в конечном счете, формируют отно­шение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто со­провождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями за­висят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка не требу­ет специальных формулировок: она ясно выражается через повседневные действия - ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, ко­торые носят скрытый, завуалированный характер, неко­торые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений — псевдовзаимность и псевдо­враждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, чле­ны которых связаны между собой бесконечно повторяю­щимися стереотипами эмоциональных взаимореагирова­ний и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологи­ческому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддер­живающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавля­ют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выра­жать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать. Первый тип семей отечественными авторами назван псевдосолидарными, или псевдосотрудничающими.

Подобная форма супружеского взаимодействия мо­жет быть перенесена и в сферу детско-родительских отно­шений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исклю­чительно на положительную сторону их проявления, ос­таваясь при этом эмоционально холодным и отчужден­ным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела чело­века, пусть даже самого близкого, а эмоциональное от­странение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретных формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, пе­дагогических (касающихся воспитания детей), органи­зационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в се­мье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть гла­вой семьи.Соперничество является свидетельством того, что на­стоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.

Мн имое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супруга­ми и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявить­ся и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи (чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессио­нальную деятельность. Карьера требует мно­го сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам

Изоляция. Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейной неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье — психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется его мнением по тем ил) иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает» К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них пред­почитает большую часть времени проводить за предела­ми семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбы­вают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений. В такой ситуации ребенок не может усвоить механизмы сотрудничества, не понимает, по каким законам должна строится благополучная семья, растет замкнутым и часто впоследствии оказывается не в состоянии довериться партнеру.

 

№36 Специфика воспитания детей в неполной семье.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Все чаще растет число семей с одним родителем. Возникающая при этом проблема, каким должно быть воспитание ребенка в неполной семье, требует правильного и своевременного решения. Причин возникновения семей с одним родителем немало: это увеличение числа разводов, решение женщины родить ребенка вне брака, смерть одного из супругов…

Но какой бы ни была эта причина, одна из главных трудностей, с которыми сталкивается одинокий родитель – это ответственность быть одновременно и отцом, и матерью. Лишь полное осознание этой ответственности поможет не только избежать многих негативных последствий, которые могут произойти с ребенком, но и улучшить его психологическое состояние, адаптацию к жизни в целом.

А таких отрицательных последствий, негативно влияющих на ребенка, немало:

*Частое равнодушие родителя, отсутствие должного контроля, вследствие чего ребенок становится неуправляемым, неспособным критически оценивать свои поступки.

*Возникновение чувства зависти, одиночества, неполноценности и тревоги, чаще встречающиеся истеричность, капризность, беспричинный негативизм и упрямство.

* Ребенок вырастает угрюмым и запуганным, не в состоянии адаптироваться в детском коллективе, не умнеет правильно строить свои отношения со сверстниками.

*Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще болеют острыми или хроническими заболеваниями, для них характерна тяга к вредным привычкам. Нередко вред употребления алкоголя они испытывают на себе очень рано.

* Формирование искаженных взглядов на брак и семью, что приводит к трудностям создания собственной семьи.
В первую очередь, воспитание ребенка в неполной семье должно быть направлено на то, чтобы он чувствовал себя любимым и совсем не одиноким. Родитель обязан помнить, что никакие, даже самые дорогие подарки, не заменят ему общения с матерью или с отцом. Одной из особенностей воспитания в неполной семье является то, что необходимо своевременно принимать во внимание различия в воспитании детей разных полов.
Отношения матери — сына

Чрезмерное опекание со стороны матери может привести к тому, что мальчик вырастет пассивным, замкнутым, не умеющим самостоятельно принимать решения. Иногда мать отвлекает сына от его отношений с другими мальчиками, стараясь вызвать у него интерес к чисто женским занятиям, или делает из сына свое доверенное лицо, рассказывая ему о своих проблемах и отношениях.

Но одинаково нежелательны чрезмерная холодность и неприветливость по отношению к сыну, которые приводят к истерическому неврозу. В семье с одним родителем – матерью желательно соблюдение естественного равновесия во взаимоотношениях с сыном.
Отношения матери — дочери

Если в неполной семье мать воспитывает девочку, то можно отметить более бережное отношение к психике ребенка, отсутствие порицаний или физических наказаний. В случае развода родителей, именно мать должна помочь девочке не винить в этом отца.

Это очень важно для того, чтобы правильно воспитать дочь, а также для того, чтобы в дальнейшем она не испытывала трудностей с созданием своей семьи из-за недоверчивого отношения к мужчинам. Со стороны матери весьма разумно поддерживать контакты с семьями, где есть отцы. Так ее дочь может создать реальный образ мужчины: и не чрезмерно идеализированный, и не пугающий.
Многое в воспитании ребенка в неполной семье зависит от матери, от ее способности правильно сочетать в отношениях и с сыном, и с дочерью любовь и заботу, твердость и самостоятельность.
Отношения отца — сына

Порой такие отношения характеризуются полным игнорированием сына со стороны отца, который всецело занят своими проблемами. Его суровость и строгость отдаляют сына, что приводит ко многим негативным последствиям. Наладить отношения в семье с одним родителем – отцом помогут только близость и доверительные отношения, тогда ребенок легче справится с травмой из-за отсутствия матери.

Date: 2015-08-15; view: 978; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию