Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие права во второй половине XVIII в





Основным источником права в этот период оставался СЗРИ. Продолжались публикации 2 и 3 изданий ПСЗРИ. Утверждался буржуазный принцип свободы и неограниченности права собственности как власти исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. Однако, в целях сохранения крупной недвижимости и капитала за определенными дворянскими фамилиями ограничивалось право распоряжаться родовыми, заповедными и майоратными имениями. В области обязательственного права характерно распространение принципа договорной свободы, позволяющего фабрикантам и помещикам навязывать эксплуатируемым кабальные сделки. Рост пролетарского движения вынудил правительство издать фабричные законы о труде рабочих. В наследственном праве расширяется передача имущества по завещанию, особенно движимого. При наследовании родители и внебрачные дети (незаконнорожденные) дети исключались из числа наследников. Наследование у крестьян регулировалось, главным образом, обычаями, при которых к наследованию допускались и посторонние члены двора - приемные и незаконнорожденные дети, замужняя дочь наследовала наравне с братьями.Развитие буржуазных отношений сказалось и на семейном праве в большинстве случаев стала учитываться воля брачующихся. Обручение утратило свой прежний смысл, утверждался принцип раздельности имущества супругов, утверждается правоспособность супруги. Главной целью наказания являлось возмездие, преследовались также цели предотвращения преступлений, под страхом жестоких наказаний извлечение выгод от труда заключенных.В 1903 г издан проект Уголовного уложения, в большей мере учитывавший принципы в праве, упростивший виды преступлений и систему наказаний, но не был утвержден.Но в связи с нарастанием революционной борьбы в 1904 г были введены в действие главы Уложения 1903 г "О бунте против власти верховной и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома", "О государственной измене".Различались судебный процесс в местных судах и процесс в общих судах. В мировом суде стадий процесса не было, мировой судья выступал как следователь. Одним из доказательств была церковная присяга. После слушания дела объявлялась резолюция по делу, окончательное решение суд сообщал сторонам через две недели, а в течение 4 месяцев разрешалось подать апелляционную жалобу.Процесс по уголовным делам делился на стадии: предварительное расследование, подготовительные к суду распоряжения, судебное следствие, вынесение приговора, исполнение приговора, пересмотр приговора.С 1866 года действовала новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в которой учитывались итоги судебной реформы 1864 года. В нее были включены новые составы преступлений, хотя общее число статей сокращено. В следующей редакции Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (1885 г.) отражалась тюремная реформа, еще появились новые составы государственных преступлений, повысилась ответственность за стачки.Появляются новые иды соучастия: Скоп - преступное сообщество, образовавшееся во время преступления без предварительного согласия. Сговор – преступное сообщество по предварительному сговору. Шайка – организованная преступная группа. Система наказаний была упорядочена и они разделены на главные (смертная казнь, каторга, ссылка, заключение в крепость, тюрьма, исправительные дома, конфискация имущества, штрафы), второстепенные (лишение всех и особенных прав состояния) и замедляющие (принудительное лечение и опека).Начиная с 1863 года сенатом стали издаваться «Собрания узаконений и распоряжений правительства» в целях обнародования нормативного материала и систематизации правовых актов. В пореформенный период получают дальнейшее развитие нормы обязательственного права, вексельное право, правовой статус юр-го лица и т.д. Появляется так называемое фабричное законодательство.

15. Общественный и государственный строй России на рубеже XIX – XX вв

Самодержавная монархия. Российская империя ХХв - абсолютная самодержавная монархия, в которой вся полнота власти принадлежала царю-императору. Николай II (1894 - 1917). Высшими государственными органами в стране были Государственный совет (совещательный орган, члены назначались императором), постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Во главе губерний - губернатор. Политическое следствие осуществляла жандармерия. В началу ХХ в появились розыскные отделения «охрана». Россия была разделена на 57 губерний. Органы местного самоуправления - земства. Они ведали ремонтом дорог, медициной, просвещением, статисткой. Фактически всей жизнью России управляли чиновники. К чиновникам относились профессора, учителя гимназий, члены Академии наук и др. интеллигенция.Опору самодержавия царизм по-прежнему видел в поместном дворянстве, которое всячески поддерживалось (Дворянский банк). В отношениях с буржуазией предпринимались меры, способствовавшие развитию капиталистических отношений, но отрицались всякие попытки установить какое-либо влияние на государственную власть. На фоне тяжелого положения трудящихся нарастала революционная активность рабочего класса, представителям власти все труднее было удерживать под контролем рабочее движение. Решение крестьянского вопроса официальные власти (В.К. Плеве) видели в сохранении сословной собственности крестьян, в поддержании общины путем усиления государственного контроля и установления административного надзора за деревней Сдвиги в экономической и социальной структуре в начале 20 в, новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общества. К первой можно отнести правительственный лагерь, основной задачей которого являлось сохранение существующего самодержавного строя. Вторая группа включала в себя буржуазию и либеральных помещиков, которые добивались умеренной конституционной монархии. Третья – революционные демократы, целью которых являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Итогом оформления этих лагерей стало возникновение политических партий. В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия – Союз русского народа. К правительственному лагерю примыкали многочисленные организации духовенства. В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это выразилось в движении либеральной земской оппозиции, которая требовала от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции. Однако на съезде земских и городских деятелей произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов, в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики, более левое – конституционно-демократическая партия (кадеты), куда входили представители преимущественно средней буржуазии. На рубеже 20 в. возникает социал-демократическая рабочая партия, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В 1901 г. из остатков народнических организаций образовалась политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров), отражавшая в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки.

16. Изменения в государственном строе в ходе революции 1905 – 1907 гг. Основные Государственные законы в редакции 1906 г.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали:Манифест 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее:В связи с событиями 1905 г. (прежде всего принятием Манифеста 17 октября 1905 г., I статья: свобода совести, слова, свобода собрания, свобода союза, печати; II статья: участие в выборах; III статья: Ни один закон не может быть принят без одобрения думы и гос совета) возникла необходимость законодательно установить произошедшие в гос. – правовой жизни России изменения.. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.Основные законы 1906 г. устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.Новый текст Основных государственных законов был разработан Государственной канцелярией (подчиненной императору) и Советом министров (этот орган, контролирующий деятельность отдельных министров и главноуправляющих, был создан в конце 1905 г., его возглавил С.Ю. Витте) без привлечения представителей широкой общественности. Причины принятия новых законов: внесены изменения в гос строе (П.А. Харитонов - создатель). В феврале 1906 г. текст Основных законов был передан в Совет министров, в марте он окончательно был доработан Особым совещанием под председательством императора.23 апреля 1906 г. Николай II, не дожидаясь рассмотрения Первой Государственной думой, единолично утвердил Свод Основных государственных законов Российской империи. По сути, это была первая российская конституция и Россия стала конституционной монархией. Однако в самих Основных законах сохранялся термин «самодержавие» применительно к царской власти.Любой законопроект, прежде чем быть подписанным императором, подлежал утверждению Государственной думой и Государственным советом. Хотя вся полнота исполнительной власти оставалась за императором и назначаемыми им министрами, возглавляемыми председателем Совета министров. Министры были ответственны не перед парламентом, а лично перед императором. Помимо министров император назначал половину членов Государственного совета, включая председателя верхней палаты и его заместителя. Царь обладал правом вето на принятые палатами парламента законопроекты.Государственная дума созывалась и распускалась императорским указом. Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др.Император мог, по представлению Совета министров, принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы или Государственного совета в этот момент была прервана (например, Государственная дума была распущена самим же царем), кроме тех законов, которые касаются статуса самих палат парламента – Государственной думы и Государственного совета. После открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.В 1906 г. был реформирован Государственный совет (196 членов), ставший, по сути, верхней палатой российского парламента. Половина его членов, включая председателя палаты и его заместителя, назначалась ежегодно императором из высших государственных сановников. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности. Одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственного совета и депутатом Государственной думы. В целом в Государственном совете преобладали представители высшего дворянства.Государственный совет утверждал все законопроекты, принятые Государственной думой, только после этого они отправлялись для подписания и опубликования императором.В 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. В 1906 г., одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете. Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума.

17. Третьеиюньский государственный переворот: суть и значение.

«Третьеию́ньский переворо́т» — широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в России досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы. Причиной роспуска II Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых[1] партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты) и примыкавшие к ним трудовики. II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 года, имела не менее оппозиционное настроение, чем ранее распущенная I Дума. Дума проявила тенденцию к отклонению всех правительственных законопроектов и бюджета, а законопроекты, предлагавшиеся Думой, заведомо не могли быть утверждены Государственным Советом и императором. Сложившаяся ситуация представляла собой конституционный кризис — Основные государственные законы (фактически конституция России) позволяли императору в любой момент распустить Думу, но он был обязан созвать новую Думу и не мог без её согласия изменить избирательный закон; но при этом следующая Дума, предположительно, не отличалась бы по оппозиционности от распущенной.Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении избирательного закона для выборов в следующую Думу. Предлогом для роспуска послужило посещение социал-демократических депутатов Думы делегацией солдат петербургского гарнизона, передавших им «солдатский наказ». П. А. Столыпин использовал это незначительное событие для того, чтобы 1 июня 1907 года, представляя данный эпизод в виде развёрнутого заговора против государственного строя, потребовать от Думы отстранения от участия в заседаниях 55 депутатов социал-демократической фракции и снятия депутатской неприкосновенности с шестнадцати из них. Дума, не дав немедленный ответ правительству, учредила особую комиссию, заключение которой должно было быть оглашено 4 июля. Не дожидаясь ответа Думы, Николай II 3 июня распустил Думу, опубликовал изменённый избирательный закон и назначил выборы в новую Думу, которая должна была собраться 1 ноября 1907 года. II Дума просуществовала 103 дня.Роспуск Думы был прерогативой императора, но одновременное изменение избирательного закона являлось нарушением требований статьи 87 Основных государственных законов, по которым избирательный закон мог быть изменён только при согласии Государственной Думы и Государственного Совета; по этой причине данные события получили известность как «третьеиюньский переворот».Избирательный закон был изменён таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — октябристской и националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днём Первой русской революции.

18. Первые Государственные Думы Российской империи: механизм формирования и функционирования.

11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий). Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание. Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую прирезку земли, но неизбежное при этом разрушение культурных (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были приведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию.Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооруженное восстание в войсках. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

19. Изменения в общественном строе в ходе революции 1905 – 1907 гг.

Закон различал четыре сословия: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей. Из городских обывателей выделена группа почетных граждан. В руках дворянства были сосредоточенны огромные средства, гигантские земельные фонды, определявшие преобладание крепостников - помещиков в земледельческом строе России. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ - Совет объединенного дворянства. В 1905-1906 г. возникли крайне правые, контрреволюционные организации под различными названиями, входившие в черносотенное движение. Движение объединяло реакционные элементы дворянства, монархистов. Их наиболее значительными политическими партиями были "Союз русского народа", "Русское собрание", "Союз русских людей". Развитие капитализма в России привело к значительному росту буржуазии и усилению её влияния в экономике. Именно в это время буржуазия создает свои политические партии: "Союз 17 октября" (в него входили помещики) и партию конституционных демократов (кадетов), в которую входили часть средней городской буржуазии, либеральных помещиков, служащих, интеллигенции. В начале XX в. крестьяне составляли около 80% населения России, но и после отмены крепостнического права они продолжали оставаться низшим слоем, неравноправным сословием. В 1905 г. в связи с развитием крестьянского движения, возник Всероссийский крестьянский союз. Под влиянием революции 3 ноября 1905 г. был опубликован царский манифест " Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения". 5 ноября 1906 был подписан указ " Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний".Столыпинская реформа значительно ускорила процесс расслоения крестьянства и привела к увеличению бедноты, батраков. Разорявшиеся крестьяне уходили в город и пополняли ряды рабочих. Рабочий класс героической борьбой в период революции добился у царского правительства права на объединение в профсоюзы. Профсоюзы могли преследовать лишь цели экономической борьбы: улучшение условий труда, согласование экономических интересов.

Date: 2015-08-15; view: 1511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию