Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международно-правовые аспекты мировой политики. (Вадим Михайлович . каф. Ср политологии)





Дисциплина переплетается с программой «мировая политика».

Понятие «суверенитет» – и правовое, и политическое. Государственные границы – также политико-правовое понятие, в том числе в тематике МО. 2 стороны суверенитета – внутренняя (способность управлять территорией и населением, обеспечивать его безопасность) и внешняя (способность сохранять независимость государства и внешнюю безопасность, представлять национальные интересы на международной арене). Проблема Серебреницы с Совбезе ООН (проект Великобритании о понятии геноцида, его характеристике). Источник – вопрос суверенитета СФРЮ, его наследии применительно к БиГ. До конца не ясная кровавая история в Боснии, но обвинили сразу сербов.

Отличие права и политики: право не обязательно предполагает власть – нормативность, хотя есть момент государственного принуждения. Дискреция в политике, дискреционные решения – решения, связанные с властной волей, которые могут в определенной ситуации выйти за рамки нормативности: ситуация с отказом КС РФ от решения ЕСПЧ до выплатам акционерам «Юкоса». Иначе говоря, КС принял политическое, дискреционное решение против ст. 14 Конституции РФ о верховенстве международного права (хотя в данном случае они выше – затрагиваются национальные интересы).

Также понятия безопасности, национальных интересов, конфликтов международного и немеждународного характера (=споры такого характера). Проблемы миротворчества, международного гуманитарного права («права войны и мира»: Гаагское и Женевское право, об ограничении вооружений и защиты мирного населения/военнопленных в годы войны). Понятие интеграционного процесса. Примеры объединений: ЕС (наиболее продвинутый, от организации к подобию конфедерации 28 стран), Африканский союз, СОАР (Южн. Америка), Боливарианский союз (Уго Чавес – Центр. и Южн. Америка, развивается по сей день), Европейское сообщество/Общий рынок (Норвегия и Исландия, со времен до ЕС – отказались от вступления в ЕС из-за рыбных квот); СНГ (рыхлое образование, но модельные законы от Парламентской Ассамблеи), союз Россия-Беларусь, Евразийский экономический союз…

В основе соглашений – региональное международное право. «Пояс шелкового пути» - идеи экономической интеграции от Китая (убыточно с точки зрения бизнеса, но важна геополитика). Вопрос о правовых основах соглашения – в процессе разработки (Китай-Монголия-Россия, системы ж-д и шоссейных дорог), принята Декларация о сопряжении развития ЕС и «шелкового пути». 50 стран-сотрудников Банка развития шелкового пути.

----

Национальное (административное, конституционное, семейное… - важна территория отдельного гос-ва) и международное право (важны договоры, хотя появляются и нормы). Выход норм внутригосударственного права на международный уровень (международное частное право – с иностранным элементом: интернациональные браки). Привязка к национальному праву одной из стран. Но разговор идет о международном публичном праве: оно приложимо через компромисс между странами ввиду целесообразности (Крым и юрисдикция РФ). Проблема согласования воли развноправных субъектов: отрасль мирного разрешения споров, также международное право, межд.безопасность, межд. гуманитарное право; воздушное, космическое право, экологическое право; межд. уголовное право (Интерпол)… Примирительные средства: переговоры, соглашения, «добрые услуги», установление фактов + судебные средства. Субъектность международных организаций. Межд. отношения не равны мировой политике – важен правовой аспект, меньше дискреционность, главный субъект – государство, а также межгосударственные образования (ООН, ВОЗ, МОТ – орг. труда, ВТО…). В мировой политике – также неправительственные организации (4000 иностранных агентов в РФ). Все же предметы двух дисциплин сходны и близки – различия субъектностью и формами регулирования.

Непрерывное возникновение новых подотраслей в межд. праве (право межд. договоров, право межд. организаций – проблема «цветных революций», инициатив экологов и др.). Проблема защиты персональных данных – стала международной правовой проблемой (Сноуден). Применительно к политике - проблемы нарушений прав государств (акт агрессии), принципов международного права («Декларация принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между гос-вами в соответствии с Уставом ООН» (1970) - развивает Устав ООН). 7 принципов Устава ООН: 1) принцип неприменения силы или угрозы силой; 2) мирного разрешения межд. споров; 3) невмешательство в дела, входящие во нутреннюю компетенцию гос-ва; 4) Обязанность гос-всотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом; 5) Равноправие и самоопределение народов (Косово, ДНР и ЛНР, Абхазия и Сев. Осетия, всего более 50 территорий в мире). Например, Фарерские о-ва не присоединились к санкциям против РФ и поставляют рыбу. 6) принцип суверенного равенства государств 7) принцип добросовестного выполнения гос-вами обязательств, принятых в соответствии с Уставом ООН.

Хельсинский акт СБСЕ (1975) – дополнение принципов: 8) нерушимость границ в послевоенной Европе 9) территориальная целостность государств 10) Уважение прав и основных свобод человека. Эти 10 принципов – основа мировой политики и МО.

Моделирование разрешения международных споров (из 4 принципа). 2003 – Охридское соглашение о спорах между албанцами и македонцами. 1996 – Дейтонское соглашение в БиГ, 4-е по счету. НО – в Хорватии во времена Сербской Крайны не удалось применить: на попытки самоопределения хорваты начали войну. В Гаагском трибунале оказалось 95 сербов, 5 хорватов и несколько боснийцев – осудили только сербов. БиГ – конфедерация под внешним управлением, условный протекторат США, но удалось предотвратить еще большие жертвы. «Коллективный президент». Проект резолюции (UK) по Сребренице в Совбезе встретил вето РФ, а санкции ЕС против РФ в БиГ заблокировали сербы – дестабилизация, угроза ливидации Республики Сербской.

В Македонии под давлением НАТО и ЕС в 2003 г. изменена Конституция (вместо македонцев заявлены государствообразующими народами македонцы, албанцы, цыгане…). Косовская модель: процесс насильственного выделения и поэтапного признания гос-ва (108 гос-в). Какая модель лучше всего для Украины -?? (В.М. за македонскую модель).

Из факультетских ученых: П.А. Цыганков (специалист по ИМО) – социология ИМО; И.А. Чихарев – МО, «мягкая сила» и др. А.В. Манойло – «цветные революции»; Е.Б. Шестопал – образы власти, политическая идентичность, полит. психология; психолог Ракитянский – психологические портреты полит. лидеров, еврейский, русский и др. менталитеты (конструктивисты по убеждениям); А.И. Костин – глобальные экологические проблемы и пути их решения; И.И. Кузнецов – правовые аспекты и т.д.

----

Date: 2015-08-15; view: 917; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию