Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Позитивистская историография (общая характеристика)





Социально-исторические предпосылки возникновения позитивизма. Бурное развитие капитализма в условиях промышленной революции актуализировало вопрос о значении экономики в жизни общества. Возникли новые социальные проблемы. Индустриальный прогресс сопровождался открытиями в точных, естественных и технических науках. Заметное влияние на мировоззрение общества оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. Стиралось принципиальное различие между естественнонаучным познанием и обществознанием.

В этой обстановке складывается новое научно-мировоззренческое направление - позитивизм. Он имел многочисленных сторонников в исторической науке. Основателями этого направления считают Огюста Конта и Джона Стюарта Милля. Особенно популярным он стал благодаря трудам Герберта Спенсера и Ипполита Тэна. Его отличительные признаки:

1. Установление точных, позитивных знаний посредством критического анализа источников.

2.Поворот внимания исследователей к экономической и социальной истории.

3.Теория «плюрализма факторов».

. Эволюционистская трактовка исторического процесса.

. Функционалистская трактовка исторических законов.

Позитивисты внесли значительный вклад в дальнейшую разработку методики источниковедческого анализа, в частности статистического и сравнительно-исторического методов. Позитивисты считали, что на историческое событие оказывают влияние различные факторы: политический, экономический, социальный, биологический, идеологический, географический, психологический и др. Исследователь должен заниматься всеми этими равнозначными взамодействующими факторами, выясняя их влияние на ход истории. В этом сущность теории «плюрализма факторов». Формально не отдавая предпочтение ни одному из факторов, историки-позитивисты в своей исследовательской практике обычно выделяли один из них. Теория прогресса получила в трудах позитивистов «второе дыхание». Прогресс мыслился как постепенные, эволюционные (после окончания на Западе эпохи буржуазных революций) изменения. Революции прошлого - это результат досадной ошибки, случайность. Позитивисты основывались на лапласовском детерминизме: всякое явление имеет свою причину, и поэтому рано или поздно оно наступит. Не отрицая исторических законов, позитивисты трактовали их лишь как функциональные внешние связи между явлениями и событиями, которые исследователю необходимо установить.

Основоположник позитивизма, французский математик и логик О. Конт изложил свою методологию научного познания в труде «Курс позитивной философии» (1832-1842). Он делил науки на теоретические и «прикладные». Истории он отводил вспомогательную роль в научном познании и предложил создать новую теоретическую общественную науку - социологию. Она должна заниматься анализом причинных связей между фактами, которые обнаруживают историки. Так формулируются исторические законы. У Конта смена основных этапов истории человечества - отражение последовательной смены трех форм коллективного сознания («закон трех стадий»): теологической (древность и средневековье), метафизической (XVI-XVIII вв.), позитивной, или научной (современный период). Аналогично сознанию, которое изменяется постепенно, общество развивается эволюционным путем.

19. «Классическая вотчинная теория» и ее представители в Англии, Франции, Германии.

В 60-70-х гг. 19 в. развивается классическая вотчинная теория – проблема возникновения и развития крупного землевладения. Рассматривается положение об исключительной роли вотчины в сред. века; она рассматривается как замкнутый хозяйств. комплекс. Она сама себя обеспечивает. 3 основных представления: 1. основополагающее значение вотчины; 2. натуральное хоз-во; 3. социальный мир вотчины и крестьянства как характеристика общ-ва. В дальнейшем в этой теории усомнились.

Франция. Одну из законченных форм вотчинная теория получила в работах Фюстель де Куланжа (1830 - 1889). Он активно изучал древний мир и объявил античный город-государство общиной, основанной на религиозном культе предков. Все общественные перевороты в античном мире, по его мнению, имели религиозное происхождение. В своем труде "История общественного строя древней Франции" Фюстель де Куланж отрицал факт германского завоевания, существование у древних германцев общины, революционный переход от античности к средним векам, а также историческую роль германских племен, утверждая, что это было не завоевание, а простое нашествие; ничего нового германцы не принесли, в том числе и общины, так как и у них задолго до прихода была развита индивидуальная земельная собственность.

Англия. Применительно к истории Англии близкую теорию выдвинул в 80-е гг. XIX в. Фредерик Сибом (1833 - 1912). Наиболее известны исследования С. по аграрной истории средневековой Англии. Рассматривая проблему генезиса феодализма, С. склонялся к её романистической трактовке, подчёркивая непрерывность (континуитет) в эволюции общества от поздней Римской империи к средневековью. Как приверженец вотчинной (манориальной) теории С. считал манор, обрабатывавшийся с помощью сервов, первичной формой земельной собственности как англосаксов, так и других германцев, а сельскую общину, сохранявшуюся внутри манора, крепостной. Связывая последующие пути эволюции общества к свободе и демократии только с развитием капитализма, «покончившего» с древней «коммунистической» организацией, которая, по его мнению, покоилась на рабстве, С. полагал, что этим он доказал невозможность коммунизма в будущем.

Германия. Карл Лампрехт – «История германского народа». Предпринял попытку дать синтез экономического, социального, политического и духовного развития и написать универсальную историю. Ученый считал исторические законы выражением наиболее общих законов психологии, а саму историю - сменой определенных социально-психологических эпох.

Карл Бюхер – он занимался экономич. историей; напис. труд «Возникновение народного хоз-ва» - всё развитие хоз. деят-ти можно разделить на 3 этапа: 1-й – натуральное хоз-во – продукты производятся и тут же потребляются; 2-й – городское хоз-во – продукты непосредственно переходят из хоз-ва, где они изготовлены в то, кот. его потребляет; 3-й – народное хоз-во – больш. роль играют посредники. Сейчас добавляют ещё мировое хоз-во – товары курсируют в пределах всего мира.








Date: 2015-08-15; view: 795; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию