Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 4





1. Труд как социально-психологическое явление. Структура труда.

Основные характеристики труда:

· это целенаправленная деятельность («пчела, выстраивающая свои замечательные соты, всегда уступает даже самому плохому архи­тектору, поскольку она действует инстинктивно, у нее нет осоз­нанной цели»);

· труд носит предметный характер (в самом общем плане — труд воздействует на «природу»);

· труд носит орудийный характер: рабочий (в своем сознании) отделяет себя от условий, хотя в реальном процессе труда этого разделения не происходит; вещественные условия — это в самом общем виде средства труда, т. е. тот предмет, которым он воздей­ствует на материал; «предмет, которым человек овладевает не­посредственно становится средством труда;

· труд (как деятельность) материализуется в предмете труда: из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т. е. преобразует самого (трудящегося) человека;

· труд носит общественный характер (поскольку в труде человек «подчиняется чужой воле», к результату своего труда он относит­ся как к «чужому результату», «так, труд, отрицаемый как изоли­рованный труд, на самом деле является утверждаемым обществен­ным или комбинированным трудом»).

В. Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспек­та трудовой деятельности: 1) предметно-действенный (как про­цесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); 2) физиологи­ческий (как «функции человеческого организма»); 3) психологи­ческий (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). При этом отмечается, что «в психологическом исследовании последний ас­пект, несомненно, играет ведущую роль».

Е. А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:

1) образ объекта труда (чувственный образ; репре­зентативный образ, например память, воображение);

2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себя во времени, представление себя представите­лем профессии, членом общества);

3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).
Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда:

1. сознательное предвосхищение социально ценного результа­та (знание о продукте — результате труда; осознание его социаль­ной значимости; аффективный тон соответствующего знания — отношение к этому знанию);

2. сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

3. сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними средствами деятельности (знание средств деятельности; прак­тическое владение средствами деятельности; переживания, свя­занные с применением средств деятельности);

4. осознанная ориентировка в межчеловеческих производствен­ных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат.

Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

· Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

· В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

· Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

· Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций. Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение.

· Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характер операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

· В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

· Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.

2. Сравнительный анализ понятий и феноменов: профессионграмма, трудограмма, психограмма.

Критерий Профессиограмма Трудограмма Психограмма
Определение Научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качест­вам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника   Описание труда в профессии Выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК).  
Составляющие Описание условий труда, прав и обязанностей работника, необ­ходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состо­янию здоровья Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе, направленность на человека; Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения); Предмет труда в профессиистороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда; Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии; Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; Средства труда; Условия труда; режим труда и отдыха; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост; Продукт труда (или его результат); критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы; Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик; Психологические знания о труде, о профессии; Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей); Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту; Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии; Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста; Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией); Линии профессионального роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Профессиограмма состоит из трудограммы (описание труда в профессии) и психограммы (описание субъекта труда в профессии)

Е.М. Ивано­ва выделяет следующие типы профессиограмм:

ü информационные профессиограммы предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес;

ü ориентировочно-диагностические профессиограммы служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности;

ü конструктивные профессиограммы служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;

ü методические профессиограммы служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направ­лены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание кон­кретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие про­фессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;

ü диагностические профессиограммы, целью которых является под­бор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кад­ров (например, организация работы по схеме составления анали­тической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократиче­ском» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходи­мый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются со­ответствующие психодиагностические методики.

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:

ü четкое выделение предмета и результата труда (на что направ­лены главные усилия человека);

ü не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описа­ние целостной профессиональной деятельности;

ü демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

ü показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

ü направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессиональ­ного обучения, рационализации труда и др.);

ü выделение и описание различных некомпенсируемых профес­сиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Составляющей профессиограммы является психограмма.

Date: 2015-08-15; view: 4438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию