Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умозаключения по аналогии





Умозаключение по аналогии используется для вывода о при­надлежности некоторого признака единичному объекту на ос­нове его сходства с другим единичным объектом.

При этом основой уподобления двух объектов является не любое, но существенное сходство при несущественных разли­чиях.

Exmpl 3A.5. Если изменяются физические свойства тела, то изменяются и другие его качества: изменение удельного веса тела обусловливает изменение его массы и объема, а это влияет на его плотность, теплопроводность и т.п.

Получение нового знания на основе аналогии регулируется правилом: если два объекта сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других.

По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогии:

1) аналогия предметов;

2) аналогия отношений.

В аналогии предметов уподобляются два сходных предмета, а переносимым признаком является некоторое свойство, осо­бенность, качество, наличествующее у одного из них.

Exmpl 3.4.6. Гюйгенс уподобил световое движение звуково­му и пришел к выводу, что свет имеет волновую природу. Он


основывался при этом на таких сходных свойствах света и зву­ка, как их прямолинейное распространение, отражение, прелом­ление и др.

В аналогии отношений уподобляются сходные отношения между двумя объектами, а переносимым признаком выступают свойства этих отношений.

В науке было совершено значительное количество открытий на основе уподобления отношений. Аналогия отношений лежит, например, в основе метода моделирования, который широко применяется в науке и технике.

Exmpl 3.4.7. Пример аналогии отношений: атомное ядро не похоже на Солнце, а электроны - на планеты. Но отношение между ядром и электронами во многом подобно отношению между Солнцем и планетами.

! Используя аналогию отношений важно помнить: установ­ление подобия отношений между какими-либо предметами в двух системах не дает достаточных оснований для отождеств­ления самих предметов.

УПРАЖНЕНИЯ К РАЗДЕЛУ 3.4

L Установите виды следующих выводов:

1. «Один свет затемняет другой, например, солнце свет све­чи; подобно тому, как более сильный голос заглушит другой, бо­лее слабый. Отсюда следует, что свет есть материя» (М. Ломо­носов).

2. Москва расположена на реке. Киев расположен на реке. Минск расположен на реке. Берлин расположен на реке. Рим расположен на реке. Лондон расположен на реке. Варшава расположена на реке. Москва, Киев, Минск, Берлин, Рим, Лондон, Варшава - столицы европейских государств. Следо­вательно, все столицы европейских государств расположены на реках.

3. Слова «мышление» и «рыхление» имеют ряд общих черт: то и другое обозначают действия, имеют одинаковое число букв, один и тот же суффикс и окончание, их корни оканчиваются на букву «л». В слове «рыхление» ударение падает на второй слог. Следовательно, и в слове «мышление» ударение падает на вто­рой слог.

И. Определите вид рассуждения и проанализируйте его: «С некоторых пор философские, особенно натурфилософ­ские, системы растут в Германии как грибы после дождя, не го­воря уже о бесчисленных новых системах политики, полити-


ческой экономии и т.д. Подобно тому, как в современном госу­дарстве предполагается, что каждый гражданин способен судить обо всех тех вопросах, по которым ему приходится подавать го­лос, подобно тому как в политической экономии исходят из предположения, что каждый покупатель является также и зна­током тех товаров, которые ему приходится покупать для свое­го жизненного обихода, - подобно этому теперь считается, что в науке следует придерживаться такого же предположения. Каж­дый может писать обо всем, и «свобода науки» понимается имен­но как право человека писать в особенности о том, чего он не изучал, и выдавать это за единственный строго научный метод» (Ф. Энгельс).

III. Какие ошибки допущены в следующих рассуждениях?

1. Если я встану и буду смотреть стоя, то я лучше буду ви­деть футбольное поле. Следовательно, если все встанут и бу­дут смотреть стоя, то все будут лучше видеть футбольное поле.

2. Во время республики в Англии (1649-1660) защитники ежегодных выборов в парламент обосновывали это так: «По­смотрите на мудрейшее из животных *- на змею, эмблему веч­ности и прочности государственного порядка; каждый год она меняет кожу и со свежей силой и обновленной жизнью выхо­дит после каждой такой смены. Британия! Подражай змее...». (В. Минто. Дедуктивная и индуктивная логика).

3. Нострадамус предсказывал: «Под знаком Овена третий край разбросан. Октябрь, год тысяча семьсот двадцать и семь. Царя персидского они в Египте примут. Конфликт, смерть, кровь: приспущен крест совсем». Астрологи считают, что край под знаком Овена - это место, где в настоящее время находятся Сирия, Палестина, часть Иордании и Ирака. В октябре 1727 года здесь ничего особенного не произошло. Однако один из толко­вателей объяснил: «1700, 20 и 7 надо понимать так: 20x7=140, 140+140=280, 1700+280=1980 год. 20+7 - число, 7 - месяц. Но 27 июля 1980 года — год смерти шаха Ирана Мухаммеда Рези Пехлеви. Следовательно, предсказание сбылось». Какой прием применил толкователь?

IV. Определите метод исследования причинных связей:

«В краже имущества из школы-интерната были заподозре­ны В., Н., Б. У них обнаружили часть похищенных из школы-интерната предметов. Но в помещение для совершения преступ­ления названные лица проникнуть через узкий лаз не могли: не позволяли рост и размеры тела. Следователь пришел к выводу,


что в краже участвовало еще одно лицо. Позднее было установ­лено, что этим лицом являлся Ф>.

V. Какие ошибки допущены в следующих индуктивных умо­
заключениях:

1. Все злые люди имеют тонкие губы.

2. Перед началом нашествия Наполеона на Россию в 1811 году в районе Северного полушария пролетела грандиозная комета; над большей частью России небо было красное. Затем началась война, и многие люди сделали вывод о том, что комета и была причиной войны.

3. Декан факультета, присутствовавший на экзамене, был удовлетворен ответами первых трех студентов. Он высказал свое мнение экзаменатору: -«Ваши студенты глубоко изучили пред­мет».

4. Лавуазье заметил, что кислород присутствует во всех кис­лотах, исследованных им. Из этого он сделал вывод, что кисло­род - необходимый элемент всякой кислоты. Впоследствии была показана ложность этого заключения.

VI. Можно ли получить данные заключения с помощью пол­
ной индукции?

1. Всякое механическое движение способно посредством тре­ния превращаться в теплоту.

2. Все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца.

3. В природе ничто не совершается обособленно.

4. Счастливые часов не наблюдают.

5. Ничто не вечно под Луной.

VII. Б. Франклин в XVIII веке сравнивал молнию и элект­
рическую искру от машины и нашел, что они обладают мно­
гими сходными признаками: сходный свет и треск, мгно­
венный характер, зажигают тела, убивают живое тело,
производят механическое разрушение, одинаковый запах,
проходят по одним и тем же проводникам, намагничивают
тела и т.д. Следовательно, природа молнии, вероятно, та же,
что и природа искры.

Какой вид умозаключения применил'Франклин?

VIII. Ф. Энгельс писал: «Солнечная система Коперника в те­
чение трехсот лет оставалась гипотезой, в высшей степени ве­
роятной, но все-таки гипотезой. Когда же Леверье на основании
данных этой системы не только доказал, что должна существо­
вать еще неизвестная до тех пор планета, но и определил по­
средством вычисления место, занимаемое ею в небесном про-


странстве, и когда после этого Галле действительно нашел эту. планету, система Коперника был доказана.

О каких этапах в развитии гипотезы идет речь?

IX. Какова вероятность следующего индуктивного заклю­
чения?

1. «Что мне не нравится в тебе, - говорит молодая жена мужу, - так это твое непостоянство. В понедельник тебе понра­вилась картошка, во вторник тебе понравилась картошка, в сре­ду тебе понравилась картошка, в четверг, пятницу, субботу -тоже, а вот в воскресенье ты вдруг заявил, что картошка тебе не нравится!».

2. Если в семье пятеро детей и все девочки, то какой вывод будет более вероятен: индуктивное обобщение «Шестой ребе­нок тоже будет девочкой» или же утверждение «Шестой ребе­нок будет мальчиком»?

X. Какова правдоподобность вывода, что водить машину на
больших скоростях безопаснее?

Как показывает статистика, преобладающее большинство до­рожно-транспортных происшествий приходится на долю ма­шин, едущих с умеренной скоростью, и лишь малое число - на долю машин, едущих со скоростью свыше 100 км/ч.

XI. Насколько правдоподобно заключение?

Человек заходит в бар. Садится за столик, но не спешит сде­лать заказ. Бармен подходит к нему и спрашивает: «Что бы вы хотели выпить?» - «Ничего. Я один раз попробовал спиртное -мне не понравилось». Вежливый бармен предлагает ему сигару. Посетитель отказывается: «Спасибо, я не курю. Попробовал, но это не доставило мне удовольствия». - «Может, вы присоеди­нитесь к джентльменам, играющим в карты?» - не сдается бар­мен. - «Нет уж, увольте. Однажды попробовал, но игра меня не увлекла. И вообще, я бы и в бар не пошел, но мы договорились встретиться здесь с сыном». - «Если я хоть что-то понимаю в жизни, это ваш единственный ребенок», - с уверенностью пред­положил бармен.

XII. Определите степень вероятности заключения в следую­
щем рассуждении:

«Каждый съеденный огурец приближает нас к смерти! Аргу­менты: 1) Практически все люди, страдающие хроническими за­болеваниями, ели огурцы; 2) 99% всех людей, умерших от рака, ели огурцы; 3) 99,7% всех лиц, ставших жертвами автомобиль­ных катастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух не­дель, предшествующих фатальному несчастному случаю» (Фи­зики продолжают шутить. М, 1968).



Date: 2015-08-15; view: 840; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию