Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы выявления причинных связей





В логике рассматриваются пять методов установления при­чинных связей: 1) метод сходства, 2) метод различия, 3) соеди­ненный метод сходства и различия, 4) метод сопутствующих изменений, 5) метод остатков.

1) Метод сходства основан на выявлении общего в различ­ном, когда сравниваемые случаи сходны лишь в одном и раз­личны во всех других обстоятельствах.

Схема рассуждения по методу сходства:

1.АБВ вызывает о

2. ГБД вызывает о

____ 3. ИБМ вызывает о

Видимо, Б является причиной о.

Рассуждение по методу сходства тождественно отрицающе-утверждающему модусу разделительно-категорического умо­заключения: если исходят из того, что причиной о может быть или А, или Б, или В, или Г, или Д, или И, или М, и при этом обнаруживают, что ни А, ни В, ни Г, ни Д, ни И, ни М не могут быть причиной, то можно предполагать, что причиной о яв­ляется Б.


 




Методом сходства, Например, были открыты катализаторы -вещества, которые влияют на протекание химических реакций.

2. Метод различия выявляет различное в сходном, когда один
случай отличается от другого лишь одним обстоятельством, бу­
дучи сходным с ним во всех прочих.

Методом различия может быть выявлено воздействие неко­торого вещества на организм или растение.

Например, две группы растений находятся в условиях А, В, С. Затем на объекты одной группы воздействуют веществом Д. Если при последующем сравнении обнаруживается, что объек­ты этой группы отличаются некоторым новым свойством х, то полагают возможным сделать вывод: по-видимому, Д является причиной х.

Схема рассуждения здесь также может быть представлена как разделительно-категорическое умозаключение: причиной х мо­жет быть или А, или В, или С, или Д. Обнаружено, что ни А, ни В, ни С не являются причиной х. По-видимому, причиной х яв­ляется Д.

3. Соединенный метод сходства и различия представляет со­
бой комбинацию двух уже рассмотренных методов.

Exmpl 3.4.2. Если мы выявляем причину заболевания неко­торой группы лиц и обнаруживаем, во-первых, что среди мно­гих факторов лишь один наблюдается в случае заболевания, а во-вторых, обнаруживаем, что только один фактор не имел ме­ста, когда заболевания не произошло, то у нас есть основания сделать вывод о возможной причине заболевания.

4. Метод сопутствующих изменений ориентирован на об­
наружение сопутствующих изменений в процессе наблюде­
ния за некоторыми предшествующими и последующими яв­
лениями.

Если среди предшествующих обстоятельств обнаружено та­кое, характер и интенсивность изменений которого совпадают с изменениями в последующем явлении, то, возможно, оно яв­ляется причиной этих изменений. При этом сопутствующие из­менения могут быть как прямыми, так и обратными.

Exmpl 3.4.3. При повышении температуры воздуха проис­ходит расширение ртути в градуснике, и ее уровень повыша­ется, а при понижении - наоборот. Пример обратной зависи­мости: увеличение трения уменьшает скорость движения тела.

Применяя этот метод, важно помнить, что в процессах коли­чественных изменений имеются критические точки, прохожде­ние которых меняет характер самого процесса.


Например, известно, что некоторые препараты, содержащие малые дозы яда, используются как лекарства. Полезность пре­парата может возрастать с увеличением дозы, но до определен­ного предела. Затем он начинает действовать в обратном направ­лении и становится опасным.

5. Метод остатков направлен на установление причины, вы­зывающей определенную часть сложного комплекса явлений, когда причины, вызывающие другие части этого комплекса, уже обнаружены.

Exmpl 3.4.4. Используя именно этот метод, сделали вывод о существовании новых химических элементов: в процессе спек­трального анализа обнаружили новые линии, которые не при­надлежали ни одному из известных химических элементов.

Метод остатков хорошо работает в случаях, когда явно обна­руживается несоразмерность характера известных причин и ха­рактера последствий. В этом случае появляются основания пред­полагать наличие некоторых неизвестных до этого причин, обстоятельств.

Date: 2015-08-15; view: 1895; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию