Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль общения в психическом развитии





Общениеиграет важную роль в формировании человеческой психики, а так же в её развитии и становлении человеческого поведения. Именно с помощью активного общения люди приобретают все свои высшие познавательные способности и качества. Благодаря процессу общения человекдостиг высокого уровня развития, он стал цивилизованной и культурной личностью. Для полноценного психического развития ребенка процесс общения со взрослыми на ранних этапах его развития имеет особое значение. В это время все свои навыки человеческих, психических и поведенческих качеств ребёнок приобретает через общение по причине того, что до начала обучения в школе (до наступления подросткового возраста), он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Развитие психики ребёнка начинается с общения ещё и потому что это самый первый вид социальной активности благодаря которому младенец получает необходимые для его индивидуального развития знания, умения и навыки. В процессе общения сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции накапливается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются непосредственными носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения необходимая информация не может быть передана. Развитие детей зависит от интенсивности общения, разнообразия его форм и содержания, а так же целей и средств. Различные виды общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека. Деловое общение, например, формирует и развивает административные способности, служит средством приобретения полезных знаний и менеджерских навыков. В этом формате общения ребёнок совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые качества. Личностное общениевлияет на процесс социализации и формирует качества личности, даёт ребёнку возможность приобрести определенные черты характера, привычки, интересы, склонности, усвоить нормы и формы поведения, выбрать жизненные цели и средства их достижения. Разнообразный процесс общения по своему содержанию, целям и средствам выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают как условия способствующие индивидуальному развитию. Когнитивное общение является фактором интеллектуального развития, так как при таком общении люди обмениваются информацией и обогащаются знаниями. Кондиционное общениеподготавливает ребёнка к научению, создаёт установки, необходимые для реализации других видов общения. Такое общение косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение выступает источником дополнительной энергии и заинтересованности для человека. Приобретая в результате такого общения новые цели, интересы, мотивы, человек увеличивает свой потенциал, самосовершенствуется. Деятельностное общение или межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для человека прямой развивающий эффект. Такой вид общения совершенствует и обогащает деятельность. Биологическое общение обеспечивает самосохранение организма поддерживая и развития его жизненные функции. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и способствует развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств и т.д. Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Благодаря невербальному общению человек может психологически развиваться с 2 – 3 летнего возраста, еще до того, как он научится пользоваться речью. Кроме этого, невербальное общение напрямую связано с развитием и совершенствованием коммуникативных возможностей человека, которые формируют способность к межличностным контактам. Вербальное общение связано с усвоением речи, а сама речь лежит в основе всего развития человека.

23.Психологическая характеристика младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

 

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться - мышление. Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников", с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является ущественным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание — с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания — науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.

В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам указанных выше форм общественного сознания, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, — рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.
Иными словами, содержанием учебной деятельности являются теоретические знания (этим термином, как об этом говорилось выше, мы обозначили единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Данное положение, раскрывающее содержание и смысл учебной деятельности, возникло в результате специального рассмотрения вопросов истории народного образования, и современных тенденций его развития1. В определенной степени это положение основано на фактах, которые были установлены в результате анализа опыта работы начальной школы.

 

Date: 2015-08-15; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию