Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности бухгалтерского учета и отчетность на предприятииБухгалтерский учет как наиболее регламентированная функция управления должен организовываться таким образом, чтобы обеспечить контроль за рациональным и экономным использованием государственных, общественных, кооперативных, акционерных и других средств и в максимальной степени удовлетворить потребности органов управления в информации. Организация бухгалтерского учета строится на общих принципах: - ведение учета с момента создания предприятия до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; - строгое документальное оформление и отражение в учете каждой совершаемой операции на дату ее совершения; - оценка и учет активов, обязательств и хозяйственных операций в белорусских рублях; - обеспечение сопоставимости данных аналитического учета с данными синтетического, с целью контроля за показателями деятельности предприятия и его конечными результатами; - инвентаризация активов и пассивов с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета; - оценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемым Национальным банком РБ на дату совершения хозяйственной операции. Составление отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета. Отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетность составляется путем подсчета, группировки и специальной обработки учетных данных. Отчетность составляется по единым типовым формам в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Объем и формы бухгалтерской отчетности для организаций утверждены Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность Текущий учет дает возможность повседневно следить за всеми хозяйственными операциями, имеющими место на предприятии. Чтобы видеть общий результат работы, надо иметь соответствующие сводные данные. Отчетность позволяет: - проанализировав сводные данные, принимать соответствующие меры по улучшению работы организации; - использовать информацию для оперативного управления организации и контроля за выполнением установленных планов; - вскрыть неиспользованные резервы роста производства; - использовать как основу для анализа хозяйственно-финансовой деятельности. По данным отчетности руководители организации отчитываются перед государственными органами. Отчетные показатели используются для анализа хозяйственной деятельности для выявления положительных и отрицательных результатов работы, выявления внутренних резервов для повышения эффективности работы организации. Правильно и вовремя составленная отчетность способствует сохранности собственности, поискам путей снижения себестоимости, укреплению финансового состояния организации, своевременному взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности. Вышестоящие организации на основании представленных отчетов располагают информацией о хозяйственной и финансовой деятельности организации. Отчетность организаций используется учреждениями банка для осуществления постоянного контроля за использованием организациями средств краткосрочных и долгосрочных кредитов банка. Финансовые организации проверяют на основании отчетов соблюдения обязательств по платежам в бюджет. Органы статистики контролируют выполнение плана и используют показатели отчетности для получения сводных данных по отрасли, районам. Основная задача отчетности – изыскание резервов дальнейшего роста и совершенствования деятельности организации, стабильности на рынке. В соответствии с законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности», основными требованиями, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность, являются следующие: Полнота. Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены: - полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств; - тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета. Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности. Достоверность. Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации (за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно). Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств. Достоверность годовой бухгалтерской отчетности подтверждается аудиторским заключением, если она в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту. Последовательность. Организация при составлении форм бухгалтерской отчетности должна придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятого содержания форм бухгалтерской отчетности допускается в исключительных случаях. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Каждое существенное изменение должно быть раскрыто в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших это изменение. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Своевременность. Своевременность предоставления отчетности необходима для эффективного использования отчетных показателей, для контроля и оперативного руководства и управления самим субъектом хозяйствования и иными пользователями. По бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» установлены предельные сроки ее представления: промежуточная – в течение 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность, годовая – в 90 дней по окончании года. Однако вышестоящим органом данного субъекта хозяйствования этот срок может быть сокращен. Это объясняется тем, что полученная вышестоящим органом отчетность должна быть обработана и включена в сводную отчетность. Несоблюдение сроков представления приводит к потере ценности данных, содержащихся в отчетности. Доступность и ясность. Отчетные данные должны отражаться в доступной для пользователя форме. Если в отчетности приводятся данные, ранее не отраженные в ней, то они должны расшифровываться в пояснительной записке. Также предъявляются такие требования как - Экономичность. Отчетность должна содержать только те показатели, которые нужны для принятия решений и выводов. Показатели отчетности должны сводиться в наиболее компактные и удобные для использования таблицы. Именно поэтому большая часть форм отчетности представляется на типовых или стандартных формах, т.е. в уже имеющийся бланк с таблицей проставляются отчетные сведения. - Сопоставимость. Отражаемые в отчетности данные должны быть сопоставимы с отраженными в планах, договорах, сметах и т.д., а также с отчетными данными за аналогичный прошлый период. Приведенный выше перечень требований не является полным. Он может изменяться и дополняться в зависимости от вида отчетности (например, секретность, конфиденциальность). Основной формой бухгалтерской отчетности является «Бухгалтерский баланс» (форма №1) (приложение В), состоящая из двух частей – актива и пассива. В активе бухгалтерского баланса отражается стоимость имущества и долговых прав предприятия (внеоборотный и оборотный капитал); в пассиве – источники их формирования (собственный капитал и обязательства). «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2). Прибыль или убыток отчетного года рассчитывается следующим образом: к прибыли от реализации товаров добавляют проценты к получению, доходы от участия в др. организациях, прочие операционные доходы и внереализационные доходы и вычитают из полученного итога проценты к уплате, прочие операционные расходы и внереализационные расходы. Нераспределенная прибыль отчетного года определяется вычитанием из прибыли отчетного периода налогов и других платежей. А также сумм использованной прибыли на создание фондов специального назначения и другие нужды предприятия. «Отчет о движении источников собственных средств» (форма №3). В нем приводится информация о движении источников собственных средств в разрезе статей в течение отчетного года. В «Отчете о движении денежных средств» (форма № 4) приводится информация о движении денежных средств раздельно по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Отчет по форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» включает десять разделов. «Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма №6) отражает сведения о том, на какие цели была использована полученная прибыль. Пояснительная записка характеризует деятельность организации в отчетном году. В пояснительной записке приводятся данные по показателям, не нашедшим отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке приводится краткая характеристика деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, т.е. соответствующая финансовая информация, необходимая для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации. Бухгалтерская отчетность отражает показатели производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Она составляется на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами, используя данные оперативной и статистической отчетности. В Республике Беларусь бухгалтерская отчетность в значительной мере отражает требования международных стандартов бухгалтерского учета и отвечает условиям рыночной экономики. Установлены единые формы бухгалтерской отчетности, порядок их заполнения и представления для предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, являющихся юридическими лицами, независимо от форм собственности. Общие положения 1) Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РБ «О бухгалтерском учёте и отчётности», другими нормативными актами, обязательными для исполнения и регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учёта, составления отчётности и налогообложения в Республике Беларусь. 2) В отношении однозначно определённых нормативными актами способов ведения бухгалтерского учёта и отчётности следует руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь. 3) Учётной политикой обеспечивается: - полнота отражения в учёте всех хозяйственных операций; - правильность отнесения доходов и расходов к отчётным периодам; - тождество данных синтетического учёта с оборотами и остатками по счетам аналитического учёта на первое число каждого месяца. 4) Учётная политика в течение отчётного года изменению не подлежит.В случае изменения в течение отчётного периода существенных условий деятельности предприятия (изменения законодательства, появление новых видов деятельности и т.д.), не нашедшие отражения в действующем Положении по учётной политике, вносятся дополнения в Положение по учётной политике предприятия. Дополнения, вносимые в течение отчётного года, оформляются приказом руководителя.
|