Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-исследовательские методы социологии и психологии управления





Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является ОПРОС. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.
Метод опроса широко практикуется в российской социологии с 20-х годов. В настоящее время можно с утверждением сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации.
Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.
Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение. Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото -, или радио магнитофонной аппаратуры.

Наблюдение может быть различным:

- неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации);
- структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте);
- системное, несистемное.
К числу самых своеобразных и трудно усваиваемых методов сбора социологической информации относится социальный эксперимент. Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Отсюда задача социального эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях.

Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады.
В социологии, кроме "чисто" социологических методов сбора информации, используются и методы с психологическим "уклоном", методы, применение которых ориентировано на некоторые психологические аспекты поведения и взаимоотношения людей.

Одним из таких методов сбора первичной социологической информации является метод структурного анализа малых групп, или, как его очень часто называют социометрический метод.

Социометрический метод - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Социометрический метод на сегодняшний день - один из наиболее эффективных и, по-видимому, наиболее перспективных методов социально-психологических исследований малых групп, а также один из наиболее распространенных методов изучения личности как элемента социальной группы. Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп.
Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны:

- превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;
- вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;
- навязывать мнение социолога;
- быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию:

а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов);
б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения);
в) о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы, различающие по форме:

а) вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов);
б) открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ);
в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

Не альтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"

Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Косвенные вопросы, - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

 

социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.

Требования к проведению наблюдения:

• сохранение естественности психических проявлений;
• должен быть целенаправленным;
• фиксация результатов.

Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения):

• определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
• определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);
• выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);
• выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?);
• определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).
Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.

Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), и феноменологическое самонаблюдение.

Интроспекция (от лат. Introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.

Эксперимент — это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания.
Основное достоинство психологического эксперимента в том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии.
Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он — объект исследования.
Вспомогательные методы исследования

Психодиагностические методы направлены на выявление устойчивых качеств и структурных компонентов личности — личностных черт, иными словами, распространяются на весь класс специфических проявлений психики, относимых к психическим свойства.

Применяются не только в психологических исследованиях, но и в различных областях социальной практики, при решении таких прикладных задач, как:

1) профориентация и профотбор;
2) прогнозирование социального поведения субъектов, например, стабильности брака, тенденции к поведенческим девиациям (отклонениям), характера реагирования на экстремальные ситуации и др.;
3) оптимизация процессов воспитания и обучения;
4) консультативная и психотерапевтическая помощь;
5) патодиагностическое обследование пациента (в медицинской или клинической психологии);
6) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;
7) прогнозирование психологических последствий изменения социальной среды, смены места постоянного проживания, привычного вида деятельности и т.д. Наиболее разработанным и распространенным психодиагностическим инструментом следует признать метод тестирования.

Психологическое тестирование — метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на, определенным образом, сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления.

Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий — тест.

Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизированная процедура психологического измерения (иначе — психометрическая процедура), позволяющая определить степень выраженности у индивида тех или иных психических характеристик, свойств, способностей. К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.

Беседа в психологии — это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем.
Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.

Интерактивные методы (от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого.
Психогенетические методы призваны установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Тесно переплетаются с методами генетики.

Date: 2015-08-15; view: 674; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию