Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль педагогической профессии в современном обществе. 4 page





умения и навыки, определенное мировоззрение, культура, мораль. При таком подходе определения процесса обучения характеризует преимущественно его внешние стороны. Следует выделить существенные признаки процесса обучения, их по крайней мере четыре.

1. Процесс обучения заключается в познавательной деятельности ученика.

При усвоении любого материала в его голове совершается процесс познания.

Обучение теряет всякий смысл, его не существует, если отсутствует

познавательная активность ученика.

Обучение как процесс познания учеником окружающего мира – первый существенный признак рассматриваемого понятия. С точки зрения формальной логики этот признак является ближайшим родом в определении понятия. Об этом признаке

говорится при анализе различных сторон обучения, но как специфический признак, требующий специального научного анализа, он не выделен. Вместо того,

чтобы анализировать обучение с точки зрения того общего, что характерно для процесса познания вообще, отыскиваются различия в обучении и познании, различия в деятельности ученика и ученого. В учебной деятельности и научном познании есть не только различия, но и сходства. Эти виды познавательной деятельности подчиняются общим закономерностям, а потому имеют сходство в структуре, методах, приемах размышления и т.д.Указанный родовой признак понятия «процесс обучения» требует анализа познавательной деятельности ученика с точки зрения того общего, что присуще процессу познания, совершающемуся в любых видах и формах человеческой деятельности. Если процесс познания диалектически сложен и противоречив, таков будет и процесс обучения.

Функции обучения. Исходя из общей цели школы, процесс

обучения призван осуществлять четыре функции – образовательную, воспитательную, развивающую и побуждающую.

Образовательная. В понятие образование часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но формирование общеучебных умений и навыков. Образовательная функция прежде всего предполагает

усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений навыков. Научные знания включают в себя понятия, факты, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Воспитательная. Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе, т.е. совокупность качеств личности. Она осуществляется посредством специальной организации общения учителя с обучаемым. Развивающая. Обучение и воспитание развивают личность. Обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и др. Развивающее обучение

предполагает, что в ходе обучения помимо формирования знаний и специальных

умений надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников.

Все три функции нельзя представить как параллельно осуществимые,

неперекрещивающиеся линии в потоке влияния учебного процесса. Се они

находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, являясь

ее причиной, другая является ее следствием.

5. Сущностная характеристика преподавания, как деятельности деятельность - это

деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является

воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность – объект

исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных

методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической

деятельности можно определить как отрасль психологического знания,

изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель

воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты

воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий. Содержание и психология педагогической деятельности

определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе,

требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами:

социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и

деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности. Выделяют три компонента педагогической деятельности: конструктивный; организаторский; коммуникативный.

Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит

конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в

соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими

разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге

выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации

процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.

Организаторский компонент. Важное место в структуре педагогической

деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с

конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно

сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс.

Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание

отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение

учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской

деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем

педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из

сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его

работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают

или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность

ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо

помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в

большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические

функции педагогической деятельности. Это информационная функция

(владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление

развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность

личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной

деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская

(творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент,

обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

18. Методы обучения; выбор методов и их классификации.

В настоящее время существует множество классификаций методов обучения с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет. В 30-е годы была разработана и внедрена в практику классификация по источникам подачи и восприятия знаний. Затем развивается классификация методов обучения по исследовательско-поисковому началу, которая к настоящему времени получила широкое признание. В 50-е годы на основе работ психологов и педагогов разрабатываются методы обучения с учетом психологических операций и логики познания.

 

Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения - содержание и логическая структура учебного материала - принципы и средства обучения - преподаватель - обучающийся - методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.) Рачинский Г.П. К вопросу о классификации методов обучения// Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. 1998. № 6, С. 13..

 

В настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях:

 

1. По источнику информации с учетом формы обучения.

 

2. По характеру поисковой деятельности.

 

3. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).

 

4. По логической структуре содержания учебного материала.

 


Классификация методов обучения

 

Основные методы

 

 

Подгруппы методов

 

 

Отдельные методы

 

 

Целевая функциональность группы методов

 

 

Источниковые

 

 

1.Словесные

 

2. Наглядные

 

3. Практические

 

 

1.Лекция, рассказ

 

беседа и др.

 

2. Демонстрация кино, видео,

 

слайдов и др.

 

3. 3.Упражнения, опыт, работа с

 

книгой, анализ,

 

описание образ-

 

цов и т.д.

 

 

Учитывают формы обучения,

 

рассчитанные на

 

приобретение знаний, умений, навыков

 

 

Поисковые

 

 

1.Репродуктивные

 

2. Продуктивные

 

 

1. Информационные, рецептивные, репродуктивные

 

2.Проблемные,

 

частично-поисковые

 

 

Учитывают вид

 

поисковой деятельности обучающегося

 

 

Изучения логической структуры

 

учебного материала

 

 

1.Изучение ста-

 

тики объекта

 

2. Изучение динамики объекта

 

 

1.Описание ста-

 

Т тики элементов, описание и анализ структуры элементов

 

2 2. Методы системного анализа

 

 

Учитывают логическую структуру содержания учебного материала

 

 

Логические

 

 

1.Индуктивный

 

2. Дедуктивный

 

 

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и др.

 

 

Учитывают логику познания и

 

психологического усвоения

 

 

В эту классификацию включены четыре группы методов, расположенные по степени обобщенности, зависящей от целевой функциональности каждой группы. При обучении на любом занятии должны быть задействованы все группы методов, но в комплексе и синхронно, так как каждая группа имеет свою целевую функциональность. Что касается приоритета групп или отдельных методов, то здесь их выбор зависит от конкретной дидактической ситуации (целей, задач, содержания материала, средств, форм и т.д.).

 

Рассмотрим подробнее некоторые их этих групп методов, например иточниковые. Это наиболее традиционные группы методов сложившиеся в практической деятельности.

 

Итак, к группе иточниковых методов относятся:

 

- словесные;

 

- наглядные;

 

- практические методы.

 

Словесные методы или, как их еще называют, методы устного изложения материала. К ним относятся: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником (печатное слово). Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

 

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы. Иначе говоря, рассказ, лекция, беседа (словесные методы обучения) - это общеизвестные, традиционные методы, но они должны в современных условия рассматриваться не только в плане сообщения готовой информации, а в большей степени как средство развития мышления учащихся, их творческих способностей.

 

Рассмотрим более подробно особенности методов этой группы:

 

Объяснение - это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т. п Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. С. 143.. Поэтому объяснение может использоваться как бы в чистом виде, в виде самостоятельного метода обучения, когда оно связано с сообщением каких-то частных сведений, чаще же всего объяснение выступает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции.

 

Рассказ. Традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако сложность такого подхода к этому методу заключается в том, что разным учащимся порой трудно воспринимать одинаковую информационную нагрузку при коллективных формах обучения, у них и возникают затруднения в плане прочности запоминания, глубины мыслительной деятельности. Чтобы избежать этого, учителя пытаются менять по ходу урока виды деятельности учащихся (слушание, наблюдение, выполнение самостоятельных работ и т. п.), однако это не всегда эффективно.

 

Лекция. Это тоже один из методов устного изложения, который отличается от рассказа большей строгостью изложения, лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих учебниках. Этот метод используется в старших классах. Лекция, как и рассказ, может читаться с целью передать учащимся готовую информацию (часто с элементами проблемного изложения).

 

Беседа. Одним из важнейших методов устного изложения является метод беседы. Она так же, как и предыдущие методы, может использоваться по-разному. Например, объясняя какой-то учебный материал, учитель постоянно ставит перед учащимися вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. Однако это не всегда в полной мере способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.

 

Наиболее эффективными являются поисковые беседы (с элементами проблемного обучения), которые вооружают учащихся способами научного поиска. Такие беседы дают возможность учащимся самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.).

 

Особую роль в этой группе методов (словесных) имеет метод работы с учебником или книгой. В процессе обучения нельзя, да и невозможно добиться от учащихся, чтобы они запоминали всю получаемую информацию. Они должны запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения учащиеся должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе.

 

Наглядные методы. Главной особенностью этих методов является то, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы довольно часто применяются в сочетании со словесными методами обучения. Они используются с целью подкрепления информации, данной учителем (показ опыта), но могут быть использованы и с элементами проблемного обучения, носить творческий характер.

 

Рассмотрим некоторые из них.

 

Наблюдение, как метод обучения, представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.

 

При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебник. - М.: НОРМА, 2005. С. 31..

 

Демонстрация, иллюстрации, наблюдение способствуют реализации принципа наглядности, все эти методы оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. К ним предъявляются те же требования, что и к принципу наглядности (последовательность демонстрируемых объектов, обеспечение качественной стороны, разъяснение цели демонстрации, обеспечение ясности и точности восприятия и пр.). К этой же группе методов относят применение разнообразных технических средств обучения (магнитофонные записи, радиопередачи, телепередачи, экранные средства, компьютерная техника).

 

Практические методы. К практическим методам относятся в частности - упражнения. Основой этого метода обучения является установление физиологической связи новой информации с уже имеющимися знаниями. Упражнения имеют свою специфику в каждом учебном предмете, однако можно назвать некоторые наиболее общие требования, предъявляемые к ним. Прежде всего, это сознательное отношение к их выполнению; учащиеся должны знать и понимать, на какой учебный материал дано данное упражнение (или задача); с какой целью выполняется данное упражнение (для заучивания, или для уяснения сути нового материала); каким образом должно выполняться упражнение (образец выполнения).

 

Наряду с упражнениями используются лабораторные работы. Они чаще всего применяются в сочетании с наглядными и другими практическими методами. Поэтому к ним предъявляются те же дидактические требования, что и к упражнениям и демонстрациям.

 

Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер.

19. Основы педагогической техники.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, -- распоряжений, требований к воспитанникам, -- служат слово, речь, выразительный жест, мимика. Педагогическая техника -- это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это-- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) -- жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием -- чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией-- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП). В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой-- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет “организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым”, каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. “Все это вопросы воспитательной техники”. Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии? Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии

20. Формы организации обучения.

Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных принципов, должна быть рационально организована, вылиться в те или иные организационные формы. Что же такое форма обучения?

 

Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи.

 

Если рассматривать форму применительно к процессу обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени (М.И. Махмутов, И.М. Чередов, П.И. Пидкасистый и др.). Способ организации обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, наиболее доступен для изменения, варьирования, совершенствования со стороны педагога.

 

Одной из первоначальных форм организации обучения выступает индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому у ученика или у учителя. В XVIII --XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства. Сейчас индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Имея очевидные достоинства, связанные с ориентацией содержания, методов, темпа занятий на личность обучаемого, эта форма очень неэкономична и непригодна поэтому как основная для массового образования. К тому же она лишает ученика возможности работать в группе, взаимного общения со сверстниками, состязательности, сотрудничества с ними в достижении общих целей.

 

Постепенно, начиная с XV--XVI вв., прежде всего в связи с ростом потребности в расширении образования, индивидуальная форма обучения все более заменялась индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся, хотя по сути это была совмещенная по месту и времени та же индивидуальная форма работы.

 

Развитие на рубеже XVI --XVII вв. машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном. Сначала в опыте братских школ Белоруссии и Украины, затем в Чехии и других странах родилась новая форма -- коллективная классно-урочная система обучения. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе.

 

Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в XVII в. «отцом педагогики» -- великим чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским.

 

Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты:

 

В группы (классы) входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания.

 

Основной формой обучения является урок -- отрезок обучения в 40--45 минут, представляющий относительно законченную по содержанию и способу построения единицу учебного процесса.

 

Все содержание образования делится на отдельные предметы.

 

Весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию.

 

Учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение.

 

Изобретение классно-урочной системы, представляющейся нам сейчас естественной и очевидной, в свое время было революцией в образовании, которую сравнивают с изобретением колеса в технике, ибо оно открыло возможности всеобщего и относительно экономного обучения (один учитель может обучать до 30 и более школьников). Что же касается высшего образования, то уже в первых университетах Европы, начиная с XIII --XIV вв., существовали коллективные формы обучения -- лекции и семинары.

 

Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая и воспитывающая роль педагога, взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы, экономичность обучения -- сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40 -- 45-минутные отрезки. Указанные «слабости» классно-урочной системы на протяжении веков вызывали критику и стремление к поискам более совершенных форм обучения.

 

В конце XVIII -- начале XIX в. английский священник А. Белл и педагог Д. Ланкастер предприняли попытку расширить возможности массового обучения на основе модернизации классно-урочной системы. Суть белл-ланкастерской системы заключается в том, что учитель обучал только группу старших учащихся, которые, получив соответствующие инструкции, вели занятия с младшими. Один учитель, таким образом, мог обучать сотни учеников.

 

Конечно, выигрывая в массовости, обучение при такой организации много теряло в качестве. Этим и объясняется тот факт, что широкого распространения белл-ланкастерская система не получила, хотя попытки ее своеобразного возрождения наблюдались совсем недавно.

 

Батавская система появилась в США в конце XIX в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть - проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть - индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить предлагаемый материал.[6, c. 205]

 

В поисках решения проблемы индивидуализации обучения при сохранении его массовости и коллективной организации в конце XI -- начале XX в. родилась так называемая мангеймская система (по наименованию германского города Мангейма). Классы дифференцировались по составу учащихся с учетом уровня их интеллектуальных способностей и успешности учебной деятельности: основные классы для детей, имеющих средние способности; классы для малоспособных, вспомогательные классы для умственно отсталых детей; классы для наиболее способных, которые могут продолжать обучение на следующей ступени.

 

Мангеймская система, представлявшая собой форму групповой дифференциации обучения, вызвала справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы классов, ограниченностью социальных перспектив выпускников групп мало- и среднеспособных, возможностью ограничения и сдерживания развития тех детей, которые не попали в элитную группу. Однако сам принцип поклассной дифференциации учащихся оказался вполне приемлемым, он присутствует в современной организации обучения и в виде коррекционных классов, и в виде классов углубленного изучения учебных дисциплин, и в виде реальных и элитарных (по замыслу -- для одаренных детей) школ и классов.

Date: 2015-08-15; view: 1441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию