Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 38





Этапы, направления и результаты хозяйственного реформирования в СССР в годы «перестройки» (вторая половина 80-х – 1991 гг.)

С весны 1985 года, с избранием генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева, в СССР начался процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономический системы, названный «перестройкой».

Вначале «перестройка» ассоциировалась в теории и в общественном сознании с концепцией «совершенствования хозяйственного механизма», то есть к фактическим возвратам к идеям реформы 1965 года, с предоставлением предприятиям большей самостоятельности в развитии производства, обновлении продукции, материальном стимулировании работников в зависимости от финансовых результатов работы предприятия.

Однако оставалось неизменным сохранение социалистической (общенародной) собственности на средства производства. По-прежнему в экономике на микроуровне не наблюдалось появления реального собственника, а также формирования действительного механизма установления макроэкономического равновесия.

Предполагалось осуществить вариант реформирования экономики при регулирующей роли государства с постепенным разгосударствлением части общественной собственности и внедрением в экономику рыночных отношений.

«Перестройка» (вторая половина 80-х – 1991 гг.) прошла через несколько этапов.

На первом этапе (весна 1985 – апрель 1988 гг.) была поставлена задача достижения качественно нового состояния советского общества посредством ускорения социально-экономического развития на базе НТП и исправления отдельных деформаций. Однако очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификаций рабочих, привела не к ускорению, а к росту количества аварий на производстве. Антиалкогольная компания, борясь с негативными последствиями пьянства (прогулы, некачественная работа, преступность, подрыв национального генофонда, распад семей и пр.), не соответствовала в полной мере российским традициям и обернулась большими потерями в материальном и моральном плане. Определенной нелепостью выглядела попытка, с одной стороны, активизировать предпринимательство через кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность, а, с другой, усилить борьбу с нетрудовыми доходами.

Летом 1987 г. были обозначены контуры экономических реформ для перехода от административно-командных методов к экономическим. Был принят закон о государственном предприятии, по которому руководителям и коллективам государственных предприятий предоставлялись исключительно широкие полномочия, включая самостоятельный выход на внешний рынок. Тем самым отменялась государственная монополия внешнеэкономической деятельности как атрибут социализма и др.

Был выбран путь «мягкой» бюджетной политики, когда предприятия в любом случае могли получать государственные средства на покрытие убытков и при этом не прилагать усилий для повышения эффективности производства с учетом рыночного спроса. В результате такой политики средний уровень зарплаты в стране рос быстрее, чем цены. Страна шла к социально-экономическому кризису.

На втором этапе (апрель 1988 – март 1990 гг.) для повышения качества продукции была создана Госприемка, обладавшая правом отвергать некачественную продукцию, наказывать рублем тех, кто был ответственен за брак. Это объяснялось отсутствием нормальных рыночных регуляторов качества производимой продукции.

Стремясь активизировать «человеческий фактор», как важнейшее условие ускорения, опять заговорили об ударниках и стахановцах. Призывали не сводить все к рублю, не дожидаться новой техники, а мобилизовать скрытые резервы и добиваться максимальной загрузки оборудования в 3-4 смены.

В 1989 г. был принят закон об аренде, по которому трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие. И хотя арендный сектор вначале стал увеличиваться довольно динамично, проявились перекосы на местах. Из-за несовершенства нормативно-правовой базы предприятия, созданные трудом нескольких поколений, переходили в полное хозяйственное ведение, а затем, после выкупа по чисто символическим ценам, и в полную собственность какой-либо проворной «менеджерской группы». Третий заключительный этап (март 1990- август 1991 гг.) включил принятие постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией развитие частного предпринимательства и др. Правда, реализация принятых законодательных актов откладывалась на год.

Разрабатывались разнообразные экономические программы: «400 дней доверия», «Программа 500 дней», «Переход к рынку», «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». В них намечалось:

- восстановить частную собственность на все факторы производства, в том числе и на землю;

- признать суверенитет союзных республик от центра;

- принять антимонопольные меры и приватизировать предприятия;

- резко сократить государственные расходы, отказавшись от строительства крупных промышленных объектов;

- прекратить помощь другим странам;

- резко ограничить военные расходы. Эти документы были отклонены из-за опасения номенклатуры утратить свою власть над экономикой.

В итоге «перестройка» не дала ощутимых экономических результатов, хотя была объективно необходимой обществу для широкого осознания бесперспективности существующей социально-экономической системы и выработки программы перехода к иной модели развития.

Страна быстро шла к социально-экономическому кризису. Вместе с путчем августа 1991 г. проваливается и «перестройка». В декабре 1991 г. СССР перестает быть геополитической реальностью. Ему на смену пришел СНГ (Содружество Независимых Государств).

С развалом СССР Россия вновь оказалась на историческом перепутье, сравнимом лишь с 1917 годом. Но если тогда вопрос стоял о переходе от капитализма к коммунизму, то теперь намечался обратный процесс.

В 90-е годы XX в. предполагалось, что быстрый переход к свободным рыночным отношениям автоматически создает стимул для структурной перестройки и преодоления кризиса. Был избран монетаристский путь реформы в широком варианте, включающий: отпуск (размораживание цен), либерализацию внутренней и внешней торговли, запуск механизма конкуренции, приватизацию государственной собственности и др. Жесткие преобразования 90-х годов получили название «шоковой терапии». Ее первыми итогами стали: падение уровня жизни населения и рост социального напряжения; кризис взаимных платежей, бюджетный дефицит и нестабильность бюджетной и денежно-кредитной системы; развал целых отраслей промышленности; «вымывание среднего класса», произвол властей и «директорская приватизация», разгул организованной преступности и др. Фактически это привело к демонтажу предыдущей социально-политической и экономической системы: отказу от власти Советов, планирования народного хозяйства и единой общенародной социалистической собственности.

К концу 90-х годов Россия оказалась в мире на 49 месте по уровню ВВП и на 71 месте по уровню жизни. Объем производимой продукции равнялся экономике Нидерландов, которые по количеству населения и занимаемой территории не превышают Москву с Подмосковьем.

Вдвое сократилось производство в промышленности и сельском хозяйстве, машиностроение уменьшилось в 6 раз, половина сельскохозяйственного продовольствия импортировалась, сложилась огромная долговая кабала, в разрухе оказался флот, военная техника; сотни тысяч детей брошены, превысив соответствующие показатели времен Великой Отечественной войны. К тому же криминал взял под контроль политику, хозяйство и жизнь страны.

Между тем, Россия, находясь на стыке западного и восточного типа цивилизации, в экономическом плане сформировалась в основном как восточное общество. Регулятором экономики являлось государство. Экономические реформы здесь всегда шли по инициативе «верхов» и по мысли их инициаторов должны были способствовать росту экономического и политического могущества страны (Петр I, Александр II, П.А. Столыпин и др.) Частная собственность, прежде всего на землю, не развита. Веками в стране складывался дух народа с нерыночными чертами общинности, соборности, коллективизма, «нестяжательства» - отсутствия стремления к прибыли. Гражданское общество автономное от государства, отсутствовало. Власть и собственность неразрывны. Личная инициатива слаба и т.д.

Учитывая историю России, перспективы классических рыночных отношений в нашей стране пока не очень ясны. И уровень развития рыночной экономики не стоит определять количеством «разгосударствленных» предприятий.

На первое десятилетие XXI в. определены серьезные задачи: удвоение ВВП, конкурентоспособность, импортонезависимость и конвертируемость рубля. Усилено внимание к улучшению жизненного уровня населения и осуществлению национальных проектов (здравоохранение, образование, ЖКХ и сельское хозяйство). А выход России на седьмое место в мире, переход от периода стабилизации и накопления к периоду развития позволяет заглядывать с оптимизмом в достойное будущее до 2020 года.

 

Date: 2015-07-27; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию