Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индексы оценки политических деятелей и институтов власти





Индекс — обобщенный производный показатель, сформированный на основе исходных данных с помощью простейших математических операций. Индексы', согласно Большой советской энциклопедии, — это относительные величины, количественно характеризующие динамику совокупности, состоящей из непосредственно несоизмеримых единиц, или части такой совокупности. В современной сравнительной политологии используется более сотни различных индексов, позволяющих формально ранжировать различные государства в линейной системе координат и рассуждать с помощью оценочных категорий типа «лучше—хуже», «больше-меньше» и т.д.

Индексы можно разделить по следующим основаниям:

· ■ по теме (индексы оценки политического режима, доверия, коррупционности, социального благополучия, политической напряженности и т.д.);

· ■ по источнику информации для построения индекса (статистические данные, оценки экспертов, результаты опросов общественного мнения);

· ■ по процедуре, т. е. по способу построения индекса (расчетные, основывающиеся на интеграции однородных или разнородных показателей, или «балльные», опирающиеся на систему начисления баллов, чаще всего — штрафных);

· ■ по уровню обобщения (частные, оценивающие одну сторону политического явления, или обобщенные, позволяющие провести комплексное сравнение политических институтов или процессов);

· ■ по типу организации, разработавшей и использующей индексы (международные надгосударственные организации, исследовательские некоммерческие центры, международные независимые организации, международные банки).

К индексам прибегают для учета множества индикаторов при описании сложных политических процессов, объединяя их в единый условный показатель для корректного анализа информации.

За пределами межгруппового сравнения индексы не имеют ни семантической, ни эмпирической значимости. В политических исследованиях индексы часто используют при анализе текстовой информации (в контент-анализе текстов).

Самым простым вариантом, используемым при опросах общественного мнения, является индекс удовлетворенности, который показывает относительную величину группы людей, дающих позитивный ответ, относительно общего числа респондентов.

Значение индекса удовлетворенности колеблется от - 1 до + 1. Знак индекса («+» или «—») свидетельствует о доминанте определенного типа ответов. Несколько модернизировав данный индекс, можно использовать его для порядковых шкал, например, для сравнения электоральной активности различных групп.

Проблемы идексов исключительно сложные для решения.

Во-первых, любое индексирование с неизбежностью ведет к упрощенному пониманию политических процессов.

Во-вторых, открытой остается проблема надежности и обоснованности выполняемой процедуры шкалирования.

В-третьих, в интегративных индексах открытым остается вопрос о «весе», значимости

отдельных показателей. Наконец, не вполне понятно, как поступать в ситуации, когда информация по отдельным объектам (в данном случае странам) остается неполной, «непрозрачной».

Индекс, разработанный Департаментом экономического и социального развития ООН. С 2001 г. ООН оценивает переход к электронному правительству в мировом масштабе и позволяет построить рейтинг готовности стран мира к электронному правительству («UN

E-Govemmenl Survey»). С 2010 г. вместо уровня готовности стали замерять уровень развития электронного правительства, поскольку власти даже в самых слаборазвитых странах уже стремятся взаимодействовать с гражданами в электронной форме. Рейтинг готовности к электронному правительству является агрегированным и рассчитывается на основе трех основных индексов, отражающих различные аспекты электронного правительства:

1. Телекоммуникационный индекс, отражающий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, в котором учитываются:

а) уровень проникновения персональных компьютеров (количество персональных компьютеров на 100 человек населения страны);

б) уровень проникновения Интернета (количество пользователей на 100 человек);

в) уровень телефонизации (количество стационарных телефонов на 100 человек);

г) уровень проникновения мобильной связи (количество зарегистрированных пользователей на 100 человек; может превышать 100);

д) уровень проникновения широкополосного доступа (также на 100 человек).

2. Индекс развития человеческого капитала, фиксирующий способность использовать предлагаемые в рамках электронного правительства услуги. Он рассчитывается на основе уровня грамотности взрослого населения и соотношения лиц с неполным средним, средним и высшим образованием

3. Индекс развития электронных услуг (onlixne-service index; в 2008 г. — web-measure index). Этот индекс отражает уровень развития структур электронного правительства. Для его составления эксперты ООН проводят анализ сайтов правительства соответствующей страны и отдельных министерств, непосредственно отвечающих за развитие человеческого капитала: здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и финансов. При расчете индекса учитывается наличие/отсутствие определенной электронной услуги (факт наличия соответствующего официального сайта или портала, предоставление государственных электронных услуг «полного цикла» через единый фронтофис на основе интегрированного бэк-офиса).

Следует обратить особое внимание на индексы, которые характеризуют более частные институциональные аспекты политического режима, например, характер президентской власти. Следует обратить внимание на методику М. С. Шугарта и Дж. Кэрри, которая, опираясь на нормы права, позволяет оценить круг полномочий избираемых на всеобщих выборах президентов (табл. 35)

Достоинство этой методики построения индекса очевидно — оценка идет по нормативным характеристикам, исключающим любой субъективизм, недостаток тоже, — здесь не учитывается реальная (неформальная) политическая практика. Наряду с индексом оценки полномочий президента в сравнительной политологии активно используется индекс полномочий парламента (ИПП), рассчитанный С. Фишем для посткоммунистических стран. Он вычисляется как отношение числа конкретных полномочий, которыми обладает тот или иной парламент, к общему числу парламентских полномочий.

Применяя индексы, исследователи-политологи часто оказываются в серьезной психологической ловушке. Во многих индексах используются именно оценки экспертов, но насколько они свободны от предрассудков в отношении определенных стран («страны оси зла», «колосс на глиняных ногах», «враги демократии», «империя зла»), в какой степени ученые могут избежать просто собственного «добросовестного заблуждения» в вопросе о преодолении субъективизма, вызванного их политическими убеждениями? Этот вопрос достаточно активно обсуждается отечественными политологами в последние годы, и выводы их неутешительны. Вместе с тем зарубежные политологи, например Ханс Йоахим Шпангер (Франкфуртский институт изучения проблем мира и конфликтов), крайне негативно относятся к самой возможности отказаться от услуг экспертов при построении индексов. Основной аргумент сводится к тому, что в современном мире государства слишком разнородны и попытки использовать абсолютно идентичные количественные показатели для оценок политических процессов методологически недопустимы.

Date: 2015-08-15; view: 1292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию