Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные международные судебные учреждения





В конце 1980-х - начале 1990-х гг. серьезно изменилась по­литическая карта мира, появились новые государства, распались старые. В результате национальной политики некоторых стран и территориальных вопросов возникли этнические конфликты, приведшие к гибели огромного количества людей, к гуманитар­ной катастрофе на Кавказе, в Северо-Восточной Азии, Восточной Европе, Африке. Мировое сообщество различными способами пыталось восстановить нарушенный миропорядок.

В 1993 г. решением СБ ООН был учрежден Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответст­венных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. При этом территория Югославии представляла собой в тот пери­од огромный внутригосударственный конфликт между отдель­ными административно-этническим единицами: Хорватией, Бос­нией, Герцеговиной, Сербией, Македонией, Косово. Этот кон­фликт имеет исторические корни, долгие годы эти народы бо­рются за свою независимость, территорию и религию. Как отме­чает проф. И. С. Марусин, главной целью всех югославских войн было создание моноэтнического государства, а средствами ее достижения - изгнание, истребление всех жителей иной нацио­нальности спорной территории, уничтожение культурных соору­жений религии и памятников культуры.

В 1994 г. был создан еще один Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гумани­тарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные наруше­ния, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. На территории Руанды также воз­ник этнически-социальный конфликт, приведший к стремлению уничтожения одной группой людей (хуту) другой (тутси). Дан­ный конфликт берет свое начало во времена колонизации афри­канских территорий, когда искусственно местное население по­степенно было разделено на два сословия, одно из которых было приближено к колониальной власти. С момента получения неза­висимости на территории Руанды периодически возникали кон­фликты, сформировались преступные бандформирования, стре­мившиеся прийти к власти. В результате в начале 1990-х гг. про­изошел внутригосударственный конфликт, приведший к широ­комасштабным последствиям.

Данные международные трибуналы схожи по механизму своей деятельности, имеют общего обвинителя, поэтому анализ их деятельности будет представлен единообразно.

Юрисдикция

Согласно Уставам юрисдикция Трибуналов включает в себя серьезные нарушения международного гуманитарного права, ге­ноцид и преступления против человечности. То есть ее можно разделить на несколько групп:

Нарушение общепризнанных обычных норм о защите жертв войны в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. Это такие преступления, как: умышленное убийство; пытки и биологические эксперименты; умышленное причинение страда­ний или серьезного ущерба здоровью; массовые разрушения и захват собственности, не оправданные военной необходимостью; преднамеренное лишение военнопленного или гражданского ли­ца права на справедливый суд; незаконная депортация или за­ключение гражданского лица; захват заложников.

Гаагская конвенция о законах и обычаях войны 1907 г. и приложения к ней. Сюда относятся: применение отравляющих веществ или иного оружия, рассчитанного на причинение излиш­них страданий; варварское разрушение городов или сел, не оп­равданные военной необходимостью; нападение или бомбарди­ровка незащищенных городов и сел или зданий; захват, разруше­ние или умышленное причинение вреда учреждениям религиоз­ным, благотворительным или образовательным, а также произве­дениям искусства и науки; грабеж общественной или частной собственности.

Геноцид - в соответствии с Конвенцией о предупрежде­нии преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

Преступления против человечности: убийство, истребле­ние, обращение в рабство, депортация, заключение под стражу, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым и религиозным признакам.

Организация

Трибуналы находятся на территории нейтральных госу­дарств: Трибунал для Югославии - Гаага, Нидерланды; Трибунал для Руанды - Аруша, Танзания. Трибуналы состоят из камер - две судебные и одна апелляционная для обоих Трибуналов, обви­нителя и секретаря. Количество судей постоянно меняется в сто­рону увеличения, поскольку существует большое количество уголовных дел в рассмотрении.

Судьи должны обладать высокими моральными и профес­сиональными качествами, необходимым опытом и знаниями в области уголовного и международного права. Кандидаты в судьи предлагаются государствами и по представлению Совета Безо­пасности и избираются ГА ООН сроком на пять лет, могут быть переизбраны. Обвинитель действует независимо, назначается по представлению Генерального секретаря ООН Советом Безопас­ности на четыре года. Обвинитель Трибунала для Югославии, как уже было отмечено, является одновременно обвинителем Трибу­нала для Руанды. Председатели Трибуналов избираются на два года абсолютным большинством голосов. Председатель коорди­нирует работу камер и контролирует деятельность секретариата. Должностные лица Трибуналов пользуются дипломатическим иммунитетом.

Обвинитель вправе начинать расследование по собственной инициативе или информации, полученной от правительств, орга­нов ООН, межправительственных и неправительственных орга­низаций. Обвинительное заключение передается судье судебной камеры, который, рассмотрев его, решает вопрос о его утвержде­нии. В последнем случае судья по запросу обвинителя издает ор­дера на арест, заключение под стражу и иные процессуальные действия. Обвинитель действует независимо и является отдель­ным органом Трибуналов, имеет заместителей, которые рассмат­ривают вопросы в отсутствие обвинителя.

Процесс идет в присутствии обвиняемого и является откры­тым. Приговор выносится большинством судей камеры и оглаша­ется публично. Допускается особое мнение судей. При определе­нии наказания принимается во внимание судебная практика Юго­славии и Руанды соответственно.

Основанием для обжалования приговора может быть ошибка в праве или факте. Обжалование может быть как осужденным, так и обвинителем. Решение апелляционной камеры является окончательным и не подлежит обжалованию. Рабочими языками Трибуналов являются английский и французский. Тюремное за­ключение отбывается в государстве, определяемом Трибуналом на основе списка государств, давших согласие на это.

В отношении дел, которые подведомственны Трибуналам, действует параллельная юрисдикция. То есть национальные суды также вправе рассматривать дела и преследовать лиц за серьез­ные нарушения международного гуманитарного права. С одной стороны, это обосновано загруженностью Трибуналов, с другой - власти Югославии и Руанды не стремятся способствовать между­народному правосудию и часто не реагируют на запросы Трибу­нала. Поэтому, учитывая, что серьезные нарушения международ­ного гуманитарного права представляют собой международные преступления, имеющие универсальную юрисдикцию и отсутст­вие сроков давности, суд любого государства на основании сво­его уголовного законодательства может осуществить судебное преследование. Так, в 1997 г. суд Мюнхена приговорил к 5 годам тюремного заключения гражданина Джайича, признав его винов­ным в совершении и соучастии в массовых убийствах. Адвокат подсудимого оспаривал юрисдикцию суда на том основании, что конфликт в Югославии был внутренним, а не международным. Однако суд отверг это мнение, ссылаясь на Устав Трибунала. Аналогичные процессы имели место и в других европейских странах.

В то же время юрисдикция Международных трибуналов имеет приоритет по отношению к национальным судам. На лю­бом этапе судебного разбирательства трибуналы могут просить о передаче им производства по делу.

В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1503 от 28 августа 2003 г. Международные трибуналы по Юго­славии и Руанде должны завершить свою судебную деятельность в 2010 г. Однако до сих пор на рассмотрении находится доста­точно большое количество уголовных дел, которые должны быть доведены до конца именно Трибуналами.

В 2000 г. была создана еще одна международная уголовная судебная структура в результате подписания соглашения между ООН и Правительством Сьерра-Леоне об учреждении Специаль­ного Суда по Сьерра-Леоне, призванного привлечь к ответствен­ности лиц, совершивших тяжкие преступления во время граждан­ской войны в этой стране. Основанием деятельности данного Су­да помимо соглашения являются также его Устав и Акт о рати­фикации соглашения Парламентом Сьерра-Леоне. Следует отме­тить ряд особенностей в деятельности данного учреждения. Во- первых, в отличие от выше рассмотренных трибуналов, государ­ство само обратилось за помощью в ООН для восстановления правопорядка на своей территории. Во-вторых, Специальный Суд расположен на территории Сьерра-Леоне, тем самым его прави­тельство попыталось показать своему народу стремление восста­новить законность и справедливость на территории и привлечь к ответственности преступников. В-третьих, особенность заключается и в перечне преступлений, которые относятся к юрисдикции Суда.

Юрисдикция

Исходя из содержания Устава, можно выделить три группы преступлений:

Преступления против человечности и нарушения Женев­ских Конвенций о защите жертв войны 1949 г., Дополнительного протокола II. К преступлениям против человечности Уставом от­носятся убийства, принуждение к проституции, преследование по политическим, расовым, этническим или религиозным основани­ям, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематиче­ского нападения на гражданское население.

Другие серьезные нарушения международного гумани­тарного права - использование детей, не достигших 15 лет, в во­енных действиях, умышленное нападение на гражданское насе­ление или отдельных лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Нарушение национальных законов Сьерра-Леоне. Акт о предотвращении жестокости по отношению к детям 1926 г., ко­торый предусматривает ответственность за развратные действия в отношении девочек моложе 14 лет, их похищение в аморальных целях. Другим преступлением этой группы является умышлен­ный поджог жилых домов, общественных и иных зданий, преду­смотренное Законом об умышленном причинении вреда 1861 г.

Юрисдикция Специального Суда распространяется также участников миротворческих операций на территории Сьерра- Леоне, совершивших правонарушения, если национальный суд посылающего государства не желает или неспособно провести реальное расследование или судебное преследование. В данном случае Специальный Суд должен быть уполномочен Советом Безопасности ООН на осуществление своей юрисдикции в отно­шении таких лиц.

Организация

Специальный Суд состоит из судебной палаты, апелляцион­ной палаты, обвинителя и его службы, Секретариата во главе с Секретарем. Действует параллельная юрисдикция Суда и нацио­нального правосудия, однако преимуществом обладает Специ­альный Суд. Судьи назначаются Генеральным секретарем ООН и Правительством Сьерра-Леоне (каждый назначает определенное количество судей во все палаты). Кандидатуры судей предлага­ются Генеральному секретарю государствами-членами ООН. В соответствии с соглашением, особое внимание должно быть уде­лено кандидатам от стран-членов Экономического Сообщества западно-африканских государств. Каждая палата имеет своего председателя, а председатель Апелляционной палаты одновре­менно является председателем Суда. Обвинитель назначается по согласованию между Генсекретарем ООН и правительством го­сударства, а его заместитель - по согласованию обеих сторон и обвинителя.

Рассмотренные международные уголовные судебные учреж­дения носят временный характер и были созданы с определенны­ми целями. Мировой практике известны и другие подобные уч­реждения, периодически создаваемые под эгидой ООН. Однако главной целью мирового сообщества является создание и разви­тие деятельности постоянно действующего международного су­дебного органа, к компетенции которого относится привлечение к международной уголовной ответственности физических лиц, совершивших международные преступления.

 

Date: 2015-08-15; view: 818; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию