Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткая теория. Целью настоящей работы является экспериментальное исследование зависимости углового ускорения маятника Обербека от момента инерции маятника и проверкаЦель работы Целью настоящей работы является экспериментальное исследование зависимости углового ускорения маятника Обербека от момента инерции маятника и проверка основного закона динамики вращательного движения твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Описание экспериментальной установки
Маятник Обербека показан на рисунке 2.1. Он состоит из барабана, который может вращаться вокруг своей оси O, и четырёх стержней, скрепленных с ним. На каждый стержень одета привеска, которую можно перемещать вдоль стержня и фиксировать её с помощью стопорного винта в любом положении стержня. Все четыре привески (на рисунке они обозначены цифрами 1, 2, 3, 4) – одинаковые, у них одна и та же масса m 1, и в данной лабораторной работе они устанавливаются на одном и том же расстоянии r от оси вращения вала O. При этом маятник называется симметричным. Барабан с помощью двух подшипников укреплён на неподвижном горизонтальном валу, который, в свою очередь, крепится на вертикальной стойке (стойка на рисунке 2.1 не показана), поэтому ось вращения барабана O является фиксированной (закреплённой). Стойка с помощью крепёжных винтов устанавливается на краю лабораторного стола. На барабан намотана нить, свободный конец которой соединён с грузом массой m. Под действием силы тяжести груз опускается вниз (на пол), нить натягивается и приводит во вращение маятник. Краткая теория В самом общем случае основной закон динамики вращательного движения утверждает, что скорость изменения момента импульса системы L равна сумме моментов внешних сил М, действующих на систему. . (3.1) Если система – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной (закреплённой) оси, то закон (3.1) записывают в другом виде: , (3.2) где e – угловое ускорение тела, I – момент инерции тела относительно его оси вращения. В этом виде основной закон динамики вращательного движения аналогичен второму закону Ньютона , и он означает, что угловое ускорение e телу создают моменты внешних сил, действующих на него. Маятник Обербека как раз и является твёрдым телом с закреплённой осью вращения, поэтому для него справедлив закон (3.2). Задачей данной лабораторной работы является экспериментальная проверка этого закона, а именно: необходимо экспериментально подтвердить, что величина углового ускорения маятника Обербека e при неизменном значении суммарного момента внешних сил M обратнопропорциональна моменту инерции маятника I относительно его оси вращения O. Исследованию зависимости углового ускорения маятника от момента внешних сил M посвящена другая лабораторная работа. Для выполнения поставленной задачи необходимо, прежде всего, определить способ измерения величин e и I. 3.1.Измерение углового ускорения e Вращательное движение маятника связано с поступательным движением груза. Это выражается в том, что в любой момент времени частота вращения маятника w(угловая скорость) однозначно связана со скоростью опускания груза 𝑣: , (3.3) где R – радиус барабана. Дифференцирование этого уравнения по времени даёт: . (3.4) Так как по определению – это угловое ускорение e, а – это ускорение a поступательного движения груза, то из (3.4) следует: . (3.5) Таким образом, для измерения углового ускорения e можно измерить ускорение движения груза a и радиус барабана, а затем воспользоваться формулой (3.5). Радиус барабана можно измерить прямым способом – с помощью штангенциркуля. А измерение ускорения груза можно произвести косвенным способом на основании двух следующих фактов. Во-первых, эксперименты, проводимые с маятником Обербека в учебной лаборатории, свидетельствуют, что движение груза – равноускоренное, то есть . Во-вторых, одно из уравнений кинематики равноускоренного движения имеет вид: , (3.6) где S – это длина пути, пройденного телом за время t. Если измерить высоту h, с которой груз начинает движение, и время t, в течение которого груз падает на лабораторный стол, то применение формулы (3.6) даёт: . (3.7) 3.2.Измерение момента инерции маятника I Маятник состоит из двух частей: основная часть и привески. Основная часть – это вал, подшипники, барабан и четыре стержня. Обозначим момент инерции основной части I 0. Как измерить значение I 0, пока не ясно. Вторая часть маятника – это четыре привески. Они расположены совершенно симметрично, поэтому момент инерции каждой из них I 1–один тот же. Будем считать привески материальными точками (это, конечно, приближение, но оно тем точнее, чем дальше привески отодвинуты от центра, то есть от оси вращения). В этом случае момент инерции привесок I п относительно оси вращения равен: , (3.8) где m 1–масса одной привески (она измерена изготовителем установки и равна 160 г, погрешность измерения не более 5%), r –расстояние от оси вращения до центра инерции привески, которое можно измерить прямым способом – с помощью штангенциркуля. Итак, момент инерции маятника относительно оси вращения равен: . (3.9) Важно, что в этой формуле момент инерции основной части I 0 – это постоянная составляющая момента инерции маятника, хотя и неизвестная, а момент инерции привесок I п можно изменять, передвигая привески, и при этом измерять. Таким образом, изменение момента инерции маятника I, необходимое для того, чтобы можно было исследовать зависимость между I и e, реализуется в данной лабораторной работе изменением момента инерции привесок I п, то есть исследованием зависимости между I п и e. Какой должна быть эта зависимость, если исходить из основного закона динамики вращательного движения (3.2)? – Подставив (3.9) в (3.2), получим: . (3.10) Зависимость e от I п– нелинейная, поэтому лучший способ её экспериментальной проверки – это линеаризация, то есть переход от переменных I п и e к другим переменным, которые зависят друг от друга линейно. Дело в том, что график линейной зависимости – прямая линия, так что её проверка проста: надо нанести на график экспериментальные точки, и если они выстроятся вдоль прямой линии, то это и будет свидетельством правильности теоретической зависимости. Для линеаризации формулы (3.9) достаточно перевернуть дробь: . Из этой формулы видно, что если ввести переменную E, обратную угловому ускорению e, то есть , то эта переменная зависит от I п линейно: . (3.10) Слагаемое при изменении I п не изменяется, то есть представляет собой свободный член. Таким образом, задачу эксперимента можно сформулировать так: исследовать зависимость e(I п) и убедиться, что величина E, обратная угловому ускорению e, зависит от I п линейно. Кроме того, если эксперимент подтвердит указанную линейную зависимость, то есть на графике в координатах (I п; E) можно будет через экспериментальные точки (точнее, через их планки погрешностей) провести прямую линию, то измерение параметров этой линии позволит определить значение суммарного момента сил M и значение момента инерции I 0 основной части маятника. Пояснение. Уравнение прямой линии в координатах (I п; E) имеет вид: . (3.11) В этой формуле k и c – это не зависящие от I п числа, называемые параметрами прямой линии. Параметр k называется угловым коэффициентом, параметр c – свободным членом. Если прямая линия проведена, то её параметры можно измерить. Как это сделать, написано в [7.4]. Сравнение (3.11) с (3.10) показывает: , (3.12) откуда следует, что . (3.13) Формулы (3.13) и определяют способ измерения значений M и I 0. Замечание. Утверждение, что величина зависит от момента инерции привесок I п линейно, основано на том, что суммарный момент внешних сил M не зависит от I п и поэтому при изменении I п остаётся неизменным. Это, строго говоря, неправильно. Значение M действительно не изменяется при вращении маятника – об этом свидетельствует указанный выше факт, что движение груза – равноускоренное. Однако значение M зависит от момента инерции маятника, так что в уравнении (3.10) I п неявно содержится в M. Это связано с тем, что при изменении момента инерции маятника I изменяется и сила натяжения нити T, которая вносит основной вклад в момент сил M. Тем не менее, расчёты показывают, что при условии (m –масса груза, R –радиус барабана) влияние I на M становится незначительным, так что предположение можно считать соответствующим истине. Однако для того чтобы условие выполнялось, надо проводить эксперименты с лёгким грузом, а привески устанавливать не слишком близко к оси[1].
|