Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. При разработке введения к курсовой работе необходимо учитывать следующие рекомендации:





При разработке введения к курсовой работе необходимо учитывать следующие рекомендации:

v введение следует разрабатывать после оформления основных разделов работы;

v введение должно в краткой форме раскрывать содержание выполненной работы.

Объём введение: 2-3 стр.

Во введение необходимо обосновать актуальность темы исследования. Здесь следует изложить исследовательские вопросы. Затем должно выдвинуть гипотезу(ы), сформулировать цель курсовой работы. В общих словах можно упомянуть теоретический подход, которого автор придерживался, и указать почему. Изучение литературы позволяет выявить степень изученности проблемы, заявить о научной новизне исследования. В соответствии с целью курсовой работы формулируются её задачи. Состав решаемых задач можно определить с учетом разделов курсовой работы, выделенных в плане.

Во введении приводится исходная информация об объёкте исследования: название предприятия (организации, учреждения, муниципального образования, региона), характер его деятельности и отраслевая принадлежность.

Формулируется предмет исследования. Предметом является выбранная проблема.

В заключительной части введения даётся характеристика научно-методической базы, указываются теоретические основы эмпирического исследования, перечисляются методы исследования, использованные при выполнении курсовой работы.

Заканчивается введение сведениями об объёме и структуре курсовой работы, количестве иллюстраций (рисунков) и таблиц, количестве литературных источников.

В теоретической части необходимо определить сущность и содержание исследуемой проблемы. Данная часть курсовой работы базируется на анализе литературных источников по рассматриваемой проблеме. Желательно начать её с выполнения анализа предмета исследования, раскрытия понятийного аппарата работы, на базе которого возможна постановка и формулирование проблемы в строго научных терминах. Затем рассматривается освещение данной проблемы в работах предшественников. Анализ литературы способствует выявлению глубины изучения и означает сопоставление различных предшествующих исследований с целью выявления методов и подходов к решению проблемы и возможности их применения к объекту, рассматриваемому в курсовой работе. В разделе обязательно высказывается и обосновывается точка зрения студента. Заканчивается анализ литературных источников выводами, аргументирующими цель работы.

Первая глава курсовой работы суть программа исследования. Она может называться «Методолого-методические основы изучения … (предмета). Подготовка содержания первой главы может быть представлена следующим образом.

Информационный поиск

В этом подразделе руководства будут рассмотрены основные идеи, связанные с поиском литературы в интересующей автора области. На начальном этапе выполнения курсового проекта у студентов в распоряжении имеется лишь ограниченное количество литературных источников. Списки использованной литературы в этих источниках помогут расширить литературную базу. Целенаправленный поиск нужной информации стоит начать с отечественной библиографии.

В России существует система государственных библиографических указателей – «Летописей», охватывающая выпуск книг, журналов, других произведений печати. Социология помещается во всех государственных библиографических указателях в разделе «Общественные науки».

«Книжная летопись» выходит еженедельно и описывает книги, вышедшие в свет в едином информационном пространстве бывшего Советского Союза. Указатель охватывает и те издания, экземпляры которых поступили в Российскую книжную палату из других стран. Простое дело найти рубрику «социология организация и управления» и гарантировать себе, что ни одна значимая работа не выйдет из поля зрения.

Еженедельно издаётся указатель «Летопись журнальных статей». Его содержание составляет материалы, опубликованные в России в журналах и сборниках, выходящих на русском языке. Фактически, социологическая рубрика «Летописи журнальных статей» - оглавление условного еженедельного совокупного профессионального журнала очень большого объёма. Возглавляют же каталог социологической периодики такие журналы, как: «Социологические исследования» или «Социс», «Социологический журнал», «Социология 4 М» (методология, методы, математическое моделирование), «Социально-политический журнал», «Вопросы социологии».

Государственный библиографический указатель «Летопись авторефератов диссертаций» издаётся ежемесячно. В нём отражаются авторефераты соискателей учёной степени доктора и кандидата наук, поступивших в российскую книжную палату.

Для социолога первоочередной интерес представляет библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам: Философия и социология», который охватывает помимо монографий и статей, авторефератов и рецензий, материалы и литературу, депонированную в ИНИОН (Институт Научной Информации по Общественным Наукам). В реферативных журналах, сборниками и отдельными изданиями публикуются также переводы зарубежной социологической литературы. ИНИОН располагает автоматизированной информационной системой Международной информационной системы по общественным наукам. включающей базу данных по социологии.

Сегодня библиографические базы данных онлайн доступны в Интернет. Они являются ценным источником ссылок на журнальные статьи. Расширяющиеся базы данных обеспечивают доступ к полным версиям статей в электронном формате – их обычно называют электронными журналами.

Рекомендуем использовать Social Sciences Citation Index (SSCI). В этой базе данных полностью классифицированы более 1700 основных журналов по социологии, которые охватывают все социально-научные дисциплины, начиная с 1981 года. Находится база по адресу: http://wos.mimas.ac.uk

SSCI не содержит полных текстов журнальных статей. Однако здесь есть ссылки и аннотации к статьям из 120 наиболее важных журналов по исследованию организаций и менеджмента, публикуемых во всем мире. Это важный первичный источник для дальнейшего поиска необходимых источников. Если эффективно использовать базу данных, то можно быть относительно уверенным в том, что целенаправленный поиск охватит большинство недавно изданных академических журналов, в которых опубликованы статьи, затрагивающие тему студенческого исследования.

В случае всех баз данных онлайн, необходимо подобрать надлежащие ключевые слова, которые вводятся в поисковую систему для того, чтобы найти необходимые ссылки. Существует целый ряд словарей, которые помогут идентифицировать изменения в языке, используемого для описания определенной темы. Например, термин «управление персоналом» сейчас в основном вытеснен термином « управление человеческими ресурсами», а «система оплаты» сегодня более известна под названием «управление вознаграждением». В этом свете, нужно подумать, какие синонимы могут употребляться вместо принятых ранее терминов, и попытаться соответствовать этому языку. Это необходимо для проведения адекватного поиска. Например, «управление производительностью» в публикациях практиков может называться «оценкой служащих» или «оценкой/аттестацией». Для этой цели можно использовать два словаря: Collins Dictionary of Business, 2 edition (1995) и The IEBM Dictionary of Business and Management (1999).

Знакомство с существующей литературой необходимо для того, чтобы ответить на следующие вопросы:

ü Что уже известно в этой области?

ü Какие концепты и теории релевантны для этой области?

ü Какие методы и стратегии исследования применялись для исследования этой области?

ü Существуют ли здесь серьёзные противоречия?

ü Существует ли какая-либо несогласованность в результатах исследования, относящихся к этой области?

ü Существуют ли здесь вопросы, на которые ещё не получены ответы?

Последний пункт указывает на то, что при обзоре литературных источников у автора будет возможность вносить коррективы и уточнять исследовательские вопросы.

Литературный обзор

Для чего необходим литературный обзор? Наиболее очевидная причина – это желание узнать все то, что же уже известно в интересующей исследователя области, чтобы не «изобретать велосипед» заново. Кроме того, использование литературных данных – это средство формулирования аргументов в поддержку необходимости и важности конкретного исследования.

Проводя обзор литературы: можно учиться на ошибках других исследователей и избежать аналогичных ошибок в дальнейшем; можно ознакомиться с разными теоретическими и методологическими подходами, которые применяют в избранной для исследования области; можно разработать аналитическую модель. В результате проведенного литературного обзора, можно принять решение включить такие переменные, о которых иначе бы и не подумали. Могут возникнуть новые исследовательские вопросы. Можно получить помощь в интерпретации полученных результатов. Также можно обнаружить некую структуру, в которую можно будет встроить результаты.

Изучая литературу, старайтесь следовать следующим советам.

Развивайте навыки критического чтения. Литературный обзор должен быть критичным, а не просто описательным. Так что имеет смысл записывать релевантные критические замечания по ходу изучения литературных источников. Быть критичным – это не обязательно высказывать критику в адрес работ других авторов. Это означает, что пытливый исследователь должен выйти за рамки обычного описания, и задавать себе вопросы о значимости той или работы. Это включает постановку таких вопросов: как определенная статья соотносится с другими, прочтенными статьями? Присутствуют ли в ней очевидные преимущества и недостатки – возможно, в терминах методологии, или в терминах надежности сформулированных выводов? Какие теоретические идеи повлияли на статью?

В некоторых областях исследования существует довольно много литературных источников. Постарайтесь выделить основные и отталкивайтесь от них в своей работе. Переходите к следующему этапу исследования в тот момент времени, который был определен в графике, дабы не увязнуть в поиске необходимой литературы. Это не означает, что поиск литературы на этом этапе прекратится, это значит лишь то, что нужно двигаться дальше.

Обзор литературы нужно использовать как средство подтверждения важности заявленных исследовательских вопросов. Например, одним из авторских аргументов может быть такое предположение: хотя теме Х было посвящено много исследований, совсем мало внимания было уделено её отдельному аспекту Х1. И литературный обзор в данном случае будет тем инструментом, с помощью которого можно подтвердить обоснованность выбора темы. В качестве альтернативы: в отношении аспекта Х1 могут существовать две противоположные точки зрения, и автор намерен определить, какая же из них даёт лучшее понимание ситуации. В обзоре литературы следует указать на природу различий между конкурирующими позициями. И тогда обзор литературы даст возможность позиционировать конкретное исследование в рамках традиции исследований в этой области.

Не пытайтесь втиснуть всё, что читали, в рамки литературного обзора. Такие попытки не принесут желанного результата. Обзор литературы призван помочь исследователю в формулировании аргументов, а увязание в материале, который имеет косвенное отношение к работе, лишь снизит авторскую способность к эффективной аргументации.

Учтите, что знакомство с литературой не должно прекратиться сразу же после того, как автор начал разрабатывать дизайн проекта. В большей или меньшей степени, знакомство с литературой должно продолжаться и по ходу проведения исследования. Это означает, что тот обор литературы, который был совершен до начала исследования, нужно считать предварительным. Дело в том, что возможно понадобиться внести существенные коррективы в него к моменту окончания исследования.

Ключевым элементом в подходе к способу интерпретации существующей литературы по определенной теме является то, что авторы могут использовать его для достижения вполне определенных целей:

Ø Они могут продемонстрировать свою компетентность, ссылаясь на известные работы в данной области.

Ø Они выстраивают свою версию существующей литературы таким образом, чтобы можно было подтвердить тот вклад, который их работа привносит в существующую литературную базу.

Ø Проблемы, которые идентифицированы в имеющейся литературе, соответствуют исследовательским вопросам.

Обзор литературных источников должен выступать не только в качестве отдельного элемента, а должен быть связан с остальными частями исследования. Именно он помогает разобраться с проблемной ситуацией.

Анализ проблемной ситуации. В данном подразделе курсовой работы рассматривается основная проблема исследования, выявляется степень её разработанности в специальной литературе, перечисляются её параметры. Определяется проблемная ситуация применительно к проблеме. Формулируется главный исследовательский вопрос в рамках искомой проблемы. В соответствии с исследовательским вопросом поясняется формулировка темы курсовой работы.

Методологические основы исследования. С теоретическим построением количественного социологического исследования студенты-социологи знакомились в IV семестре. [1]. В данной части курсового проекта определяется объект и предмет исследования в рамках изучаемой проблемы, выявляется их соотношение между собой. Затем фиксируются цель, задачи и гипотезы исследования.

Концептуализация объекта и предмета исследования происходит посредством последовательного осуществления ряда познавательных процедур. Сначала определяются исследовательская парадигма и социологические теории, необходимые для анализа объекта и предмета исследования. Затем выделяются системы понятий, необходимые для теоретического описания объекта и предмета исследования. Для этого обозначаются сущностные видовые понятия в рамках объекта и предмета исследования и даются им содержательные определения.

Далее следует построение концептуальной модели социологического исследования. Начинается данная исследовательская процедура с выявления характера связи между свойствами объекта и предмета исследования. Для этого определяется система содержательных понятий, обозначающих свойства объекта изучения, состояние которых зависит от состояния свойств предмета исследования. Таким образом происходит структурная и факторная операционализация ключевых понятий. Среди операциональных понятий выделяются те, которые будут выступать переменными объекта и предмета исследования.

Следующий шаг к приближению адекватного понимания причинно-следственных связей изучаемого феномена – построение модели переменных. Во исполнение этого определяется характер связи между переменными объекта и предмета исследования. Затем определяется система переменных, обозначающих свойства объекта исследования, состояние которых зависит от состояния свойств предмета исследования. Последовательно устанавливаются проблемные переменные, состояние которых сильнее всего обусловлено состоянием переменных предмета исследования. Уточняются переменные предмета исследования, состояние которых сильнее всего влияет на состояние проблемных переменных. И только после этого формулируются описательно-объяснительные гипотезы–основания социологического исследования.

Работу над программой исследования продолжает процедура определения показателей для явных и скрытых переменных гипотез. Определяются виды зависимых и независимых переменных. Выясняется содержание и численность показателей для явных переменных. Указываются признаковые свойства для зависимых и независимых скрытых переменных. Определяются содержание и численность показателей для скрытых переменных.

По мере определения первого (второго, третьего) показателя зависимой переменной, состояние которого сильнее всего обусловлено состоянием одного из показателей независимой переменой (проблемные показатели), формулируется первая (вторая, третья) описательно-объяснительная гипотеза – основание исследования.

В подразделе «эмпирические основы исследования» происходит обоснование методики и техники исследования.

Здесь указываются источники получения основных и вспомогательных эмпирических данных. Обрисовывается эмпирический объект исследования в терминах генеральной и выборочной совокупностей. Представляется методическая стратегия исследования. Обосновываются методы формирования выборочной совокупности, методы сбора, обработки и обобщения первичных эмпирических данных, методы анализа и обобщения вторичных эмпирических данных. Иными словами, даётся ответ на вопрос: «Почему выбраны, например, массовый опрос, иные методы для проведения исследования или их комбинация?». Показываются сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки выбранных методов. Указывается, какого рода информацию эти методы помогут получить.

Обосновываются (если надо) формы опроса. Это может быть сплошной опрос, уличный опрос, опрос в местах досуга, опрос знакомых, случайная выборка, сплошной опрос по месту учебы и т.д. Форма опроса рассматривается в организационном и репрезентативном аспектах. Указываются возможные ошибки.

Для обеспечения достоверности первичных данных необходимо определить, кто будет выступать в качестве единицы исследования, каковы способы отбора и численность таких единиц, обеспечивающие представительность первичных данных по отношению к генеральной совокупности исследования. Выбор единицы исследования, способа отбора и численности таких единиц обусловлен особенностями предмета, обекта и проблемы исследования.

При обосновании выборки конкретного исследования представляются сведения о генеральной и выборочной совокупностях. Затем происходит оценка методов формирования выборки, расчёт её и определение организационной схемы её реализации. Для осуществления этих процедур необходимо оценить степень представительности и возможность применения случайной (квотной) выборки для проведения исследования. Затем рассчитывается необходимый объём случайной выборки для проведения исследования и определяется её теоретическая ошибка.

В случае квотной выборки также рассчитывается её необходимый объём. Определяется организационная схема реализации случайной или квотной выборок. Происходит расчёт средней ошибки бесповторной выборки (формула и подсчёт в процентах). Определяются места проведения анкетирования (сколько и почему). Анализируются возможные ошибки: например, сообщается о том, кто из планируемых респондентов не попал в выборку и почему, комментируется «несоблюдение пропорций» выборки. После «разбора» ошибок, если необходимо, происходит «ремонт» выборки.

Перед выводами по данной главе указываются «гарантии» достоверности получаемых сведений. Страховочные меры от искажения результатов должны сопровождать каждый шаг исследования. Достоверность получаемых первичных данных, объективность интерпретации результатов исследования закладываются в организацию самого процесса исследования. Выражается это в дизайне исследования, в тщательно продуманной методической стратегии, скрупулезном исполнение методических и технических процедур, в знании и профилактике разнообразных ошибок, случающихся на любом этапе исследования, в недремлющем здравом смысле исследователя, в доброжелательной критике со стороны. Особое внимание на этом уделяется процедурам формирования выборки, соблюдению правил составления анкеты (логика построения анкеты, количество вопросов, модели вопросов, техника работы со словом, пилотаж анкеты, учёт психологических тонкостей, способствующих искренности ответов респондентов) и верификации собранных данных.

Отдельной строкой сообщается о конкретной электронной программе, на базе которой будет проводиться обработка собранных сведений, а также составляться сводная таблица результатов анкетирования.

Выводы по главе.

Объём этой части работы: 10-12 страниц.

 

Вторая глава курсовой работы суть анализ результатов исследования.

В практической части работы происходит анализизучаемой проблемы на объекте исследования. Базой для этого являются статистические и социологические материалы, характеризующие состояние объекта – организации (предприятия, учреждения, органа управления) и его внешней среды, годовые отчеты, планы, другая служебная документация.

Период работы, на основе которого проводится анализ, - последние 1-2 года, как минимум. Содержание раздела должно соответствовать поставленным в курсовой работе задачам. Возможно, проанализировать здесь особенности внешней среды, организационную структуру управления, численность и профессионально-квалификационный состав персонала, систему руководства и контроля, исследовать организационную (корпоративную) культуру, формальные и неформальные отношения, социально-психологический климат в коллективе, остроту и масштаб существующих социальных проблем и т.п.

В результате интерпретации собранного материала автор должен выявить существующие закономерности, сильные и слабые стороны объекта научного внимания, тенденции его развития. Базируясь на результатах анализа, необходимо определить недостатки существующего положения и наметить направления их устранения. Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые необходимы для анализа проблемы и будут использованы в процессе работы.

Данный раздел состоит из нескольких подразделов или параграфов, которые обычно основываются на поставленных в курсовой работе задачах. С учётом специфики темы и направленности работы (теоретическая или прикладная) можно выделить и рассмотреть следующие основные подразделы:

1. Общая характеристика исследуемого объекта. При описании объекта следует привести информацию о его местоположении, размере, характере деятельности, отраслевой принадлежности, организационно-правовой форме и т.д. Характеристику предприятия (организации) можно завершить схемой его организационной структуры, показав состав подразделений и взаимосвязи между ними.

2. Формулирование цели и направлений анализа проблемы, присущей объекту.

3. Осуществление анализа проблемы (это самый важный подраздел работы), что предполагает определение:

- сущности проблемы, её источников, форм существования;

- типа проблемы и её структуры;

- свойств проблемы (её масштабов, локализации в социальном пространстве и времени, степени остроты, социальных последствий нерешенной проблемы);

- определение возможности вмешательства в естественное развитие проблемы, возможности решения проблемы, включая оценку уже предпринимавшихся попыток её решения;

- выбор имеющихся методов и управленческих технологий решения проблемы и/или разработка новых методов и технологий;

- формулирование выводов по выполненному анализу проблемы.

Анализ проблемы опирается на результаты исследования. Имейте в виду:

§ Не следует представлять все результаты. Обсуждать следует только те результаты, которые относятся к исследовательским вопросам. Это требование предполагает болезненный отказ от многих результатов, но это необходимо сделать для того, чтобы не была утрачена линия аргументации.

§ Авторский комментарий должен быть связан с особо значимыми аспектами таблиц, графиков, или с другими представляемыми формами анализа. Не следует просто обобщать то, что показано на таблице; Вы должны обратить внимание читателей на тот компонент, или компоненты таблицы, которые особенно интересны с точки зрения исследовательских вопросов.

§ Ещё одна встречающаяся ошибка, это - простая ссылка на график или таблицу, на транскрипции полуструктурированного интервью или сессии фокус-группы, без каких-либо комментариев по этому поводу. В этом случае читатель остаётся в недоумении: что же автор хотел этим сказать, и почему представленные результаты важны?

§ Когда речь идёт о количественных результатах, желательно, где это возможно, варьировать способы представления результатов – например, чередуйте диаграммы и таблицы.

4. Разработка практических рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы. В этом подразделе намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, обосновываются и предлагаются управленческие решения, конкретные социальные технологии, обеспечивающие решение проблемы.

Подводя итоги исследования, следует обязательно ответить на ряд вопросов. Достигнута ли основная цель работы? Решены ли поставленные задачи? Подтверждены ли выдвинутые гипотезы. Если, что не подтверждено, хотя бы отчасти, то следует объяснить этот факт и указать выход из создавшегося положения. Необходимо охарактеризовать эвристический потенциал выбранной методики исследования, отметив её сильные и слабые стороны. При собственной оценке качества проделанной работы напомните о процедурах верификации полученных данных. Высветите, по вашему мнению, основные теоретические недостатки, методические и организационные просчёты завершенной курсовой работы. Укажите её себестоимость.

Объём этой части: 14-16 страниц.

 

Заключение служит для подведения итогов.

В завершающей части следует кратко повторить ход рассуждений и, обобщив выводы, содержащиеся в разделах и подразделах основной части курсовой работы, сформулировать общие выводы исследования.

Являясь результатами проведенного автором анализа проблемы, выводы должны выразить то, что выявлено в процессе исследования. Выводы необходимо писать четко, сжато и конкретно. Уместно выделить каждый вывод в отдельный пронумерованный абзац. Выводы должны соответствовать определенным во введении цели и задачам исследования. Здесь необходимо отметить следующие моменты.

· Автор должен чётко указать на ту роль, которую полученные результаты играют в освещении и раскрытии исследовательских вопросов.

· Можно предложить ряд способов, посредством которых результаты повлияют на теории, связанные с областью исследования.

· Также можно предположить, как полученные результаты могут быть использованы на практике в исследовании организаций и управления.

· Можно упомянуть о тех ограничениях, которые присутствуют в исследовании из-за недостаточного уровня мастерства в выполнении подобного рода работы.

· Зачастую имеет смысл указать на те области для дальнейшего исследования, которые следуют из полученных результатов.

Следует избегать двух вещей: рассуждений, которые слишком отклоняются от полученных данных, или не подтверждаются данными, и введением новых идей, о которых ранее не упоминалось.

 

Объём заключения: 3-5 страниц.

 

Список использованной литературы. Включайте ссылки на все источники, которые были упомянуты в тексте. Формат раздела С писок литературы определяется правилами ВоГУ. [8]

 

Приложение. Для разгрузки и большей компактности основной содержательной части текста в порядке приложения помещаются материалы исследования, необходимые для полноты доказательности результатов, полученных в исследовании. К числу таких материалов относятся следующие документы: инструментарий исследования, например: чистый бланк анкеты, стенограммы интервью, схемы кодирования или наблюдения, тексты писем, которые рассылались членам выборки, и письма, которые Вы посылали и получали от людей, ходатайствующих в получении Вами доступа к организациям; сетевой график работы; сводная таблица результатов анкетирования. Приложения размещаются на отдельных листах с обязательной ссылкой в тексте. Количество приложений не ограничено. В общий объём основной части курсовой работы приложения не входят.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию