Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы формирования представлений о фактах прошлого

Факты в курсе истории. Исторический факт - это эмпирически установленное знание о событии прошлого, или явлении прошлого. Ист. факты делятся на главные и неглавные. Неглавные факты служат для связи главных и они подробно не изучаются. С ними шк-ки знакомятся с помощью таких приемов как информативное сообщение или беглое, конспективное повествование. Главные факты составляют основу учебного курса и изучаются подробно. В зависимости от приемов, с помощью которых изучаются главные исторические факты, они делятся на 5 видов: 1) место действия и окружающая природа; 2) устройство аппарата власти и материальные объекты; 3) конкретные личности и типичные представители социальных групп и партий; 4) типичные явления (вече, полюдье); 5) динамичные события (Ледовое побоище). Представления о каждом виде этих фактов создаются с помощью своих приемов. Для создания конкретных представлений о главных исторических фактах применяются такие традиционные приёмы, как разные виды описания и рассказа. В повествовании есть сюжет, в котором наблюдается последовательность действий, что шк-ки замечают. В описании нет сюжета, но есть объект, который описывается, характеризуется разнообразными художественными средствами и оборотами речи, которые воспринимаются шк-ми с трудом. По описанию учащимся сложно мысленно воссоздать образ объекта и передать его словами. Описание и повествование могут сочетаться с нетрадиционными приёмами - это воображаемым путешествием; ролевой игрой; персонификацией, когда в изучаемый материал включают вымышленных или реально живших персон; драматизацией, связанной с инсценированием сюжета, включением прямой речи. Шк-в надо специально обучать приемам создания ист. представлений. Рассмотрим подробнее традиционные приёмы, направленные на создание представлений о фактах прошлого.

1. Аналитическое описание – это приём, мысленно расчленяющий целостный исторический факт на составные части, детали с целью показа его структуры, назначения и взаимодействия компонентов. С помощью аналитического описания шк-ки знакомятся с материальными предметами прошлого и устройством аппарата власти. Аналитическое описание эффективно при опоре на чертежи, схемы, макеты, картопланы, меловые рисунки, картины. В нем нет яркости, как в картинном описании, но есть объект, кот. анализируется. Например, при аналитич. описании Москвы 16-17 вв. анализируются её основные части – Кремль, Китай-город, Белый и Земляной город. Прием аналитического беседы с последующим составлением шк-ми рассказа-описания в спец. школе используется на уроках труда уже с нач. классов. Поэтому надо помочь шк-м перенести этот прием на анализ ист. объектов, обсудив с ними пункты плана, кот. следует включить в него дополнительно с учетом особенностей ист. материала: 1) название; 2) назначение (в производственном труде, быту, военном деле, религиозном культе); 3) время применения; 4) материал; 5) техника и характер изготовления (ручная или машинная работа, литье, ковка, обжиг); 6) части и их свойства; 7) выводы о людях того времени.

Формировать у уч-ся 7 кл. умение выполнять связное аналитическое описание надо начинать с 1-х уроков при знакомстве с конкретными наглядно воспринимаемыми предметами или их изображениями - орудиями труда, вооружением, ремесленными изделиями и др. Эта наглядность позволяет им увидеть объект в целом и по частям. Так, рассматривая изображения древнерусских воинов, их вооружение и доспехи, шк-ки вначале по вопросам учителя, затем по плану последовательно называют предметы вооружения, боевого снаряжения и описывают каждый из них, говоря о назначении, материале и других особенностях (анализ и синтез). Аналитическая беседа готовит шк-в к связному описанию. Здесь надо использовать также прием варьирования наглядности, который поможет шк-м выделить несущественные, существенные и общие признаки. Сравнивая несколько рисунков, шк-ки под руководством уч-ля обратят внимание, например, на то, что щиты у них могли быть разными по цвету (не обязательно красными), по размеру и форме (у конных воинов одни, у пеших – другие). Делается вывод, что это все изменяющиеся несущественные признаки. Термин существенные признаки можно разъяснить как главные, основные, без которых предмет теряет свое назначение. Так, основное назначение боевого щита – защищать воина от стрел и вражеских ударов. Для этого он должен быть прочным, легким и удобным в бою, что и составляет существенные признаки данного предмета.

После освоения аналитического описания конкретных предметов шк-ки под руководством уч-ля переносят этот прием на более сложные объекты. Уч-ль организует аналитическое описание планов-схем определенной территории (г. Киева, Новгорода и др.); схем управления; картосхем, отражающих ход событий (Ледового побоища); схем, показывающих структуру ист. понятий.

2. Картинное описание – это приём воссоздания яркого, целостного образа относительно статичного исторического факта, без показа его развития. Применяется для формирования красочного представления об окружающей природе и местах событий, жилище, одежде, образе жизни и деятельности людей в прошлом. Так, для создания яркого представления о внешнем облике той же Москвы 16-17 вв. учитель, опираясь на картины говорит о её узких улочках, деревянных теремах, крепких избах купцов, богатых усадьбах бояр, зубчатых стенах Кремля, золоченных маковках многочисленных церквей, о торговых рядах на Красной площади. Картинное описание больше воздействует на чувства, эмоции, развивает и корригирует их, пробуждает у шк-в образное воображение. Поэтому это описание ещё называют образным. Приём наиболее эффективен при опоре на картины-пейзажи, типологические картины, географические и исторические карты и картосхемы. С целью придания образу яркости в таком описании используется словесное рисование, прием соучастия («представим, …», «видим…»), в него включаются красочные слова-прилагательные, характеризующие объект, яркие обороты речи, сравнения, эпитеты, гиперболы и т.п.

Пример 1 (тема «Славянский поселок»). Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. Дома сложены из бревен. Окошки в таких домах маленькие, чтобы зимой в избу проникало как можно меньше холода. Они затянуты высушенным бычьим пузырём или закрываются досками. Стёкол тогда ещё не было. В посёлке есть несколько больших строений. Это общие хозяйственные постройки – хлев для скота, конюшня, амбары для хранения всевозможных припасов. В одном углу поселка есть огороженный загон для поселкового скота. Видно, что жители посёлка вместе, сообща пользуются скотом, пастбищами, реками и лесами, вместе работают, сообща распределяют результаты труда. То есть они живут общиной.

Войдем в избу. Вдоль стен стоят деревянные лавки и короба с одеждой. На полках простая глиняная посуда. В углу рядом с дверью стоит печь, сделанная из камня и глины. Дым выходит прямо в дверь – трубы у печи нет. Хозяйка в печи готовит еду. Печь обогревает жилище. На ней самое теплое место. Здесь греются и спят старики и дети. Противоположный по диагонали угол в избе называется красным, то есть красивым, праздничным, почётным. В этот угол ставят первый сноп колосьев после сбора урожая. Здесь стоят стол, лавки и скамьи. Сюда сажают уважаемых гостей.

Пример 2 (тема «Основные занятия славян»). Рядом с поселком поле (рисунок на доске). Нелегко было его подготовить к посеву. Сначала пришлось вырубить большой участок леса (аппликация). Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарём валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник (аппликации). А затем запылали костры, и все вырубленное было сожжено дотла (аппликация). После этого жители поселка вышли в поле. Мотыгами и лопатами они разрыхлили землю, смешивая ее с золой. И вот наступило время посева. По полю идет старик и разбрасывает зерна на взрыхленную землю, покрытую слоем золы (аппликация). Следом за ним несколько мужчин с усилием тянут за веревку очищенный от коры ствол ели с острыми крепкими сучьями. Это борона-суковатка. Суковаткой рыхлят землю, чтобы ею прикрыть зерна (аппликация). Пройдет несколько лет, и это поле истощится. Нужно снова вырубать лес и обрабатывать другое поле. Древние славяне занимались не только земледелием…

У/о шк-ки затрудняются применять в своей речи прилагательные, образные выражения, эпитеты, сравнения при характеристике описываемого объекта. Они не замечают характерных для исторического времени свойств, явно выраженные в объекте прошлого. Поэтому эти объекты легко модернизируются в их сознании, перемещаясь во времени, утрачивая существенные признаки или, наоборот, наполняются не характерными для данного объекта признаками. Часто шк-ки не обращают внимания на связь описываемых исторических объектов с пространственным их расположением, с природно-климатическими и другими их особенностями. В картинном описании их затрудняет отсутствие сюжета, вследствие чего шк-м трудно уловить последовательность изложения материала в этом приеме. Из-за всех этих недостатков вместо целостного описания у у\о шк-в часто наблюдается «сухое» воспроизведение в виде перечисления фрагментов описываемого объекта, без выделения его существенных свойств, без увязки с особенностями времени и места: «Лес. Этот там… поселок. Там еще река... Дома без света. Ну… в углу печка какая-то без трубы. Поле еще есть, на котором они работали. Рубили топорами деревья. Потом старик шел и бросал зерна...».

Процесс обучения воспроизведению картинного описания включает ряд последовательных учебных действий. Вначале уч-ль даёт образцы картинного описания и учит шк-в выделять в них составные части и детали описываемых объектов, оформляет эти части в виде плана. Так, по славянским поселкам шк-ки под руководством уч-ля могут составить такой общий план описания: 1) места расположения славянских поселков в древности; 2) внешние особенности поселков; 3) виды жилищ, их внешние и внутренние особенности. Затем в процессе беседы по каждому пункту плана шк-ки под руков. уч-ля выделяют опорные слова и фразы, отражающие яркие характерные свойства описываемого: в первом пункте – густые дремучие леса, берега рек; во втором – частокол, деревянные и соломенные крыши домов и т.д. Вся эта работа должна опираться на образные картины, рисунки и аппликации, на которых шк-ки находят густые леса, крутые берега рек, частокол и т.п. С выделенными словами и фразами шк-ки составляют предложения, включают их в мини-рассказы, составляемые по каждому пункту плана, содержание которых на заключительном этапе сводится в общее картинное описание. Данная работа способствует насыщению речи шк-в словами-прилагательными, ее «поэтизации». В процесс составления мини-рассказов надо включать элементы игры: предлагать шк-м совершить воображаемое путешествие в изучаемое время и место и описать то, что они там увидели и услышали, но обязательно включая в свое описание выделенные опорные слова.

Шк-ки смогут вносить преобразования в свое одиночное представление о конкретном объекте, если уч-ль, используя прием варьирования наглядности, поможет им выделить, осознать и обобщить существенные, несущественные и общие признаки. Важнейшим существенным признаком в этом примере является понимание того, что славяне строили свои поселки, сообразуясь с особенностями местности, в которой они селились. Для осознания этой закономерности учитель, опираясь на прием варьирования, к описанию поселков, находящихся в лесной местности, добавляет представление о поселках на границе лесов и степей. Потом он организует сопоставление этих образов, подводя шк-в к выводу о том, что в лесной зоне свои поселки и жилища славяне строили из дерева, а в местах, где было мало леса – из хвороста и глины. По ходу данной работы в каждый пункт плана вносятся дополнительные слова-характеристики. Рядом с густыми, дремучими лесами появляются лесостепи и степи, а в пункте о жилище славян будут указаны не только избы, но и землянки, мазанки и т.д. Сопоставляя, описывая несколько разных иллюстраций и картин, шк-ки под руков. учителя обращают внимание на характерные для того времени занятия, орудия труда, одежду, предметы быта. В эти существенные моменты разные художники вносят массу несущественных. Так, поселки могут располагаться на берегу реки, ручья или озера, на высоком холме или на ровной местности, изображения могут отличаться композицией, цветовой гаммой, количеством деталей и лиц, их расположением на листе и т.п. Но у всех этих поселков было сходство: по времени рассматриваемого явления, по тому, что жителями поселков был один и тот же народ – славяне, у которых был общий язык, одни и те же основные занятия, общий образ жизни. Характерным для этих поселков было наличие больших хозяйственных строений – хлева для скота, который был общим, амбаров для хранения выращенного всеми вместе урожая (общая собственность на землю, скот, урожай). Итак, уже изучая первые исторические темы, семиклассники под руководством учителя начинают выделять существенные, несущественные и общие признаки. По ходу обсуждения на доске заполняется таблица, которая зрительно фиксирует результаты выполняемых мыслительных действий:

Существенные признаки Несущественные признаки Общие признаки
     

После такой работы учитель дает шк-м задания на реконструкцию создаваемого представления. Например, в виде домашнего задания можно предложить им нарисовать славянский поселок VII–VIII вв. Инструктаж по заданию на реконструкцию должен включать полноценный анализ и предварительное планирование предстоящей работы. Учитель еще раз обращает внимание шк-в на то, что в их рисунках может быть разным, а что неизменным. Линия горизонта, также как и в изображениях разных художников, может располагаться по середине листа или ниже-выше середины. В разных местах могут быть участки леса, поле с работающими на нем людьми; поселок может располагаться на поляне в окружении густого леса или в лесостепи. Поэтому разными будут жилые дома – избы, мазанки или землянки. Рисунки могут отличаться разным количеством деревьев, домов, людей и т.д. Все эти вариации будут правильными. Но, рисунок будет неправильным, если на нем изображен трактор, работающий на поле, человек в джинсах и т.п. Выясняется, почему такой рисунок не верен. По ходу инструктажа учитель схематично показывает на доске два-три варианта мелового рисунка, сочетая его с аппликациями деревьев, орудий труда, строений, занятий людей. Подобный инструктаж помогает у\о шк-м отойти от бездумного копирования рисунка и выполнить собственный рисунок-реконструкцию.

3. Образная характеристика – это приём, который воссоздает образы реальных ист. деятелей и типичных представителей социальных групп, классов, партий на основе описания их основного вида деятельности, характерных особенностей поведения, мировоззрения, условий жизни, обычаев и т.п. Она является разновидностью образного описания. Развитие умения у шк-в составлять такой вид характеристики схоже с формированием умения составлять образное описание.

4. Образный рассказ (образное повествование) – это прием изложения, который в образной форме воссоздает развитие типичного ист. явления в рамках определенного периода. Данный прием более труден для шк-в, т.к. он включает элементы картинного и аналитического описания, отражает изменения в явлении. В нем обычно есть определенная доля теории, которую надо ещё выявить. В образном рассказе конфликт либо отсутствует или он завуалирован и требует выявления. Поэтому образное повествование может относиться и к приемам изучения теоретического материала. Образное повествование наиболее эффективно при опоре на картины, аппликации, педагогические меловые рисунки, отрывки кинофильмов. Так через образный рассказ учитель может показывать развитие древнерусской вотчины 17-18 вв.; изменения в военной службе до Александра II и в связи с его военной реформой и др. Приведем пример одного из образных рассказов, который должен опираться на аппликации и типологические картины. Шк-м перед этим рассказом дается задание: «По ходу моего рассказа вам надо мысленно как можно ярче представить жизнь крепостных крестьян. А затем вы ответите на два вопроса: Как крестьянская земля оказалась у помещиков? Что означает поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (вопросы даются в зрительном виде).

Рассказ: «Перед нами деревня середины XVII века – 1649 год (время записывается на доске). Вдоль улицы стоят покосившиеся избушки, крытые соломой (аппликация). Войдем в одну из них.

В избе полутемно. Приглядевшись, видим направо от двери печь, в правом углу впереди простой, сколоченный из досок стол. Вдоль стен лавки. Над столом в углу иконы. Почти в центре избы висит люлька. Перед люлькой сидит старая бабушка, повязанная выцветшим платком, и качает ее. Мы поздоровались и начали разговор: «Где же ваши все?» – спросил кто-то из нас. «Мой старик и сын ушли на барщину». «Как это на барщину?» – опять спросил кто-то. «Да вот выйдем из избы на околицу и увидим».

Мы вышли на улицу и бабушка начала рассказ: «Вся эта земля сейчас барину нашему принадлежит. А вон вдали на пригорке и дом его белеется (аппликация). Раньше эта земля была крестьянской. Жили мы всегда на этой земле, и отцы наши и деды тут жили. А потом подарил царь эту землю нашему барину за то, что в войске он царевом служил. С тех пор мы считаемся, что на барской земле живем, и за это должны поле его обрабатывать. Вон видите, мой дед еле идет за сохой, а пашет (аппликация). А сын сейчас строит для помещика новую конюшню. Вот вам и барщина (выставляется карточка со словом «барщина). Да ведь это еще не все. Еще оброк платить надо» (выставляется карточка). «Что такое оброк?» – тихо спросил кто-то из ребят. «Это такая повинность, когда мы часть продуктов из нашего хозяйства должны отдавать барину – это масло, яйца, кур, молоко. Сами не едим, а барину везем. Так-то… Отдать надо, да непременно в срок, а иначе беда, злой у нас барин, лютый, чуть что не по его, избить до полусмерти прикажет».

А дальше бабушка вдруг заговорила шепотом, как бы поверяя нам свою заветную мечту: «Вот придет Юрьев день, уйдем от него к другому барину. Может, тот, другой, получше будет да подобрее» (карточка). «А что такое «Юрьев день»?» – опять спросил кто-то. «Это значит такое время в году, когда мы закончим все работы в хозяйстве помещика и уплатим ему «пожилое» за то, что пожили на его земле, тогда можем уйти от него. Срок на это две недели. Неделя до 26 ноября и неделя спустя».

Мы пожелали бабушке, чтобы мечты крестьян сбылись и распрощались.

Настал долгожданный для крепостных крестьян Юрьев день. Но что это случилось?

Прискакал в деревню гонец. Он привез новый царский указ, в котором говорилось, что для укрепления государства с этого 1649 года Юрьев день отменяется, и крестьяне теперь не имеют права переходить к другому барину. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» – стали говорить с тех пор в народе про такую неожиданную неприятность».

Беседа по содержанию этого рассказа должна помочь шк-м осознать динамику становления крепостного права, а также типичные черты жизни крестьян в то время: передачу крестьянской земли в собственность помещиков, работу на барина (барщина), сбор с крестьян продуктов их труда (оброк), взаимоотношения помещиков и крепостных и т.д. Даже простое воспроизведение такого рассказа для шк-в затруднительно. Вначале в таких рассказах учитель помогает им составить картинный план, а по нему затем уже рассказ. План может быть таким. 1. Мы в деревне 17 века. Что видим? 2. Как и почему передали крестьянскую землю в собственность барина? 3. Почему крестьянам теперь надо отрабатывать барщину? 4. Уплата оброка. 5. Заветная мечта крепостных. 6. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Методика обучения образному рассказу аналогична формированию картинного описания: шк-ки воспроизводят готовые образцы в той же логике и форме (воспроизводящий уровень); под руководством учителя составляют план образного повествования, а также выделяют в изучаемом материале существенные, несущественные изменяющиеся и общие признаки с опорой на прием варьирования; опираясь на план-памятку, в которой зафиксирована последовательность действий, выполняют прием на том же материале (подобную работу они могут выполнять в виде ролевой игры); реконструируют создаваемое представление, воссоздают его в более обобщенном виде (преобразовательный уровень).

4. Сюжетный рассказ (сюжетное повествование) – это приём изложения, который воссоздает динамично развивающийся образ единичного конкретного исторического события. В основе сюжетного рассказа находится открытый или скрытый конфликт участников события, который может быть социального, военного, семейного и другого характера. Полноценный сюжетный рассказ хорошо воспринимается шк-ми, поскольку в нём отражена последовательность, включающая завязку – это обстоятельства зарождающегося конфликта участников события, их планы и предпринятые действия; кульминацию – это высшая точка развивающегося конфликта и развязку – это исход столкновения. Сюжетный рассказ эффективен при опоре на картины, картопланы, фрагменты фильмов. В него надо включать действующих лиц, прямую речь, противоположные явления (действия немецких войск и советских бойцов во время защиты Брестской крепости).

Если учитель требует от шк-в простого пересказа теми же словами и в той же последовательности, что в его рассказе или в рассказе учебника, то он формирует у них репродуктивный воспроизводящий уровень владения приёмом. Чтобы перевести шк-в с воспроизводящего уровня на более продуктивный – преобразующий и реконструктивный, надо формировать у них умение составлять сюжетный рассказ (как и любой другой приём), изменяя его последовательность, внося в него дополнения из нескольких источников, применяя по ходу рассказа картины, карты, схемы. Для этого учитель показывает, что рассказ о событии ведется в определенной последовательности, по плану, который составляется при изучении 1-го события (Крещение Руси). План сюжетного рассказа включает: 1) особенности названия события, 2) особенности времени события, 3) особенности места события, 4) причины события, 5) особенности участников события, 6) этапы хода события, 7) значение и последствия события.

В сюжетных рассказах шк-в часто встречается такой характерный недостаток: вместо сюжетного рассказа они дают фрагментарные ответы на пункты плана, формально следующие логике плана. Например: «Восстание декабристов. Было оно в 1825 году. А еще надо про причины: ну это… они хотели убить царя. Собрались они на месте, это…, где площадь. Участниками были солдаты, матросы,… еще и офицеры. Ну, стояли, потом начали стрелять. Там еще пушки были. Разогнали их, потом некоторых казнили…».

Шк-в надо специально учить ярко и осмысленно раскрывать каждый пункт плана. Для этого к пунктам плана они по заданию уч-ля подбирают опорные слова и фразы, составляют с ними предложения, включают их в рассказ; совершают воображаемое путешествие с воспроизведением от лица «очевидца» увиденного; выделяют основные этапы события, их особенности, а уч-ль зрительно подкрепляет результаты такого выделения; расчленяют содержание рассказа на логические части в соответствии с пунктами плана; соотносят каждую новую порцию информации с его пунктами, группируя её вокруг соответствующих пунктов.

Итак, по данной теме можно сделать несколько выводов: 1) каждый вид исторических фактов изучается соответствующими приемами, с помощью которых у шк-в создаются конкретные исторические представления; 2) эти представления важны в образовательно-воспитательных целях, а также для последующего их теоретического осмысления, в результате которого у уч-ся будут формироваться понятия; 3) для формирования у шк-в любого из указанных приёмов учитель вначале дает образец (через устное слово или текст учебника с опорой на наглядность) и организует анализ этого образца, в результате которого выделяется заложенная в нём последовательность действий. Эта последовательность фиксируется как план-памятка. Потом учитель дает шк-м задания на применение этого приёма сначала по памятке, затем всё более самостоятельно; 4) наиболее сложными для шк-в являются приёмы картинного описания и образного повествования, поэтому на их освоение учащимися учителю надо затратить больше времени и сил.


<== предыдущая | следующая ==>
По отношению к существующему режиму | Цікаві факти про Тараса Григоровича Шевченка

Date: 2015-08-15; view: 4287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию