Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития российской судебной системы





Понимание сущности судебной власти и организации системы судов, ее реализующих, в условиях сегодняшней действительности требует исторического подхода к развитию и становления российского правосудия. Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.
Вскоре после революционных событий октября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1, которым упразднялись все существовавшие ранее суды, прокуратура и адвокатура. Правосудие передавалось местным судам (гражданские иски на сумму до 3 тыс. рублей, уголовные дела о преступлениях, наказуемых лишением свободы до 2-х лет).
Положение о народном суде РСФСР 1918 года и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривало образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение по первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.

В зависимости от тяжести преступления правосудие осуществлялось судьей единолично, либо судьей с участием двух или с участием 6 заседателей. Второй инстанцией для них был Совет судей губернии. Образование судов более высокого уровня не предусматривалось.
Оценивая полноту судебной власти и в целом роль суда в системе органов государства, отметим значительное влияние исполнительной власти на осуществление правосудия. Так, Положение о высшем судебном контроле, утвержденное Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 10 марта 1921 года на Наркомат юстиции (орган исполнительной власти) возлагало общий надзор и преподание судам руководящих разъяснений и указаний, а также признание не имеющих силу приговоров и решений, хотя и вступивших в законную силу. И это не единственный документ такого рода. Циркуляром Наркомата юстиции от 12 июня 1924 г. устанавливалось прямое вмешательство сотрудников рабоче-крестьянской инспекции в работу судов. В целях «улучшения работы советского суда» органы РКИ проверяли соблюдение судом процессуальных норм и правильность проведения классовой линии при осуществлении правосудия.
Очередной этап развития российской судебной системы связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. Были упразднены революционные трибуналы и установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР. После образования СССР (1924 г.) эта система судов по существу сохранилась с добавлением высшей судебной инстанции – Верховного Суда СССР.

Однако и в новых условиях тенденция вмешательства в правосудие исполнительной власти отнюдь не ослабла. Согласно ст.12 Основ судоустройства СССР и союзных республик на органы юстиции возлагалось общее руководство, организация, ревизия и инструктирование всех судебных учреждений. Тенденция включить суд в структуру органов исполнительной власти просматривается и в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1928 г. «О порядке руководства судебными органами РСФСР», в соответствии с которым роль Председателя Верховного Суда РСФСР была сведена до уровня одного из заместителей Наркома юстиции РСФСР. Хотя это решение вскоре было отменено, сам по себе этот факт рельефно показывает тенденции того времени.
Дальнейшая история связана с периодом массовых репрессий (1930-1950 гг.), которые применялись не только чрезвычайными органами (особые совещания при ОГПУ, так называемые «тройки»), но и судами. Суды (особенно высшего и среднего звена) осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.
Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960-1980 гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия.
После внесения в 1957 г. изменений в Конституцию СССР, Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, что послужило базой для принятия соответствующих законов в союзных республиках. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960 г., был пересмотрен и уточнен в 1981 году. Многие нормы этого закона, после внесения некоторых дополнений, действуют и в настоящее время.
Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрению таких принципов как осуществление правосудия только судом, гласности процессов, расширению прав обвиняемых на защиту.
При всей значимости принятых актов для дальнейшего развития судебной системы следует подчеркнуть, что многие проблемы, связанные с высоким назначением суда и его ролью в системе правоохранительных органов, до конца решены не были. В силу этих причин допускалось открытое (на основе действующих правовых актов) и скрытое (в связи с их уязвимостью в условиях партийного руководства делами государства) вмешательство в деятельность судов.
Речь идет, прежде всего, об отсутствии реальных гарантий независимости суда, путем включения такого рычага воздействия как отчеты судей перед избирателями и их выборы, которые в условиях того времени под контролем партийных органов позволяли решать кадровые вопросы по желанию властей. На законодательном уровне устанавливались надзор и вмешательство прокуратуры в деятельность суда и так называемое организационное руководство судебной системой органами юстиции. Не обеспечивались реальная состязательность и равенство сторон в процессе, в соответствии с действующим законодательством суд вовлекался в борьбу с преступностью, что накладывало отпечаток и на осуществление процедуры рассмотрения дел, и ряд других моментов.
Начало реформаторской деятельности связано с выдвижением и утверждением в общественно-политическом сознании идеи формирования правового государства и гражданского общества. Применительно к судебной сфере это выражалось в требованиях обеспечения самостоятельности судов, независимости судей, внедрения демократических форм судопроизводства, презумпции невиновности, реальной защиты прав и свобод граждан.
Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности. Принятая 12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР провозгласила демократические принципы организации всех ветвей государственной власти, включая и судебную власть. Последовавшая затем ликвидация высших судебных учреждений СССР в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 декабря 1991 г. «Об упразднении Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда СССР и Прокуратуры СССР» потребовала внесения изменений в действующее законодательство России и, прежде всего, в Конституцию (Основной Закон) РСФСР.
В Конституцию РСФСР в 1990-1992 годах были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы:
– об образовании Конституционного Суда РСФСР (ст.1651, Закон от 15 декабря 1990 г.) и системы арбитражных судов (ст.163 – 24 мая 1991 г.);
– о возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями (ст.164 – 9 декабря 1991 г.);
– о рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей (ст.165 – 1 ноября 1991 г.);
– о расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти (ст.ст.39-41 – 9 декабря 1992 г.).
Изменения и дополнения действующей Конституции стимулировали законодательную активность в судебной сфере. Проводимые обсуждения в конечном итоге вылились в Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., одобрившего Концепцию судебной реформы РСФСР. Ставилась цель утвердить судебную власть как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти; закрепить демократические принципы деятельности судов и других правоохранительных органов, обеспечить соблюдение прав и свобод граждан. Особо подчеркивалась необходимость организации судопроизводства на началах состязательности, исключения всех остаточных проявлений обвинительной роли суда; совершенствования гарантий независимости судей.
Конституция Российской Федерации 1993 г. на высшем законодательном уровне закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти, как самостоятельной и независимой ее ветви (ст.10). Развивая и уточняя упомянутые выше новеллы Основного Закона 1978 г., Конституция новой России исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.

 

5. Современная судебно-правовая реформа, её предпосылки и основные результаты

 

Современная судебно-правовая реформа, её предпосылки и основные результаты. Радикальные экономические и социальные преобразования, обозначившиеся с середины 80-х гг., потребовали новых подходов к проблемам законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан. В связи с этим состоявшаяся в июне — июле 1988 г. XIX Всесоюзная партконференция специальное внимание уде­лила наряду с прочим совершенствованию судоустройства. В при­нятой ею резолюции "О правовой реформе" привлекалось внимание к необходимости повышения авторитета суда и намечались некото­рые шаги по обеспечению его большей независимости.

Первым шагом по реализации установок этой резолюции ста­ло принятие в декабре того же года закона, внесшего в Конституцию СССР ряд изменений и дополнений. Среди них были и положения об изменении порядка избрания большинства судей в стране и уве­личении срокаих полномочий. Народные судьи стали избираться не населением, как это было до тех пор, а Советами среднего звена на десять, а не на пять лет. В течение 1989—1991 гг. состоялось приня­тие ряда законодательных актов, которые предусматривали прин­ципиально новые положения, Касавшиеся организации судов и их системы, — о статусе судей, об ответственности за неуважение к суду, об организации и полномочиях конференций судей и квалифи­кационных Коллегий, преобразовании государственного арбитража в систему арбитражных судов и т.д. Тогда же (в ноябре 1989 г.) были приняты новые Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик, послужившие юридической базой для принятия ряда законодательных новелл как на союзном, так и на республиканском уровне, в том числе в РСФСР.

Процесс обновления российского судоустройства и устройства других правоохранительных органов активизировался в значитель­ной мере со второй половины 1990 г., после того как состоялось одоб­рение Декларации "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (12 июня 1990 г.). В действовавшую тогда Конституцию РСФСР были внесе­ны многочисленные изменения и дополнения, имевшие прямое или косвенное отношение к судам, в частности:

— предусмотрено образование Конституционного Суда РСФСР (15 декабря 1990 г.) и системы арбитражных судов (24 мая 1991 г.);

— расширены права судов по контролю за законностью и обо­снованностью действий и решений всех органов и должностных лиц, в том числе действий и решений, которые связаны с ограничением прав граждан на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, включая тайну переписки, телеграфных и иных сообщений, телефонных переговоров (21 апреля 1992 г.);

— установлено, что судьи наделяются полномочиями, как пра­вило, бессрочно, что они не должны отчитываться передкем бы то ни было и чтоих не могут досрочно отзывать избравшие органы (9 декабря 1991 г.);

— допущена возможность рассмотрения дел судьями единолич­но, а при определенных обстоятельствах — с участием присяжных заседателей (1 ноября 1991 г.).

Естественно, такие изменения и дополнения Конституции не могли не стимулировать законодательную активность по многим направлениям, в том числе в сфере судоустройства. Сыграло стимулирующую роль и Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которым одобрялся документ, названный Концепцией судебной реформы в РСФСР, и устанавливались Основные направления судебной реформы на ближайшее время.

На базе внесенных изменений и дополнений в Конституцию РСФСР и указаний этого Постановления Верховного Совета РСФСР состоялось принятие ряда законов, внесших существенные коррективы в организацию и деятельность судов. Это были упомянутые законы об арбитражном суде, о Конституционном Суде РФ, о ста­тусе судей, о правилах производства по уголовным делам, рассмат­риваемым с участием присяжных, о судебном контроле за законностью и обоснованностью ареста и продления его сроков, о дальней­шем расширении права обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) на защиту и некоторые другие. В конце 1991 — начале 1992 г. изданы также весьма важные для регулирования организации и деятельности судов акты, которые связаны с распадом Союза ССР (о переподчинении военных трибуналов, дислоцированных на территории Российской Федерации, об образовании в составе Верховного Суда Военной коллегии, уточнении его полномочий и др.).

В рассматриваемый период осуществлены многочисленные акции по реабилитации жертв произвола и беззакония и по восстановлению прав репрессированных народов. Ещё в октябре 1987 г. нача­ла работать авторитетная по тем временам комиссия, которая долж­на была дополнительно изучить материалы о репрессиях 30-40-х — начала 50-х гг. и представить соответствующие предложения. По ее заключениям суды, в том числе Верховный Суд СССР, приняли многие решения о прекращении уголовных дел и полной реабили­тации тех, кто незаконно был репрессирован. В 1987—1991 гг. вопросы реабилитации находились в поле зрения органов самого высокого уровня. Расширялся круг лиц, на которых распространялась реабилитация.

Пожалуй, самый радикальный подход был избран в Законе РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. По этому Закону (и многочисленным изменениям и дополне­ниям, внесенным в него) реабилитации подлежат все, кто когда-либо подвергался репрессиям по политическим мотивам. Права реабилитированных и членових семей, а также лиц, пострадавших в результате применения репрессий в отношении народов, восстанавливаются практически в полном объеме.

Судебно-правовая реформа на этом не завершилась. Работы над совершенствованием системы судов и содержанияих деятельности были активно продолжены.

Фактором, существенно повлиявшим на ход событий, связанных с судебной реформой, явилось принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ. События эти стали развиваться в основном по двум направлениям:

одно из них — значительное повышение активности работы над завершением крупных и имеющих принципиальное значение для успешного проведения судебной реформы законопроектов;

другое — энергичный пересмотр актов в связи с необходимос­тью приведенияих в соответствие с новой Конституцией РФ.

Первое из этих направлений выразилось прежде всего в успешном окончании работы над рядом крайне важных для судебной реформы законов — первой и второй частями Гражданского кодекса РФ (соответственно 30 ноября 1994 г. и 26 января 1996 г.), Уго­ловным кодексом РФ (13 июня 1996 г.), федеральным конституци­онным законом "О судебной системе Российской Федерации" (31 декабря 1996 г.), Федеральным законом "О судебных приставах" (21 июля 1997 г.), Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (8 января 1998 г.), Феде­ральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" (17 декабря 1998 г.), Федеральным конституционным законом "О воен­ных судах Российской Федерации" (23 июня 1999 г.) и др.

Второе направление проявилось в ревизии ряда суще­ствовавших до принятия действующей Конституции РФ законода­тельных актов. В предыдущих главах учебника о таких актах гово­рилось неоднократно. К ним можно отнести, к примеру, Закон о Кон­ституционном Суде от 12 июля 1991 г. (новый текст принят 21 июля 1994 г.), Закон об арбитражном суде от 4 июля 1991 г. (новый текст с незначительно измененным названием принят 28 апреля 1995 г.), АПК от 5 марта 1992 г. (новый текст принят 5 мая 1995 г.), Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. (суще­ственно исправлен 17 ноября 1995 г. и 10 февраля 1999 г.), Федераль­ный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 13 марта 1992 г. (новый текст принят 12 августа 1995 г.), Закон РФ "О стату­се судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. и Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (в первый из них значительные изменения внесены 21 июня 1995 г., а во второй — 17 декабря 1988 г.), Закон РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. (существенно обновлен 31 марта 1999 г.) и др.

К числу весьма существенных итогов реформирования судов и других правоохранительных органов необходимо также относить от­меченную выше (см. § 3 гл. II, § 1 гл. III и § 3 гл. X учебника) практику высших судебных инстанций, которая принципиальным образом кор­ректирует место и роль судов во всем правоприменительном меха­низме. Судам отводится все более прочное место на вершине пирамиды правоохранительных органов. Положительно на авторитете судов, на содержании деятельности иных правоохранительных органов сказывается ширящееся международное сотрудничество Российской Федерации в сфере правоприменения. Именно в последние годы состоялось заключение многих международных соглашений, непосредственно касающихся организации и деятельности всех правоохранительных органов.

  6.Общая характеристика Законодательства и иные правовые акты о правоохранительных органах и их деятельности
в разделе: Правоохранительные органы Просмотров: 7191
Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельно- сти руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституци- онными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, по- становлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Предсе- дателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставов, а также законами и иными нормативными акта- ми субъектов Российской Федерации, решениями органов судейско- го сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими нормативными актами. Однако основными источниками курса «Правоохранительные органы» являются законы. По своему содержанию их можно разде- лить на несколько групп: 1. Общего характера: — Конституция РФ; — УПК; — ГПК РФ; — АПК РФ; — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об об- щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий- ской Федерации»; — Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; — Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»; — некоторые иные законы. 2. О судебной власти, правосудии и судах: — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; — Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве РСФСР»; — Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; — Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; — Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; — Федеральный закон от 03 декабря 1994 года № 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»; — Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; — Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О ми- ровых судьях в Российской Федерации»; — Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О тре- тейских судах в Российской Федерации»; — Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»; — Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об ор- ганах судейского сообщества в Российской Федерации»; — Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О госу- дарственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; — Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О допол- нительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппа- ратов судов Российской Федерации»; — Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 “О государственной тайне”; — некоторые иные законы. 3. Об организационном обеспечении деятельности судов и ор- ганах его осуществляющих: — Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О фи- нансировании судов Российской Федерации»; — Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судеб- ном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»; — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О Су- дебных приставах»; — Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо- ды»; — некоторые иные законы. 4. О прокурорском надзоре и органах прокуратуры: — Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О про- куратуре Российской Федерации»; 5. Об организации выявления и расследования преступлений: — Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; — Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; — Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государ- ственной охране»; — Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; — некоторые иные законы. 6. Об организации юридической помощи: — Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адво- катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; — Основы законодательства Российской Федерации о нота- риате: Утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1; — Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; — Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной де- тективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; — некоторые иные законы. Аналогичным образом классифицированными могут быть и другие нормативно-правовые акты о правоохранительных органах. По своему же содержанию и юридическому значению (силе) правовые акты, регулирующие организацию и компетенцию право- охранительных органов подразделяются на: — Конституцию РФ, — федеральные конституционные законы, — федеральные законы, — действующие законы РФ (РСФСР), — действующие законы СССР, — конституции республик и уставы иных субъектов Россий- ской Федерации, — указы Президента РФ, — постановления Правительства РФ, — нормативные акты министерств и ведомств, — иные нормативные акты. Среди всех законов высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конститу- ции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяет- ся в качестве акта прямого действия. Так, к примеру, суд, принимая решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности: а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обя- занности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действо- вавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, приня- тый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который дол- жен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсут- ствует. Когда статья Конституции РФ является отсылочной, правоох- ранительные органы должны применять закон, регулирующий воз- никшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части. Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ)24. Иногда вопро- сы, правового статуса, организационной структуры и компетенции правоохранительного органа, могут быть урегулированы Постанов- лением Государственной Думы. Между тем, если положения закона 24 Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” (См.: Сборника постановлений Пленумов Верхов- ных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- М.: Издательство “Спарк”, 1997. С.529-530). отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государ- ственной Думы, действует статья закона. Постановление Государст- венной Думы не является законом и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения25. Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закре- пленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международ- ном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и меж- дународные договоры Российской Федерации являются в соответст- вии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой сис- темы. Этой же конституционной нормой определено, что если меж- дународным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора26.

 

Date: 2015-08-15; view: 581; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию