Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика РФ на Ближнем и Среднем Востоке в 1990-е





Особенностью этого региона является, во-первых, его высокая конфликтогенность, а во-вторых, наличие в его ареале больших запасов ценного сырья, прежде всего нефти. Последнее делает его платежеспособным покупателем российской промышленной продукции и, в первую очередь, вооружений. Вместе с тем этот регион является родиной многих радикальных идеологий, которые подпитывают международный терроризм, действующий в том числе и на территории нашей страны. Таким образом, политика России должна учитывать такой важный фактор межгосударственных отношений в этом регионе, как непредсказуемость.

В отношении Ирака главной целью российской политики в 1990-е гг. и вплоть до свержения режима С. Хусейна было сохранение своих позиций в этой стране с учетом гарантий ее лидера в отношении участия российских компаний в разработке иракской нефти и приобретения Ираком российских вооружений. Как известно, военно-техническое и нефтегазовое сотрудничество между этими странами было оформлено двумя межправительственными соглашениями 1993 и 1995 г.
Но добиться этого было непросто. Своей агрессивной политикой в отношении соседей и репрессиями внутри страны С. Хусейн противопоставил себя мировому сообществу, затруднив тем самым усилия российской дипломатии по нормализации положения вокруг этой страны.

После терактов 11 сентября 2001 г. администрация Дж. Буша мл. включила Ирак в мировую террористическую ось, а С. Хусейн усилил антиизраильскую и антиамериканскую риторику. Назревал новый кризис, и Россия пыталась разрешить его в рамках Совета Безопасности ООН, который, хотя и осуждал Ирак за невыполнение своих обязательств по разоружению, тем не менее не одобрял военного удара по этой стране. Американцы предложили С. Хусейну добровольно передать власть другому лицу и покинуть Ирак. Этот вариант нашел поддержку Е.М. Примакова, который хорошо знал иракского лидера и пользовался его расположением. Состоявшиеся переговоры Е.М. Примакова с С. Хусейном, однако, не дали положительного результата. Иракский лидер был твердо уверен в том, что американцы в любом случае оставят его у власти, т. к. без него не смогут управлять Ираком.

20 марта 2003 г. войска коалиции во главе с США вступили на иракскую землю. Армия Ирака не смогла оказать никакого сопротивления и была быстро разгромлена

Отношения России и Сирии в 90-е гг. тесно переплетались с отношениями России с Израилем. СССР еще в 1991 г. установил с ним дипломатические отношения, а Сирия и ее лидер Х. Асад, напротив, продолжили традиционную линию на конфронтацию с Тель-Авивом. В течение практически всего периода после окончания холодной войны США и Израиль обвиняли Дамаск в поддержке международного терроризма, несмотря на сирийский бойкот Ирака во время кризиса в Персидском заливе и готовность Сирии вести переговоры по палестинской проблеме. Это обстоятельство препятствовало улучшению отношений России с Сирией без ущерба для ее отношений с западными странами. Продолжающийся конфликт Сирии с Израилем особенно затруднил налаживание военно-технического сотрудничества двух стран. После смерти в 2000 г. Х. Асада, к власти в Сирии пришел его сын Б. Асад, который в целом продолжил курс своего отца в отношении Израиля.

В 1990-е гг. отношения России и Сирии прошли через спад - и политические и военно-технические контакты были практически заморожены.

Российско-израильские отношения после установления в 1991 г. дипломатических отношений между СССР и Израилем перешли в фазу снижения конфронтационности и начала регулярных политических контактов. Развитию этих отношений способствовала и массовая эмиграция в 1990-е гг. из России этнических евреев и членов их семей в Израиль. Их число достигло миллиона человек, или 20 % населения Израиля.
Улучшению отношений способствовал и выход России из режима противостояния с Западом.

Отношения России с Ираном в 1990-е гг. отличались возросшим по сравнению с 1980-ми гг. динамизмом. Этому способствовали прежде всего перемены в позиции иранского руководства. Президент А.А. Хашеми-Рафсанджани (1989-1997) провозгласил политику «внешнего прорыва», а его преемник М. Хатами (1997-2005) выступил с инициативой «диалога цивилизаций и культур», что нашло определенную поддержку мирового сообщества. Россия активизировала экономическое сотрудничество с Ираном, которое до 2000 г. исключало военнотехнический аспект. Затем, в 2001 г. президенты России и Ирана В.В. Путин и М. Хатами подписали Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, который позволил начать сотрудничество по всем направлениям, включая военно-техническое, в атомной промышленности и энергетике.

Центральными темами российско-иранских отношений были ядерная программа и военно-техническое сотрудничество. Участие России в ядерной программе Ирана началось в 1992 г. подписанием соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. В 1995 г. было подписано соглашение о строительстве Россией первого блока АЭС в Бушере. Помогая Ирану в строительстве этого объекта атомной энергетики, Россия вместе с США и другими западными странами препятствует иранским попыткам создать ядерное оружие. В частности, поставка ядерного топлива для АЭС в Бушере откладывалась Россией до тех пор, пока МАГАТЭ не подтвердило в 2007 г. мирной направленности иранской ядерной программы.

Россия и проблема Палестины. Палестино-израильский конфликт является одним из наиболее застарелых в мире.

Свое начало он берет в 1947 г., когда ООН приняла решение о создании на территории Палестины двух государств - еврейского и арабского. В мае 1948 г. евреи провозгласили государство Израиль, которое не получило признания арабских стран. В ходе начавшейся по инициативе арабов войны 1948 г. Израиль расширил свою территорию с 54 %, отведенных ему ООН, до 77 %, изгнав с оккупированных им территорий более 800 тыс. арабов. Незанятые Израилем западный берег реки Иордан отошел к Иордании, а сектор Газа - Египту.
В 1964 г. образовалась Организация освобождения Палестины (ООП), в 1969 г. ее лидером становится Ясир Арафат, умерший в этой должности в 2004 г. ООП провозгласила две главные цели - освобождение Палестины и уничтожение Израиля, за что и была названа западными странами террористической. Но последовательное ослабление, а затем и распад СССР как главного союзника арабов способствовало укреплению умеренного крыла в ООП, которое тяготело к мирному решению палестинской проблемы.

В цепочке дипломатических контактов между ООП и Израилем одним из важнейших стало т. н. «соглашение Осло», подписанное в Вашингтоне Я. Арафатом и израильским премьером Ицхаком Рабиным в сентябре 1993 г. По этому соглашению ООП признала территориальный суверенитет Израиля, отказалась от методов вооруженной борьбы с ним в обмен на признание Израилем ООП в качестве законного представителя палестинского народа и предоставление им ограниченной автономии сектору Газа и части Западного берега реки Иордан. В политическом словаре появилось новое понятие Палестинская национальная автономия (ПНА).
Однако убийство в 1995 г. израильского премьера И. Рабина и приход в 1996 г. к власти в Израиле консервативного блока «Ликуд» во главе с Б. Нетаньяху затормозили мирный процесс. На территории Израиля произошло несколько крупных терактов с участием палестинских смертников, а территория Палестинской автономии подвергалась ударам ВВС Израиля. В этот период были, однако, заключены и новые соглашения Израиля с ООП, например, о передаче ей 80 % территории города Хеврон (1997) и 13 % территорий Иудеи и Самарии (1998).
Официальные контакты советского руководства с Организацией освобождения Палестины (ООП) были установлены в феврале 1970 года, когда Москву по приглашению Советского комитета солидарности стран Азии и Африки впервые посетила делегация ООП по главе с председателем Исполкома ООП Ясиром Арафатом. В последующие годы Ясир Арафат неоднократно бывал в СССР, а затем и в России. В 1974 году в Москве было открыто представительство ООП, в 1981 году ему был придан официальный дипломатический статус.

18 ноября 1988 года СССР официально признал Государство Палестина, провозглашенное 15 ноября того же года в Алжире на сессии Палестинского национального совета. В январе 1990 года представительство ООП было преобразовано в посольство Государства Палестина. В декабре 1990 года палестинская сторона признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника СССР. После образования в мае 1994 года Палестинской национальной администрации (ПНА) российско- палестинские отношения вышли на межгосударственный уровень. В августе 1995 года в Газе было учреждено представительство РФ при ПНА (в 2004 году переведено в Рамаллу).

Махмуд Аббас как глава ПНА впервые посетил Москву с официальным визитом 30 января - 1 февраля 2005 года.

 

Из другого источника:

Начиная со второго периода правления Владимира Путина, в средневосточной политике России произошли изменения, оцениваемые некоторыми международными аналитиками как значимые. Примерами таких изменений считается стабильное и постоянное сопротивление России в отношении давления и жестокой политики США по отношению к Ирану и его атомной программе, а также желание выступить посредником между враждующими сторонами в миротворческом процессе на Среднем Востоке.

Если за основу анализа внешнеполитического курса России взять окончание периода двухполюсности и начало 1990-ых гг, то средневосточную политику России можно разделить на да периода:

А) с 1990-ых гг по 2004 г

Б) с 2004 г по сей день

В первый период, согласно нижеприведённым факторам, Россия проводила политику неучастия и невмешательства в развитие процессов на Среднем Востоке:

1 – Концентрация и внимание к региону Центральной Азии и Кавказа, а также обеспокоенность ускорением средневосточной религиозной фундаментализации в регионе;

2 – Отсутствие потребности в ископаемых ресурсах нефти и газа Среднего Востока по причине того, что Россия сама считалась одной из наикрупнейших стран – обладателей и производителей этих ресурсов;

3 – Традиционная политика Запада, и особенно США, в официальном признании влияния России в СНГ стала причиной того, что Россия также официально признала Средний Восток регионом влияния США.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 2226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию