Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды понятий и отношения между ними





J А. Виды понятий

Понятия, используемые в науке и во всех других областях ч:ловече-
Ской де^те^ь^ многообразны,до сдр^й.^щ^удр^*1--

пам^оёобпдаё'мыхв них объектов и другим характеристикам. Тйтт шогиза-ция понятий, т. е. выделение и систематизация их различных bj дов мо­жет проводиться по разным основаниям — их делят на виды, во- первых, исходя из особенностей содержаний, и во-вторых, учитывая cnt цифику их объемов и элементов объемов.

По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на тонятия с пустым объемом и понятия с непустым объемом. Пустым по об \ему на­зывается понятие, в объеме которого нет ни одного предмета из универ­сума рассуждения, в то время как содержанием таких понятий я ушются признаки, не принадлежащие ни одному предмету из универсу ма. На­пример, «человек, который является вегетарианцем, но ест^хсо» или «человек; который знает все азиатские языки, но не знает китайского языка, который также является азиатским». В первом случае юнятие имеет пустой фактический объем, так как противоречиво фактическое содержание понятия, в рамках имеющегося знания нам должно ( 1ыть из­вестно, что вегетарианцы не едят мяса. Логический объем в дзш ом слу­чае пустым не является. Во втором случае пустым является и лог; 1ческий объем, так как содержание противоречиво не только, фактически, нр и логически/)одновременно.представлены и утверждение

«знает все


 



Университетская серия


Университетская серия



I


-с нтие


§ Z- Виды понятий и отношения между ними


 


.■■:ат -j-о яуыки» м е>~о отогнан не — «не шае! вс. а.чштекпе;;;ыки». так

■-. - >"; ■Н'кпгё язык. которого человек не ^нае1-. якляетея азпа tckhvl что.

. vк-!-■ принципу исключенного третьею. неволюжис.

,"■ л П71Я. логические содержания ко'.орыч m противоречивы, а фак-

,,•!'. п противоречивы.,ю si-шкак i вослед ык мелос 1 атомности па-

.'i\ ■:i'H и об иеслетуемом прел/мею. В науке формулируклея понятия

■. г. ■1з!.-> об известных предметах, но и о \с\. существование которых

:'ниь -i["^[полагается, и если в результате развития научною знания вы-

■■: Л1П ч !'то это предположение было ошибочно и в действительности

акт*, понятиям ничего не соответствует неоспоримо, что н\ фактиче-

ч.ое ' держание противоречиво. К числу таких тонятип относятся, на-

ч-ШМ.л. флогистон., мировое хрир, эоантроп1.

Кроме того, в целях построения теорий, в науке формулируют попя-!'Я. п.а -гическое содержание которых является противоречивым, ибо ■iji-icc по. что формулируемые признаки противоречат реальному поло-,.ени ■ дел, например, «абсолютно 1вердое тело-, «точка» или «идеаль­ный юз-. Подобные понятия являются результатом процесса идеализа­ции,, ьелительного конструирования понятий об объектах, явлениях л про icecax, не существующих в действительности, но 1аких, для кото­рых лмеются прообразы в реальном мире — в данном случае отвлекаются от признаков, несущественных для иели исследования л абсолютизируют признаки, существенные для этой пели. Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов, используется в моделировании.

Понятия с непустым объемом подразделяются на единичные и общие. ■■'(Ниш tm-ie понятия — те, в обьеме которых содержится только один элемент, <>oiiitn' понятия - те, в объеме которых содержится два и более элементов.

1 >- 410'Гнстон — (от греч. p/i/ogisrds - воспламеняемый, трючшо и представлениях имик< ■■; XV I!1 и - гипотетическое начало горючее! п. Сел лас по учению о флогисто­не, со К'ртчие вещества (лсрено. масла) и неоднородные металлы (медь, железо, яичс! <■ ю!!о1 состоят и i флогистона, выделяемою при трении или обжиге, и золы:.!ирш*№ чфир — i ппотетическая всепроникающая среда, ко юрой, по научным прел-:!:н5ле м i:-■ м проиыы.х столетий, приписывалась роль переносчика света и вообще -лекф 'магнитных изапмодснеший. Первоначально мировой эфир понимали как ме-,;m11'К- к\ to среду, подобную viipvmMV гелу. соответственно, распространение евето-■ыч [к уподоблялось распространению звука в упругом среде, а напряженности ■лекгр веского и мш нптного полей отождествлялись с механическими натяжениями -фирн, 3 конце XIX в. была доказана ошибочность лот понятия: эоантроп — (от греч. • ■■.'. ■■ > Д"к пнял.;аря. рассвет и dnthropo\ — человек), название ископаемого человека, Kimujei о. по предположению некоторых авторов (М. Буль. Г Осборн), в коние третич-■loio Л -;>пола. В качестве доказа]ельси;а существования эоантроп а привлекались най-чи1Ц| ii I^IKS! и Пплгдауне. в Южной Лш.тии. кос ш черепа человека, оказавшиеся.о 1 ie.'-' ними.

■_i Университетская серия


Обшие понятия делятся на универсальные и неуниверсальные. Объе­мом универсального понятия является весь универсум, а обьемом не­универсального — не весь.

По типу обобщаемых предмета в понятия делятся. во-первых, на соби­рательные и несобирательные, во-зторыч. на абстрактные и конкретные. Собирательными являются понятия, элементы объемов которых пред­ставляют собой совокупности однородных предметов, мыслимых ис­ключительно как целое, например, «стадо», «группа студентов», «кол­лектив ученых». Эти понятия являются общими. Единичными являются такие собирательные понятия, объем которых состоит только из одного элемента, например, «российский народ», «группа НТБ-301 Москов­ской финансово-промышленной академии в 2007/2008 учебном году».

Несобирательными являются понятия, элементами объема которых являются отдельные предметы. Например, «студент», «ученый», «Мос­ковская финансово-промышленная академия».

Абстрактными называются понятия, элементами которых являются так называемые абстрактные объекты, представляющие собой результат абстрагирования, например, «совесть», «трудолюбие», «чернота».

Понятия, в которых обобщаются реально существующие предметы, обладающие определенными признаками, называются конкретными, например, «трудолюбивый ученик», «черный плащ».

По характеру признаков, на основе которых выделяются и обобща­ются предметы, составляющие содержание понятия, понятия делятся, во-первых, на положительные и отрицательные, во-вторых, на относи­тельные и безотносительные.

В положительном понятии утверждается наличие какого-либо при­знака, а в отрицательном наличие признака отрицается. Так, если поло­жительными понятиями являются такие, как «злой человек», «говоря­щий по-немецки», «стоящий в очереди», то отрицательными, в свою очередь, будут понятия «незлой человек», «не говорящий по-немецки, «не стоящий в очереди».

Относительными являются понятия, содержанием которых является наличие некоторого отношения выделяемых в понятии предметов к дру­гим предметам, иными словами, эти предметы существуют только в от­ношении к определенным предметам. Например, понятия: «дед» — не имея внуков, нельзя стать дедом; «вдова» — не имея мужа, который скончался, нельзя стать вдовой; «заместитель директора» — невозможно быть ничьим заместителем, необходимо наличие некоторого вышестоя­щего лица, которое можно замешать.

В свою очередь, безотносительными являются понятия, которые вы­деляют предметы, существующие сами по себе, на основе наличия или

Университетская серия 31


§ 2. Виды гюнятш и отношена между ними


<>■ ■ i u rt \ чм\ ■'■'-. eW'Cv!K'-n;i,r MipakJcpnc гик, например, -«цветок»,

Б. Отношения между понятиями

-. ^.упк'л, м^еделоганки. и лрипес'.о преподавания, входе изложении..;а<- л:-/ ибо проблемы очень важно не юлько знать, каков вид нового по­ли" л, но I! в каком о! нопл'нии начодпгся к другим, уже известным попя-:"Н!! i. Члгнка разработала crpoiую систему отнч шений между понятиями.

fiо характеру отпои.ении между объемами понятия делятся на со-;(м> -тиимые п иесовмесии.мые. Совместимыми являются понятия, объе­ма Kirropbi.x имеют обшлс элементы, могут полностью либо частично eoiiui-л.;" п>. Гак. совместимыми являются понятия «студент» и «уча щи и-ся>, «студент» и -человек, умеющий играть на гитаре». Несовместимы­ми паяются ПОНЯ1НЯ. не имеющие обших элементов объема, напри­те ', -человек» ь «автомобиль», или «раб» и «рабовладелец».

Совместимые чонятпя могут находиться в отношениях: i) равно­значности; 2) перекрещивания: 3) подчинения; 4) соподчинения.

валяются равнозначными, находятся в отношении равнозначности гю! -пня, объемы которых полностью совпадают. Примером такого от­поре 1ия являются понянтя «Аристотель» и «основоположник формаль­но!, логики». Графически отношение равнозначности представляется следующим образом: объем первого понятия показан кругом Л, объем ETOi.'Oi'o — кругом В.

/А. В._
{ \

'< отношении перекрещивания находятся понятия, объем одного из кот 'рых частью вход-ит в объем второго, а объем второго частью входит в о->ьем первого. Например, перекрещивающимися являются понятия «школьник» и «человек, умеюший играть на пианино». Графически это птн шаение изображается в виде кругов А и В.


больше обьема первого понятия. Например, понятия «студент музы­кального учидиша имени Гнесичых» (В) и «студент» (А). Графически от­ношение между которыми пред:тавляется в виде схемы:

В отношении соподчинения к некоторому понятию находятся два не­совместимых понятия, каждое из которых является подчиненным по от­ношению к тгочу третьему понятию, т. с. эти два понятия не имеют об­щих элементов объемов и одновременно находятся в состоянии подчи­нения к'одному и тому же понятию. Например, понятия «медведь» (В) и «лошадь» (С) находятся в отношении соподчинения к понятию «мле­копитающее» (А). Данное отношение графически выражается в виде:

Л

УПРАЖНЕНИЯ

Если же два понятия, находящиеся в отношении соподчинения, ис­черпывают собой объем третьего понятия, например, в случае «основные классы рабовладельческой общественно-экономической формации» (А). «рабовладельцы» (5), «рабы» (С), то графическая схема будет иметь вид:


 


В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из кото-рыл полностью входит в объем второго в то время как объем второго


Упражнение 1. Установите, в каких отношениях попарно находятся следующие понятия? Изо­бразите отношения между их объемами посредством круговых схем.

1. -Наказуемое деяние-, -ненаказуемое деяние*, -деяние-;

2..Предмет, имеющий какой-либо цвет-, -белый предмет-; -черный предмет*.

3. "Треугольник», «прямоугольный треугольник-, "непрямоугольный треугольник-.

4. -Орудие преступления-, -огнестрельное оружие», «пистолет-.


 


Университетская серия


Университетская серия 33


3-5807


§ 3 Операции с объемами понятия


Преауплен'/к: против личности. -преступление против жизни», «преступление протиЕ;дпровья.

Ппс-тагельство на чесъ и достоинство личности*, ^клевета», «оскорбление». ■Хозяйственное преступление', обман покупателей., «незаконное изготовление спирт ныч напитков*, с Человек, изучивший все восточные языки., «неловок, не изучивший японского языка».

человек, не изучившип некоторых восточных языков».

!:. Гражданин России-, «российский военнослужащий'-.

О -Преступление*-, «терроризм», -спекуляция".

.!. -Действие или бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуе­мого», «действие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого, или бездействие, квалифицируемое законом в качестве уголовно наказуемого-.

У оаккэние 2. Используя знание связи между операциями над содержаниями и объемами, установите отношения между понятиями. i «Человек такой, что если он не мудр, то он не философ»; «Человек, который является

мудрым*-. -:. -Число, которое делится на 2. но не делится на 16»; «Число такое, что если оно делится на 2. но не делится на 3, то оно не делится на 16».

3. «Преступление такое, что если оно направлено против жизни или здоровья, то оно на­правлено против личности»; «Преступление, которое направлено против здоровья, но не направлено против жизни».

4. -То. что существует вне сознания и уже познано людьми»; -То, что существует вне соз­нания и еще не познано людьми»: «То, что существует s сознании или вне сознания».

5. -Человек такой, что если он имеет высшее образование, то он знает английский язык или не знает этого языка; «Человек, который не имеет высшего образования и не знает английского языка».

. § 3. Операции с объемами понятия

Date: 2015-08-15; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию