Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансформация «деревенской» проблематики в новеллистике Б.Екимова второй половины 1980-хгодов





Вторая половина 1980-х годов - это новый этап творчества Б. Екимова, расцвет его прозы. Именно в перестроечное время увидел жизнь первый роман писателя «Родительский дом»(1988), появилась одна из лучших повестей «Пастушья звезда»(1989), было написано большое количество рассказов (например, «На ферме Казачьей»(1985), «Ночь исцеления» (1985), «Солонич» (1986) и др.). Выделение данного периода творчества как отдельного этапа мотивировано тем, что новые процессы в жизни общества после 1985 года повлекли за собой изменения во всех сферах жизни, в том числе и в литературном процессе. Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась выходом в свет повести «Пожар» (1985) В. Распутина, романа «Печальный детектив» (1986), рассказов «Слепой рыбак» (1986), «Людочка» (1989) В. Астафьева, романа «Всё впереди» (1986) В. Белова, «Отречения» (1987 - 1990) П. Проскурина, «Смиренного кладбища» (1987) С. Каледина и др. Возвращались произведения, ранее запрещённые цензурой: «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и другие произведения А. Солженицына, повесть Ф. Абрамова «Поездка в прошлое», роман Б. Можаева «Мужики и бабы» и т. д.

Анализируя литературный процесс этого периода необходимо учесть как объективные результаты изменений, так и субъективное их восприятие. Несомненно, все названные произведения были своеобразным «откликом» на сложные, неоднозначные, трагические процессы общественно-политической жизни общества второй половины 1980-х годов. Они рождались в атмосфере острых литературных дискуссий о путях развития советской литературы, о социалистическом реализме, в атмосфере напряжённых споров о проблемах русской культуры.

В начале 1980-х годов, как и в 1960-е, «деревенская» проза еще продолжала объединять разных по творческой манере писателей: В. Астафьева, В. Белова, В. Лихоносова, В. Личутина, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, Б. Екимова. Но необходимо отметить ещё раз, что в художественном мире «деревенщиков» наметилось новое качество. Динамику прозы Б. Екимова невозможно представить без уяснения трансформации всего течения «деревенской прозы» в целом. Важны «выходы» писателей из границ «деревенской» темы, о которых размышляет критик Е. Старикова. В полемическом порядке исследователь определяет ряд путей, по которым движется эта проза в 1980-е годы: выход в проблемы экологии и натурсоциологии (характерный для В. Распутина), социально-психологическое исследование судеб крестьян разных поколений (линия, идущая от Ф. Абрамова) и поворот к исследованию исторического прошлого русской деревни («Кануны» В. Белова). По нашему мнению, Б. Екимов в своём творчестве даёт социально-психологический анализ судеб крестьян разных поколений (судьбы тех, кто пережил Великую Отечественную войну, преобразования деревенской жизни середины XX века, судьбы своего собственного поколения «шестидесятников», судьбы молодых, вовлеченных в перипетии измененившейся жизни в деревне), то есть, по нашему мнению, писатель идёт по «пути» Ф. Абрамова. Множество проблем, подобно своим собратьям по перу, пытается разрешить Б. Екимов в своих произведениях - например, рассказ «Осенним днём» показывает нам выход, свойственный для прозы В. Распутина -высохшая река как символ утраты вечности деревенской Вселенной; но рассказы «На ферме Казачьей», «Ночь исцеления» и др. открывают нам истинную доминанту прозы Б. Екимова -исследование исторического прошлого деревни, поиск причин распада определённой системы ценностей, а отсюда и распада хуторского уклада жизни.

Коренным отличием нового периода творчества от прозы 1970-х годов является окончательный поворот прозаика к проблемам деревенской жизни. Если в рассказах 1970-х годов Б. Екимов отдаёт дань «производственной» тематике (сборник «У своих»), то теперь невзгоды человека-труженика, вынужденного бороться за себя, за своих детей, за жизнь родного Хутора, выходят на первый план. Как отмечает сам писатель, переход собственно к деревенской тематике был совершенно естественным: «Писалось о том, писалось об этом»1, а переходным называет сборник 1978 года «Офицерша». Скорее всего, беды родного Калача, тяжёлая жизнь близких ему людей наложила отпечаток на творчество писателя в целом, заставив задуматься о причинах распада деревенского уклада жизни и вывести на первый план новый для прозы Б. Екимова тип героя-«спасителя». человека, обладающего недюжинной силой и сильным характером, во-многом противостоящего коллективу своей неподдельной тягой к труду, «кулаческим», собственническим настроем к жизни (истоки свои этот тип героя берёт в характере Холюши, «золотого хозяина»). Именно в перестроечные годы тип героя-спасителя (чрезвычайно важный для художественной системы писателя) обретает завершенность. Это сельский работяга, вся жизнь которого связана с землёй, для которого каждодневный труд не только не является тяжким бременем, но становится естественной ипостасью бытия. Художественное исследование характера такого героя становится важнейшей задачей писателя.

По сравнению с ранними произведениями, в рассказах этих лет новой стала проблема памяти, связи поколений, придающая повествованию философски-углублённое звучание. В этом, конечно, писатель не одинок («Печальный детектив» (1986) В. Астафьева, «Пожар» (1985) В. Распутина). Герои Б. Екимова обладают глубокой внутренней силой, идущей от кровной связи со своей землёй, «малой» и большой Родиной. Дом, Родина, созидательный труд земледельца - вот краеугольные камни существования лучших героев писателя.

 

2. Творческая работа: Рецензия на стихотворение А.А. Ахматовой «Сероглазый король». Чтение наизусть.

 

Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой".

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля...

1910

 

Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой традиционной теме.

Как еще отмечал Б. Эйхенбаум, для ахматовской лирики характерна «романность», каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман. Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, не завершены и походили не столько на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями раньше. Нередко стихи Ахматовой походят на беглую запись в дневнике.

Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом. Для нее характерны разговорность поэтической речи, лаконизм стиля, воспринятые от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества. Во многих ее произведениях также обыгрываются фольклорные мотивы — отношение к народному творчеству, также во многом почерпнутое из пушкинского наследия.

Стихотворение «Сероглазый король» является ярким примером любовной лирики Ахматовой, а также использования ею в своем творчестве фольклорных традиций. Конкретно в данном стихотворении нашла выражение песенно-балладная традиция.

Стихотворение невелико по объему и большая часть заложенного в нем сюжета остается за его пределами. Но вместе с тем вся драма подразумевается, просто она передается отдельными штрихами, полунамеками. Перед нами классический любовный треугольник: лирическая героиня Ахматовой замужем, но у нее есть возлюбленный («сероглазый король»), известие о трагической смерти которого ей приносит муж. У героини есть тайна — ее дочь рождена не от мужа, а от погибшего любовника.

Внутренняя структура стихотворения построена на контрастах: безысходная боль утраты и воспоминание о счастье с возлюбленным, героически-мифологический ореол вокруг «сероглазого короля» и нарочито приземленный облик мужа:

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

В стихотворении возникает также образ «королевы», жены погибшего короля.

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!...
За ночь одну она стала седой».

Здесь отчетливо противопоставляется открытое страдание жены и тайное лирической героини Ахматовой. Пережить горе, ничем не обнаруживая своих чувств, гораздо труднее. Соответственно, если королева поседела, то внутренняя трагедия лирической героини еще громадней. Таким образом, противопоставление здесь служит усилению, гиперболизации чувств героини.

В стихотворении содержится и еще одно противопоставление. После первого же прочтения становится очевидно, что лирическая героиня отнюдь не является образцом нравственности. Она обманывает мужа, жену своего возлюбленного, у нее ребенок от любовника. Это — с точки зрения общепринятой морали. Однако у лирической героини иная система ценностей. Ее любовь настолько сильна, что она ради нее жертвует всем — моралью, условностями, представлениями о верности, семье и браке и т. п. Она утверждает главенство любви в иерархии ценностей и свое право жертвовать ради нее всем остальным. Таким образом, в стихотворении подспудно противопоставляются две системы ценностей: общепринятая и система ценностей лирической героини, утверждающей абсолютное главенство любви.

Язык стихотворения с точки зрения изобразительных средств нарочито обеднен. Это должно подчеркнуть боль утраты, величину горя, безрадостность дальнейшего существования лирической героини. Вместе с тем, данный прием углубляет психологизм произведения, силу его воздействия на читателя.

Итак, стихотворение «Сероглазый король» является не только типичным и ярким примером любовной лирики Ахматовой с ее «романностью», «недоговоренностью» и «дневниковостью», но и примером глубокого проникновения в психологию лирического героя, необычайно сильного воздействия на читателя.

По силе воздействия, виртуозному владению стихом, умению создать свой собственный поэтический мир Ахматова, безусловно является одним из самых выдающихся поэтов во всей русской литературе.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 546; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию