Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ №9





1. Тема семьи, дома в прозе А. Платонова. Художественное решение темы контакта поколений («Июльская гроза», «По небу полуночи», «Третий сын», «Возвращение», «Цветок на земле» и др.) Анализ 2-х произведений.

 

Все сюжеты гениального русского писателя 20 века Андрея Платонова – это вдохновенные попытки перестроить, обновить жизнь, построить ее по закону разума и совести, того «нравственного императива», который живет внутри самого человека и побуждает его ко всему прикасаться «обнажившимся сердцем». За незамысловатыми сюжетами писателя скрыт глубокий философский смысл. При этом А.Платонова интересуют вполне реальные темы – семья, дети, дом, любовь, отношение человека к другому человеку, к природе, к своему труду; говоря словами самого писателя – «смысл отдельного и общего существования».

Философемы Платонова вбирают в себя нравственные представления народа – «Все великое рождается из житейской нужды», «Я родня траве и зверю», «Великое немое горе вселенной может понять, одолеть лишь человек», «Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнят те, кто после тебя народится. Так и будет жить один в другом, как один свет». Жизненность, человечность произведений Платонова, в каком бы жанре он их ни писал, являются их отличительной особенностью.

Одной их центральных тем прозы Платонова является тема семьи, дома, взаимоотношений взрослых и детей. Именно в семье, по Платонову, формируется личность. Об этом он пишет в литературно-критической статье на повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»((1941), в статье «Душа мира»(1920).. Семья ограничивает в человеке животное и освобождает человеческое. Именно семья помогает ему крепче стоять на ногах. Лучшие человеческие качества закладываются в семье. Чувству Родины и любви к ней человек первоначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. В статье «Детские годы Багрова-внука» появляется платоновское определение человека как «о бщественного существа»: «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни – матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется – и воспитанная в нем любовь, возжженное, но уже не утоляемое чувство, обратится, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг их, чем одно семейство. Сиротства человек не терпит, и оно - величайшее горе».(1. С. 330).

В критических статьях и рецензиях Платонов, по верному определению Л.Шубина», «развивает и уточняет собственные мировоззренческие позиции».(2, С. 6).

Подтверждение этому мы находим в художественных произведениях писателя, в рассказах «Третий сын», «Маленький солдат», «Возвращение», «Цветок на земле», «Июльская гроза», «Еще мама» и других. В рассказе «Третий сын»(1936) шестеро братьев собираются в отчем доме на похороны матери. Все они взрослые, состоявшиеся люди, но «каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно, как будто где-то в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, и она освещала ночь, летающих жуков, синюю траву, рой мошек в воздухе, - весь детский мир, окружающий старый дом, оставленный теми, кто в нем родился; в том доме никогда не были затворены двери, чтобы в него могли вернуться те, кто из него вышел, но никто не возвратился назад. И теперь точно сразу погас свет в ночном окне, а действительность превратилась в воспоминание».(3. С. 173).

Выбор сюжета символичен: выражение благородства человеческих чувств оценивается сурово - смертью матери. Сыновья умершей старухи давно не виделись, оживленно беседуют, спорят, смеются, снова, как в детстве, укрываются одеялом с пометкой «голова», «ноги», артист «даже запел», играет «младая жизнь» (А.Пушкин).

Воспоминания детства настолько захватили братьев, что они снова ощутили себя мальчишками, когда мать была еще жива. Но рядом, в соседней комнате, лежит умершая мать, и поведение сыновей неестественно. И лишь «третьему сыну» своей репликой и поведением удается успокоить братьев («Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать»), и в комнате наступила тишина. Именно «третий сын», как в произведениях фольклора, является носителем высших этических принципов.

Платонов обращает внимание и на то, что именно третий сын привез с собой дочь. Девочка, приехавшая на похороны бабушки, заплакала – «Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла». (3. С. 176). Девочка никогда не видела бабушку живой, но со всей своей детской искренностью переживает ее смерть. Выросши, она впоследствии продолжит род, а «третий сын» - ее отец - является связующим звеном в цепи поколений. И здесь возникает образ матери, говоря о которой мы вспоминаем раннюю статью Платонова «Душа мира». «Женщина осуществляет ребенка своею кровью и плотью, она питает человечество. (…) Женщина – искупление безумия вселенной. Она – проснувшаяся совесть всего, что есть». (4. С. 47, 48). Описание умершей матери и сыновей убедительно, как нельзя лучше, подтверждает эти слова. Писатель подчеркивает силу сыновей и «скупое тело» их умершей матери – «громадные мужчины – в возрасте от двадцати до сорока лет», «могучая полдюжина сыновей», «отец ростом меньше самого младшего сына», «гвардия потомков покойной старухи»; «давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама _______старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими, - пока не умерла». (3. С. 172, 173).

С темой родительского дома, образами матери, отца в рассказе связано «открытие пространства будущего», преемственность поколений, «тайна народа, помогающая ему выжить» (слова Платонова). Художественно исследуя тему дома, семьи, Платонов разрабатывает свой эстетический идеал «коллективного человека», «общественного существа» как единицы гармонического общества. В финале рассказа сыновья молча оплакивают мать, «скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда - через тысячи верст - находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни».(3. С. 173).

Платонов показывает материнские, отцовские чувства как исток любви, которую он считает, как и добро, вечной категорией. Чтобы у ребенка было «спокойное, счастливое сердце», он должен ощущать тепло родительского дома, любовь отца, матери. В повести «Котлован»(1929-1930) дочь умершей «буржуйки» Настя все время вспоминает мать. «Я ее помню и во сне буду видеть» (5. С. 209) - говорит она строителям «общепролетарского дома». Тяжело больная, она просит Чиклина: «Чиклин, положи мне ближе мамины кости, я их обниму и начну спать. Мне так скучно сейчас стало». (5. С.277). В повести «Котлован» дано и платоновское определение понятия «дом», его философская формула - емкая и значимая для всех времен и народов – «Дом должен быть населен людьми, а люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой».(5. С. 184). Бездомность, сиротство детей – «величайшее горе» в определении писателя-гуманиста. «Сиротство героев Платонова, - отметит Н.В.Корниенко, - это не индивидуальная черта их характера, а знак-символ 330).

О страстном стремлении Платонова защитить детство от сиротства, «вечного горя», от бесприютности, «ржавчины войны», ломающей все перегородки между детством и взрослостью, повествует замечательный рассказ писателя «Возвращение»(1946). Мальчик Петруша побуждает отца, возвратившегося с фронта домой, мобилизовать все душевные ресурсы, чтобы стать опорой для детей, жены, «идти следом за сердцем», становится творцом переворота в душе отца. Мальчик зовет отца к миру в семье. «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие…»(7. С. 534), - говорит ребенок отцу. Уязвленное самолюбие героя рассказа, капитана Иванова побуждает его уйти от семьи. Из тамбура поезда он увидит бегущих вдоль путей своих детей, спотыкающегося сына Петрушу и маленькую Настю, которую тот волочит за собой. Дети побуждают отца к подлинному «возвращению», побуждают справиться с бесчувственностью, вернуться в свой дом. Внутренний монолог героя с емким образом-понятием «обнажившегося сердца», позволяет проследить динамику его состояния: «…Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем» (7. С. 538).

 

2. Реферат: Поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Идейно-тематическое содержание. Приемы создания образа главного героя. Поэтика фольклора в поэме.

 

Поэма «Василий Теркин» стала этапной для всей русской поэзии. Она продолжила пушкинскую традицию создания реалистического романа в стихах, повествующего о типичном представителе молодого поколения. У Твардовского ориентация на «Евгения Онегина» соединилась со стремлением представить художественное обобщение народного характера. Это шло вразрез господствующему в советской литературе изображению героя как активного строителя или защитника социалистического государства, носителя общечеловеческих идеалов.

В рядовом солдате, обыкновенном человеке, Твардовский показал проявившуюся в людях в годы войны волю, мужество, терпение, способность не терять самообладание в самых отчаянных ситуациях. С честью выходить из сложных положений Теркину помогает и понимание того, что

Бой идет, святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле!

Поэт любит своего героя, и эту любовь разделили с ним миллионы читателей по всему миру.

 

Реалистическая картина войны создается в поэме на основе множества деталей, «подсмотренных» автором «по дорогам, где пришлось». Уже в первых главах обрисованы портрет и быт бойца, его внутренне состояние, окружающая природа, на фоне которой разворачиваются военные события. Антитезой по отношению к ним являются картины мирной жизни. Эти эпизоды красочны, радостны, полны жизни, но все они возникают лишь в воспоминаниях и мечтах.

Фронтовой быт пехоты суров и беден: бои, бомбежки, минометные обстрелы, скудное вооружение. Все эти детали конкретны, и на их фоне становятся ощутимее внутренняя жизнь русского солдата. Его сердце не очерствело на войне: в нем живы чувства к Родине («матери-старухе»), «боль-мечта» о родном доме, потребность в верной любви женщины. А «святей и чище» фронтовой дружбы и вовсе ничего нет.

Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.

Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя. В связи с этим автор откровенно признает, что слова Теркина имеют обобщенный смысл:

И скажу тебе, не скрою –

В этой книге там ли, сям

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

 

Важно, что поэма имеет фольклорную основу. Наряду с реалистической достоверностью в образе Теркина присутствует элемент условности, что позволяет сопоставить его с персонажем сказок и былин. То, что известно о прошлом героя, не может быть основой для формирования характера, склада ума, знаний.

Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».

В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.

Достоинства русской натуры выявляет национальная беда – война. Подобно героям классиков, Теркин ощущает себя частицей России. Для него это не просто страна, а «мать-старуха», вызывающая потребность нести за нее ответ перед всем миром. Неброские черты русского пейзажа (леса, поля, канавы, болота, «нещадная стужа» зимой и «луговая густая трава» летом) тревожат сердце героя. Все возвращает его к мыслям о мирной жизни. Но поля пусты, трава примята, земля изрыта воронками.

Теркин дорог и близок не только бойцам, но и читателям, так как он есть воплощение национального положительного героя.

Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха. Ее заметил и высоко оценил такой взыскательный, требовательный критик, как И.А. Бунин. В лице Твардовского русская классическая поэзия получила еще одного достойного наследника и продолжателя своих лучших традиций. С именем этого поэта справедливо связывают идеалы правды, честности и благородства.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 728; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию