Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ №1. 1. Романтический пафос жизнеутверждения в соединении с реалистическим анализом жизни в рассказе М





1. Романтический пафос жизнеутверждения в соединении с реалистическим анализом жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

 

М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси.
Творчество М. Горького тех лет носит романтический характер, отражая стремление народа к лучшей жизни.

Одним из самых лучших рассказов романтического периода в творчестве писателя является написанный в 1895 году рассказ «Старуха Изергиль». Пафосом этого произведения является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедливый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны.

В «Старухе Изергиль» Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность автору кратко, емко, ярко и впечатляюще воспеть все лучшее, что может быть в человеке и осудить порок. Любимый герой писателя Данко пожертвовал собой ради спасения своего народа. Его антипод Ларра жертвует окружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы.

Данко – альтруист, Ларра – эгоист. На этом противопоставлении, т. е. с помощью антитезы раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу народа.

Легенда о Ларре входит в первую часть рассказа, но представляет собой законченное произведение, неразрывно связанное с общей темой и идеей. Поведала историю страшной судьбы Ларры сама старуха Изергиль. Наверное, она услышала легенду от своей матери, а та – от своей, так живет это поучительное сказание тысячу лет, предостерегая людей от зла себялюбия и равнодушия. Начинается легенда со своеобразного зачина, переходящего в экспозицию: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки … там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками».

Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу.

Природа в романтических произведениях Горького живет и дышит, сочувствует и негодует. Автор всегда использует прием олицетворения, помогающий ему передать «общее душевное состояние момента», переживания героев. Как только люди приняли решение об освобождении Лары: «Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого…».

Горький использует различные изобразительные средства. Гипербола (чрезмерное преувеличение): «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары». Яркие метафоры: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…».

Ларра тоже совершает «подвиги» требующие решимости и бесстрашия, он тверд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Но все его силы и устремления только лишь для его личной выгоды. В результате – непонимание и одиночество.
От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть.

 

2. Творческая работа, рецензия на рассказ Распутина "Уроки французского"

 

Валентин Распутин написал замечательный рассказ «Уроки французского». Произведениепосвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе. Впервые рассказ был опубликован в 1963 году в газете «Советская молодежь».

Главными героями являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчикучится в пятом классе не в родном селе, а в районе (так они называли райцентр). Жизнь его была несладкой. У его матери, кроме него, было еще двое детей. Жили они очень бедно, время было тяжёлое, послевоенное. Мальчик учился хорошо, поэтому его мать считала недопустимым, чтобы тот бросал школу. Она отдавала последнее, чтобы только ее сын продолжал учиться. Из – за малокровия ему нужно было пить молоко. Литровая баночка молока стоила один рубль. У матери не было много денег, по возможности она отправляла ему пять рублей. Однажды Федька, сын женщины, у которой жил мальчик, предложил ему играть в «чику» - игру на деньги. У героя не было тогда денег, и он отправился на поляну, где играли ребята, чтобы только посмотреть. Мальчик не нашел другого способа зарабатывать деньги себе на молоко и начал играть. Скоро он начал обыгрывать самых опытных и лучших игроков, и они его за это били. В этот трудный период в жизни героя появилась Лидия Михайловна.

В.Г.Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, нерушимость своих нравственных законов. Он несёт отважно, как солдат, свои обязанности, а ведь ему намного труднее жить, чем всем остальным. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склоняется ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.

В мальчике сочетаются светлая, весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесённых войной.

Насколько добрым может быть человек! Лидия Михайловна оказалась очень чутким и отзывчивым человеком. Страдания ученика, его трудная, полная лишений жизнь не оставили ее равнодушной, и она постаралась сделать все возможное, чтобы хоть как-то помочь ему. Когда у Лидии Михайловны не получилось кормить мальчика во время занятий у нее на квартире, она придумала хитрость с посылкой. Но и главный герой повести оказался очень умным и сообразительным. Он сразу же догадался, что посылку не могла прислать его мама. Ведь у них никогда не продавали макароны. Не зная, как еще можно помочь стеснительному и гордому мальчику, Лидия Михайловна идет на проступок, который вызывает возмущение у директора школы. Игра на деньги да еще со своим учеником – это, наверное, не просто проступок, это преступление. Но Лидию Михайловну это не останавливает. Для нее важнее жизнь ребенка, которому некому было помочь. Ее уроки доброты запомнились главному герою на всю жизнь.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.

Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

На меня это произведение произвело очень глубокое впечатление. До слез было жалко мальчика, его горькую жизнь и его бедную семью. Я без преувеличения считаю это произведение великим. Рассказ написан просто, строго и точно показаны факты, рассказано то, что было, и никаких фантазий. «Уроки французского» - произведение автобиографическое. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». Автор в стиле рассказывания воплотил мальчишеский характер - замкнутый, самоуглубленный, одинокий, воспитанный в суровых правилах сибирского крестьянского обихода: не жалуйся, не проси, не жди и не принимай помощи от людей, терпи и иди своей дорогой…

Это произведение названо именно так, потому что, посещая дополнительные уроки французского языка, мальчик обрел настоящего друга в лице своей учительницы, которая, не жалея своих сил, старалась хоть чем -то помочь своему ученику.«Уроки французского» В.Распутина – уроки доброты.

И я тоже запомнила эти уроки – уроки доброты. Человек всегда должен стремиться помогать окружающим его людям. Иначе мир вокруг нас станет злым и жестоким.

Особенность композиции состоит в том, что автор очень умело передал всю боль того времени именно для мальчика. Все чувства, которые испытал он, ярко отражены в произведении, и читатель может все их испытать на себе, когда по – настоящему проникнется сочувствием к герою.

Валентин Распутин так умело описал главных героев, что сразу же в нашем представлении появляется бедный одиннадцатилетний мальчик в старой потрепанной одежде и добрая учительница французского языка.

Индивидуальность писателя заключается в том, что он, не утаивая ни малейшего события в жизни мальчика, правдиво передает нам все события, происходящие с ним на протяжении учебного года на новом месте.

Автор, на примере главного героя, пытался донести до нас то, что, несмотря на все тяготы жизни и не зависимо от обстоятельств, нужно всегда оставаться человеком. Ведь мальчик в любой неблагоприятной ситуации не терял человеческого достоинства. Внутренний мир мальчика был намного богаче и чище, чем у всех его обидчиков.

Тема деревни мне близка и знакома. Подростков полуголодных, полураздетых в то военное и послевоенное время были тысячи по стране, разумеется, были такие и в нашем селе. Но талантливые ребята, как бы трудно не было, учились и достигали своей цели.

Тема этого произведения будет актуальна в любое время. Желательно, чтобы все больше и больше людей прочитало это произведение. И, быть может, прочитав этот рассказ, каждый в нем узнает себя и вынесет для себя ценный урок.Идея рассказа «Уроки французского» - самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность. Если в человеческом сердце есть это чудесное, светлое свойство – доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной, то мы можем сказать, что этот человек красив душой. С таким человеком каждый, не задумываясь, может смело идти в разведку. Ключом доброты открывается самый сокровенный тайник человеческой души.

 

 

Date: 2015-08-15; view: 429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию