Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






вопрос. Типы социологического исследования, особенности разработки и реализации их программы





ММСИ 4

Тип исследования определяется его целями, задачами состоянием знания об изучаемом объекте. В зависимости от этих и других факторов можно выделить разовые и повторно-сравнительные исследования.

К Разовым Относятся исследования

1. формулятивного (поисково-разведывательного),

2. описательного (дескриптивного) и

3. объяснительного (аналитико-экспериментального) плана.

К Повторно-сравнительным Исследованиям относятся:

1) панельные; 2) трендовые; 3) когортные исследования.

I. Поисковое Исследование проводится в случае, если об объекте нет достаточно ясного представления. Цель такого исследования – формулировка проблемы, основных задач и гипотез.

Поисковый план исследования предполагает три основные стадии работы: (1) Составление библиографии, изучение и аналитический обзор литературы по теме; (2) опрос экспертов: специалистов – ученых и практиков; (4) неформализованное наблюдение, интервью. Следует обратить внимание на реакцию новичков в исследуемой группе, на конфликтные и необычные ситуации. Особый интерес представляют переходные, экспериментальные ситуации, когда появление новых факторов и условий способствует более рельефному раскрытию свойств объекта.

Кроме достижения основной цели формулятивно-разведывательного исследования, оно может представлять и самостоятельный интерес с точки зрения изучения объекта в целом: его «болевых» точек, взаимосвязи и очередности в разрешении проблем, в разработке долгосрочных исследовательских стратегий по данному объекту.

II. Исследование описательного (дескриптивного) плана имеет своей целью системную качественно-количественную характеристику объекта в соответствии с заранее определенной проблемой, гипотезой, концептуальной моделью предмета исследования. Необходимым условием разработки программы описательного исследования является строгая эмпирическая интерпретация понятий, определение показателей и индикаторов. Сбор информации по описательному плану проводится на основе монографического или выборочного метода. При втором способе сбора информации необходимо обоснование репрезентативности выборки.

Дескриптивное исследование завершается: (1) классификацией данных в соответствии с программой; (2) детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов.

Описательное исследование содержит так же элементы аналитического плана, то есть объяснения взаимосвязи между зафиксированными показателями. Дескриптивное исследование, как и любой другой тип, предполагает наличие определенной концептуально-методологической позиции исследователя – разработчика программы.

III. Аналитико-экспериментальное Исследование направлено на проверку объяснительной гипотезы. Его целью является установление причинно следственных связей в социальном объекте, источников и условий его развития. Основным методом получения информации по этим вопросам является эксперимент, который осуществляется либо путем целенаправленного реального воздействия на исследуемый объект путем ввода контролируемых факторов и условий (независимых переменных) – натурный эксперимент, либо с помощью особого анализа информации, когда объект ставится в экспериментальные условия лишь мысленно, проводится экспериментирование с математической моделью объекта и т. п.

Социологические исследования различаются:

А. По Характеру задач –

1) фундаментальные

2) прикладные

3) комплексные

Б. По типу логической связи:

1) поисковые

2) пилотажные

3) экспериментальные

4) проектно-конструкторские

В. По отношению к объекту:

1) монографические

2) сравнительные панельные (повторные с сохранением выборки)

3) трендовые (повторные без сохранения персонального состава выборки)

Г. По срокам:

1) долгосрочные

2) среднесрочные

3) краткосрочные

4) экспресс-исследования

Теоретико-прикладное исследование (ТПИ) направлено на решение социально важной задачи. Например, изучение роли социальной работы в оптимизации социальных процессов, связанных с безработицей; в школе – в связи с проведением образовательной реформы; выявление структуры деятельности социального работника – в различных сферах жизнедеятельности. В таких социологических исследованиях ставятся задачи расширения и углубления научного знания о социальных процессах и решения актуальных социальных проблем. Данное социологическое исследование, как правило, не имеет заказчика и связано с решением научных проблем или с выполнением научной работы. Цель исследования – изучить особенности или тенденции изменения социальных потребностей клиентов в социальной защите; выяснить, насколько структура организаций социального обслуживания соответствует ожиданиям клиентов; создать оптимальные модели социальной работы.
В теоретико-прикладном исследовании обязательно наличие четкого определения объекта и предмета, формулирование гипотез, но не столь жесткие требования к срокам его проведения, которые рассчитываются с учетом уровня сложности изучаемой проблемы или явления.

Прикладное социологическое исследование (ПСИ) нацелено на решение конкретных социальных проблем, возникающих в социальной работе. Оно представляет собой определенную технологическую процедуру последовательного применения целостной совокупности методов и приемов эмпирического познания объектов социальной реальности [8].

Целью таких исследований могут быть: совершенствование социальных технологий, выявление ожиданий клиентов, удовлетворенность студентов процессом обучения по специальности «социальная работа» и т.д. Прикладные социологические исследования обязательно имеют заказчика и завершаются разработкой управленческих решений или планом мероприятий, направленных на оптимизацию объекта. Четкое определение объекта исследования может сопровождаться не слишком жестким определением предмета. В ходе исследования могут появиться и необходимость внесения в программу изменений и новые проблемы, требующие анализа. Поскольку в прикладном исследовании нередко используются подходы, уже апробированные в ходе исследования проблем социальной работы, то постольку есть возможность использовать готовый методический инструментарий, при условии его тщательной адаптации. Это позволяет экономить время и ресурсы и уделять больше внимания разработке практических рекомендаций. Между прикладными и фундаментальными исследованиями нет глубокой пропасти. При условии тщательной разработки методологической части программы можно включать в исследование в качестве второстепенных задач и направленные на развитие теории.

Прикладные социологические исследования выполняют следующие функции: описательную, аналитическую, социально-диагностическую, прогностическую, экспериментальную, управленческую. Доминирование той или иной функции определяет тип исследования. Целевая направленность исследований, положенная в основу деления их на теоретико-прикладные и прикладные, не являются единственным основанием их классификации. Другим основанием может служить степень осведомленности исследователя об изучаемой проблеме. По этому основанию исследования подразделяются на разведывательные, описательные, аналитические и сравнительные. Степень осведомленности на первый взгляд является чисто субъективной характеристикой исследователя, включающей объем его знаний, профессиональную квалификацию и опыт работы. Однако в ее основе лежат и объективные характеристики изученности определенной проблемы, разработанности методов исследования, закрепленные в массиве соответствующих публикаций. В конечном итоге именно эти объективные характеристики являются основанием для определения типа исследования.

Выделяются следующие типы исследования [8].

Разведывательные исследования. Формирование и развитие социальной работы как теоретической и практической деятельности постоянно расширяет проблемное поле исследований в этой сфере: изучение социальных групп риска в изменяющемся мире, создание социальной документации, отражающей основные характеристики объекта, получение информации для прогнозирования и проектирования в социальной работе. Масштабы исследований, уровень их методической оснащенности, объемы знаний, в которых закрепляются результаты социологических исследований этих и других проблем, предопределяют необходимость проведения разнообразных поисковых социологических исследований. Исследования такого типа, проводимые в условиях дефицита знаний об изучаемых объектах или проблемах, называются разведывательными. В таких исследованиях относительно больше возможностей для использования качественных методов в сравнении с исследованиями других типов. Разведывательное исследование применяется по отношению к мало изученным социальным объектам в целях их предварительного изучения и описания, с использованием минимума методических средств и материальных ресурсов. К таким исследованиям относятся всякого рода экспресс-анализы социальных проблем, оперативные исследования, «пилотажные пробы» и т. д.

Описательное исследование. Решает более широкий круг аналитических задач, ориентированных на получение целостной, системной информации о структуре, функционировании, модели социального объекта, его типологических свойствах и характеристиках.

Описательные исследования основаны на более высоком уровне осведомленности об изучаемой стороне или проблеме социальной работы. В отличие от разведывательного этот тип исследования предполагает, что при изучении, например, обслуживания инвалидов или деятельности социального работника в школе бóльшая часть информации об этих явлениях известна. Качественно-количественное описание социальной работы в школе, выявление удовлетворенности клиентов социальной работой, структура досуговой деятельности молодежи, социальной составляющей обслуживания кадров – все это предполагает необходимую строгость в эмпирической интерпретации понятий, регистрации и анализе данных. Описательные исследования используются при изучении мнений клиентов по поводу качества обслуживания социальными работниками школьников и студентов, проведения учебных занятий, удовлетворенности различными видами услуг, содержания и структуры социальной работы, а также для других целей.

Аналитическое исследование. Представляет собой наиболее масштабный, сложный вид социологического познания того или иного объекта. Имеет своей целью не только общее описание объекта, но и выявление причин возникновения противоречий в его структуре и функционировании, определение путей и перспектив его развития, проектирование инновационных преобразований. Разновидностями аналитических исследований являются диагностические, прогностические исследования, социальные эксперименты. Социологический эксперимент представляет собой такой метод получения информации об объекте, который предусматривает аналитическую работу социолога в контролируемых, сознательно изменяемых условиях. Аналитические исследования предполагают наличие значительного объема знаний об изучаемой проблеме, накопленных по результатам предыдущих исследований, достаточно разработанные методические основания и исследовательский инструментарий. В данном случае социолог должен быть достаточно осведомлен о состоянии исследований по конкретной проблеме.

Главное отличие аналитического исследования от описательного заключается в том, что оно имеет объяснительные функции. Последние требуют от социолога тщательного обдумывания и выдвижения объяснительных гипотез. Для этого недостаточно знакомства только с литературой. Дополнительная информация может быть получена из бесед или интервью с практиками: заказчиком, специалистами по профилю изучаемой проблемы, клиентами. Собственно аналитическое содержание исследований такого типа реализуется в анализе эмпирических данных и сопоставлении его результатов с объяснительными гипотезами.

Сравнительные исследования проводятся в тех случаях, когда необходимо сравнить характеристики изучаемого объекта или проблемы во времени или различные объекты по одному и тому же интересующему качеству в одно и то же время. Наиболее часто исследование изменений во времени проводятся в режиме мониторинга с установленной периодичностью опросов. В этом случае предмет оценивания остается неизменным, а состав оценивающих (респондентов) меняется. Другой формой сравнительного исследования является формирование постоянной группы оценивающих так называемой «панели», фиксирующей изменения изучаемого явления (например, качество обслуживания в социальной работе) по более или менее изменяющемуся составу признаков.

 

По типу решаемых задач выделяют исследования:

– основное – оно направлено на реализацию комплекса задач, связанных с решением основных целей исследования;

– пилотажное – предваряющее основное исследование и предназначенное для получения знаний об адекватности методического обеспечения познавательным задачам исследования;

– поисковое (разведывательное) – проводимое с целью получения дополнительной информации для проведения исследования.

Предложенная типология не означает наличия жестких границ между различными типами социологических исследований. Если исследования объекта проводятся постоянно и объединены общей программой или стратегическим планом ее развития, то разведывательный тип исследования может быть «заделом» для проведения описательного или аналитического исследования. В таких случаях уже в разведывательном исследовании могут формироваться объяснительные гипотезы будущих описательных или аналитических исследований, а сравнительное исследование может выявить неожиданные ситуации, требующие разведывательного исследования возникшей проблемы.

В зависимости от типа исследования изменяются программные требования к его проведению: выбор объекта и предмета, характеристики выборки, методы сбора первичной информации, методы анализа и другие процедуры. Кроме этого, типология исследования зависит от методов, выбранных на первой фазе, на этапе, предшествующем принятию программы. В теоретической социологии сложилось два подхода к изучению социальной реальности.

В организации прикладного исследования выделяются следующие этапы:

– подготовительный, когда разрабатывается методология исследования, т. е. программа исследования и составляется методическая ее часть;

– оперативный этап работы на объекте, предполагающий сбор первичной информации;

– результирующий – подготовка собранной информации к обработке, ее обработка, анализ, составление отчета.

Структура прикладного исследования включает совокупность взаимосвязанных элементов, присущих любому научному исследованию: объект, субъект, цели и задачи исследования, средства исследования, его результат.

Объектом исследования в социальной работе выступает, прежде всего, человек в системе социальных связей, отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент, нуждающийся в социальной защите.

Date: 2015-08-07; view: 986; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию