Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый конспект главы III 2 page







В. И. ЛЕНИН


 


№ 5: + Огосу­дарствление ра­бочей силы, как оно выражено в английском за­коне о военном снаряжении, в

германской «вспомогатель­ной службе оте­честву» и т. д., является неиз­бежным следст­вием этого про­цесса развития.


 

всеобъемлющая
разбойны-

путем особой системы так называемых «смешанных предприятий», где об­щими владельцами являются государство и экономические организации предпринимателей. То же самое происходит и в сфере транспорта. Введение государственных торговых монополий, слияние государственных и «част­ных» кредитных учреждений (банков), твердые цены, вмешательство госу­дарства в распределение продуктов — все это означает поглощение экономи­ческой жизни государственной организацией. «Народное хозяйство» стано­вится все больше и больше «государственным хозяйством», «государственно-капиталистическим трестом». № 5. Но не только государственная и чисто экономическая организация буржуазии объединяются вместе, ту же самую тенденцию обнаруживают и все другие буржуазные и классовые организа­ции. Наука, партии, церковь, союзы предпринимателей втягиваются в государственный аппарат. Таким образом образуется одна-единственная


организация, современное империалистическое

] государство в качестве всемогущей организации господствующей бур­жуазии, с бесчисленными функциями и гигантской властью, как духовной ([разл ичные методы одурачивания: религия, печать, школа и т. д.), так и ма­териальной (полиция, войско). Эта сила проникает во все поры финансово-капиталистического общества и накладывает на наше время особый, специ­фический отпечаток. И мы видим здесь диалектику истории: государство, \ которое было сначала единственной организацией господствующего класса, превращается в организацию, существующую наряду с другими, с тем, что­бы снова превратиться в единственную, впитавшую в себя все другие, орга­низацию. Таково современное чудовище, современный Левиафан государст­венности.


—Прикрываясь сладкими словами о «военном социализме», желтые «социал-демократы» прослав­ляют не что иное, как империалистическое разбойничье государство. - '


МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»



III



зии.

Они могут сломить эту силу только еще большей силой, и таковой

Развитие мирового хозяйства ведет к самой резкой борьбе государ­ственно-организованных «народных хозяйств». С другой стороны, им­периалистические войны оказывают обратное влияние на структуру го­сударств. И если вышеописанный тип представляет собой, так сказать, идеальную № 6 картину империалистического государства, ступень, которой достигли только наиболее развитые государства, то каждый день и, в особенности, каждый день войны, влечет к расширению этого явления. Это ставит перед пролетариатом задачу приспособления к но­вой ситуации. Ясно, что империалистическое |разб ойничье | государство |(мы называем его разбойничьим государством потому, что его культур­ная миссия вовне заключается в систематическом ограблении слабых наций, колониальных стран и т. д.)| является высшей формой буржуаз­ной классовой организации. Средства насилия этой организации колос­сальны. Достаточно вспомнить только современный милитаризм. Та­ким образом рабочие противостоят объединенным силам всей буржуа-

является сила масс, массовые действия — непременное средство поое-доносной борьбы. Для социал-демократии, которая является или, по крайней мере, должна быть воспитательницей масс, теперь более, чем когда-либо, необходимо подчеркивать свою принципиальную враждеб­ность к государству. Тот является предателем социализма, кто — как теперешние социал-патриоты — толкает рабочих к взаимному истреб­лению под предлогом защиты отечества, потому что в действительно­сти война есть наступление государ-


№ 6 «реальную» (в № 25) (явно опе­чатка!! или опи­ска).

X X

—№ 7 — Вместо всего этого конца в

№25

«Arbeiterpolitik» со­всем иной конец, что-де «мы левора­дикалы» согласны с

социал-империалистами в том, что капитал



В. И. ЛЕНИН


 


χ χ

совершает здесь работу для социа­лизма, но отлича­емся от них тем, что признаем не­обходимой «п о -беду проле­тариата над империали­стическим государст­вом». (Sic!)


ства, смертельного врага социалистического пролетариата.


капитала.



Теперешняя война показала, как глубоко корни государственности^ гро: никли в души рабочих. Но та же самая война показала, что эта психология все больше и больше отступает на задний план. Это процесс, который имеет из­вестную аналогию в прежней эпохе. Как прежде рабочие, которые жили в патриархальных отношениях со своим хозяином, считали интересы своего эксплуататора своими собственными, так и теперь пролетарий борется за ин­тересы своих эксплуататоров и грабителей. Но точно так же, как фабричный молот разбил эти идиллические отношения, империализм уничтожит холоп­ство рабочих, и под давлением войны, под гнетом бешеного насилия пролета­риат объявит единственно «справедливую войну», войну против господства


Нота-Бене


X


χ


X


χ


= выпущено в № 25 «Arbeiterpolitik».


 


Написано в ноябре, не ранее 18 (1 декабря), и в декабре,

не ранее 5 (18), 1916 г на немецком и русском языках

Впервые напечатано в 1933 г. в брошюре: В. И. Ленин «Замечания на статьи

Н. И. Бухарина о государстве»


Печатается по тексту газеты

«Jugend-Internationale» с

замечаниями В. И. Ленина

Перевод с немецкого


* — Так! Ред.


МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ «К ВОПРОСУ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА»____________ 339


3 ПЛАН СТАТЬИ

«к вопросу о роли государства»254

К вопросу о роли государства Коммунист или социал-демократ?

Социализм и коммунизм. (Полная общность предметов потребления или хотя бы

необходимых из них.)

Демократия есть тоже государство. Absterben... «Отмирание» государства.

Почему не Abschaffung и не Sprengung? «Allmähliches Einschlafen» одной функции за другой. Без демократии = без управления людьми. «Корни государственности в душах рабочих»?

Оппортунизм и революционная социал-демократия. Диктатура пролетариата.

Употребление государства против буржуазии. Отпор ее попыткам реставрации. Революционные войны. Введение и защита демократии. Роль демократии:

Воспитание масс

Перевод их к новому строю

Форма соц. революции: союзы 1905 года.

— уничтожение. Ред. — взрыв. Ред. — «Постепенное засыпание». Ред.


340__________________________ В. И. ЛЕНИН


Империализм: государство и экономические организации капиталистов. «Государст­венно-капиталистические тресты»...

Ничего кроме противопоставления социализма поли­тике. Против чисто политического радикализма Руге.



До 1847 года!


Демократические реформы империалистов и соц. революция. Marx в 1844 («Nachlaß», П. Band, S. 50*, конец предпоследнего абзаца)255.

Энгельс («Dell'Autorità» о революции... (+)

об организации...256 (+)

Marx (ebenda) ((«Neue Zeit», 32, I, 1913—1914)) о политическом воздействии и борьбе за уступки — о революционном использовании государственной вла-сти...257

Два направления в политике (политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства), оппортунистическое и революционное,

или два направления в отношении к «государственности»?


Демократия реформистов и демократия революции. Два разных содержания: мень­шинство и масса. Успокоение массы? содействие борьбе массы? Подчинение массы авторитету вождей? восстание против вождей? «Низшая масса» у Энгель­са versus «масса» за оппортунистическими вожаками. Сводится к револю-


ции versus оппортунизм.

Написано не ранее 18 ноября (1 декабря) 1916 г.

Впервые напечатано в 1933 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XXI

* — «Наследство», II том, стр. 50. Ред. — «Об авторитете». Ред. — там же. Ред. — по отношению к. Ред.


ПРИМЕЧАНИЯ

УКАЗАТЕЛИ



ПРИМЕЧАНИЯ

1 Книга «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в револю­ции» написана В. И. Лениным в подполье (в Разливе и Гельсингфорсе) в августе — сентябре 1917 го­да. Это произведение является результатом огромной научно-исследовательской работы, проделанной Лениным за сравнительно короткий срок, в основном за январь — февраль 1917 года.

Вопрос о характере пролетарской государственной власти, по словам Н. К. Крупской, особенно за­нимал Ленина в последние годы эмиграции. Мысль о необходимости теоретической разработки во­проса о государстве была высказана Лениным во второй половине 1916 года. «... На очереди дня те­перь, — писал Ленин А. Г. Шляпникову, — не только продолжение линии, закрепленной у нас (про­тив царизма и пр.) в резолюциях и брошюре.., но и очистка ее от назревших нелепостей и путаницы отрицания демократии (сюда относится разоружение, отрицание самоопределения, теоретически не­верное отрицание «вообще» защиты отечества, шатания в вопросе о роли и значении государства во­обще и пр.)» (Сочинения, 4 изд., том 35, стр. 184).

Антимарксистские полуанархические взгляды на государство и диктатуру пролетариата во второй половине 1916 года отстаивал в ряде статей Н. И. Бухарин. В декабре 1916 года в заметке «Интерна­ционал Молодежи» Ленин подверг резкой критике позицию Бухарина и обещал написать подробную статью об отношении марксизма к государству (см. Сочинения, 5 изд., том 30, стр. 225—229).

Осенью 1916 года и в начале 1917 года, как отмечает Н. К. Крупская, Ленин с головой ушел в тео­ретическую работу. Живя в то время в Цюрихе, он усиленно работал в библиотеке, изучал произведе­ния К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве. 4 (17) февраля 1917 года Ленин сообщал А. М. Коллонтай, что он почти подготовил материал по вопросу об отношении марксизма к государству. За­писи


344 ПРИМЕЧАНИЯ

были сделаны мелким убористым почерком в тетрадке с синей обложкой, озаглавленной «Марксизм о государстве». В ней были собраны цитаты из произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, а также выдерж­ки из книг и статей К. Каутского, А. Паннекука и Э. Бернштейна с критическими замечаниями, выво­дами и обобщениями Ленина (см. настоящий том, стр. 123—307).

3 (16) апреля 1917 года В. И. Ленин вернулся из Швейцарии в Россию. Занятый практической ре­волюционной деятельностью, Владимир Ильич не мог продолжить задуманную работу. Но мысль о ней не оставляла Ленина. В июне 1917 года Ленин составил список книг, которые были ему необхо­димы для работы над вопросом об отношении марксизма к государству, а также сделал запрос о по­рядке работы в Публичной библиотеке в Петрограде. После июльских дней 1917 года, скрываясь от преследования Временного правительства, Ленин получил возможность начать работу над книгой «Государство и революция». Он попросил доставить в Разлив «синюю тетрадь», в конце июля — на­чале августа в списке поручений товарищам перед отъездом в Гельсингфорс Ленин просил выслать ему работу Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», а несколько позднее — помочь найти для спешной работы книгу К. Маркса «Нищета философии» и «Манифест Коммунистической партии» на немецком и рус­ском языках.

С приездом в Гельсингфорс Ленин вплотную приступил к написанию книги «Государство и рево­люция», о чем он сообщает в августе М. И. Ульяновой: «Засел за работу о государстве, которая меня давно интересует» (Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 451).

Работая над книгой «Государство и революция», В. И. Ленин использовал далеко не весь материал, содержащийся в рукописи «Марксизм о государстве». По сравнению с подготовительными материа­лами Ленин включил дополнительно в § 4 главы I книги «Государство и революция» цитату Энгельса из «Анти-Дюринга» о роли насилия (см. настоящий том, стр. 20—21) и в § 2 главы VI — цитату из брошюры Каутского «Социальная революция» (см. настоящий том, стр. 108) и др., которые отсутство­вали в тетрадке «Марксизм о государстве».

Представляет интерес следующая запись на стр. 10 рукописи книги «Государство и революция», сделанная, по-видимому, до получения работы Энгельса: «Найти в «Анти-Дюринге» и перевести с не­мецкого то место (кажется, в конце одной из глав «теории насилия»), где он говорит, что Дюринг только с оханьем и аханьем допускает мысль о насильственной революции, тогда как всякая насильст­венная революция играет величайшую роль, перевоспитывая массы, переобучая их, поднимая не­обыкновенно их самосознание, самоуважение и т. д.». Получив экземпляр


ПРИМЕЧАНИЯ 345

«Анти-Дюринга», Ленин заменил эту запись необходимой ему цитатой.

По плану книга «Государство и революция» должна была состоять из семи глав, но последняя, седьмая глава «Опыт русских революций 1905 и 1917 годов» Лениным не была написана. Сохрани­лись лишь подробно разработанные планы этой главы и план «Заключения» (см. настоящий том, стр. 313—314, 323—324). В записке к издателю книги Ленин писал, что если он «слишком опоздает с окончанием этой, VII главы, или если она непомерно распухнет, тогда первые шесть глав надо издать отдельно, как выпуск первый». Планы, конспекты и заметки к книге «Государство и революция» см. в настоящем томе, стр. 308—328.

13 (26) сентября 1917 года через Н. К. Крупскую Ленин заключил договор с представителем изда­тельства «Жизнь и знание» В. Д. Бонч-Бруевичем на издание семи книг, в число которых входила кни­га «Государство и революция».

На первой странице рукописи автор книги обозначен «Φ. Φ. Ивановский». Под таким псевдонимом Ленин предполагал выпустить свою работу, чтобы Временное правительство не конфисковало ее. Так как издание книги «Государство и революция» было осуществлено в 1918 году, необходимость в этом псевдониме отпала, и книга вышла под известным литературным псевдонимом Владимира Ильича «В. Ильин (Н. Ленин)» тиражом 30 700 экземпляров. Широкой популяризации произведения Ленина спо­собствовала публикация в газете «Правда» 17 (30) декабря 1917 года предисловия к книге и §§ 1 и 2 главы I. Книга печаталась также местными издательствами.

Второе издание книги «Государство и революция» было осуществлено в 1919 году. Автор внес во вторую главу новый параграф «Постановка вопроса Марксом в 1852 году».

Книга Ленина «Государство и революция» получила широкое распространение в СССР и за рубе­жом. В СССР с 1918 по 1961 год она издавалась 190 раз, тиражом 6592 тысячи экземпляров на 46 язы­ках народов СССР. За границей, по неполным данным, книга Ленина вышла на 35 языках. — 1.

Фабианцы — члены Фабианского общества — английской реформистской организации, основанной в 1884 году; свое название общество получило по имени римского полководца III века до н. э. Фабия Максима, прозванного «Кунктатором» («Медлителем») за его выжидательную тактику, уклонение от решительных боев в войне с Ганнибалом. Членами Фабианского общества были преимущественно представители буржуазной интеллигенции — ученые, писатели, политические деятели (С. и Б. Вебб, Р. Макдональд, Б. Шоу и др.); они отрицали необходимость классовой борьбы пролетариата и социа­листической революции и утверждали,


346 ПРИМЕЧАНИЯ

что переход от капитализма к социализму возможен только путем мелких реформ, постепенных пре­образований общества. В. И. Ленин характеризовал фабианство как «направление крайнего оппорту­низма» (Сочинения, 5 изд., том 16, стр. 338). В 1900 году Фабианское общество вошло в лейборист­скую партию. «Фабианский социализм» служит одним из источников идеологии лейбористов.

В годы первой мировой войны (1914—1918) фабианцы занимали позицию социал-шовинизма. Ха­рактеристику фабианцев см. в статье В. И. Ленина «Английский пацифизм и английская нелюбовь к теории» (Сочинения, 5 изд., том 26, стр. 266—272). — 3.

3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 23— 178. — 6.

4 Теорию государства Гегель изложил в заключительной части книги «Grandlinien der Philosophie des

Rechts» («Основы философии права»), изданной в 1821 году. Развернутый анализ книги Гегеля (§§ 261—313, где трактуется вопрос о государстве) Маркс дает в работе «К критике гегелевской фило­софии права» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 219—368, 414—429). О выво­дах, которые сделал Маркс в результате критического анализа взглядов Гегеля, Энгельс писал в статье «Карл Маркс»: «Отправляясь от гегелевской философии права, Маркс пришел к убеждению, что не государство, изображаемое Гегелем «венцом всего здания», а, напротив, «гражданское общество», к которому Гегель относился с таким пренебрежением, является той областью, в которой следует искать ключ к пониманию процесса исторического развития человечества» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине­ния, 2 изд., т. 16, стр. 378—379). — 6.

5 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 169—170. — 7.

6 Социалисты-революционеры (эсеры) — мелкобуржуазная партия в России; возникла в конце 1901 —

начале 1902 года в результате объединения различных народнических групп и кружков («Союз социа­листов-революционеров», партия социалистов-революционеров и др.). Взгляды эсеров представляли собой эклектическое смешение идей народничества и ревизионизма; эсеры пытались, по выражению Ленина, «прорехи народничества» исправлять «заплатами модной оппортунистической «критики» марксизма» (Сочинения, 5 изд., том 11, стр. 285). В годы первой мировой войны большинство эсеров стояло на позициях социал-шовинизма.

После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года эсеры вместе с меньшеви­ками были главной


ПРИМЕЧАНИЯ 347

опорой буржуазного Временного правительства, а лидеры партии (Керенский, Авксентьев, Чернов) входили в его состав. Партия эсеров отказалась от поддержки крестьянского требования ликвидации помещичьего землевладения, выступила за сохранение помещичьей собственности на землю; эсеров­ские министры Временного правительства посылали карательные отряды против крестьян, захваты­вавших помещичьи земли. Накануне Октябрьского вооруженного восстания партия открыто перешла на сторону контрреволюционной буржуазии, защищая капиталистический строй, и оказалась изолиро­ванной от масс революционного народа.

В конце ноября 1917 года левое крыло эсеров образовало самостоятельную партию левых эсеров. Стремясь сохранить свое влияние в крестьянских массах, левые эсеры формально признали Совет­скую власть и вступили в соглашение с большевиками, но вскоре встали на путь борьбы против Со­ветской власти.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны эсеры вели контрреволюционную подрывную работу, активно поддерживали интервентов и белогвардейцев, участвовали в контррево­люционных заговорах, организовывали террористические акты против деятелей Советского государ­ства и Коммунистической партии. После окончания гражданской войны эсеры продолжали враждеб­ную деятельность внутри страны и в стане белогвардейской эмиграции. — 7.

1 Гентильная, родовая организация общества — первобытнообщинный строй, или первая в истории че­ловечества общественно-экономическая формация. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников, объединенных хозяйственными и общественными связями. В своем развитии родовой строй прошел два периода: матриархат и патриархат. Патриархат завершился превращением первобытного общества в классовое и возникновением государства. Основой производственных от­ношений первобытнообщинного строя являлись общественная собственность на средства производст­ва и уравнительное распределение продуктов. Это в основном соответствовало низкому уровню раз­вития производительных сил и их характеру в тот период.

О первобытнообщинном строе см. К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее обще­ство»» (Архив Маркса и Энгельса, т. IX, 1941) и работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 23— 178). — 8.

i См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 170—171. — 9.


348 ПРИМЕЧАНИЯ

9 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171. — 11.

10 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 22, стр. 214— 225. — 11.


π


См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171. — 11


 



См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 171—172. — 13.


 



См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 172—173. — 13.


 



См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 173. — 14.


 



См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 173. — 15.


 



См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 291—292. — 17.


Имеются в виду работы К. Маркса «Критика Готской программы» (IV раздел) и Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», а также письмо Ф. Энгельса А. Бебелю от 18—28 марта 1875 года (см. К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Сочинения, 2 изд., т. 19, стр. 26— 32; т. 20, стр. 291—292; т. 19, стр. 1—8). — 20.

18 К. Маркс. «Капитал», т. I (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 761). — 20.

19 Тридцатилетняя война 1618—1648 годов — первая общеевропейская война, явившаяся результатом
обострения противоречий между разными группировками европейских государств и принявшая фор­
му борьбы между протестантами и католиками. Война началась восстанием в Чехии против гнета
Габсбургской монархии и наступления католической реакции. Вступившие затем в войну европейские
государства образовали два лагеря. Папа, испанские и австрийские Габсбурги и католические князья
Германии, объединившись под знаменем католицизма, выступили против протестантских стран: Че­
хии, Дании, Швеции, Голландской республики и ряда принявших Реформацию немецких государств.
Протестантские страны поддерживались французскими королями, противниками Габсбургов. Герма­
ния стала главной ареной этой борьбы, объектом военного грабежа и захватнических притязаний уча­
стников войны. Война закончилась в 1648 году заключением Вестфальского мира, закрепившего по­
литическую раздробленность Германии. — 21.


ПРИМЕЧАНИЯ 349


20 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 189. — 21.

21 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 184—185. — 22.

22 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 459. — 22.

23

Готская программа — программа Социалистической рабочей партии Германии, принятая в 1875 году на съезде в Готе при объединении двух существовавших до того отдельно немецких социалистических партий: эйзенахцев (руководимых А. Бебелем и В. Либкнехтом и находившихся под идейным влияни­ем Маркса и Энгельса) и лассальянцев. Программа страдала эклектизмом и была оппортунистической, так как эйзенахцы по важнейшим вопросам сделали уступки лассальянцам и приняли лассальянские формулировки. К. Маркс в работе «Критика Готской программы» и Ф. Энгельс в письме А. Бебелю от 18—28 марта 1875 года подвергли проект Готской программы уничтожающей критике, рассматривая его как значительный шаг назад по сравнению с эйзенахской программой 1869 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 19, стр. 9—32, 1—8). — 22.

24 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 184. — 23.

25 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 435, 446. — 24.

26 В работе «Марксизм о государстве» имеется такая запись Ленина: «Найти и справиться, говорили ли
Маркс и Энгельс до 1871 г. о «диктатуре пролетариата»? Кажется, нет!» (настоящий том, стр. 159).
При работе над книгой «Государство и революция» В. И. Ленину, по-видимому, не удалось выяснить
этот вопрос. О письме К. Маркса к И. Вейдемейеру Ленин узнал, очевидно, позднее, когда книга была
уже издана. На последней странице экземпляра первого издания книги «Государство и революция»,
принадлежащего В. И. Ленину, имеется следующая запись на немецком языке: ««Neue Zeit» (XXV, т.
2, стр. 164), 1906—1907, № 31 (2. V. 1907): Φ. Меринг: «Новые материалы к биографии К. Маркса и Ф.
Энгельса», из письма Маркса к Вейдемейеру от 5. III. 1852», а далее следует выписка из этого письма,
где идет речь о диктатуре пролетариата.

Date: 2015-08-07; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию