Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика физических способностей





8.1 Понятие о физических способностях, основные формы их проявления.

В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие фи­зических способностей занимающихся.

В настоящее время, для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины "физические способности" и "физические качества". Эти понятия в определенном отношении совпадают, однако, не тождественны.

К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения на определение и взаимосвязь данных понятий.

В одном случае, например, физические способности понимают как формы про­явления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в дви­гательной деятельности и определяющих её эффект (Наталов Г. Г., 1976), в другом-как свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двига­тельной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Мат­веев Л. П., 1991); в третьем случае под способностями подразумевают развитые врожденные задатки, базирующиеся на психофизиологических и морфологичес­ких особенностях организма (Ильин Е. П., Евстафьев Б. В., 1987).

Это далеко не полный перечень разных подходов к определению понятия "физи­ческие способности". Нам представляется,.что термин "физические способности" более правильно использовать для обозначения возможностей некого психофизи­ологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражнений. Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыг­нуть в длину с места на 100 см., а другой - 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой - 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежать 700 м., а другой - 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные достижения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: "Этот ребенок более способен к упражне­ниям скоростно-силового характера, чем бегу на выносливость; у этого - ярко вы­ражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на ко­ординацию".

Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем орга­низма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет зависеть характер и сте­пень развития тех или иных физических способностей.

ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс морфологических и психофизио­логических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышеч­ной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей человека дол-

103 Теория и методика физической культуры

гое время употреблялся термин "физические (двигательные) качества". Сейчас не­которые авторы предлагают исключить его из научного обихода в связи с "прими­тивно-формалистическим содержанием категории "физические качества" и исполь­зовать вместо него только термин "физические способности". Тем не менее и в обы­денной речи, и в научно-методической литературе этот термин является весьма рас­пространенным. Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих двух понятий и уточнить типичные ситуации их применения.

Прежде всего необходимо заметить, что категория "качество" всегда употреб­ляется применительно к какому-либо предмету и выражает его существенную оп­ределенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Так, в част­ности, говорят о качестве вещи, о качестве сырья, качестве продуктов питания, ка­честве жизни, качествах личности, качестве знаний и т.д. Именно в этом смысле нужно пользоваться данным термином и в области теории физической культуры. Следовательно, физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к тем или иным формам проявления физических способностей, т.е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей.

Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно отли­чаются друг от друга даже при наличии какого-нибудь сходства между ними. Имен­но это качественное своеобразие различных физических способностей свидетель­ствует о его физических качествах. В быту, физическом воспитании и спорте каче­ственные характеристики способностей человека нашли свое отражение в таких выражениях как "сильный", "быстрый", "выносливый", "ловкий", "гибкий". Критери­ем для выделения этих качеств была их жизненная значимость. По существу, физи­ческие качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физичес­ких способностей, их определенности, своеобразия, значимости.

Возьмем, к примеру, собственно-силовые способности человека. Они проявля­ются в силовых упражнениях, отличающихся высокой степенью напряжения мышц при относительно небольшой скорости их сокращения. Собственно-силовые спо­собности характеризуют такие силовые качества как "медленная сила", "жимовая сила", "статическая сила". Скоростно-силовые способности проявляются в упраж­нениях, которые требуют значительного напряжения мышц и высокой скорости их сокра-щения. Отражением развития скоростно-силовых способностей является прежде всего такое качество как "взрывная сила".

Вышеназванные силовые качества позволяют определять и различать силовые способности человека в целом. Точно также можно выразить качественные отличия и других физических способностей. Между физическими способностями и каче­ствами существует многозначная взаимосвязь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем в основе качества "ловкость" лежит проявление многих способностей - координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве "сила", но и "быстрота".

Таким образом, физические качества органически связаны с физическими спо­собностями человека и определяются особенностями их проявления в разных дви­жениях. На уровень развития и проявления физических способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест заня­тий, методика их развития и т.п.), а с другой - наследственные факторы ("мотор­ные" задатки), которые обуславливают специфическую реакцию организма на раз-

Лекция 8 Общая характеристика физических способностей

личные воздействия. В качестве задатков физических способностей выступают ана­томические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности "моторные задатки", совершенству­ясь на основе приспособительных изменений организма (адаптации), перераста­ют в соответствующие физические способности.

Необходимо отметить, что "моторные задатки" многофункциональны и, в зави­симости от условий мышечной деятельности, могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способ­ностей. По мнению профессора Ю. В. Верхошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая структура и целевая направленность движений, мышеч­ная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бес­полезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за разви­тие выносливости или скорости движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофун-кциональной специализации организма человека. Морфофункциональные пере­стройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в пер­вую очередь это касается тех мышеч_ных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических систем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Такой избирательный характер функцио-нальной специали­зации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятельности, а степень его выраженности - интенсивностью и объемом физичес­ких нагрузок.

В настоящее время принято различать пять основных физических способнос­тей: мышечная сила (силовые способности), быстрота (скоростные способности), координация (координационные способности), выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.

Date: 2015-08-07; view: 1911; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию