Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дивизиональные структуры и акционерная собственностьКрупные современные организации, имеющие дивизиональную структуру, существуют в форме акционерных обществ и их объединений.
Виды акционерных обществ: — единая акционерная компания — сама владеет предприятиями и непосредственно управляет процессом создания товаров и услуг; — холдинговая компания: § собственного производства не имеет, § располагает пакетами акций других организаций, что позволяет осуществлять в одностороннем порядке финансовый контроль за их деятельностью; — финансово-промышленная группа (ФПГ): § состоит из самостоятельных компаний, связанных взаимным владением акциями, § обоюдное участие руководителей в совещаниях директоратов, § сетевая структура (одна организация ведет научные исследования, другая — разработки, третья осуществляет производство, четвертая — сбыт), § участники ФПГ поддерживают между собой стабильные долгосрочные контакты с учетом взаимных интересов.
3. Гибкие организационные структуры.
Гибкая (адаптивная) организационная структура — это совокупность подразделений, которые могут быстро приспосабливаться к условиям внешней и внутренней среды в силу: 1) развитых горизонтальных связей; 2) отсутствия жесткой регламентации их деятельности; 3) поощрения творчества.
1. Проектная организационная структура — это структура, основой которой является проект, т.е. группа видов деятельности, направленных на решение какой-то разовой задачи, сопряженной с риском (например: проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, методов управления). Организационно проект оформлен в виде временного подразделения, ликвидируемого после выполнения данной задачи. Данный проект работает в структуре постоянно существующей организации.
2. Матричная организационная структура (60-70-е гг. 20 века).
3. Программно-целевая организационная структура.
4. Фрагментарная организационная структура — совокупность самостоятельных подразделений (команд узких специалистов), занятых решением важных для крупной организации проблем. Виды фрагментарных структур (рассмотрим на семинаре №1): 1) комитеты; 2) группы по совершенствованию деятельности подразделений; 3) целевые группы; 4) кружки качества.
5. Адхократическая организационная структура — объединяет подразделения, в которых заняты высококвалифицированные специалисты, выполняющие научную, консультативную или обучающую работу, требующую творческого подхода (научные учреждения, внедренческие фирмы, больницы, учебные заведения). Примечание: Сегодня в «чистом» виде никакие структуры не существуют. В любой организации встречаются практически все их типы в разных сочетаниях. 4. Методология управленческой структуры.
Управленческая структура — это упорядоченная совокупность звеньев управления (либо органов управления), включающих подразделения и должности и коммуникационных каналов (связей), с помощью которых звенья взаимодействуют между собой, учитывая соподчиненность.
Основой звена управления (органа управления) является должность — это организационная единица, представляющая совокупность прав, обязанностей и ответственности лица, занимающего данную должность.
Виды органов управления: 1) органы общего управления (дирекция) — директор;
2) органы линейного управления (руководство подразделениями, или отделами) — заместители директора, т.е. линейные руководители; 3) органы функционального управления (руководство подразделения, или отдела) — руководители подразделений или отделов, т.е. функциональные руководители.
Управленческая структура включает: 1) звено управления — это орган управления (подразделение, или должность), обладающий необходимой материально-технической базой для выполнения своих функций; 2) управленческая ступень — это совокупность органов управления одного уровня (высшего, среднего, низового); 3) коммуникационные каналы — горизонтальные и вертикальные связи между органами управления.
Специализация вертикального разделения труда: 1) производственная; 2) управленческая; 3) объектная (производство, сбыт, финансы и др.); 4) функциональная (операции); 5) целевая (задачи); 6) смешанная. Разновидности «вертикальной» управленческой структуры: 1) одноуровневая плоская — наличие одного звена управления; 2) двухуровневая плоская — наличие нескольких звеньев управления, требующих координации действий; 3) многоуровневая высокая (до 12-15) — наличие большого числа уровней управления. 5. Факторы, определяющие управленческую структуру. Норма управляемости.
Факторы, определяющие управленческую структуру:
Норма управляемости (диапазон контроля) — это предельное число работников, которыми в данных условиях можно эффективно управлять руководитель.
На норму управляемости влияют: 1) характер деятельности организации (серьезная работа предполагает низкий уровень нормы управляемости); 2) уровень знаний, личные способности и заинтересованность подчиненных (благоприятное положение дел предполагает высокий уровень нормы управления); 3) новизна задачи (чем их больше, тем меньше должна быть норма управляемости); 4) организация управленческой деятельности (однотипная работа предполагает высокий уровень нормы управления); 5) состояние морально-психологического климата (чем он благоприятнее, тем норма управляемости выше); 6) территориальная разбросанность исполнителей (норма управляемости низкая); 7) величина прав, которыми наделены исполнители (чем их больше, тем выше норма управляемости); 8) физическое и психологическое состояние участников организации (высокие возможности предполагают высокий уровень нормы управляемости).
Эффективная управленческая структура предполагает: 1) четкое разграничение полномочий; 2) динамичность, т.е. рентабельность действий организации на рынке; 3) адаптивность к новым внешним и внутренним условиям; 4) стабильность; 5) оптимальность структуры (должностей, уровней управления); 6) оптимальная норма управляемости; 7) высокая реактивность (т.е. ответная реакция организации на ситуацию); 8) рациональное сочетание централизации и децентрализации принятия решений; 9) ориентация на потребителей; 10) соблюдение законов. Это позволит: — успешно реализовывать цели организации; — увеличить маневриность организации; — минимизировать затраты на единицу результата. 6. Методология полномочий.
Полномочия — это совокупность официально предоставляемых прав и обязанностей самостоятельно принимать решения в интересах организации или подразделения.
Способы распределения полномочий: — единоначалие и разделение полномочий — когда полномочия принимаются только от непосредственного руководителя, при этом он не вмешивается в текущие дела подчиненных, а только осуществляет общий контроль за ними (не допускается подчинение нескольким руководителям одновременно); — множественное подчинение и поглощение полномочий — руководитель, передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой, что позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия подчиненных.
Распределение полномочий всегда происходит сверху вниз по уровням управления (образуется скалярная цепь от лат. scala — лестница)!
В результате складывается иерархия полномочий — это распределение полномочий по уровням управления и установление юридически закрепленных рангов каждого участника управленческой структуры.
7. Факторы, определяющие масштаб полномочий. Принципы распределения полномочий.
Факторы, определяющие масштаб полномочий субъекта управления: 1) характер решаемых проблем; 2) развитость системы коммуникаций; 3) личные особенности руководителей и исполнителей; 4) морально-психологический климат в коллективе организации; 5) уровень сплоченности коллектива; 6) размер организации; 7) характер издержек, связанных с принятием решений; 8) характер основной деятельности организации.
Принципы распределения полномочий: 1) достаточность полномочий для решения поставленных задач; 2) увязывание полномочий каждого сотрудника с полномочиями других участников организации; 3) четкость линий полномочий: каждый сотрудник должен знать, от кого он получает полномочия и кому их передает, перед кем он отвечает и кто перед ним. 8. Централизация и децентрализация управленческих полномочий: достоинства и недостатки.
Централизация управленческих полномочий — это преимущественное сосредоточение полномочий на высших уровнях управления. Децентрализация управленческих полномочий — это преимущественное сосредоточение полномочий на низовых уровнях управления.
Факторы, определяющие соотношение централизации и децентрализации: 1) дефицитность ресурсов (чем выше, тем выше централизация); 2) издержки, связанные с принятием решения (чем выше непредсказуемость, тем выше централизация); 3) обеспечение единства в политике организации (высокая централизация); 4) величина организации (крупнее организация — выше децентрализация); 5) высокая динамичность безнес-ситуаций (централизация выше); 6) традиции организации; 7) наличие квалифицированных кадров на местах (децентрализация выше). Преимущества централизации: 1) определяет целевую ориентацию персонала в деятельности организации; 2) устраняет дублирование функций — экономит управленческие затраты; 3) сосредотачивает принятие решений в руках высших руководителей, лучше знающих общее положение дел, имеющих знания и опыт; 4) облегчает контроль и координацию работы. Недостатки централизации: 1) требует больших затрат времени на передачу информации, что приводит к ее искажению; 2) высшие руководители при принятии решений оторваны от жизни и плохо представляют себе ту или иную конкретную ситуацию; 3) исполнители знакомы с ситуацией, не могут на нее влиять, так как устранены от выработки и принятия решений; 4) сковывает процесс управления — делает его негибким.
Преимущества децентрализации: 1) обеспечивает гибкость и маневренность управления; 2) сокращает информационные потоки; 3) позволяет принимать решения лицам, хорошо знающим конкретную ситуацию; 4) снимает перегрузку центра второстепенными проблемами; 5) снижает бюрократизацию управления. Недостатки децентрализации: 1) придает решениям тактический (узкий) характер; 2) затрудняет координацию управленческой деятельности (длительное согласование решений из-за отсутствия общих правил и процедур); 3) игнорирует интересы других участников организации в принятии решений; 4) создает почву для сепаратизма (разделения или разрушение организации).
9. Виды управленческих полномочий. Управленческая ответственность.
Виды полномочий:
|