Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфичность ресурсов ш опасность ■'• вымогательства





Одна из важнейших характеристик сделки — это природа капиталов­ложений, которые осуществляют участники сделки.

Впервые понятие специфичности ресурсов было введено в эконо­мическую теорию Г. Беккером в 1964 г. применительно к инвестициям в человеческий капитал. Если ресурс представляет интерес для многих производителей и его рыночная ценность мало зависит от того, где он используется, то это ресурс общего назначения. Специфическим назы­вается ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть ис­пользован в других проектах без ущерба для своей экономической цен­ности. О мере специфичности pecypda можно судить по тому, насколько сократится ценность ресурса при его использовании в другом месте.

Принято выделять следующие виды специфичности ресурсов.

1. Специфичность местоположения (site specificity) связана со слиш­
ком большими издержками перемещения ресурса. Предполагать
наличие специфичности местоположения можно, если предприя­
тия находятся в географической близости друг от друга. Примером
специфичности местоположения может служить электростанция,
построенная в непосредственной географической близости от угле­
добывающей шахты. Подобное расположение позволяет экономить
на транспортных расходах и издержках, связанных с хранением за-

f пасов угля.

2. Специфичность физических активов (physical asset specificity).
О специфичности физического!капитала говорят, когда стороны
или одна из сторон осуществила инвестиции в оборудование с опре-

. деленными характеристиками, которое имеет меньшую ценность при его использовании в других проектах. Примером могут служить печи электростанций, которые обычно рассчитаны на определенный тип угля (с определенной влажностью* содержанием серы, химическим

; COCTaBOM). .-,:,,.-.щ,.,,, щуг. ■:jlO-.»Mr.v.'Y.-;l>i? ^,Н'Ч;'/Н\ •


4 3. Специфичность ресурсов и опасность вымогательства ____________________ 115

!5. Специфичность человеческого капитала (human asset specificity). О специфичности человеческого капитала говорят, когда в резуль­тат^ обучения на рабочем месте работники накапливают специ­альные навыки, которые позволяют производить товары и услу­ги фолее эффективно, чем это делают такие же работники, но не обладающие специфическим человеческим капиталом. Приме­ром специфического человеческого капитала может служить зна­ние менеджером административных особенностей и управленче­ской культуры той фирмы, в которой он проработал много лет. Эти специфические знания имеют ценность только для данной фир­мы и обесцениваются, если управляющий теряет работу в данной фирме, например в результате враждебного поглощения управля­емой им компании. Понятие специфичности человеческого капи­тала может относиться также к отношенческим навыкам, которые возникают при работе командой, когда все члены команды хоро­шо знают друг друга. j

4. Специфичность целевые, или «предназначенных», активов (de­dicated assets). Здесь реч]|> идет о капиталовложениях в ресурсы об­щего назначения, которые, однако, могут оказаться предназначенны­ми |уш одного-единственного конкретного пользователя. Поставщик осуществляет эти капиталовложения в надежде продать значитель­ное количество продукции определенному покупателю. Если кон­тракт расторгается, у поставщика остаются значительные запасы, потому что спрос на них со стороны других покупателей отсутству­ет. Такая же ситуация может сложиться и на стороне покупателя.

5. Специфичность временная (temporal specificity). Это характеристи­ка инвестиций, для которых существенное значение имеет коорди­нация производства (например, при производстве скоропортящихся продуктов питания, срок годности которых усложняет координацию производства), а система, оперативных поставок становится решаю­щим фактором. Ценность ресурсов, не поставленных вовремя, суще­ственно снижается.

6. Специфичность репутации, торговой марки (brand name specificity). Это невозвратные инвестиции в создание репутации или в торговую марку, которые потеряют свою ценность, если товары или услуги фирмы окажутся низкого качества.

Экрномический агент, осуществивший инвестиции в специфические активу, оказывается в уязвимом положении. За пределами данной сдел­ки его специфические инвестиции теряют свою ценность, для других экономических агентов они не представляют такой же ценности. Если


116 ___________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

сделка не исполняется, то сторона, осуществившая специфические ин­вестиции, теряет свои вложения. В подобной ситуации, когда сторона, осуществившая специфические инвестиции, оказывается как бы «за­пертой» в сделку со своим партнером, возникает опасность оппортуни­стического поведения со стороны этого партнера, которая носит назва­ние «вымогательство» (hold-up). Подобная зависимость часто бывает двусторонней. До заключения сделки экономический агент сталкивает­ся с большим количеством продавцов, и у него есть возможность выбо­ра, однако после заключения контракта конкурентные отношения сме­няются отношениями двусторонней монополии, если осуществляются инвестиции в специфические для данной сделки инвестиции в физи­ческие или человеческие активы. Происходит то, что О. Уильямсон на­звал «фундаментальной трансформацией».

Привлекательность инвестиций в специфические активы заключа­ется в том, что они могут привести к снижению издержек производства и тем самым обеспечить дополнительный доход. Именно этот допол­нительный доход, который возникает при объединении специфических ресурсов и носит название «квазирента», и является целью оппортуни­стического поведения. У партнера стороны, осуществившей специфиче­ские инвестиции, появляется возможность «вымогать» большую часть излишка, создаваемого специфическим ресурсом, посредством угрозы расторжения сделки.

Итак, теперь можно сформулировать понятие «вымогательство» следующим образом: это такой вид оппортунистического поведения, возникающий после заключения сделки, суть которого состоит в пере­распределении квазиренты, ущемляющем интересы стороны, осуще­ствившей специфические инвестиции.

Вымогательство часто принимают форму «неуловимого» оппорту­нистического поведения, которое не нарушает условий формального контракта.

При объединении интерспецифических ресурсов, т. е. специализиро­ванных взаимодополняемых, взаимно уникальных по отношению друг к другу ресурсов, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме, возникает сверхсуммарный эффект, который и явля­ется источником квазиренты. Эта квазирента делится между собствен­никами специфических ресурсов.

Когда экономический агент принимает решение о входе в отрасль, он сравнивает тот доход, который он получит, с теми инвестициями, ко­торые ему необходимо осуществить. Часть дохода, превышающая ми­нимальное количество, необходимое, чтобы привлечь фирму в данную отрасль, является рентой. Рента возникает, как правило, на ограничен-


13 Специфичность ресурсов и опасность вымогательства 117

ный ресурс (причем ограничения могут быть как естественными, так i и искусственными).

Однако когда инвестиции уже осуществлены, доходы могут оказать­ся ниже, чем предполагалось. Они могут даже не окупать тех вложений i.; i п итала, которые осуществил экономический агент. Кваз фента — это часть дохода, превышающая минимальное количество, необходимое i 1Я того, чтобы удержать производителя в данной отрасли. Квазирен-i у можно определить следующим образом: это разницаме;кду доходом фактора при его использовании в данном месте и доходом при его аль­тернативном наилучшем варианте использования.

В качестве примера здесь можно привести сталелитейный завод, рас­положенный поблизости от энергетического предприятия и осущест­вляющий инвестиции, которые зависят от того, cмoжet ли завод поку­пать энергию по определенной цене. После осуществления инвестиций, которые имеют безвозвратный характер, энергетическое предприятие может поднять цену на энергию, и сталелитейный завод все равно бу­дет работать, поскольку предельные выгоды, даже при белее высокой цене энергии, будут превышать предельные издержки, несмотря на то что безвозвратные инвестиции при этом не окупятся,

Рента — это излишек по сравнению со средними общими издержками. Квазирента — излишек по сравнению со средними переменными издерж­ками. В конкурентной экономике рента — явление преходящее, а квази­рента — довольно распространенное. Она создается зеегда, когда осу­ществляются невозвратные специфические капиталовложения. Поэтому квазирента встречается чаще, чем рента. Квазирента по своей величине может быть или равна, или меньше ренты, но она не может превышать ренту. Для того чтобы удержать фирму в данной отрасли, достаточно бо­лее низкого дохода по сравнению с тем, который необходим, чтобы при­влечь ее в данную отрасль. Разница между ними возникает из-за нали­чия издержек, которые фирма (или работник) несет при входе в отрасль, и которые она не может вернуть, если уходит с этого рынка.

Плата за приносимую квазиренту — это повышенная рискованность, специализированных капиталовложений, необходимость поиска допол­нительных гарантий от нарушения партнером своих обязательств. Ква­зирента может быть экспроприирована, а владелец не будет извлекать фактор из данной сферы его использования. Способами экспроприа­ции квазиренты могут быть следующие.

1. Нелегальный способ (например, гангстерами посредством рэкета). '

2. Легальный способ — владельцами специализированных ресурсов, когда специфический ресурс зависит от другого ресурса, который


118 ____________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

является в некотором роде уникальным. Когда владелец этого уни­кального ресурса изымает своей ресурс, а субституты либо очень до­роги, либо более низкого качества, тогда происходит изъятие квази­ренты, приходящейся на другие специфические ресурсы. 3. Существует и еще один тип зависимости, который связан с асимме­трией информации. В этом случае экспроприация квазиренты может произойти, если результаты деятельности сложно измерить и трудно предотвратить недобросовестную работу, при этом близкие субсти­туты могут быть вполне доступны. Например, неквалифицирован­ный работник ставит под удар репутацию фирмы и ее специализи­рованные капиталовложения в торговую марку.

Экспроприация квазиренты одной из сторон сделки — это всего лишь перераспределение богатства. Именно поэтому было бы непра­вильным использовать антимонопольное законодательство в ситуа­циях, которые характеризуются специфичностью ресурсов, несмо­тря на возникновение отношений двусторонней монополии после того, как заключен контракт и осуществлены инвестиции в специфи­ческие ресурсы. Антимонопольное законодательство направлено на защиту потребителей от высоких цен и ограниченного предложения, вызванного монопольным положением производителя, а экспропри­ация квазиренты не ведет к увеличению цен для потребителей. Она касается перераспределения дохода между сторонами сделки и не влияет на рыночные цены, поскольку квазирента — это доход на не­возвратный капитал.

Присвоение квазиренты связано с затратами ресурсов и не создает никакой ценности, а лишь перераспределяет ее. Угроза вымогательства со стороны партнера — это серьезное препятствие на пути осуществле­ния специализированных инвестиций. Если не найти способа предот­вращения экспроприации квазиренты, тогда экономические агенты не будут вкладывать средства в специфические ресурсы.

Проблема вымогательства возникает и из сочетания специфичности ресурсов и неполноты контракта. Озабоченность этими проблемами ве­дет к неэффективному использованию ресурсов. Так, фирмы, опасаясь, что осуществленные инвестиции сделают их уязвимыми в отношении вымогательства, отказываются от капиталовложений в специфические ресурсы. Решить проблемы, возникающие вследствие опасности вымо­гательства, помогает правильный выбор типа контракта и способа ор­ганизации сделки.

Однако возможны и другие решения проблемы вымогательства, свя­занные с взаимным доверием сторон.


4.3. Специфичность ресурсов и опасность вымогательства ________ ||-___________ 119

Теория трансакционных издержек исходит из того, ifjo экономиче­
ского агента, который может повести себя оппортуниста гески после
заключения сделки, трудно определить до того, как сдвЛКс заключена,
и те, кто выбирают тип контракта и способ организации сделки, долж­
ны постоянно учитывать потенциальную возможное:];;!» i ымогатель-
ства со стороны партнера по сделке. Эта экономической теория уде­
ляет основное внимание гарантиям выполнения согл#ш ния или их
отсутствию и проблемам, возникающим в связи с этивй^ а не доверию
или его отсутствию. !:

В реальной хозяйственной жизни по мере общения па] тнеров воз­никают возможности для проявления оппортунистичееКог э поведения и всякий раз, когда партнер ими не пользуется, между сто зонами воз­растает доверие, которое способно привести к отказу от более жестких форм гарантий при прочих равных обстоятельствах. Е}о::ци1 новение до­верия требует определенного времени, поэтому чем боле$ pj ительны от­ношения, тем более высокого уровня доверия следует ЭДрки щать.

Выделяют следующие виды доверия.;,;

1. Взаимное доверие может проявляться в соблюдений саждой сто­роной устных или письменных договоренностей. ЭтМЬгг "ип доверия можно назвать «доверие к договору*- (contractual firu|t). Яюбая сдел­ка основана на контрактном доверии. Эти обещания Шг т быть даже не зафиксированы в письменном договоре, а просто скю1, ветствовать обычаям делового оборота, при этом чем в большей cirfen:ни стороны полагаются на устные договоренности, а не на форм#1ь: гые условия контракта, тем выше уровень «доверия к контрактуй

2. Данный тип доверия относится к ожиданиям, что napitie; > достаточно компетентен, чтобы выполнить свои обязательства. Речь идет о тех­нической и управленческой компетентности, и этот ти п д эверия мож­но назвать «доверием к компетенции»- партнера (eoiiilpi tence trust). Одна из сторон может прекратить отношения, если йм«ет место оп­портунистическое поведение, однако если причино^ст ша недоста­точная компетентность, то другой стороне может быЬ'ь /ан еще один шанс при наличии оснований, что в течение достаток о короткого срока положение будет исправлено.: ill

3. Неопределенный тип доверия, относящийся скорее к ijfea ямным ожи­даниям партнеров, что их контрагент будет готов по 1ти. им навстре­чу, сделать больше, чем от него формально ожидается. Этот тип до­верия носит название «доверие к доброй воле» партне pa (goodwill trust). Здесь нет никаких явных обещаний, которые д >лжны быть исполнены, никаких фиксированных професеиОнаЯьн ых стандар-


12Q Глава 4. Экономический а нализ контрактов

тов. Когда мы говорим о репутации партнера, то имеем в виду ско­рее первые два типа доверия, а не доверие к доброй воле. Первые два вида доверия основаны на универсальных стандартах, и о них мож­но узнать, собирая информацию на рынке репутации. Третий вид доверия определяется скорее в контексте конкретной сделки. В за­висимости от типа доверия оппортунизм будет проявляться и вос­приниматься по-разному. Утаивание технологической информации, которая может определить коммерческий успех или провал риско­ванного проекта, — оппортунистическое поведение с точки зрения доверия к доброй воле, но такие действия не могут считаться оппор­тунистическим поведением с точки зрения доверия к контракту, если партнеры не договорились о передаче этой информации.

Экономисты определяют доверие как разновидность риска. Когда мы говорим, что доверяем кому-то или кто-то заслуживает доверия, мы при этом неявно подразумеваем следующее: вероятность того, что это лицо предпримет действия, которые выгодны нам или по крайней мере не нанесут нам ущерба, достаточно высока для того, чтобы рассматри­вать возможность в каких-либо формах сотрудничества с ним.

Проблема доверия может быть проиллюстрирована в экономической теории игрой «дилемма заключенных» или ее односторонней версией. Экономисты предлагают ряд решений этой односторонней «дилеммы за­ключенных». Эти решения состоят из некоторых изменений игры, с тем чтобы побудить игроков выбрать стратегию, которая приведет к взаимо­выгодному результату. Логика экономических решений заключается в сле­дующем: если индивидуальные стимулы заставляют выбрать стратегию, которая приводит к некооперативному результату, тогда именно стиму­лы можно использовать для того, чтобы побудить игроков к сотрудни­честву. Так, в теории трансакционных издержек проблема постконтракт­ного оппортунизма, создаваемая специфическими инвестициями, может быть решена, если А предусмотрел их гарантию в контракте, чтобы защи­тить себя от возможного оппортунистического поведения В.

Таким образом, в экономической теории экономический агент может считаться заслуживающим доверия, если у него нет стимулов к тому, чтобы воспользоваться доверием других лиц. И наоборот, можно с уве­ренностью ожидать, что при «соответствующих стимулах» даже надеж­ный партнер не оправдает доверия.

Существуют четыре основные категории решений дилеммы, воз­никающей в игре «доверие», предложенные экономистами.

1. Изменение предпочтений игроков. В этом случае вводятся внешние или внутренние изменения предпочтений игроков, так что игроки


'1 .3. Специфичность ресурсов и опасность вымогательства;121

предпочитают сотрудничать, а не следовать недальновидной страте­гии максимизации собственной выгоды. В случае экзогенных изме­нений предполагается, что агент имеет предпочтения оправдывать доверие, так как в противном случае он будет испытывать стыд (это внешняя санкция). В случае же эндогенных изменений вводится эмо­циональная предрасположенность к сотрудничеству, которая порож­дает чувство вины за обман, что предполагает интериоризацию игро­ком норм, запрещающих получать выгоду за счет другого игрока.

2. Подписание явного контракта. Другой путь!решения проблемы в игре «доверие» — это подписание явного обязательного для сто­рон контракта, защищенного третьей стороной и требующего, что­бы игроки выбрали набор стратегий «доверять,[оправдать доверие». Эти контракты могут принимать одну из дву^ форм: 1) контроль с наказанием; 2) контроль со стимулирование^:. Подобный подход характерен для экономической теории трансакционных издержек; при этом, являясь решением проблемы, которое будет следующим после оптимального (second best), поскольку контроль связан с из­держками, стимулы могут искажаться, а принуждение третьей сто­роной требует, чтобы действия агента были наблюдаемы и поддавав лись контролю.

3. Использование неявного социального контракта. Сюда относятся, к примеру, модель самовыполняющегося соглашения Лестера Телсе-ра (Lester Greenspan Telser, род. 1931) и модель репутации. Эти ре­шения требуют, чтобы взаимодействие было повторяющимся или долгосрочным.

4. Повторяющееся взаимодействие. В этом решеции предлагаются две стратегии для наказания игроков, которые отказываются от сотруд­ничества, — стратегия «око за око» и стратегия «спускового крюч­ка». В соответствии со стратегией «око за око» игроки сотрудничают в первом раунде, а затем выбирают ту стратегию, которой придержи­вался другой игрок в предшествующем раунде игры. В соответствии со стратегией спускового крючка игрок сотрудничает до тех пор, пока другой игрок не откажется от сотрудничества, а затем первый игрок отказывается от сотрудничества во всех последующих раундах игры. При обеих стратегиях у игроков есть стимул к сотрудничеству до тех пор, пока они ожидают, что сотрудничество продолжится в следую­щем периоде, выгода от сотрудничества значительна, а выгода от об­мана не слишком велика.

Проблема экономического подхода к доверию заключается в том, что, меняя структуру игры таким образом, чтобы создать у игроков сти-


122 ____________________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов

мул к сотрудничеству, экономисты устраняют уязвимость экономиче­ского агента к обману со стороны партнера, а тем самым устраняется и сама необходимость доверия. Если я знаю, что у моего партнера нет стимула к злоупотреблению моим доверием, могу ли я говорить о том, что я ему доверяю? По определению те, кто доверяет, уязвимы и не мо­гут ничего предпринять, чтобы изменить ситуацию. Поэтому все же, видимо, нужно проводить различие между «доверием», создаваемым посредством стимулов, и доверием, применяемым в ситуациях, в кото­рых игроки сохраняют уязвимость по отношению к действиям и выбо­ру других. Это различие очень важно потому, что экономисты не все могут объяснить роль доверия в экономическом обмене, особенно в i туациях, когда отсутствуют стимулы к оправданию доверия. Так, О.? льямсон проводит различие между «доверием, основанным на рас те» (calculative trust) и «личным доверием» (personal trust). Довер основанное на расчете, О. Уильямсон рассматривает как явное про-воречие, предполагающее рациональную оценку выгод и издержек до­верия. Личное доверие не основывается на сознательном расчете, а га­рантируется лишь особыми личными отношениями, которым был бы нанесен серьезный ущерб, если бы был допущен расчет.

Институциональная среда оказывает большое влияние на выбор формы контракта, и в первую очередь на потребность в тех или иных гарантиях при реализации специфических инвестиций. Сделки, кото­рые выполняются в одной институциональной среде, могут оказаться нежизнеспособными в другой среде. Общество с высоким уровнем до­верия будет реже прибегать к вертикальной интеграции для гарантий специфических инвестиций, чем общество с низким уровнем доверия. В Америке уровень доверия невысок, поскольку экономические агенты привыкли полагаться на развитую правовую систему, поэтому с ростом специфичности активов в Америке фирмы скорее прибегнут к верти­кальной интеграции, чем европейские (германские, скандинавские) или японские компании, которые при аналогичных обстоятельствах пред­почтут неоклассический контракт.

Вопросы и задания

Проблемные ситуации и вопросы

1. В каком случае оплата по результату как механизм стимулирования наемного работника не связана с издержками?

2. В чем суть идеи эффективной заработной платы?

3. В чем суть проблемы мягкого бюджетного ограничения?


Вопросы и задания ___________________________________________ 123

4. В чем суть процедуры рационирования? Приведите пример.

5. Дайте классификацию товаров по издержкам измерения.

6. Дайте определение оппортунизма и перечислите его основные про*-"1 явления.

7. Объясните, каким образом асимметрия информации может обуслов--ливать возникновение издержек торга.

8. Опишите и приведите примеры внешних механизмов борьбы с мо* ральным риском.

9. Опишите и приведите примеры внутренних механизмов борьбы с мо­ральным риском.

 

10. Опишите основные методы борьбы с вымогательством.

11. Опишите основные отличия и сходства неоклассического и отно-шенческого контрактов.

12. Опишите основные отличия сигналов от фильтрации.

13. Опишите основные факторы возникновения огношенческих кон­трактов. Приведите примеры.

14. Опишите основные черты классического контракта.

15. Опишите основные черты полных контрактов.

16. Опишите суть дилеммы «риск — стимулы» в решении задачи сти­мулирования наемного работника.

17. Охарактеризуйте структуру неоклассического контракта. Приведи­те пример такого типа контракта.

18. Перечислите и кратко опишите основные методы борьбы с неблаго­приятным отбором.,

19. Перечислите основные виды морального риска п о типу асимметрии информации.

20. Перечислите основные методологические предпосылки теории агент­ства.

21. Перечислите основные факторы возникновения морального риска.

22. Почему полных контрактов в реальном мире не существует?

23. Приведите пример вымогательства, обусловленного наличием ин­вестиций в специфический человеческий капитал.

24. Приведите пример контракта и проиллюстрируйте на нем основные составляющие контракта.

25. Приведите пример контракта, имеющего субъективно большой, но объективно малый размер для его участников. Может ли реализо-вываться обратная ситуация?

26. Приведите пример полной информации, которая не является совер­шенной. Симметричной информации, которая не является полной.


124 ________________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

27. Приведите примеры морального риска на кредитном рынке, рынке труда, товарном рынке.

28. Приведите примеры неблагоприятного отбора на кредитном рынке, рынке труда, товарном рынке.

29. Что такое контракт и каковы основные принципы контрактных от­ношений?

Тесты

1. Какое действие в институциональной экономике осуществляется
посредством контракта:

1) вознаграждение за оказание информационно-консалтинговых услуг;

2) доверительное управление имуществом собственника;

3) наем/увольнение работников;

4) передача прав собственности на блага;

5) различные финансовые сделки.

2. Что представляет собой контракт в юридическом смысле:

1) двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в ко­торой две стороны (или много сторон) согласились на определен­ные взаимные обязательства;

2) документ, письменный договор, заключаемый сторонами на опре­деленный срок и устанавливающий их права, обязанности и от­ветственность;

3) неформальный договор о распределении сфер влияния и разде­ле рынков сбыта между олигополистическими фирмами;

4) письменный договор о совершении взаимных дружественных фи­нансовых трансакций в течение определенного периода времени;

5) соглашения сторон об их отношениях либо планировании таких отношений.

3. Что представляет собой классическое понимание контракта в ин­
ституциональной экономической теории:

1) гражданское правоотношение, возникающее из договора, и доку­мент, в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме;

2) двусторонняя (многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (много сторон) согласились на определенные взаимЛ ные обязательства;

3) документ, письменный договор, заключаемый сторонами на опре­деленный срок и устанавливающий их права, обязанности и от­ветственность;


Вопросы и задания ________.________________________________ 125

4) обязательное соглашение между двумя или несколькими лица­ми, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение;

5) соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

4. Каково определение контракта, предложенное Стюартом Маколеем:

1) гражданское правоотношение, возникающее из договора, и доку­мент, в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме;

2) двусторонняя (многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (много сторон) согласились на определенные взаим­ные обязательства;

3) документ, письменный договор, заключаемый сторонами на опре­деленный срок и устанавливающий их права, обязанности и от­ветственность;

4) обязательное соглашецие между двумя или несколькими лица­ми, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение;

5) соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

5. Что не относится к основополагающим принципам контрактных обя­
зательств:

1) неравноправное положение сторон в контрактных отношениях;

2) ответственность за выполнение контракта;

3) свобода выбора контрагентов;

4) свобода заключения;

5) свобода определения содержания и формы контракта.

6. Многообразие форм контрактных отношений в институциональной
экономике зависит от:

1) отраслевой принадлежности фирм участниц контрактных отно­шений;

2) правовых норм государства;

3) различий трансакционных издержек и деловой практики; (f

4) специфики предмета контрактных отношений;

5) характера субъектов контрактных отношений.

7. Проблема контрактов и связанных с ними трансакционных издери
жек зависит от:

1) правовых норм государства;

2) различий трансакционных издержках;


126 ____________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

3) специфики предмета контрактных отношений;

4) существования формальных и неформальных правил; '•I 5) характера субъектов контрактных отношений.

8. Что порождает существование формальных и неформальных пра­
вил в теории контрактов:

1) многообразие форм контрактов; aij

2) неравноправное положение сторон контракта; £С1

3) проблему полноты контрактов; " "'

4) специфику предмета контрактов;

5) характер переговоров по контракту.

9. Что отражают контракты с позиции структуры прав собственности
и механизмов их обеспечения:

1) неравноправное положение сторон;

2) специфику объекта по поводу, которого складываются отноше­ния;

3) структуру стимулов и антистимулов;

4) структуру трансформационных издержек сторон контракта;

5) традиции и обычаи деловой практики.

10. В зависимости от четкости и жесткости закрепления действий каж­
дой из сторон контракта при любых обстоятельствах различают сле­
дующие разновидности контрактов:

1) имплицитный и эксплицитный;

2) обязательственный и отношенческий;.

3) полный и неполный;

4) регулярный и разовый;

5) формальный и неформальный.

11. Что не относится к причинам неполноты контрактов:

1) издержки осуществления расчетов и переговоров;

2) неточность и сложность языка контракта;

3) ограниченность предвидения человеком некоторых обстоя­тельств;

4) определенная деятельность или информация, не поддающаяся проверке; -.

5) экономическая рациональность сторон контракта. \

12. Неполные контракты позволяют сторонам:

1) гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства;

2) исключить возможность возникновения обстоятельств непре­одолимой силы;


В опросы и задания-' *■:"■.■■■■'■«очрмр.'>■■.■ т.'. ____________________; j ■ ________ 127

3) однозначно закрепить распределение всех возможных издержек и выгод по контракту; j

4) формально закрепить все существенные условия; контракта на период его действия; ■

5) четко установить ответственность сторон за возможное оппорту­нистическое поведение.

13. Какую проблему создают сторонам неполные контракты:

1) возможность возникновения обстоятельств непреодолимой' силы;. ■■ i ■

2) несовершенство обязательств и опасность постконтрактного оп­портунизма;

3) рост налогооблагаемой базы контракта;

4) совершенство обязательств и санкций за постконтрактный оп­портунизм; „|

5) усложнение механизмов взаимных расчетов. |, Л''

14. Как Герберт Саймон определял причины неполноты контракта:

1) ограниченная рациональность; >

2) равновесие по Нэшу; '.

3) экономическая рациональность; ■•

4) экономическая эффективность; i>

5) эффективность по Парето.

15. Сколько основных типов контрактов выработала хозяйственная
практика: t ;;*|

1) 2;..!ui4-..-

2) 3;!■■■

Н

4) 5;

5)6. 'КН!п»чк"п'';и»/о'гнм;(-' \

16. Какой тип контракта не различает институциональная экономика:

1) гибридный; ' ■ ■' ' •

2) классический; ы

3) неоклассический; ■ ' '*'*"

4) обязательственный; -' !' -

5) отношенческий.

17. Что не относится к основным характеристикам классического кон- -
тракта: !

1) государство выступает гарантом исполнения сторонами приня­
тых на себя обязательств; i


128 ________________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

2) полнота фиксирования характера отношений, их возможных из­менений или прекращения;

3) разовый характер отношений сторон;

4) третья сторона выступает гарантом исполнения сторонами при­нятых на себя обязательств;

5) явное закрепление в контракте всех условий, издержек и выгод сторон.

18. К какому типу с точки зрения формализации условий относится
классический контракт:

1) имплицитный;

2) неполный;

3) неявный;

4) полный;

5) эксплицитный.

19. К какому типу с точки зрения формализации условий относится
классический контракт:

1) имплицитный;

2) неполный;

3) неявный;.....

4) полный;

5) явный.

20. Какова частота отсйшешвд сторон по классическому контракту:

1) временный;

2) постоянный;

3) разовый;

4) регулярный;

5) случайный.

21. Кто выступает гарантом в отношениях сторон по классическому кон­
тракту:

1) арбитр;

2) государство;

3) контрагенты;

4) посредник;

5) поставщик. Ч^

22. Какой характер носит классический контракт:

1) конкретный;

2) несовершенный;

3) обезличенный;


Вопросы и задания • >■ _______ П_______________ -------- 129

4) персонифицированный;

5) совершенный.

23. Присутствие чего является отличительной че];лассического
контракта: "~ • \

1) отсутствие четко оговоренных пунктов «если >;

2) четко оговоренных пунктов «все, что не запи ничтожно»;

3) четко оговоренных пунктов «если... то»;

4) четко оговоренных пунктов «на усмотрение^—тян контракта»;

5) четко оговоренных пунктов «на усмотрение ц кой стороны».

24. К какому моменту времени сводятся все возмож удущие собы­
тия в классическом контракте: <:

1) будущему; ____

2) настоящему; '

3) не привязаны ко времени, так как носят гибк рактер;

4) определенному длительному периоду в буду

5) определенному длительному периоду в наст(i.

25. Сколько сторон предполагает классический ког. :

1) две;

2) три; '

3) четыре;

4) много; ,у

5) неограниченное число..,,

26. С точки зрения формулировки положений клапч жий контракт
тяготеет к:,, ч

1) вариативности;

2) неформальности; ~;,

3) индивидуализации; I

4) неспецификации; щш:тгук<;, ■ '•{ ['}:

5) стандартизации.: %

27. Когда прекращает свое существование классиче____ контракт: f

1) бессрочный; v

2) в зависимости от указанного в контракте сро;:'

3) по решению одной из сторон; _ |

4) с момента выполнения сделки; Д

5) с прекращением деятельности контрагентов. I;';>

28. Каков способ организации сделки при классиче,> сонтрактф:

1) гибридный; \

2) иерархический; i


130 __________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов

3) рыночный; HB':Hi-j;ri'.T!:!)i-.ii;!'.'.i,

4) смешанный; ',ии;<■<- ■, If) i 5) формально организованный. • ■ сгт - •>;.;i|

29. Какова степень специфичности ресурсов при классическом Ан­
тракте: г,Н"?!■■■■ ::. i:

1) высоко специфичный ресурс; «<>■

2) интерс нецифический ресурс; и*<,л<

3) ресурс общего назначения; ьчори

4) ресурс средней степени специфичности; <и:.

5) уникальный ресурс., 7. j

30. Что не относится к основным характеристикам неоклассического
контракта: j

1) государство выступает гарантом исполнения сторонами приня­тых на себя обязательств;;

2) неполнота фиксирования характера отношений, их возможных изменений или прекращения; 1

3) случайный характер отношений сторон;;

4) третья сторона выступает гарантом исполнения сторонами при­нятых на себя обязательств;

5) явное закрепление в контракте всех условий, издержек и вь^год сторон.

31. К какому т ипу с точки зрения формализации условий относится нео­
классический контракт:

1) имплицитный; ' mii- '■:■"* •"■'.*<1"<г «нн'к

2) неполный;

3) неявный; :тютч

4) полный; ",fi:

5) эксплицитный.

32. К какому типу с точки зрения формализации условий относится нео­
классический контракт:

1) имплицитный; Т'.члкй'

2) неполный;

3) неявный; ■>*.'': ■■■■)•>■..•„.;ni<i>i я ц<,;».„■

4) полный; ' ем

5) явный. и*

33. Какова частота Отношений', сторон по неоклассическому кон­
тракту:, ■'.»■)!'•.■ ■ !Щ-1. ■■;........ ■

1) временный;

2) постоянный; *.WMWiwidn

3) разовый;


Вопросы и задани»ь;>г ■■■ „я - у] ■. и. >Л _______________________ ---------------------- 131

4) регулярный; и г ;'

5) случайный. -г,. ■.■...:.,1 >. ]■

34. Кто выступает гарантом в отношениях сторон поi)1ссическому
контракту: *f""" i

1) арбитр; {

2) государство;,| <

3) контрагенты;

4) посредник; ____

5) поставщик.

35. К какому типу относится неоклассический контр ! очки зрения
продолжительности отношений контрагентов:

1) бессрочный; I;

2) возобновляемый;' i' ' "

3) долгосрочный; f I ■* * ( 'v

4) краткосрочный; S1 ' ■* ' f

5) среднесрочный. ' |; i;,

36. В каких условиях целесообразно заключать нео|,я.,, .,.\чес^аШШм-
'тракт:!■ г'' '' *''

1) информационной симметричности; Ь| "'',,,.

2) информационной стабильности; *.

3) неопределенности; '■ ___

4) низкой степени риска; ',— г

5) определенности. Л: '.а.ц.

37. Сколько сторон предполагает неоклассический 1| >■:кт:

1) две; ]

2) три; '—г-

3) четыре; ■' '

4) много;

5) неограниченное число.

38. Каков способ организации сделки при неокласс^' - контракте:

1) гибридный;

2) иерархический; "1

3) рыночный; J

4) неформальный; "|

5) формально организованный. ——

39. Какова степень специфичности ресурсов при неокп нем |:ческом кон­
тракте: _ '|

1) высокоспецифичный ресурс; 1;

2) интерспецифический ресурс; ;^_^


132 ________________________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов

3) ресурс общего назначения;

4) ресурс средней степени специфичности;

5) уникальный ресурс. <

40. Что понимается под гибридной формой сделки:

1) способ организации сделки, основанный на сочетании элементов рынка и иерархии, предполагающий достижение компромисса и приспособление к непредвиденным обстоятельствам;

2) способ организации сделки, основанный на сочетании различных формальных и неформальных правил, предполагающий приспо­собление к непредвиденным обстоятельствам;

3) способ организации сделки, основанный на сочетании различ­ных формальных и неформальных правил, предполагающий до­стижение компромисса сторон;

4) способ организации сделки, основанный на сочетании различных методов рыночного регулирования, предполагающий приспосо­бление к непредвиденным обстоятельствам;

5) способ организации сделки, основанный на сочетании различных методов рыночного регулирования, предполагающий достижение компромисса сторон.

41. Кто первым ввел в научный оборот понятие «гибридная форма
сделки»:

1) АрменАлчиан; '

2) Гарольд Демсец;

3) Герберт Саймон;

4) Оливер Уильямсон;

5) Уэсли Митчелл.

42. Что из перечисленного не является примером гибридных форм сделки:

1) долгосрочные контракты;

2) лизинг;

3) связанные продажи;

4) франчайзинг;

5) эксклюзивные дилерские контракты.

43. Что представляют собой долгосрочные контракты:

1) долгосрочные соглашения о проведении узкоспециализированных
., исследований с последующим участием компании-разработчика

в части получаемого чистого дохода компанией-заказчиком в виде роялти;

2) контракты, заключаемые между близко территориально распо­
ложенными самостоятельными фирмами, долгосрочное сотруд-


Вопросы и задания — 133

ничество между которыми сокращает их взаим ie трансакцией-:
I ные издержки; i

3) соглашение, предоставляющее независимому :\ у право исполь­
зовать торговую марку и методы организации^ гзнеса материн-

:| ской компании на определенный срок;

«4) соглашение с покупателем о приобретении им ределенного то-

i вара только у одного конкретного продавца, а у конкурентов;
б) специальные неформальные соглашения меж;^_фодавцом и по-

I; купателем о дальнейшем VIP-обслуживании с тороны продав­
ца на долгосрочной основе.

44. Что представляют собой связанные продажи:

i) продажа определенного товара или услуги во ожна лишь при условии приобретения дополнительных това~~в или услуг ис-

:| ключительно у данного производителя;

2) публичные договоры об аукционной продаже; клюзивного то­вара или услуги;

р) соглашение, предоставляющее независимому л у право исполь-

ij зовать торговую марку и методы организации ' гзнеса материн-

! ской компании на определенный срок;

^) соглашение с покупателем о приобретении i определенного

| товара только у одного конкретного продавца не у конкурен­
тов; _

5) специальные неформальные соглашения меж/ гродавцом и по­купателем о дальнейшем VIP-обслуживании с тороны продав-; ца на долгосрочной основе.

45.!1то представляет собой эксклюзивные дилерски! онтракты:

jl) контракты, заключаемые между близко террг'^риально распо-

j ложенными самостоятельными фирмами, дол;рочное сотруд­ничество между которыми сокращает их взаим ie трансакцион-ные издержки;

$!) публичные договоры об аукционной продаже 5__ клюзивного то-

| вара или услуги;

Р) соглашение, предоставляющее независимому л у право исполь­
зовать торговую марку и методы организации] внеса материн-
! i| ской компании на определенный срок; i

4) соглашения с покупателем о приобретении им эеделенного то­
вара только у одного конкретного продавца, а у конкурентов;

5) специальные неформальные соглашения межл гродавцом и по-
.*•* купателем о дальнейшем послепродажном VIP! юлуживании со

стороны дилера — продавца эксклюзивной пр асции.


13^ ____________________________ Глава 4. Экономический анализ контракта^

Ц

46. Что представляет собой франчайзинг: 8

1) вид аукционной торговли эксклюзивными товарами или услуга^ I
-<№-. ми среди определенного ограниченного круга покупателей;
**'*2) контракты, заключаемые между близко территориально распо­
ложенными самостоятельными фирмами, долгосрочное сотруд-

1 ничество между которыми сокращает их взаимные трансакцион--'»!•'-■ ные издержки;

;3) соглашение, предоставляющее независимому лицу право исполь-;;-; зовать торговую марку и методы организации бизнеса материн­ской компании на определенный срок; 4) соглашения с покупателем о приобретении им определенного то-! ;-i > вара только у одного конкретного продавца, а не у конкурентов; *=5) специальные неформальные соглашения между продавцом и по­купателем о дальнейшем послепродажном VIP-обслуживании со ■от стороны дилера — продавца эксклюзивной продукции.

47. Что представляет собой роялти:

■1) компенсационное вознаграждение, выплачиваемое в виде про-

.н<;. цента от стоимости проданных товаров и услуг третьим лицам,

за право использования в производстве принадлежащих им па-

<:s. тентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов соб-

> ственности;

2) премиальную выплату третьим лицам за использование в произ­водстве товаров и услуг принадлежащих им патентов, авторских прав, природных ресурсов и др.;

3) разновидность прибыли, выплачиваемой третьим лицам за ис­пользование в производстве товаров и услуг принадлежащих им патентов, авторских прав, природных ресурсов и др.;

4) разовый бонус, выплачиваемый третьим лицам за использование в производстве товаров и услуг принадлежащих им патентов, ав­торских прав, природных ресурсов и др.;

-от5) разовый выигрыш, выплачиваемый третьим лицам за эффектив­ное использование в производстве товаров и услуг принадлежа­щих им патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности.

48. Что не относится к основным характеристикам отношенческого кон­
тракта:

1) контрагенты выступают гарантом исполнения сторонами приня--'.;; тых на себя обязательств;

<.v,u2) неполнота фиксирования характера отношений, их возможных
изменений или прекращения;;■.


Вопросы и задания:с;' ____ ---------------- 135

3) неявное закрепление в контракте всех yonoi здержек и вы­год сторон;

4) регулярный характер отношений сторон;

5) третья сторона выступает гарантом исполне. л с горонами при­нятых на себя обязательств. <

49. К какому типу с точки зрения формализации ус • i ''относится от-
ношенческий контракт: <

1) имплицитный;.',,.;,<!!..■ ------

2) неполный; v<>: <>.ш<,>-■ : ■><.. :-ч ■'• 'JU Ь1

3) полный; д>|1 (s

4) эксплицитный; '•>) ("■'■

5) явный. '____

50. К какому типу с точки зрения формализации усле относится от-
ношенческий контракт:

1) неполный;

2) неявный;;'

3) полный; !™— '' ' '•

4) эксплицитный; "

5) явный.

51. Какова частота отношений сторон по отношенч гу контракту:

1) временный; -------

2) постоянный;

3) разовый; t ,}~

4) регулярный;

5) случайный.,,____

52. Кто выступает гарантом в отношениях сторонЛО от цошенческому
контракту: 4

1) арбитр;,

2) государство;,^

3) контрагенты;,|~-----;;;

4) посредник; ■;'

5) третья сторона.

53. В каких случаях целесообразно использовать с енческий кон­
тракт:

1) дискретных эпизодических взаимовыгодны ■ шений между сторонами;

2) долговременных, сложных взаимовыгодны:! шений между сторонами;


136 ______________________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов

3) несистематических кратковременных отношений между сторо­нами;

4) разовых, несложных взаимовыгодных отношений между сторо-.] нами; i

5) случайных, высокорисковых, но и весьма выгодных отношений j между сторонами. J

54. Какие условия имеют преимущество при отношенческом контрак- <
те:

1) неформальные;

2) полные;

3) формальные;

4) эксплицитные;

5) явные.

55. Каков способ разрешения споров сторон при отношенческом кон­
тракте:

1) неформальные переговоры;

2) двусторонний торг;

3) обращение к устоявшейся практике отношений за весь период их существования, а не к условиям первоначального контракта;

4) обращение к вышестоящему в иерархии административному зве­ну;

5) приспособление к непредвиденным обстоятельствам путем до­стижения компромисса.

56. Какова степень специфичности ресурсов при отношенческом кон­
тракте:

1) интерспецифический ресурс; v.:: 2) неспецифический ресурс;

3) пластичный ресурс;

4) ресурс общего назначения;

5) ресурс средней степени специфичности.

57. С чем не связаны недостатки иерархии как способа организации
сделки:

1) высокие стимулы к расширению масштабов производства; t' 2) значительные бюрократические издержки;

3) слабые стимулы к инновациям; 4 4) слабые стимулы к максимизации прибыли и снижению издержек

у менеджеров внутренних подразделений; '• 5) слабые стимулы к повышению качества.


13 опросы и задания■•■•■■ ________________ __■ 137

,58. Какой фактор, согласно Клоду Менару, не относится к основным, | определяющим различия между типами контрактов; 1) процедуры принуждения к исполнению контракта; I 2) срок действия контракта;

3) степень полноты контракта;

4) стимулы;;;.;<.■■!'■ •.

5) цена контракта.

59. Назовите, какой из перечисленных вариантов не относится к меха- '■

низмам управления договорными отношениями:

1) арбитраж;
i 2) безличный рыночный механизм; «(К

3) двусторонняя структура управления; >">.'..

4) иерархия; ^*

5) консенсус сторон. ■ i: ВО. Что означает понятие асимметрии информации:

1) неблагоприятная информация о сделке, возникающая как до за­
ключения контракта, так и после, что вынуждает одну из сторон

i требовать страховку или компенсацию за возможные убытки от

другой стороны контракта;

2) неравноправный доступ к информации каждой цз сторон кон­тракта до его заключения, что не позволяет в полном объеме оце­нить добросовестность другой стороны;

3) неравноценный объем информации, которым рас полагает каж­дая из сторон контракта как до его заключения, тик и после, что не позволяет оценить добросовестность другой стороны;

4) различное восприятие и трактовка информации каждой из сто­рон контракта как до его заключения, так и после, что не позво­ляет оценить взаимную добросовестность сторон;

5) свободный доступ ко всему объему информации по контракту, приводящий к усилению конкуренции и тем самым оказываю­щий давление на партнера.

61. Сколько типов оппортунистического поведения разл] мают в эконо­мической теории контрактов:

2) 2;,,

3) 3;,}. -н{) 4)4; v

5)5.,(f

Lt;i.


138 _______________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

62. Какие типы оппортунистического поведения не различают в эконо­
мической теории контрактов:

1) вымогательство;:»и«ш«',,;

2) лоббирование;

3) моральный риск; ■■ ■ • •■!

4) неблагоприятный отбор;

'■• 5) следование своим интересам.

63. На основе чего проводят различия в типах оппортунистического по­
ведения:

1) асимметрии информации;

2) режима прав собственности;

3) специфичности ресурсов;

4) типов контрактов;

5) трансакционных издержек.

64. Что из перечисленного не относится к одному из типов оппортуни­
стического поведения:

1) скрытая информация; „,

2) скрытые действия;

3) скрытые мотивы;

4) скрытые намерения;

5) скрытые характеристики.

65. Что из перечисленного относится к одному из типов оппортунисти­
ческого поведения:

1) скрытые желания;

6) скрытые мотивы;

2) скрытые мысли;

3) скрытые оценки последствий;

4) скрытые характеристики.

66. Что из перечисленного относится к одному из типов оппортунисти­
ческого поведения:

1) скрытые действия;

2) скрытые желания;

3) скрытые мотивы;

4) скрытые мысли;

5) скрытые оценки последствий.

67. Что из перечисленного относится к одному из типов оппортунисти­
ческого поведения:

1) скрытая информация;

2) скрытые желания;


Вопросы и задания::-р<»<,,: ; ■■ 1 _______________ ;___________________ 139

3) скрытыемэтйвы; '< ■■•■'.:,■ ■ -у'у.чтщи ми!шт.;л|

4) скрытые мысли; ' i: I п

5) скрытые оценки последствий. "V"\!

68. Что из перечисленного относится к ОДЙоШу из тИймв on портуниЦй-
ческого поведения:. i;"•"•'•'"v:' ;^<;t :'S

1) скрытые желания;;! f ^mHi: t I

2) скрытые мотивы; с "■

3) скрытыем|лсли; "«р»' -тадовнф ^кып::-.^.' -I.*!

4) скрытые намерения; Х! °

5) скрытые оценки последствий.

69. К каким последствиям приводят скрытые характеристики в кон­
трактных отношениях: ' ' ; '' ' ,:'

1) вымогательству; " :''' ,! (**

2) моральном^ риску; ' 'Ч'«и^

3) неблагоприятному отбору; ' ' <.,н«;!л и,,

4) неопределенности; м-ирл*

5) проблеме-«принципала—агента». ''V ■«

70. Кто первым взеА в научный оборот термин «неолкгоприятньт от­
бор»: ' j; ^ • '

1) Джон Кеннет Гэлбрейт; ' \

2) Джон Коммонс; *

3) Уэсли Митчелл;

4) Фрэнк Найт;

5) Фридрих фон Хайек.

71. Какой термин пришел в экономическую теорию контрактов из стра­
хования и был введен в научный оборот Фрэнком Найтом:

1) асимметрия информации;

2) вымогательство;

3) моральный риск; t I

4) неблагоприятный отбор; j

5) проблема ^принципала—агента»., j

72. К каким последствиям приводят скрытые действия в контрактных
отношениях: \ I.,?

1) вымогательству;!?.,,

2) моральному риску; >,j #~

3) неблагоприятному отбору;. и(,..рйА

4) неопределённости;,;!;; 1 f| (f

5) саботажу. ■'-. Я (£


140________________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов

73. К каким последствиям приводит скрытая информация в контракт­ных отношениях: 1) к вымогательству; о 2) к моральному риску;

3) к неблагоприятному отбору;

4) к неопределенности;

5) к саботажу.

74 К каким последствиям приводят скрытые намерения в контрактных отношениях: 1) к вымогательству;...2) к моральному риску;

3) к неблагоприятному отбору;

4) к неопределенности;

5) к проблеме «принципала—агента». (

78. Кто из ученых впервые обратил внимание на проблему асимметрии информации на стадии до заключения сделки:

1) Джон Кеннет Гэлбрейт;

2) Джон Коммонс;

3) Джордж Акерлоф;

4) Фридрих фон Хайек;

5) Фрэнк Найт.

Ш. Какой тип оппортунистического поведения рассматривал Джордж Акерлоф:

1) вымогательство;

2) лоббирование;

*' 3) моральный риск;

4) неблагоприятный отбор;

5) следование своим интересам. I "Ш- На примере какого рынка Джордж Акерлоф рассматривал пробле-i

му неблагоприятного отбора:

1) подержанных автомобилей;

2) рынка недвижимости; \ х" 3) рынка ценных бумаг; *]

 

4) товаров и услуг; j

5) финансового рынка. | 78. На примере подержанных автомобилей какого государства Джордж?

Акерлоф рассматривал проблему неблагоприятного отбора:;

1) Великобритании; ■ '.

2) Германии; ]

I \


Вопросы и задания ■,, *, ______________________________ 141

3) США; -. -i

4) Франции; ■ • i

5) Японии.

79. Как на [рынке подержанных автомобилей, по Джорджу Акерлофу,
называет хорошие автомобили:

1) банйны;

2) rpyiira; (

3) лимёны;. • ' •. 1, i -

4) мандарины;

5) сливы.

80. Как на [рынке подержанных автомобилей, по Джорджу Акерлофу,
называет плохие автомобили:

1) лимрны; "; ■■;■■■:,:- (Г.

2) бана|ны; i ■<■■■■. •• i

3) rpynjm; -|

4) мандарины; i :

5) слив[ы.

81. Предложение каких автомобилей останется на рынке в результате
асимметрии информации по Джорджу Акерлофу!;

1) лимонов; ' i ■

2) банфюв; --'к

3) rpyiii; 'I'

4) мандаринов; '

5) слив. '

82. К какому результату приведет асимметрия информации на рынке
подержанных автомобилей по Джорджу Акерлофу:

1) внешний эффект, выражающийся в «фиаско государства»;

2) внешний эффект, выражающийся в «фиаско рынка»;

3) внешний эффект, выражающийся в загрязнении окружающей среды;

4) внешний эффект, выражающийся в использовании пластичного ресурса;

5) внешний эффект, выражающийся в опасном поведении, чрева­том риском несчастного случая.

83. Сколько стратегий решения проблемы неблагоприятного отбора раз­
личают в экономической теории контрактов:

1) 1; I

2)2;.,:

3) 3: i


142Глава 4. Экономический анализ контрактов

4) 4; ••

5) 5.

84. Какие стратегии решения проблемы неблагоприятного отбора раз-
, личают в экономической теории контрактов:

1) вымогательство и отлынивание; ix.

2) искажение информации и запутывание; ипл

3) лоббирование и оппортунизм;:,*

f 4) подача сигнала и просеивание; um>

5) следование своим интересам и саботаж.

85. Вследствие чего возникает моральный риск:

1) неопределенности и неполноты контрактов;

2) различий в режимах прав собственности;

3) различий в трансакционных издержках;

4) специфичности ресурсов;

5) существования разных типов контрактов.

86. Назовите, что из перечисленного не является условием возникнове­
ния морального риска:

1) заказчик застрахован от неблагоприятных последствий действий исполнителя;

2) заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совер­шенное принуждение.

/ 3) интересы исполнителя и заказчика не совпадают;

4) исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий сво­их действий;

5) исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб ин­тересам заказчика.

87. Где (в каких сферах) встречается моральный риск:
1) на всех рынках и во всех сферах экономики;

"} 2) на рынке недвижимости;

3) на рынке общественных благ;

4) на рынке товаров и услуг;

5) на финансовом рынке.

88. Какие ресурсы носят назван

Date: 2015-08-07; view: 1784; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию