Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфичность ресурсов ш опасность ■'• вымогательстваОдна из важнейших характеристик сделки — это природа капиталовложений, которые осуществляют участники сделки. Впервые понятие специфичности ресурсов было введено в экономическую теорию Г. Беккером в 1964 г. применительно к инвестициям в человеческий капитал. Если ресурс представляет интерес для многих производителей и его рыночная ценность мало зависит от того, где он используется, то это ресурс общего назначения. Специфическим называется ресурс, который в случае прерывания сделки не может быть использован в других проектах без ущерба для своей экономической ценности. О мере специфичности pecypda можно судить по тому, насколько сократится ценность ресурса при его использовании в другом месте. Принято выделять следующие виды специфичности ресурсов. 1. Специфичность местоположения (site specificity) связана со слиш f пасов угля. 2. Специфичность физических активов (physical asset specificity). . деленными характеристиками, которое имеет меньшую ценность при его использовании в других проектах. Примером могут служить печи электростанций, которые обычно рассчитаны на определенный тип угля (с определенной влажностью* содержанием серы, химическим ; COCTaBOM). .-,:,,.-.щ,.,,, щуг. ■:jlO-.»Mr.v.'Y.-;l>i? ^,Н'Ч;'/Н\ • 4 3. Специфичность ресурсов и опасность вымогательства ____________________ 115 !5. Специфичность человеческого капитала (human asset specificity). О специфичности человеческого капитала говорят, когда в результат^ обучения на рабочем месте работники накапливают специальные навыки, которые позволяют производить товары и услуги фолее эффективно, чем это делают такие же работники, но не обладающие специфическим человеческим капиталом. Примером специфического человеческого капитала может служить знание менеджером административных особенностей и управленческой культуры той фирмы, в которой он проработал много лет. Эти специфические знания имеют ценность только для данной фирмы и обесцениваются, если управляющий теряет работу в данной фирме, например в результате враждебного поглощения управляемой им компании. Понятие специфичности человеческого капитала может относиться также к отношенческим навыкам, которые возникают при работе командой, когда все члены команды хорошо знают друг друга. j 4. Специфичность целевые, или «предназначенных», активов (dedicated assets). Здесь реч]|> идет о капиталовложениях в ресурсы общего назначения, которые, однако, могут оказаться предназначенными |уш одного-единственного конкретного пользователя. Поставщик осуществляет эти капиталовложения в надежде продать значительное количество продукции определенному покупателю. Если контракт расторгается, у поставщика остаются значительные запасы, потому что спрос на них со стороны других покупателей отсутствует. Такая же ситуация может сложиться и на стороне покупателя. 5. Специфичность временная (temporal specificity). Это характеристика инвестиций, для которых существенное значение имеет координация производства (например, при производстве скоропортящихся продуктов питания, срок годности которых усложняет координацию производства), а система, оперативных поставок становится решающим фактором. Ценность ресурсов, не поставленных вовремя, существенно снижается. 6. Специфичность репутации, торговой марки (brand name specificity). Это невозвратные инвестиции в создание репутации или в торговую марку, которые потеряют свою ценность, если товары или услуги фирмы окажутся низкого качества. Экрномический агент, осуществивший инвестиции в специфические активу, оказывается в уязвимом положении. За пределами данной сделки его специфические инвестиции теряют свою ценность, для других экономических агентов они не представляют такой же ценности. Если 116 ___________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов сделка не исполняется, то сторона, осуществившая специфические инвестиции, теряет свои вложения. В подобной ситуации, когда сторона, осуществившая специфические инвестиции, оказывается как бы «запертой» в сделку со своим партнером, возникает опасность оппортунистического поведения со стороны этого партнера, которая носит название «вымогательство» (hold-up). Подобная зависимость часто бывает двусторонней. До заключения сделки экономический агент сталкивается с большим количеством продавцов, и у него есть возможность выбора, однако после заключения контракта конкурентные отношения сменяются отношениями двусторонней монополии, если осуществляются инвестиции в специфические для данной сделки инвестиции в физические или человеческие активы. Происходит то, что О. Уильямсон назвал «фундаментальной трансформацией». Привлекательность инвестиций в специфические активы заключается в том, что они могут привести к снижению издержек производства и тем самым обеспечить дополнительный доход. Именно этот дополнительный доход, который возникает при объединении специфических ресурсов и носит название «квазирента», и является целью оппортунистического поведения. У партнера стороны, осуществившей специфические инвестиции, появляется возможность «вымогать» большую часть излишка, создаваемого специфическим ресурсом, посредством угрозы расторжения сделки. Итак, теперь можно сформулировать понятие «вымогательство» следующим образом: это такой вид оппортунистического поведения, возникающий после заключения сделки, суть которого состоит в перераспределении квазиренты, ущемляющем интересы стороны, осуществившей специфические инвестиции. Вымогательство часто принимают форму «неуловимого» оппортунистического поведения, которое не нарушает условий формального контракта. При объединении интерспецифических ресурсов, т. е. специализированных взаимодополняемых, взаимно уникальных по отношению друг к другу ресурсов, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме, возникает сверхсуммарный эффект, который и является источником квазиренты. Эта квазирента делится между собственниками специфических ресурсов. Когда экономический агент принимает решение о входе в отрасль, он сравнивает тот доход, который он получит, с теми инвестициями, которые ему необходимо осуществить. Часть дохода, превышающая минимальное количество, необходимое, чтобы привлечь фирму в данную отрасль, является рентой. Рента возникает, как правило, на ограничен- 13 Специфичность ресурсов и опасность вымогательства 117 ный ресурс (причем ограничения могут быть как естественными, так i и искусственными). Однако когда инвестиции уже осуществлены, доходы могут оказаться ниже, чем предполагалось. Они могут даже не окупать тех вложений i.; i п итала, которые осуществил экономический агент. Кваз фента — это часть дохода, превышающая минимальное количество, необходимое i 1Я того, чтобы удержать производителя в данной отрасли. Квазирен-i у можно определить следующим образом: это разницаме;кду доходом фактора при его использовании в данном месте и доходом при его альтернативном наилучшем варианте использования. В качестве примера здесь можно привести сталелитейный завод, расположенный поблизости от энергетического предприятия и осуществляющий инвестиции, которые зависят от того, cмoжet ли завод покупать энергию по определенной цене. После осуществления инвестиций, которые имеют безвозвратный характер, энергетическое предприятие может поднять цену на энергию, и сталелитейный завод все равно будет работать, поскольку предельные выгоды, даже при белее высокой цене энергии, будут превышать предельные издержки, несмотря на то что безвозвратные инвестиции при этом не окупятся, Рента — это излишек по сравнению со средними общими издержками. Квазирента — излишек по сравнению со средними переменными издержками. В конкурентной экономике рента — явление преходящее, а квазирента — довольно распространенное. Она создается зеегда, когда осуществляются невозвратные специфические капиталовложения. Поэтому квазирента встречается чаще, чем рента. Квазирента по своей величине может быть или равна, или меньше ренты, но она не может превышать ренту. Для того чтобы удержать фирму в данной отрасли, достаточно более низкого дохода по сравнению с тем, который необходим, чтобы привлечь ее в данную отрасль. Разница между ними возникает из-за наличия издержек, которые фирма (или работник) несет при входе в отрасль, и которые она не может вернуть, если уходит с этого рынка. Плата за приносимую квазиренту — это повышенная рискованность, специализированных капиталовложений, необходимость поиска дополнительных гарантий от нарушения партнером своих обязательств. Квазирента может быть экспроприирована, а владелец не будет извлекать фактор из данной сферы его использования. Способами экспроприации квазиренты могут быть следующие. 1. Нелегальный способ (например, гангстерами посредством рэкета). ' 2. Легальный способ — владельцами специализированных ресурсов, когда специфический ресурс зависит от другого ресурса, который 118 ____________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов является в некотором роде уникальным. Когда владелец этого уникального ресурса изымает своей ресурс, а субституты либо очень дороги, либо более низкого качества, тогда происходит изъятие квазиренты, приходящейся на другие специфические ресурсы. 3. Существует и еще один тип зависимости, который связан с асимметрией информации. В этом случае экспроприация квазиренты может произойти, если результаты деятельности сложно измерить и трудно предотвратить недобросовестную работу, при этом близкие субституты могут быть вполне доступны. Например, неквалифицированный работник ставит под удар репутацию фирмы и ее специализированные капиталовложения в торговую марку. Экспроприация квазиренты одной из сторон сделки — это всего лишь перераспределение богатства. Именно поэтому было бы неправильным использовать антимонопольное законодательство в ситуациях, которые характеризуются специфичностью ресурсов, несмотря на возникновение отношений двусторонней монополии после того, как заключен контракт и осуществлены инвестиции в специфические ресурсы. Антимонопольное законодательство направлено на защиту потребителей от высоких цен и ограниченного предложения, вызванного монопольным положением производителя, а экспроприация квазиренты не ведет к увеличению цен для потребителей. Она касается перераспределения дохода между сторонами сделки и не влияет на рыночные цены, поскольку квазирента — это доход на невозвратный капитал. Присвоение квазиренты связано с затратами ресурсов и не создает никакой ценности, а лишь перераспределяет ее. Угроза вымогательства со стороны партнера — это серьезное препятствие на пути осуществления специализированных инвестиций. Если не найти способа предотвращения экспроприации квазиренты, тогда экономические агенты не будут вкладывать средства в специфические ресурсы. Проблема вымогательства возникает и из сочетания специфичности ресурсов и неполноты контракта. Озабоченность этими проблемами ведет к неэффективному использованию ресурсов. Так, фирмы, опасаясь, что осуществленные инвестиции сделают их уязвимыми в отношении вымогательства, отказываются от капиталовложений в специфические ресурсы. Решить проблемы, возникающие вследствие опасности вымогательства, помогает правильный выбор типа контракта и способа организации сделки. Однако возможны и другие решения проблемы вымогательства, связанные с взаимным доверием сторон. 4.3. Специфичность ресурсов и опасность вымогательства ________ ||-___________ 119 Теория трансакционных издержек исходит из того, ifjo экономиче В реальной хозяйственной жизни по мере общения па] тнеров возникают возможности для проявления оппортунистичееКог э поведения и всякий раз, когда партнер ими не пользуется, между сто зонами возрастает доверие, которое способно привести к отказу от более жестких форм гарантий при прочих равных обстоятельствах. Е}о::ци1 новение доверия требует определенного времени, поэтому чем боле$ pj ительны отношения, тем более высокого уровня доверия следует ЭДрки щать. Выделяют следующие виды доверия.;,; 1. Взаимное доверие может проявляться в соблюдений саждой стороной устных или письменных договоренностей. ЭтМЬгг "ип доверия можно назвать «доверие к договору*- (contractual firu|t). Яюбая сделка основана на контрактном доверии. Эти обещания Шг т быть даже не зафиксированы в письменном договоре, а просто скю1, ветствовать обычаям делового оборота, при этом чем в большей cirfen:ни стороны полагаются на устные договоренности, а не на форм#1ь: гые условия контракта, тем выше уровень «доверия к контрактуй 2. Данный тип доверия относится к ожиданиям, что napitie; > достаточно компетентен, чтобы выполнить свои обязательства. Речь идет о технической и управленческой компетентности, и этот ти п д эверия можно назвать «доверием к компетенции»- партнера (eoiiilpi tence trust). Одна из сторон может прекратить отношения, если йм«ет место оппортунистическое поведение, однако если причино^ст ша недостаточная компетентность, то другой стороне может быЬ'ь /ан еще один шанс при наличии оснований, что в течение достаток о короткого срока положение будет исправлено.: ill 3. Неопределенный тип доверия, относящийся скорее к ijfea ямным ожиданиям партнеров, что их контрагент будет готов по 1ти. им навстречу, сделать больше, чем от него формально ожидается. Этот тип доверия носит название «доверие к доброй воле» партне pa (goodwill trust). Здесь нет никаких явных обещаний, которые д >лжны быть исполнены, никаких фиксированных професеиОнаЯьн ых стандар- 12Q Глава 4. Экономический а нализ контрактов тов. Когда мы говорим о репутации партнера, то имеем в виду скорее первые два типа доверия, а не доверие к доброй воле. Первые два вида доверия основаны на универсальных стандартах, и о них можно узнать, собирая информацию на рынке репутации. Третий вид доверия определяется скорее в контексте конкретной сделки. В зависимости от типа доверия оппортунизм будет проявляться и восприниматься по-разному. Утаивание технологической информации, которая может определить коммерческий успех или провал рискованного проекта, — оппортунистическое поведение с точки зрения доверия к доброй воле, но такие действия не могут считаться оппортунистическим поведением с точки зрения доверия к контракту, если партнеры не договорились о передаче этой информации. Экономисты определяют доверие как разновидность риска. Когда мы говорим, что доверяем кому-то или кто-то заслуживает доверия, мы при этом неявно подразумеваем следующее: вероятность того, что это лицо предпримет действия, которые выгодны нам или по крайней мере не нанесут нам ущерба, достаточно высока для того, чтобы рассматривать возможность в каких-либо формах сотрудничества с ним. Проблема доверия может быть проиллюстрирована в экономической теории игрой «дилемма заключенных» или ее односторонней версией. Экономисты предлагают ряд решений этой односторонней «дилеммы заключенных». Эти решения состоят из некоторых изменений игры, с тем чтобы побудить игроков выбрать стратегию, которая приведет к взаимовыгодному результату. Логика экономических решений заключается в следующем: если индивидуальные стимулы заставляют выбрать стратегию, которая приводит к некооперативному результату, тогда именно стимулы можно использовать для того, чтобы побудить игроков к сотрудничеству. Так, в теории трансакционных издержек проблема постконтрактного оппортунизма, создаваемая специфическими инвестициями, может быть решена, если А предусмотрел их гарантию в контракте, чтобы защитить себя от возможного оппортунистического поведения В. Таким образом, в экономической теории экономический агент может считаться заслуживающим доверия, если у него нет стимулов к тому, чтобы воспользоваться доверием других лиц. И наоборот, можно с уверенностью ожидать, что при «соответствующих стимулах» даже надежный партнер не оправдает доверия. Существуют четыре основные категории решений дилеммы, возникающей в игре «доверие», предложенные экономистами. 1. Изменение предпочтений игроков. В этом случае вводятся внешние или внутренние изменения предпочтений игроков, так что игроки '1 .3. Специфичность ресурсов и опасность вымогательства;121 предпочитают сотрудничать, а не следовать недальновидной стратегии максимизации собственной выгоды. В случае экзогенных изменений предполагается, что агент имеет предпочтения оправдывать доверие, так как в противном случае он будет испытывать стыд (это внешняя санкция). В случае же эндогенных изменений вводится эмоциональная предрасположенность к сотрудничеству, которая порождает чувство вины за обман, что предполагает интериоризацию игроком норм, запрещающих получать выгоду за счет другого игрока. 2. Подписание явного контракта. Другой путь!решения проблемы в игре «доверие» — это подписание явного обязательного для сторон контракта, защищенного третьей стороной и требующего, чтобы игроки выбрали набор стратегий «доверять,[оправдать доверие». Эти контракты могут принимать одну из дву^ форм: 1) контроль с наказанием; 2) контроль со стимулирование^:. Подобный подход характерен для экономической теории трансакционных издержек; при этом, являясь решением проблемы, которое будет следующим после оптимального (second best), поскольку контроль связан с издержками, стимулы могут искажаться, а принуждение третьей стороной требует, чтобы действия агента были наблюдаемы и поддавав лись контролю. 3. Использование неявного социального контракта. Сюда относятся, к примеру, модель самовыполняющегося соглашения Лестера Телсе-ра (Lester Greenspan Telser, род. 1931) и модель репутации. Эти решения требуют, чтобы взаимодействие было повторяющимся или долгосрочным. 4. Повторяющееся взаимодействие. В этом решеции предлагаются две стратегии для наказания игроков, которые отказываются от сотрудничества, — стратегия «око за око» и стратегия «спускового крючка». В соответствии со стратегией «око за око» игроки сотрудничают в первом раунде, а затем выбирают ту стратегию, которой придерживался другой игрок в предшествующем раунде игры. В соответствии со стратегией спускового крючка игрок сотрудничает до тех пор, пока другой игрок не откажется от сотрудничества, а затем первый игрок отказывается от сотрудничества во всех последующих раундах игры. При обеих стратегиях у игроков есть стимул к сотрудничеству до тех пор, пока они ожидают, что сотрудничество продолжится в следующем периоде, выгода от сотрудничества значительна, а выгода от обмана не слишком велика. Проблема экономического подхода к доверию заключается в том, что, меняя структуру игры таким образом, чтобы создать у игроков сти- 122 ____________________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов мул к сотрудничеству, экономисты устраняют уязвимость экономического агента к обману со стороны партнера, а тем самым устраняется и сама необходимость доверия. Если я знаю, что у моего партнера нет стимула к злоупотреблению моим доверием, могу ли я говорить о том, что я ему доверяю? По определению те, кто доверяет, уязвимы и не могут ничего предпринять, чтобы изменить ситуацию. Поэтому все же, видимо, нужно проводить различие между «доверием», создаваемым посредством стимулов, и доверием, применяемым в ситуациях, в которых игроки сохраняют уязвимость по отношению к действиям и выбору других. Это различие очень важно потому, что экономисты не все могут объяснить роль доверия в экономическом обмене, особенно в i туациях, когда отсутствуют стимулы к оправданию доверия. Так, О.? льямсон проводит различие между «доверием, основанным на рас те» (calculative trust) и «личным доверием» (personal trust). Довер основанное на расчете, О. Уильямсон рассматривает как явное про-воречие, предполагающее рациональную оценку выгод и издержек доверия. Личное доверие не основывается на сознательном расчете, а гарантируется лишь особыми личными отношениями, которым был бы нанесен серьезный ущерб, если бы был допущен расчет. Институциональная среда оказывает большое влияние на выбор формы контракта, и в первую очередь на потребность в тех или иных гарантиях при реализации специфических инвестиций. Сделки, которые выполняются в одной институциональной среде, могут оказаться нежизнеспособными в другой среде. Общество с высоким уровнем доверия будет реже прибегать к вертикальной интеграции для гарантий специфических инвестиций, чем общество с низким уровнем доверия. В Америке уровень доверия невысок, поскольку экономические агенты привыкли полагаться на развитую правовую систему, поэтому с ростом специфичности активов в Америке фирмы скорее прибегнут к вертикальной интеграции, чем европейские (германские, скандинавские) или японские компании, которые при аналогичных обстоятельствах предпочтут неоклассический контракт. Вопросы и задания Проблемные ситуации и вопросы 1. В каком случае оплата по результату как механизм стимулирования наемного работника не связана с издержками? 2. В чем суть идеи эффективной заработной платы? 3. В чем суть проблемы мягкого бюджетного ограничения? Вопросы и задания ___________________________________________ 123 4. В чем суть процедуры рационирования? Приведите пример. 5. Дайте классификацию товаров по издержкам измерения. 6. Дайте определение оппортунизма и перечислите его основные про*-"1 явления. 7. Объясните, каким образом асимметрия информации может обуслов--ливать возникновение издержек торга. 8. Опишите и приведите примеры внешних механизмов борьбы с мо* ральным риском. 9. Опишите и приведите примеры внутренних механизмов борьбы с моральным риском.
10. Опишите основные методы борьбы с вымогательством. 11. Опишите основные отличия и сходства неоклассического и отно-шенческого контрактов. 12. Опишите основные отличия сигналов от фильтрации. 13. Опишите основные факторы возникновения огношенческих контрактов. Приведите примеры. 14. Опишите основные черты классического контракта. 15. Опишите основные черты полных контрактов. 16. Опишите суть дилеммы «риск — стимулы» в решении задачи стимулирования наемного работника. 17. Охарактеризуйте структуру неоклассического контракта. Приведите пример такого типа контракта. 18. Перечислите и кратко опишите основные методы борьбы с неблагоприятным отбором., 19. Перечислите основные виды морального риска п о типу асимметрии информации. 20. Перечислите основные методологические предпосылки теории агентства. 21. Перечислите основные факторы возникновения морального риска. 22. Почему полных контрактов в реальном мире не существует? 23. Приведите пример вымогательства, обусловленного наличием инвестиций в специфический человеческий капитал. 24. Приведите пример контракта и проиллюстрируйте на нем основные составляющие контракта. 25. Приведите пример контракта, имеющего субъективно большой, но объективно малый размер для его участников. Может ли реализо-вываться обратная ситуация? 26. Приведите пример полной информации, которая не является совершенной. Симметричной информации, которая не является полной. 124 ________________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов 27. Приведите примеры морального риска на кредитном рынке, рынке труда, товарном рынке. 28. Приведите примеры неблагоприятного отбора на кредитном рынке, рынке труда, товарном рынке. 29. Что такое контракт и каковы основные принципы контрактных отношений? Тесты 1. Какое действие в институциональной экономике осуществляется 1) вознаграждение за оказание информационно-консалтинговых услуг; 2) доверительное управление имуществом собственника; 3) наем/увольнение работников; 4) передача прав собственности на блага; 5) различные финансовые сделки. 2. Что представляет собой контракт в юридическом смысле: 1) двусторонняя (или многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (или много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства; 2) документ, письменный договор, заключаемый сторонами на определенный срок и устанавливающий их права, обязанности и ответственность; 3) неформальный договор о распределении сфер влияния и разделе рынков сбыта между олигополистическими фирмами; 4) письменный договор о совершении взаимных дружественных финансовых трансакций в течение определенного периода времени; 5) соглашения сторон об их отношениях либо планировании таких отношений. 3. Что представляет собой классическое понимание контракта в ин 1) гражданское правоотношение, возникающее из договора, и документ, в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме; 2) двусторонняя (многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (много сторон) согласились на определенные взаимЛ ные обязательства; 3) документ, письменный договор, заключаемый сторонами на определенный срок и устанавливающий их права, обязанности и ответственность; Вопросы и задания ________.________________________________ 125 4) обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение; 5) соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 4. Каково определение контракта, предложенное Стюартом Маколеем: 1) гражданское правоотношение, возникающее из договора, и документ, в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме; 2) двусторонняя (многосторонняя) законная трансакция, в которой две стороны (много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства; 3) документ, письменный договор, заключаемый сторонами на определенный срок и устанавливающий их права, обязанности и ответственность; 4) обязательное соглашецие между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение; 5) соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 5. Что не относится к основополагающим принципам контрактных обя 1) неравноправное положение сторон в контрактных отношениях; 2) ответственность за выполнение контракта; 3) свобода выбора контрагентов; 4) свобода заключения; 5) свобода определения содержания и формы контракта. 6. Многообразие форм контрактных отношений в институциональной 1) отраслевой принадлежности фирм участниц контрактных отношений; 2) правовых норм государства; 3) различий трансакционных издержек и деловой практики; (f 4) специфики предмета контрактных отношений; 5) характера субъектов контрактных отношений. 7. Проблема контрактов и связанных с ними трансакционных издери 1) правовых норм государства; 2) различий трансакционных издержках; 126 ____________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов 3) специфики предмета контрактных отношений; 4) существования формальных и неформальных правил; '•I 5) характера субъектов контрактных отношений. 8. Что порождает существование формальных и неформальных пра 1) многообразие форм контрактов; aij 2) неравноправное положение сторон контракта; £С1 3) проблему полноты контрактов; " "' 4) специфику предмета контрактов; 5) характер переговоров по контракту. 9. Что отражают контракты с позиции структуры прав собственности 1) неравноправное положение сторон; 2) специфику объекта по поводу, которого складываются отношения; 3) структуру стимулов и антистимулов; 4) структуру трансформационных издержек сторон контракта; 5) традиции и обычаи деловой практики. 10. В зависимости от четкости и жесткости закрепления действий каж 1) имплицитный и эксплицитный; 2) обязательственный и отношенческий;. 3) полный и неполный; 4) регулярный и разовый; 5) формальный и неформальный. 11. Что не относится к причинам неполноты контрактов: 1) издержки осуществления расчетов и переговоров; 2) неточность и сложность языка контракта; 3) ограниченность предвидения человеком некоторых обстоятельств; 4) определенная деятельность или информация, не поддающаяся проверке; -. 5) экономическая рациональность сторон контракта. \ 12. Неполные контракты позволяют сторонам: 1) гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства; 2) исключить возможность возникновения обстоятельств непреодолимой силы; В опросы и задания-' *■:"■.■■■■'■«очрмр.'>■■.■ т.'. ____________________; j ■ ________ 127 3) однозначно закрепить распределение всех возможных издержек и выгод по контракту; j 4) формально закрепить все существенные условия; контракта на период его действия; ■ 5) четко установить ответственность сторон за возможное оппортунистическое поведение. 13. Какую проблему создают сторонам неполные контракты: 1) возможность возникновения обстоятельств непреодолимой' силы;. ■■ i ■ 2) несовершенство обязательств и опасность постконтрактного оппортунизма; 3) рост налогооблагаемой базы контракта; 4) совершенство обязательств и санкций за постконтрактный оппортунизм; „| 5) усложнение механизмов взаимных расчетов. |, Л'' 14. Как Герберт Саймон определял причины неполноты контракта: 1) ограниченная рациональность; > 2) равновесие по Нэшу; '. 3) экономическая рациональность; ■• 4) экономическая эффективность; i> 5) эффективность по Парето. 15. Сколько основных типов контрактов выработала хозяйственная 1) 2;..!ui4-..- 2) 3;!■■■ Н 4) 5; 5)6. 'КН!п»чк"п'';и»/о'гнм;(-' \ 16. Какой тип контракта не различает институциональная экономика: 1) гибридный; ' ■ ■' ' • 2) классический; ы 3) неоклассический; ■ ' '*'*" 4) обязательственный; -' !' - 5) отношенческий. 17. Что не относится к основным характеристикам классического кон- - 1) государство выступает гарантом исполнения сторонами приня 128 ________________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов 2) полнота фиксирования характера отношений, их возможных изменений или прекращения; 3) разовый характер отношений сторон; 4) третья сторона выступает гарантом исполнения сторонами принятых на себя обязательств; 5) явное закрепление в контракте всех условий, издержек и выгод сторон. 18. К какому типу с точки зрения формализации условий относится 1) имплицитный; 2) неполный; 3) неявный; 4) полный; 5) эксплицитный. 19. К какому типу с точки зрения формализации условий относится 1) имплицитный; 2) неполный; 3) неявный;..... 4) полный; 5) явный. 20. Какова частота отсйшешвд сторон по классическому контракту: 1) временный; 2) постоянный; 3) разовый; 4) регулярный; 5) случайный. 21. Кто выступает гарантом в отношениях сторон по классическому кон 1) арбитр; 2) государство; 3) контрагенты; 4) посредник; 5) поставщик. Ч^ 22. Какой характер носит классический контракт: 1) конкретный; 2) несовершенный; 3) обезличенный; Вопросы и задания • >■ _______ П_______________ -------- 129 4) персонифицированный; 5) совершенный. 23. Присутствие чего является отличительной че];лассического 1) отсутствие четко оговоренных пунктов «если >; 2) четко оговоренных пунктов «все, что не запи ничтожно»; 3) четко оговоренных пунктов «если... то»; 4) четко оговоренных пунктов «на усмотрение^—тян контракта»; 5) четко оговоренных пунктов «на усмотрение ц кой стороны». 24. К какому моменту времени сводятся все возмож удущие собы 1) будущему; ____ 2) настоящему; ' 3) не привязаны ко времени, так как носят гибк рактер; 4) определенному длительному периоду в буду 5) определенному длительному периоду в наст(i. 25. Сколько сторон предполагает классический ког 1) две; 2) три; ' 3) четыре; 4) много; ,у 5) неограниченное число..,, 26. С точки зрения формулировки положений клапч жий контракт 1) вариативности; 2) неформальности; ~;, 3) индивидуализации; I 4) неспецификации; щш:тгук<;, ■ '•{ ['}: 5) стандартизации.: % 27. Когда прекращает свое существование классиче____ контракт: f 1) бессрочный; v 2) в зависимости от указанного в контракте сро;:' 3) по решению одной из сторон; _ | 4) с момента выполнения сделки; Д 5) с прекращением деятельности контрагентов. I;';> 28. Каков способ организации сделки при классиче,> сонтрактф: 1) гибридный; \ 2) иерархический; i 130 __________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов 3) рыночный; HB':Hi-j;ri'.T!:!)i-.ii;!'.'.i, 4) смешанный; ',ии;<■<- ■, If) i 5) формально организованный. • ■ сгт - •>;.;i| 29. Какова степень специфичности ресурсов при классическом Ан 1) высоко специфичный ресурс; «<>■ 2) интерс нецифический ресурс; и*<,л< 3) ресурс общего назначения; ьчори 4) ресурс средней степени специфичности; <и:. 5) уникальный ресурс., 7. j 30. Что не относится к основным характеристикам неоклассического 1) государство выступает гарантом исполнения сторонами принятых на себя обязательств;; 2) неполнота фиксирования характера отношений, их возможных изменений или прекращения; 1 3) случайный характер отношений сторон;; 4) третья сторона выступает гарантом исполнения сторонами принятых на себя обязательств; 5) явное закрепление в контракте всех условий, издержек и вь^год сторон. 31. К какому т ипу с точки зрения формализации условий относится нео 1) имплицитный; ' mii- '■:■"* •"■'.*<1"<г «нн'к 2) неполный; 3) неявный; :тютч 4) полный; ",fi: 5) эксплицитный. 32. К какому типу с точки зрения формализации условий относится нео 1) имплицитный; Т'.члкй' 2) неполный; 3) неявный; ■>*.'': ■■■■)•>■..•„.;ni<i>i я ц<,;».„■ 4) полный; ' ем 5) явный. и* 33. Какова частота Отношений', сторон по неоклассическому кон 1) временный; 2) постоянный; *.WMWiwidn 3) разовый; Вопросы и задани»ь;>г ■■■ „я - у] ■. и. >Л _______________________ ---------------------- 131 4) регулярный; и г ;' 5) случайный. -г,. ■.■...:.,1 >. ]■ 34. Кто выступает гарантом в отношениях сторон поi)1ссическому 1) арбитр; { 2) государство;,| < 3) контрагенты; 4) посредник; ____ 5) поставщик. 35. К какому типу относится неоклассический контр ! очки зрения 1) бессрочный; I; 2) возобновляемый;' i' ' " 3) долгосрочный; f I ■* * ( 'v 4) краткосрочный; S1 ' ■* ' f 5) среднесрочный. ' |; i;, 36. В каких условиях целесообразно заключать нео|,я.,, .,.\чес^аШШм- 1) информационной симметричности; Ь| "'',,,. 2) информационной стабильности; *. 3) неопределенности; '■ ___ 4) низкой степени риска; ',— г 5) определенности. Л: '.а.ц. 37. Сколько сторон предполагает неоклассический 1| >■:кт: 1) две; ] 2) три; '—г- 3) четыре; ■' ' 4) много; 5) неограниченное число. 38. Каков способ организации сделки при неокласс^' - \л контракте: 1) гибридный; 2) иерархический; "1 3) рыночный; J 4) неформальный; "| 5) формально организованный. —— 39. Какова степень специфичности ресурсов при неокп нем |:ческом кон 1) высокоспецифичный ресурс; 1; 2) интерспецифический ресурс; ;^_^ 132 ________________________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов 3) ресурс общего назначения; 4) ресурс средней степени специфичности; 5) уникальный ресурс. < 40. Что понимается под гибридной формой сделки: 1) способ организации сделки, основанный на сочетании элементов рынка и иерархии, предполагающий достижение компромисса и приспособление к непредвиденным обстоятельствам; 2) способ организации сделки, основанный на сочетании различных формальных и неформальных правил, предполагающий приспособление к непредвиденным обстоятельствам; 3) способ организации сделки, основанный на сочетании различных формальных и неформальных правил, предполагающий достижение компромисса сторон; 4) способ организации сделки, основанный на сочетании различных методов рыночного регулирования, предполагающий приспособление к непредвиденным обстоятельствам; 5) способ организации сделки, основанный на сочетании различных методов рыночного регулирования, предполагающий достижение компромисса сторон. 41. Кто первым ввел в научный оборот понятие «гибридная форма 1) АрменАлчиан; ' 2) Гарольд Демсец; 3) Герберт Саймон; 4) Оливер Уильямсон; 5) Уэсли Митчелл. 42. Что из перечисленного не является примером гибридных форм сделки: 1) долгосрочные контракты; 2) лизинг; 3) связанные продажи; 4) франчайзинг; 5) эксклюзивные дилерские контракты. 43. Что представляют собой долгосрочные контракты: 1) долгосрочные соглашения о проведении узкоспециализированных в части получаемого чистого дохода компанией-заказчиком в виде роялти; 2) контракты, заключаемые между близко территориально распо Вопросы и задания — 133 ничество между которыми сокращает их взаим ie трансакцией-: 3) соглашение, предоставляющее независимому :\ у право исполь :| ской компании на определенный срок; «4) соглашение с покупателем о приобретении им ределенного то- i вара только у одного конкретного продавца, а у конкурентов; I; купателем о дальнейшем VIP-обслуживании с тороны продав 44. Что представляют собой связанные продажи: i) продажа определенного товара или услуги во ожна лишь при условии приобретения дополнительных това~~в или услуг ис- :| ключительно у данного производителя; 2) публичные договоры об аукционной продаже; клюзивного товара или услуги; р) соглашение, предоставляющее независимому л у право исполь- ij зовать торговую марку и методы организации ' гзнеса материн- ! ской компании на определенный срок; ^) соглашение с покупателем о приобретении i определенного | товара только у одного конкретного продавца не у конкурен 5) специальные неформальные соглашения меж/ гродавцом и покупателем о дальнейшем VIP-обслуживании с тороны продав-; ца на долгосрочной основе. 45.!1то представляет собой эксклюзивные дилерски! онтракты: jl) контракты, заключаемые между близко террг'^риально распо- j ложенными самостоятельными фирмами, дол;рочное сотрудничество между которыми сокращает их взаим ie трансакцион-ные издержки; $!) публичные договоры об аукционной продаже 5__ клюзивного то- | вара или услуги; Р) соглашение, предоставляющее независимому л у право исполь 4) соглашения с покупателем о приобретении им ^т эеделенного то 5) специальные неформальные соглашения межл гродавцом и по- стороны дилера — продавца эксклюзивной пр асции. 13^ ____________________________ Глава 4. Экономический анализ контракта^ Ц 46. Что представляет собой франчайзинг: 8 1) вид аукционной торговли эксклюзивными товарами или услуга^ I 1 ничество между которыми сокращает их взаимные трансакцион--'»!•'-■ ные издержки; ;3) соглашение, предоставляющее независимому лицу право исполь-;;-; зовать торговую марку и методы организации бизнеса материнской компании на определенный срок; 4) соглашения с покупателем о приобретении им определенного то-! ;-i > вара только у одного конкретного продавца, а не у конкурентов; *=5) специальные неформальные соглашения между продавцом и покупателем о дальнейшем послепродажном VIP-обслуживании со ■от стороны дилера — продавца эксклюзивной продукции. 47. Что представляет собой роялти: ■1) компенсационное вознаграждение, выплачиваемое в виде про- .н<;. цента от стоимости проданных товаров и услуг третьим лицам, за право использования в производстве принадлежащих им па- <:s. тентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов соб- > ственности; 2) премиальную выплату третьим лицам за использование в производстве товаров и услуг принадлежащих им патентов, авторских прав, природных ресурсов и др.; 3) разновидность прибыли, выплачиваемой третьим лицам за использование в производстве товаров и услуг принадлежащих им патентов, авторских прав, природных ресурсов и др.; 4) разовый бонус, выплачиваемый третьим лицам за использование в производстве товаров и услуг принадлежащих им патентов, авторских прав, природных ресурсов и др.; -от5) разовый выигрыш, выплачиваемый третьим лицам за эффективное использование в производстве товаров и услуг принадлежащих им патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности. 48. Что не относится к основным характеристикам отношенческого кон 1) контрагенты выступают гарантом исполнения сторонами приня--'.;; тых на себя обязательств; <.v,u2) неполнота фиксирования характера отношений, их возможных Вопросы и задания:с;' ____ ---------------- 135 3) неявное закрепление в контракте всех yonoi здержек и выгод сторон; 4) регулярный характер отношений сторон; 5) третья сторона выступает гарантом исполне. л с горонами принятых на себя обязательств. < 49. К какому типу с точки зрения формализации ус • i ''относится от- 1) имплицитный;.',,.;,<!!..■ ------ 2) неполный; v<>: <>.ш<,>-■ : ■><.. :-ч ■'• 'JU Ь1 3) полный; д>|1 (s 4) эксплицитный; '•:У>) ("■'■ 5) явный. '____ 50. К какому типу с точки зрения формализации усле относится от- 1) неполный; 2) неявный;;' 3) полный; !™— '' ' '• 4) эксплицитный; " 5) явный. 51. Какова частота отношений сторон по отношенч гу контракту: 1) временный; ------- 2) постоянный; 3) разовый; t ,}~ 4) регулярный; 5) случайный.,,____ 52. Кто выступает гарантом в отношениях сторонЛО от цошенческому 1) арбитр;, 2) государство;,^ 3) контрагенты;,|~-----;;; 4) посредник; ■;' 5) третья сторона. 53. В каких случаях целесообразно использовать с енческий кон 1) дискретных эпизодических взаимовыгодны ■ шений между сторонами; 2) долговременных, сложных взаимовыгодны:! шений между сторонами; 136 ______________________________ Глава 4, Экономический анализ контрактов 3) несистематических кратковременных отношений между сторонами; 4) разовых, несложных взаимовыгодных отношений между сторо-.] нами; i 5) случайных, высокорисковых, но и весьма выгодных отношений j между сторонами. J 54. Какие условия имеют преимущество при отношенческом контрак- < 1) неформальные; 2) полные; 3) формальные; 4) эксплицитные; 5) явные. 55. Каков способ разрешения споров сторон при отношенческом кон 1) неформальные переговоры; 2) двусторонний торг; 3) обращение к устоявшейся практике отношений за весь период их существования, а не к условиям первоначального контракта; 4) обращение к вышестоящему в иерархии административному звену; 5) приспособление к непредвиденным обстоятельствам путем достижения компромисса. 56. Какова степень специфичности ресурсов при отношенческом кон 1) интерспецифический ресурс; v.:: 2) неспецифический ресурс; 3) пластичный ресурс; 4) ресурс общего назначения; 5) ресурс средней степени специфичности. 57. С чем не связаны недостатки иерархии как способа организации 1) высокие стимулы к расширению масштабов производства; t' 2) значительные бюрократические издержки; 3) слабые стимулы к инновациям; 4 4) слабые стимулы к максимизации прибыли и снижению издержек у менеджеров внутренних подразделений; '• 5) слабые стимулы к повышению качества. 13 опросы и задания■•■•■■ ________________ __■ 137 ,58. Какой фактор, согласно Клоду Менару, не относится к основным, | определяющим различия между типами контрактов; 1) процедуры принуждения к исполнению контракта; I 2) срок действия контракта; 3) степень полноты контракта; 4) стимулы;;;.;<.■■!'■ •. 5) цена контракта. 59. Назовите, какой из перечисленных вариантов не относится к меха- '■ низмам управления договорными отношениями: 1) арбитраж; 3) двусторонняя структура управления; >">.'.. 4) иерархия; ^* 5) консенсус сторон. ■ i: ВО. Что означает понятие асимметрии информации: 1) неблагоприятная информация о сделке, возникающая как до за i требовать страховку или компенсацию за возможные убытки от другой стороны контракта; 2) неравноправный доступ к информации каждой цз сторон контракта до его заключения, что не позволяет в полном объеме оценить добросовестность другой стороны; 3) неравноценный объем информации, которым рас полагает каждая из сторон контракта как до его заключения, тик и после, что не позволяет оценить добросовестность другой стороны; 4) различное восприятие и трактовка информации каждой из сторон контракта как до его заключения, так и после, что не позволяет оценить взаимную добросовестность сторон; 5) свободный доступ ко всему объему информации по контракту, приводящий к усилению конкуренции и тем самым оказывающий давление на партнера. 61. Сколько типов оппортунистического поведения разл] мают в экономической теории контрактов: 2) 2;,, 3) 3;,}. -н{) 4)4; v 5)5.,(f Lt;i. 138 _______________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов 62. Какие типы оппортунистического поведения не различают в эконо 1) вымогательство;:»и«ш«',,; 2) лоббирование; 3) моральный риск; ■■ ■ • •■! 4) неблагоприятный отбор; '■• 5) следование своим интересам. 63. На основе чего проводят различия в типах оппортунистического по 1) асимметрии информации; 2) режима прав собственности; 3) специфичности ресурсов; 4) типов контрактов; 5) трансакционных издержек. 64. Что из перечисленного не относится к одному из типов оппортуни 1) скрытая информация; „, 2) скрытые действия; 3) скрытые мотивы; 4) скрытые намерения; 5) скрытые характеристики. 65. Что из перечисленного относится к одному из типов оппортунисти 1) скрытые желания; 6) скрытые мотивы; 2) скрытые мысли; 3) скрытые оценки последствий; 4) скрытые характеристики. 66. Что из перечисленного относится к одному из типов оппортунисти 1) скрытые действия; 2) скрытые желания; 3) скрытые мотивы; 4) скрытые мысли; 5) скрытые оценки последствий. 67. Что из перечисленного относится к одному из типов оппортунисти 1) скрытая информация; 2) скрытые желания; Вопросы и задания::-р<»<,,: ; ■■ 1 _______________ ;___________________ 139 3) скрытыемэтйвы; '< ■■•■'.:,■ ■ -у'у.чтщи ми!шт.;л| 4) скрытые мысли; ' i: I п 5) скрытые оценки последствий. "V"\! 68. Что из перечисленного относится к ОДЙоШу из тИймв on портуниЦй- 1) скрытые желания;;! f ^mHi: t I 2) скрытые мотивы; с "■ 3) скрытыем|лсли; "«р»' -тадовнф ^кып::-.^.' -I.*! 4) скрытые намерения; Х! ° 5) скрытые оценки последствий. 69. К каким последствиям приводят скрытые характеристики в кон 1) вымогательству; " :''')я ,! (** 2) моральном^ риску; ' 'Ч'«и^ 3) неблагоприятному отбору; ' ' <.,н«;!л и,, 4) неопределенности; м-ирл* 5) проблеме-«принципала—агента». ''V ■« 70. Кто первым взеА в научный оборот термин «неолкгоприятньт от 1) Джон Кеннет Гэлбрейт; ' \ 2) Джон Коммонс; * 3) Уэсли Митчелл; 4) Фрэнк Найт; 5) Фридрих фон Хайек. 71. Какой термин пришел в экономическую теорию контрактов из стра 1) асимметрия информации; 2) вымогательство; 3) моральный риск; t I 4) неблагоприятный отбор; j 5) проблема ^принципала—агента»., j 72. К каким последствиям приводят скрытые действия в контрактных 1) вымогательству;!?.,, 2) моральному риску; >,j #~ 3) неблагоприятному отбору;. и(,..рйА 4) неопределённости;,;!;; 1 f| (f 5) саботажу. ■'-. Я (£ 140________________________________ Глава 4. Экономический анализ контрактов 73. К каким последствиям приводит скрытая информация в контрактных отношениях: 1) к вымогательству; о 2) к моральному риску; 3) к неблагоприятному отбору; 4) к неопределенности; 5) к саботажу. 74 К каким последствиям приводят скрытые намерения в контрактных отношениях: 1) к вымогательству;...2) к моральному риску; 3) к неблагоприятному отбору; 4) к неопределенности; 5) к проблеме «принципала—агента». ( 78. Кто из ученых впервые обратил внимание на проблему асимметрии информации на стадии до заключения сделки: 1) Джон Кеннет Гэлбрейт; 2) Джон Коммонс; 3) Джордж Акерлоф; 4) Фридрих фон Хайек; 5) Фрэнк Найт. Ш. Какой тип оппортунистического поведения рассматривал Джордж Акерлоф: 1) вымогательство; 2) лоббирование; *' 3) моральный риск; 4) неблагоприятный отбор; 5) следование своим интересам. I "Ш- На примере какого рынка Джордж Акерлоф рассматривал пробле-i му неблагоприятного отбора: 1) подержанных автомобилей; 2) рынка недвижимости; \ х" 3) рынка ценных бумаг; *]
4) товаров и услуг; j 5) финансового рынка. | 78. На примере подержанных автомобилей какого государства Джордж? Акерлоф рассматривал проблему неблагоприятного отбора:; 1) Великобритании; ■ '. 2) Германии; ] I \ Вопросы и задания ■,, *, ■ ______________________________ 141 3) США; -. -i 4) Франции; ■ • i 5) Японии. 79. Как на [рынке подержанных автомобилей, по Джорджу Акерлофу, 1) банйны; 2) rpyiira; ( 3) лимёны;. • ' •. 1, i - 4) мандарины; 5) сливы. 80. Как на [рынке подержанных автомобилей, по Джорджу Акерлофу, 1) лимрны; "; ■■;■■■:,:- (Г. 2) бана|ны; i ■<■■■■. •• i 3) rpynjm; -| 4) мандарины; i :\к 5) слив[ы. 81. Предложение каких автомобилей останется на рынке в результате 1) лимонов; ' i ■ 2) банфюв; --'к 3) rpyiii; 'I' -у 4) мандаринов; ' 5) слив. ' 82. К какому результату приведет асимметрия информации на рынке 1) внешний эффект, выражающийся в «фиаско государства»; 2) внешний эффект, выражающийся в «фиаско рынка»; 3) внешний эффект, выражающийся в загрязнении окружающей среды; 4) внешний эффект, выражающийся в использовании пластичного ресурса; 5) внешний эффект, выражающийся в опасном поведении, чреватом риском несчастного случая. 83. Сколько стратегий решения проблемы неблагоприятного отбора раз 1) 1; I 2)2;.,: 3) 3: i 142Глава 4. Экономический анализ контрактов 4) 4; •• 5) 5. 84. Какие стратегии решения проблемы неблагоприятного отбора раз- 1) вымогательство и отлынивание; ix. 2) искажение информации и запутывание; ипл 3) лоббирование и оппортунизм;:,* f 4) подача сигнала и просеивание; um> 5) следование своим интересам и саботаж. 85. Вследствие чего возникает моральный риск: 1) неопределенности и неполноты контрактов; 2) различий в режимах прав собственности; 3) различий в трансакционных издержках; 4) специфичности ресурсов; 5) существования разных типов контрактов. 86. Назовите, что из перечисленного не является условием возникнове 1) заказчик застрахован от неблагоприятных последствий действий исполнителя; 2) заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение. / 3) интересы исполнителя и заказчика не совпадают; 4) исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий; 5) исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам заказчика. 87. Где (в каких сферах) встречается моральный риск: "} 2) на рынке недвижимости; 3) на рынке общественных благ; 4) на рынке товаров и услуг; 5) на финансовом рынке. 88. Какие ресурсы носят назван
|