Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц истории Отечества





Необходимо более подробно остановиться на изуче­нии героических страниц истории Отечества как средстве вос­питания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества» в 8 классе.

1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» следу­ет подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справед­ливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего де­кабриста Ф. Глинки: «...наступают времена Минина и Пожар­ского...Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух на­родный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу во­енную».

Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н. П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, вос­кликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предла­гается назвать нравственные черты, характеризующие этот под­виг. Интересным будет рассказ об участии башкир в Отечественной войне 1812 года. Рассказ будет более интересным если будет проходить у памятника участникам Отечественной войны.

2. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинается с рассказа о под­готовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значе­нии марш-маневра из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, учитель может привести слова М. И. Куту­зова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая».

В беседе о причинах оставления французами Москвы можно привести слова из пьесы В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов»: Велик Наполеон! Стратег, политик ловкий, сравнится кто другой с ним, думаю, навряд. А вот сидит в Кремле, как в мышеловке, и хочется вперед, ан надобно назад.

Вопрос об огромном размахе партизанского движения в на­родной войне может быть раскрыт в сообщениях учащихся, в которых удачно прозвучат отрывки из басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Кот и повар», «Обоз».

Знакомство об участии «северных амуров» в заграничных походах вызовет особенную гордость в сердцах учащихся.

Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа бы­ло движущей силой разгрома наполеоновской армии.

3. Уроки по теме «Крымская война» также дают возмож­ность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П. С. На­химова турецкой эскадры в Синопском бою, учитель предлагает учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наваринском сражении (1827г). Тогда на линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин - будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению. Башкиры принимали активное участие в защите наших границ от иностранных интервентов.

Учитывая, что большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы, можно привести слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родно­го нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным сви­детелем ваших трудов и готовности умереть по первому прика­занию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отсто­им Севастополь...»

Далее приводятся примеры массового героизма защитников города.

- Какие боевые и моральные качества проявили эти русские патриоты?

Особо следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Сре­ди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10-летний Нико­лай Пищенко.

Рассказывая об обороне Севастополя, следует подчеркнуть, что защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искус­ство. Это - знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотин­цев и матросов и массированный артиллерийский огонь, посто­янно державшие в напряжении войска артиллерийский огонь, посто­янно державшие в напряжении войска неприятеля.

В завершение урока делается вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, за­щитники самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, за­щитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей славой, и вписали новую яркую страницу в исто­рию Отечества.

Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые ис­пытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И на­следники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдер­живали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастопо­ля», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение.

4. Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» можно подготовить в форме урока-игры «Дорогами войны».

Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.

Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса:

• эмоциональность самого учителя - переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;

• использование различных средств, направленных на воз­буждение интереса к излагаемым знаниям, пробуждение дея­тельности ума школьника;

• формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлени­ям общественной жизни.

Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его прежде всего необхо­димо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история долж­на не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед.

Необходимо объяснять причины того, что стране приходи­лось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни Рос­сии и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.

Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на уроках истории и во внеурочной работе, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе патриотическое воспитание должно вестись по трем неразрывно связанным между собой направлениям:

1.Изучение ребенком истории своей семьи.

2.Изучение истории родного края.

3. Изучение героических страниц истории Отечества.

7) Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:

• Культура Руси IX - первой половины XII в.

• Походы Батыя на Русь.

• Борьба русских земель с западными завоевателями.

• Русь и Золотая Орда в XIII-XIV вв.

• Русская культура XIV-XV, XVI вв.

• Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).

• Культура России XVII в.

• Преобразования Петра I.

• Внешняя политика Петра I.

• Развитие культуры в Петровскую эпоху.

• Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

• Культура XVIII в.

• Отечественная война 1812г.

• «Северные Амуры»

• Крымская война.

• Культура первой половины XIX в.

• Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

• Русская культура во второй половине XIX в.

• Культура в начале XX в.

• Россия в Первой мировой войне.

• Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

• Послевоенное восстановление хозяйства и др.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО теме педагогического опыта:

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагнос-тический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта   2012-2013 1.Курсы повышения квалификации учителей.   2. Изучение литературы. - Закон РФ «Об образовании»; - Конвенция о правах ребенка; - Конституцией РФ; - Государственная программа - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 год. - План мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Башкортостан на 2012 - 2015 годы. - Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»; - План мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в Бурзянском районе; - Труды В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция, Н.А.Добролюбова, Н. М. Карамзина, Я. А. Коменского, Л. И. Лепелетье, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского. - Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л. А. Альшевская, А. В. Беляев, Д. Н. Веприняк, С. Н. Винникова, И. Н. Глазунова, М. А. Горбова, А. Н. Зайчиков, Н. В. Ипполитова, И. М. Клименко, С. В. Марзоев, Н. Д. Никандров, А. И. Поберезкин, А. И. Пятикоп, X. Тиллоев, В. Н. Устякин, Г. Н. Филонов, И. Ю. Хитарова, А. Ю. Чибисов - Подписка на методическую литературу «Преподавание истории в школе»», «Первое сентября. История». 3. Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла.
Прогнос-тический 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. 2012-2013 1. Составление прогноза
Практи-ческий 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 2012-2015 1. Открытые уроки, внеклассные мероприятия: на муниципальном уровне. («Страницы истории», «Древняя Спарта», «Нашествие с Востока», «Компьютер: за и против», «Олимпийские игры», «Отечественная война 1812 года. Техника декупаж» (комбинированный урок), «Гражданином быть обязан» на школьном уровне («Золотой век русской культуры», «Первая мировая война», «Отечественная война 1812 года. Техника декупаж», «Олимпийские игры», «Моя Малая Родина», «Блокада Ленинграда», «25 лет выводу советских войск из Афганистана» (урок-встреча), «1937» (урок –встреча) Торжественные линейки: «Моя Республика» «Сталинградская битва», «Курская дуга» 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Всероссийские конкурсы: «Служение Отечеству: события имена», «Растим патриотов». Республиканский Образовательный форум «Образование. Наука. Карьера-2014» Районные конкурсы: «Отражение событий 1812 года в научной и художественной литературе, искусстве народов Башкортостана», «70 лет Сталинградской битве», «Курская дуга». 3.Исследовательская, поисковая, проектная работа с учащимися: Республиканский, районный конкурс исследовательских работ в рамках МАН, «Старт в науку», всероссийский конкурс «Служение Отечеству: события имена», «Ломоносовские чтения» 4. Создать электронную почту для контакта с едино-мышленниками: [email protected], Dnevnik.ru. 5. Подбор материалов для формирования банка дидактических разработок. 6.Участие в профессиональных конкурсах («Учитель года», конкурс методических разработок по проведению Уроков Мужества, классных часов и внеклассных мероприятий, конкурс докладов «Традиции и новации в преподавании истории» 7.Публикации на сайтах педагогических сообществ и на сайте школы. 8.Публикации работ учащихся в СМИ: «Старт в науку» (Хакимова Л.Р. «Система школьного образования в странах БРИКС»), «Ломоносовские чтения» (Хакимов А.Р. «Летопись села Старосубхангулово» 8.Разработка личного сайта: http://www.proshkolu.ru; http://nsportal.ru/;) 9. Проведение тематических классных часов(регулярно)
Обобща-ющий 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 2013-2014 1.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 2.Мастер-класс «Кейс технологии» 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 4.Пополнение личных сайтов: http://www.proshkolu.ru; http://nsportal.ru/  
Внедрен-ческий Распространение опыта работы. 2014-2015 1.Принять участие в работе КМО, РМО 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте и на страницах http://www.proshkolu.ru; http://nsportal.ru/

 

 

 

 

Date: 2015-07-27; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию