Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные упражнения





На коне можно выделить сравнительно небольшую группу дви­жений, при овладении которыми в основном решается задача технической подготовки гимнаста в данном виде многоборья. Это объясняется тем, что в каждом движении заложена основа целой группы упражнений, сходных по технике. Такие профилирующие движения каждый тренер и гимнаст должны знать наиболее глу­боко и детально. Перечислим их в порядке возрастания трудности.

1. Маятникообразные махи: четыре одноименных перемаха (из упора ноги врозь вперед и назад, из упора, из упора сзади); четы­ре разноименных перемаха (из тех же положений, что и одноимен­ные), прямое и обратное скрещения.

2. Круговые движения двумя ногами:

1) круги двумя без поворотов: в упоре продольно, в упоре попе-

* Более подробно вопросы тренировки гимнастов на коне изложены в кн. Б. В. Маслова «Упражнения на коне». М., ФиС, 1972, стр. 68—89.


           
   
   
 
 
 

рек (на любой части коня; например, круги продольно — на руч­ках, а круги поперек —на теле коня);

2) круги двумя с переходами: из упора сзади продольно, из упо­ра в сторону; из упора поперек вперед («мадьяр»); то же назад из упора поперек спиной к ручкам;

3) круг двумя с поворотом и переходом: в разноименную вра­щению сторону (выход или вход); в одноименную сторону из упора сзади;

4) круг прогнувшись (на любой части коня);

5) круг прогнувшись с поворотом на 360° или русский круг;

6) круг двумя с поворотом вокруг продольной оси тела (напри­мер, состоящий из следующих перемахов: из упора поперек пере-мах двумя вправо с поворотом направо, перемах двумя влево-назад с поворотом направо в упор поперек спиной к ручкам, перемах двумя вправо с поворотом направо, перемах двумя влево-назад с поворотом направо в упор поперек).

Рассмотрим технику и методику разучивания некоторых основ­ных махов и кругов.

Размахивания и одноименные перемахи

Все перемахи выполняются в результате маятникообразного или кругового маха нижней частью тела в сторону. Поэтому начинаю­щих гимнастов надо прежде всего научить создавать начальный момент вращения или колебания, а затем увеличивать и регулиро­вать амплитуду движений.

1. Размахивания.

Последовательность разучивания:

а) в висе (на кольцах, на стенке);

б) в упоре на руках на брусьях и на комбинированном снаряде;

в) упор ноги врозь на коне, проводка по движению и фиксация
крайнего верхнего положения ноги;

г) размахивание в упоре ноги врозь сначала с помощью, затем
самостоятельно;

д) размахивание в упоре;

е) размахивание в упоре сзади.

2. Одноименные перемахи. После того как занимающиеся освоят широкие маятникообразные махи всем телом в трех основных по­ложениях упора на ручках, им нетрудно будет выучить все однои­менные перемахи. Профилирующим соединением в этой подгруппе махов является так называемый «маятник» (рис. 191): из упора пе­ремах правой, мах влево, перемах правой назад и то же в другую сторону. Начинающий гимнаст должен выучить это упражнение и на каждом занятии повторять его, увеличивая размах колебания всего тела и высоту подъема ног.

Чтобы выполнить маятникообразное движение с прыжка, надо направить плечи вперед, а ноги вправо, разводя их пошире за счет отведения правой. В крайней точке маха правой ногой оттолкнуть­ся правой рукой и, оставляя правую ногу вверху, разогнуться в тазобедренном суставе. После этого быстро поставить руку на опору


 



за правым бедром. Мах влево в упоре ноги врозь выполняется так же, как и вправо. При следующем махе вправо (как бы спиной впе­ред) надо акцентировать взмах левой ногой до полного разгибания в тазобедренном суставе. Когда правое бедро при движении вправо надавит на руку, ее нужно отпустить и тотчас взмахнуть правой ногой в сторону и кверху. Стремясь удержать ногу возможно выше,

быстро поставить правую руку крат­чайшим путем. После свободного опус­кания ног повторить те же действия в другую сторону.

Последовательность разу­чивания:

а) на комбинированном снаряде с

помощью; для оказания помощи стать сзади и, поддерживая одной рукой за ногу снизу, а другой за таз сбоку, отводить нижнюю часть тела гимнаста в сторону и кверху до предела. В верхней точке ма­ха перехватить руки и помочь ученику выполнить упражнение в другую сторону;'

б) из размахивания в упоре правой перемах правой назад и мах
влево, с помощью, а затем самостоятельно;

в) то же, что предыдущее упражнение, и перемах левой;

г) с прыжка мах влево, перемах правой, мах влево, перемах
правой назад, перемах левой, мах вправо, перемах левой назад и
далее те же перемахи несколько раз подряд. Если это упражнение
выучено правильно, то нетрудно освоить технику и других соедине­
ний одноименных перемахов;

д) с прыжка или после размахивания в упоре перемах правой
вне, мах влево, перемах правой назад, то же в другую сторону;

е) из упора правой перемах левой, перемах правой назад, мах
влево и то же в другую сторону;

ж) из упора перемах правой, перемах левой вне, перемах правой
назад, перемах левой назад, перемах правой вне, перемах левой,
перемах правой назад, перемах левой назад;

з) перемах правой, перемах левой, перемах правой назад, пере­
мах левой назад.

Разноименные перемахи и скрещения Основные упражнения этой подгруппы—прямые и обратные скрещения. Разноименные перемахи служат подводящими к ним, а


       
   
 
 

также дополняют представление об особенностях всей подгруппы маятникообразных движений без поворотов.

1. Из упора левой перемах левой вправо-назад исполняется ши­роким махом всего тела вправо. Особенно важно сделать сильный, акцентированный взмах правой («ведущей») ногой в сторону и кверху, а затем за голову, оставляя сначала левую ногу внизу. Лишь в момент сильного торможения подъема правой ноги в край­нем верхнем положении выполнить перемах левой вправо-назад.

Стараясь задержать опускание правой ноги, быстро поставить пра­вую руку на опору.

Последовательность разучивания:

а) на комбинированном снаряде из размахивания в упоре левой"
перемах левой вправо-назад с помощью, а затем самостоятельно;
то же на коне;

б) на комбинированном снаряде несколько кругов левой, мах
влево, несколько кругов правой; то же на коне — сначала с помо­
щью, затем самостоятельно.

2. Из упора левой скрещение вправо (рис. 192) исполняется так же, как предыдущее упражнение, но взмах правой ногой направ­ляется не за голову, а несколько впереди тела. После отпускания правой рукой опоры одновременно с разгибанием поворачивать таз налево и продолжить отведение туловища от левой руки. Прогнутое положение тела удерживать и после возвращения правой руки на опору, вплоть до прохождения вертикали внизу.

Последовательность разучивания:

а) из упора левой провести ноги гимнаста по всему пути встреч­ных перемахов. Для этого встать сзади-справа, взять правой рукой за правый голеностоп гимнаста внизу и отвести правую ногу в сто­рону и кверху до предела. После этого гимнаст должен отпустить правую руку и, поворачивая таз налево, выполнить перемах ле­вой вправо-назад. Как только левая нога окажется над снарядом, нужно левой рукой подхватить ее за голеностопный сустав снизу и зафиксировать прогнутое положение тела. В этом положении гим­наст возвращает правую руку на опору за правым бедром; помощь прекращается, и следует свободный мах влево;

. б) на комбинированном снаряде несколько скрещений подряд сначала без взмахов ногами, несколько замедленно, как бы прог-


нувшись.' Затем к свободным колебаниям всего тела добавлять предельно высокие бросковые движения одноименной ногой;

в) на коне с ручками перемах левой, скрещение вправо, перема­
хом левой с поворотом направо соскок; то же в другую сторону;

г) перемах левой, скрещение вправо, перемах правой влево-на­
зад, то же с правой;

д) несколько скрещений подряд. Этот контрольный норматив
позволяет судить о результатах технической подготовки за весь

предшествующий пе­
риод. Первое требо­
вание к качеству
исполнения — ши­
рокая амплитуда
колебания всего те­
ла и полное разгиба­
ние в одноопорном
положении. После
этого следует уве­
личивать высоту
махов одноименной
ногой до предела.

3. Из упора правой перемах левой вправо в упор сзади и обрат­ное скрещение (рис. 193). имеют, как и два предыдущих упраж­нения (1 и 2), общую техническую основу. Они в основном выполня-. ются за счет ускорения маха вправо а упоре ноги врозь: сначала приведением левой ноги с разгибанием в тазобедренном суставе, а после отталкивания правой рукой резким отведением правой ноги вправо и кверху. Собственно разноименный перемах или встречные перемахи при скрещении производятся в результате торможения ведущей (правой) ноги вверху-справа. После этого для разноимен­ного перемаха в упор сзади достаточно лишь разогнуться, продви­гая таз вперед одновременно с приведением левой ноги, а для скрещения, сгибаясь, повернуть таз направо (наружу). Для за­вершения обоих упражнений нужно быстро поставить правую ру­ку на опору, не отводя от нее таз.

Последовательность разучивания и методические приемы такие же, как и при овладении предыдущей группой упражнений. Изме­няются лишь исходные и конечные положения ног.

Контрольный норматив — соединение из четырех обратных скре­щений. Сначала добиться максимального отведения туловища от руки в сторону маха. Затем, сгибаясь и поворачивая таз наружу,, увеличить взмах «передней» ногой в сторону и кверху.

Круги двумя ногами

Это — важнейшее профилирующее упражнение среди всех кру­говых движений. Независимо от условий опоры и величины препят­ствий для перемещения ног и нижней части тела их техника должна быть единой в любых соединениях с круговыми движениями. На ручках, на теле и ручке, на теле коня, на одной ручке, в упоре про-


       
   
 
 


дольно или поперек круги двумя необходимо выполнять по одной и той же круговой траектории, выпрямленным телом, без заметного перемещения о. ц. т. и ступней по вертикали. Поэтому описанная техника круга двумя на ручках (продольно) остается неизменной при выполнении любого круга двумя без поворота и перехода.

1. Из упора на ручках круг двумя ногами вправо (рис. 194). Из положения близкого к горизонтальному упору направить нижнюю

часть тела по горизонтали вправо, не сгибаясь и поворачивая таз на­право (наружу). Правую руку снять с опоры лишь тогда, когда таз ока­жется против правой ручки коня. Стремясь оставить ступни справа и внизу, ускорить продвижение таза вперед и вправо. После прохожде^ ния бедер над ручкой быстро вер-

нуть правую руку на опору. В упоре сзади во время ускоренного перемещения всей нижней части тела по кругу таз должен быть перед руками. Левую руку не отпускать до тех пор, пока таз не окажется перед левой ручкой коня. Не поворачивать таз налево (наружу), для чего стремиться повернуть его направо (внутрь). Не допускать сгибания с отведением таза назад между ручками (это особенно распространенная и трудно исправимая ошибка). После отпускания левой рукой ручки коня кратчайшим путем и как можно быстрее вернуть ее на опору сразу вслед за прохождением бедер над ручкой.

На протяжении всего круга тело должно быть возможно более выпрямленным (небольшое сгибание допустимо лишь в грудной части позвоночника), ноги предельно натянуты и жестко фиксиро­ваны с нижней частью туловища. Ступни следует максимально удалять от опоры во всех точках перемещения по горизонтали, стре­мясь описать ими правильную окружность на уровне верхнего края ручек. Чтобы добиться этого, нужно усилиями рук удерживать плечевой пояс на траектории значительно меньшего радиуса, чем траектория ступней, так как при перемахе вперед-вправо равнове­сие чаще всего теряется из-за большого отведения плечевого пояса назад и влево.

Последовательность разучивания:

Период изучения техники кругов двумя и ее совершенствования можно условно разделить на три этапа: освоение вращательного


движения нижней частью тела при опоре на плечевой пояс в облег­ченных условиях, овладение унифицированной схемой техники кру­гов двумя в естественных условиях опоры, разучивание разновид­ностей кругов двумя.

а) из упора на коне с ручками, удерживая двумя руками ступн»
гимнаста, провести их по всей траектории круга. При этом гимнасту
важно не изменять жесткости осанки, не провисать в плечах, а
опускать плечевой пояс, возможно дольше удерживать двойную
опору и очень быстро кратчайшим путем переставлять руки;

б) в висе на кольцах, опущенных до уровня пояса, круговые
вращения нижней частью тела, постепенно увеличивая радиус и

ускоряя движение;

в) в упоре на руках на брусьях круговые движения нижней
частью тела над небольшим препятствием (набивным мячом, табу­
реткой);

г) на специальном тренажере (рис. 189) круги двумя сначала в
медленном, затем в нормальном темпе. Освоением этого важнейше­
го упражнения завершается первый этап разучивания.

Тренажеры могут быть и другой конструкции (в частности, до­полнительная опора возможна не ступнями, а нижней частью ту­ловища) (В. И. Говердовский);

д) на козле (обычном или круглом) или другом подобном при­
способлении с прыжка круг двумя в соскок; то же, но полтора, два
и более кругов. Количество кругов постепенно доводить до возмож­
ного максимума, но при этом следить за стабильностью позы, рав­
номерностью перемещения ног и плечевого пояса по кругу. Посте­
пенно увеличивать радиус вращения. Выполнить то же упражнение
на коне (сначала на укороченном), а затем на коне без ножек.

При переходе к упражнениям на коне обычно появляются ошиб­ки в осанке (сгибания) и в ритме (рывки, резкие ускорения от­дельных фаз). В данном случае следует возвращаться к упражне­нию на козле. Аналогично поступают и при разучивании других разновидностей кругов двумя;

е) круги поперек на козле; то же на коне без ручек, предъявляя
те же требования, что "и при выполнении упражнений «д»;

ж) круги поперек на коне с ручками. При разучивании кругов
поперек можно оказывать помощь: стоя сзади, взять гимнаста обе­
ими руками за пояс и помогать делать круговые движения нижней

частью тела.

Чтобы гимнаст не сгибал и не разводил ноги (что часто бывает связано и с чисто техническими ошибками), можно предложить ему удерживать в ступнях небольшой легкий предмет или надевать на ноги нетугое резиновое кольцо, стягивающее ступни. Применяют также жесткие наколенники, препятствующие сгибанию ног, и да­же специальные фиксаторы тазобедренных суставов, не позволяю­щие сгибаться. Увеличению радиуса вращения способствуют ори­ентиры, расположенные вокруг коня (белая круговая линия на полу, тесьма, натянутая вокруг коня на уровне перемещения ступ­ней), а также ускорение движения нижней частью тела по кругу.


Круги двумя с переходами

В этих кругах перемещение всего тела в сторону выполняется только за счет поочередных перехватов, как бы приставными шага­ми. Действия нижней частью тела здесь те же, что и в кругах дву­мя без переходов. Отличие состоит лишь в перехватах рук, а также в несколько большем смещении плечевого пояса в сторону перехо­да. Наиболее просты переходы из упоров сзади, особенно «с горы», то есть из упора сзади на ручках в упор сзади на теле и ручке. Здесь для выполнения перехода достаточно, делая круговой мах в упоре сзади на ручках, как для круга двумя, не препятствовать перемещению плечевого пояса в противоположную сторону, а, ос­вободив левую руку (при переходе вправо), переставить ее на пра­вую ручку перед правой кистью. В упоре на ручке надо сделать та­кой же круговой мах, как в упоре на обеих ручках при простом кру­ге. Сняв затем правую руку с опоры, сразу вслед за перемещением нижней части тела над снарядом переставить ее на тело коня.

Последовательность разучивания:

а) имитация перехода на полу, на коне с помощью, на трена­
жере;

б) фиксация упора на одной ручке и проводка по всей траекто­
рии маха в упоре;

в) из упора стоя с прыжка упор с перехватом левой на правую»
ручку и соскок углом влево через тело коня;

г) из упора сзади перемах двумя влево-назад с переходом в
упор на ручке и соскок углом или боком над телом коня;

д) круг на ручках, переход, круг на теле и ручке.

Date: 2015-08-07; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию