Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение/самообучение по индивидуальным потребностям





 

Организаторы обучения привыкли мыслить обобщенными показателями, за которыми теряется одно из важнейших понятий – индивидуальные потребности конкретного работника. Ключевой вопрос при этом звучит так: «Какие знания, навыки или умения он лично хотел бы приобрести, обновить, пополнить или усовершенствовать?» Даже эти последние четыре действия не являются однозначными и требуют своих форм, методов и технологий обучения.

Следует отметить, что далеко не каждый работник в данный момент времени имеет представление о своих потребностях в области ЗНУ (знаний, навыков и умений). Например, мне много раз приходилось использовать в аудитории практических работников специальный опросный лист, в котором содержатся вопросы «Недостаток в каких знаниях вы ощущаете в настоящее время?» и «Какие навыки и умения, как вы считаете, вам необходимо усовершенствовать?»

Как выяснилось при анализе ответов, работников можно разделить на следующие категории: 1) те, кто имеет отчетливое представление о своих потребностях в области ЗНУ; 2) те, кто затрудняется (по различным причинам) дать ответ о своих потребностях; 3) те, кому нужно больше времени на понимание себя и своих «учебных потребностей»; 4) те, кто привык к организации обучения «в целом и общем», без оценки своих индивидуальных потребностей в ЗНУ.

Первую категорию работников отличает высокая мотивация к обучению, и они сразу же информируют о потребностях. Для второй и третьей категорий характерна так называемая вялая мотивация, а для третьей – установка типа «пусть меня учат, а я потом скажу что-нибудь, если спросят».

Мои собственные исследования технологии обучения персонала по индивидуальным потребностям показали следующее.

Во-первых, эта технология требует значительно больших финансовых затрат по сравнению с другими. В этом и состоит ее особенность: чем больше обучение ориентируется на удовлетворение индивидуальных потребностей и, следовательно, индивидуализируется, тем более дорогим оно становится.

Во-вторых, мною введено понятие «педагогический маркетинг», предполагающее выявление индивидуальных потребностей в ЗНУ до процесса обучения или в ходе учебного процесса. В первом случае получаемая до начала учебного процесса информация является основой планирования и организации обучения с ориентацией на индивидуальные потребности. Во втором случае обучаемому предоставляется возможность выбрать те дисциплины (их называют курсами по выбору или элективами), которые он хотел бы изучить.

В-третьих, с развитием технических средств, учебных видеофильмов, а также форм подачи учебного материала, учебных пособий и самоучителей приходится решать и проблему соотношения между «живым» и электронным преподаванием.

Однажды организаторы учебного процесса, стремясь снизить затраты и не создав необходимой методической базы, перевели студентов-заочников на дистанционно-электронное преподавание. Как показали государственные экзамены и защита дипломных работ, уровень их знаний был гораздо ниже, чем у тех, кто обучался у «живых» преподавателей.

И, наконец, весьма важная проблема при любой технологии обучения персонала – «научить учиться».

Как известно, обучение представляет собой для обучаемого специфический вид труда, работы. Поэтому здесь, как и в любом другом труде, есть общие особенности, которые сводятся к освоению и приобретению определенных знаний, навыков и умений. Однако какие бы изменения ни происходили, человек, обученный технологии самообучения, в принципе более конкурентоспособен по ЗНУ в сравнении с теми, кто этому не научен.

 

Date: 2015-08-07; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию