Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пастер и оспа





154 Акгорно-сетевая теория претендует на разработку концеп­туальных ресурсов «демократичного» по отношению к «нелю­дям», то есть вещам и связям между ними, мышления. Она пред­назначена для описания взаимодействия самых разнородных участников процессов, каких только можно представить, а именно участии ко в людей и нечеловеческих участников — материальных объектов и живых организмов.

154 Брюно Латур определяет эту теорию как теорию, способную понять «нечело­веческих» акторов, не определяя априори степень их участия в создании мира.

154 Он, соответственно, критикует социологию за ее чрезмер­ную уверенность в способности раскрыть реальные мотивы участников социального действия, включенного в социальные структуры, чья причиняющая сила остается закрытой от ак­торов илитолько частично им понятной [см.: Latour, 2004:154— 156].

154 Латур убежден, что в таких, например, феноменах, как глобальное потепление или «озоновая дыра», социальные и природные факторы смешаны таким образом, что сами катего­рии природного и социального становятся бессмысленными.

155 В книге «Пастеризация Франции* Латур подробно рас­сматривает открытие Луи Пастером противооспенной вакци­ны, демонстрируя, что и Пастер как микробиолог и оспа как отдельный микроб в известном смысле возникли в ходе его эк­спериментов [см.: Latour, 1988].

155 Пастер смог добиться успеха только потому, что задействовал в своем исследовательском проекте самых разных «акторов» — природных, социальных, технологических, политических, объединив их в «сеть» — спу­танную, разнородную сложность

155 Что же именно осуществля­ет Пастер? Он следует классическому предназначению учено­го — сделать невидимое видимым, непонятное — понятным. Он бесконечно экстрагирует, фильтрует, растворяет, выращивает биологические материалы, в ходе которых бацилла оспы и экспериментатор «взаимно обмениваются и усиливают свои качества» [Idem, 1999: 125].

155 Но Латур неслучайно использует термин «со-конструирование». Бацилла, получается в его ин­терпретации этого этапа истории науки, не таилась столетия­ми невесть где, причиняя людям вред Она была создана ученым в качестве отдельной и независимой сущности. Им была скон­струирована сложная социально-культурная сеть (Латур еще использует термин «ассамбляж»), которая и позволила бацил­ле возникнуть. Существует ли теперь бацилла? Определенно, отвечает Латур. Но в каком смысле? Это не значит, что она бу­дет существовать всегда. Или что она может существовать вне социальных практик и научных дисциплин. Она существует только в созданной ради ее открытия сети [см.: Ibid.: 155-156].

155 А в сети все компоненты объединены симметрично, в ней нет «более равных» акторов, поэтому не будет ошибкой сказать, что именно бацилла оспы «сделала» Пастера знаменитым.

155 Разбор Латуром открытия вакцины позволяет понять, как соединяются основные компоненты акторно-сетевой теории:

1) идея соконструирования;

155 2) допущение о симметричности вклада человеческих и не­человеческих членов сети в ее функционирование;

156 3) изучение того, как сети складываются из самых разно­родных и неожиданных компонентов;

156 4) изучение того, как сети впоследствии кристаллизуются в стабильные конфигурации.

// Действие осуществляется своеобраз­ным «совместным предприятием»

156 Действие, согласно этой теории, осуществляется своеобраз­ным «совместным предприятием», включающим в себя людей и «нелюдей».

156 Латур понимает, что он здесь подрывает одно из ключевых антропологических допущений, а именно то, что к целенаправленному действию способны только люди.

156 Он убеж­ден, что к целенаправленному действию способны также и институты, аппараты, «развертывания», или диспозитивы, как их называл Мишель Фуко [см.: Latour, 1999; 192].

156 Латур рассуж­дает о действии тем же образом, что Фуко о власти.

156 Микрофи­зика власти «на местах» вновь и вновь создает новые варианты власти/знания.

156 Эта динамика порождает «диспозитивы» — институциональные конфигурации, являющиеся источниками стратегий, порождающих и дисциплинирующих субъектов.

156 «"Действия", - настаивает Лаггур, — это не то, что люди делают, а то, чего они достигают вместе с другими» [Ibid.. 288].

156 Дей­ствие — результат того, что возникла сеть, а сеть создается из компонентов, одни из которых могут быть техническими, дру­гие — социальными, третьи — природными.

156 Анализировать, как эти многочисленные (от генетически модифицированных продуктов до ВИЧ-инфекции) сети возникают, укрепляются и куда простираются, — вот исследовательская программа акторно-сетевой теории, настаивающей на «симметричном» отноше­нии к природным объектам и социальным субъектам.

 

Date: 2015-08-07; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию