Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация педагогического процесса в ДОУ





Целостность педагогического процесса состоит в:

1. Единстве обучения, воспитания, развития.

2. Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.

3. Единстве цели, средств и результата.

4. Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.

5. Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Процесс обучения в детском саду  
в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности
1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого
3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. 3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка
5. Основная форма работы с детьми - занятие. 5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д
6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии 8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

 

Предметно-развивающая среда в педагогическом процессе ДОУ. Среда понимается как окружающее человека пространство, как сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека. Авторский коллектив по руководством В.А. Петровского сформулировал принципы построения предметной среды. Принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип чета возрастных и половых различий детей.

В концепции развивающей предметной среды (Новоселова) указываются требования к предметной среде. 1. для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. 2. обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. 3. все компоненты предметной среды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений образования создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.

Так, В.В. Давыдов и Л.Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:

1. Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности ребенка. 2. Среда должна быть достаточно связной, позволяя ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. 3. Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и ребенка.

Воспитание здорового ребенка: задачи и содержание. С.И.Ожегова: «Здоровье – это правильная, нормальная жизнедеятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой забо­ты взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрос­лого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятель­ности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Физическое воспитание – это процесс, направленный на совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. Целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоро­вья, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровье детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Совр. здоровьесбер технологии: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья(релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика ортопедическая, ритмопластика и др). 2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, самомассаж и др.) 3. Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия).

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образ. процессе дет сада. понятие «поддержка» - как помощь, содействие. Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого (чего)-нибудь. 1. Первая задача, которую решает воспитатель, - знакомство с ребенком, установление с ним продуктивной коммуникации, базирующейся на принятии друг друга, взаимном уважении и доверии и интересе, а в идеале – на взаимной любви. Вторая задача, которую решает педагог – познать ребенка. Он стремиться глубже узнать каждого ребенка, какими потребностями, интересами, склонностями, способностями он обладает, чем интересуется, каковы мотивы его поведения. Какие проблемы возникли у ребенка, что его волнует, мучает и др.

Основополагающим для системы педагогической поддержки детства – является принцип гуманизма:

- признание ценности ребенка как личности, уважение его человеческого достоинства независимо от уровня его развития и воспитания, способностей и социального статуса, когда каждый ребенок воспринимается как самоценная личность;

- признание ребенка субъектом права, что предполагает при осуществлении любой деятельности, направленной на ребенка, соблюдение и обеспечение его неотъемлемых прав;

- гуманизацию отношения государственных структур, общества к детям, обеспечению их интересов должно уделяться первоочередное внимание.

- разнообразие форм и методов пед.поддержки, позволяющее построить индивидуальную, адекватную проблеме ребенка программу педагогической поддержки;

- научную, методическую и технологическую обеспеченность деятельности всех типов образовательных учреждений педагогической поддержки детства.

Можно выделить три основные направления в работе педагога:

- оказание помощи в достижении потребностей ребенка, создавая необходимые условия для реализации потребностей, интересов ребенка;

- помогает ребенку в реализации его актуального интереса, который возникает «здесь и теперь», который может быть ситуативным;

- педагогика поддержки ориентируется на содействие ребенку в осознании своих собственных проблем, интересов, создает условия для их достижения.

Таким образом, в рамках педагогики поддержки цель образования ребенка оказывается продуктом совместных усилий воспитателя и ребенка.

Игра как ведущий вид деятельности. Игра – это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. К.Гросс и др. сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособление инстинктов к будущим условиям существования. В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражение действительной жизни. Л.С. Выготскому, «игра – это источник развития и создает зону ближайшего развития». По существу через игровую деятельность и движется развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых.

Игру как деятельность отличает:

– ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;

– в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:

· мотивы – они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;

· цель в игре зависит от ее вида – если это творческие игры, то дети ставят цели, например, «доплыть на корабле до острова», если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую и т.д.;

· действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными, и игровыми;

· результат зависит от вида игры – в творческих играх он субъективный, в играх с правилами – это может быть выигрыш.

Традиционно игры делятся на два вида: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

В современных исследованиях игры появляются новые ее классификации. С.Л. Новоселова предлагает выделять игры, возникающие по инициативе ребенка (игры-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные); игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные игры, развлечения и т.д.); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры).

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей.

 

Характеристика творческой игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Основной особенностью сожетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив – интерес к событиям, действиям с предметом, стремление к совместной деятельности, желание стать субъектом своей деятельности. Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

- формирование игры как деятельности;

- использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

В традиционном подходе к руководству сюжетно-ролевой игрой (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая) основное внимание педагога обращено на обогащение знаний детей об окружающем мире и, как следствие, обогащение содержания игр. Педагог использует прямое руководство игрой, когда берет на себя роль или словесными указаниями управляет игровой деятельностью детей, помогая им выполнить игровые действия, и косвенное руководство игрой, когда обогащает впечатления детей через чтение, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, изготовление атрибутов и т.д.

В комплексном подходе руководства игрой (С.Л. Новоселова, Т.В. Зворыгина) выделяются четыре этапа. Первые два направлены на подготовку к игре – это знакомство с окружающим миром, обогащение впечатлений и обучающие игры. Третий и четвертый этапы, побуждающие к игре – это создание предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого и ребенка, позволяющее расширить и обогатить сюжет игры.

Современные подходы к руководству играми детей раскрыты в работах Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко. Они предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Исследователи выделяют следующие способы построения игры:

- последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы и игрушки;

- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

- сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

 

Дидактические игры.. Дидактические игры относятся к играм с правилами, специально созданным взрослыми в целях воспитания, развития и обучения детей. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, А.И. Сорокиной, В.Н. Аванесовой и др. Дидактические игры направлены на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, развитие любознательности и познавательных интересов.

дидактической игры имеют свои особенности:

- в игре ребенок отражает результаты познавательной деятельности человека, учится выделять признаки предметов, обобщает, классифицирует их особенности;

- дидактическая игра – имеет готовое содержание, менять в ней что-то нельзя, но, действуя в общем плане, ребенок может творчески подойти к способу решения задачи;

- самостоятельность детей в дидактической игре ограничена ее содержанием, правилами, сначала дети играют под руководством взрослого, затем, в старшем дошкольном возрасте, могут играть самостоятельно;

- в дидактической игре дети получают удовлетворение от выигрыша и от взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура игровой деятельности, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

дидактической игры имеют свои особенности:

- в игре ребенок отражает результаты познавательной деятельности человека, учится выделять признаки предметов, обобщает, классифицирует их особенности;

- дидактическая игра – имеет готовое содержание, менять в ней что-то нельзя, но, действуя в общем плане, ребенок может творчески подойти к способу решения задачи;

- самостоятельность детей в дидактической игре ограничена ее содержанием, правилами, сначала дети играют под руководством взрослого, затем, в старшем дошкольном возрасте, могут играть самостоятельно;

- в дидактической игре дети получают удовлетворение от выигрыша и от взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура игровой деятельности, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Одним из составных элементов игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями в их развитии и обогащении. Правила имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Результат игры носит двойной характер: игровой – это выигрыш, правильное решение задачи, дидактический – совершенствование знаний и способов деятельности.

Собственно руководство игрой включает несколько этапов:

1 этап – воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама, приглашает детей.

Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст: разъяснение одного – двух правил, частные даются по ходу игры в совместной игре со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2 этап – воспитатель контролирует процесс игры. Закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.

Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3 этап – руководство дидактической игрой как самостоятельной деятельностью детей, влияние на варьирование игры, контроль за ее результатом и оценка, воспитатель может взять на себя роль партнера Данный этап характерен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Трудовая деятельность дошкольников. В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста – одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. Трудовое воспитание– это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности человека, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте имеет свое своеобразие. Специфика детского труда заключается в следующем:

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;

- в детском труде нет результата;

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой, выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот;

- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, т.к. ребенок не преследует определенной задачи;

- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

- результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

Самообслуживание – труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиени­ческие процедуры. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материа­ла, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения могут быть: по форме организации индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности кратковременными или длительными, посто­янными или одноразовыми; по содержанию соответствовать видам труда.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в "Уголке природы", по подготовке к занятиям. Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каж­дого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде – единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при ко­торой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необхо­димости, "болеют" за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целе­направленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий идаже не каждый совместный труд является коллек­тивным. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффек­тивно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повы­шается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результа­тов труда, вручение наград.

Особенности художественно эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – это духовно-прак­тическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью – гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительнос­ти, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

Эстетическое развитие – это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства, происходит субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно – эстетической деятельности у ребенка развивается эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, его чувств.

Цели художественно – эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эсте­тических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, ду­ховной, физической культуры.

Исходя из целей выделяются з адачи эстетического воспитания дошкольников:

- развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;

- формирование элементарного эстетического сознания;

- формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;

- развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

- Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств. Это эстетика быта, природа, различные виды искусства (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр). Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учи­тывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные осо­бенности развития.

- Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои ме­тоды. Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве основных, воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

- Таким образом, все названные средства и методы эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и тесной взаимосвязи.

Специфика обучения детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе. Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики. Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе – значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и представляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом. Обучение детей дошкольного возраста – это систематический целенаправленный, планомерный процесс, обеспечивающий передачу им в доступной форме знаний, умений и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в ДОУ, а также развития познавательных способностей, любознательности и познавательной активности. Обучение – это специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, которая определяет его цели, задачи, содержание, формы и методы, отбирает учебные пособия, дидактический материал. Специально организованное обучение способствует всестороннему развитию личности ребенка, развитию любознательности, наблюдательности, пытливости, сообразительности; в условиях специально организованного обучения успешно решаются воспитательные задачи. Процесс обучения детей дошкольного возраста должен представлять собой целостную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекватное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты. Показателем эффективности обучения в этой связи следует считать не «обученность» детей, не сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

Одной из проблем обучения дошкольников является проникновение в детский сад школьных форм и методов работы: предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного» ученика; безраздельная «учительская» инициатива. Субъектом познавательной деятельности нередко является воспитатель, но не ребенок. Учебная деятельность довольно часто «навязывается» взрослым, организуется воспитателем в неинтересной для ребенка форме. Другой проблемой обучения дошкольников является большое количество занятий и введение дополнительных образовательных услуг, которые нередко создают заорганизованность детей, переводя детский сад в статус репетиторского звена между дошкольным и школьным образованием. Организуя специально организованное обучение, педагог руковод-ствуется в своей работе дидактическими принципами: 1. систематичности и последовательности, 2. доступности передачи знаний, 3. наглядности, 4. активности, 5. индивидуального подхода, 6. эмоциональности. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Прием обучения – это часть метода. В дошкольной педагогике выделяют несколько групп методов обучения: наглядные методы (наблюдение, демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств); словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы воспитателя к детям и вопросы детей); практические методы (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование); игровые (дидактические игры, игры-инсценировки, игровые приемы обучения).

Психолого-педагогические основы формирования готовности ребенка к школе. Внутренним основанием преемственности между детским садом и начальной школой является достижение ребенком психологической готовности к школе. под готовностью к школе понимать такой уровень развития ребенка, который дает ему возможность легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями и умениями, правилами и нормами школьного поведения, проявлять активность в их освоении. (А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др .). Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием. Физическая готовность характеризуется хорошим состоянием здоровья, выносливостью, сопротивляемостью неблагоприятным воздействием; нормальными антропометрическими данными (рост, вес, окружность грудной клетки), хорошим уровнем развития двигательной сферы, готовностью руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, достаточным развитием культурно-гигиенических навыков и др. Под психологической готовностью понимается, прежде всего, уровень интеллектуального развития, который к концу дошкольного возраста предполагает наличие у ребенка системы взаимосвязанных знаний об окружающем мире, любознательности и познавательных интересов, определенный уровень развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления и речи. Формирование готовности к школе является итогом всей воспитательно-образовательной работы детского сада. в подготовительных группах закономерно увеличивается количество времени на проведение занятий с детьми, которые позволяют сформировать элементарные предпосылки учебной деятельности. Большая работа проводится по формированию интереса к школе и предстоящему обучению. Эти задачи решаются на основе игры – ведущей деятельности дошкольного детства.

Успешные условия: условия:

1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Преобладающий способ взаимодействия с детьми – разнообразное сотрудничество. Дети, воспитанные в обстановке личностно-ориентированного взаимодействия, лучше других адаптируются к условиям школьного обучения

2. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. Доверие и уважение к ребенку – вот о чем должен помнить каждый взрослый, общаясь с ним:

3. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

4. Опора на игру при формировании учебной деятельности;

игра – это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, в ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности;

5. Координация и совместная работа воспитателей, специалистов дошкольного образовательного учреждения (психолога, логопеда, врача, педагогов дополнительного образования) и родителей, их активность и заинтересованность - главное условие успешной подготовки и адаптации детей к школе.

Таким образом, соблюдение условий обеспечит наиболее безболезненный переход ребенка из дошкольного звена в школу, также выделенные условия помогут сохранить положительный эмоциональный настрой, самостоятельность и активность ребенка.

 

Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и семьи. В семье ребенок усваивает определенную систему ценностных ориентаций, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям и культуре своего народа. Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка определенную модель родительского поведения через подражание поведению своих родителей. Реформы в экономике и социальной сфере России обусловили специфику развития семьи, свойственную странам с переходной экономикой – резкое падение рождаемости, сокращение численности детей и количества семейных домохозяйств, существенное снижение жизненного уровня семей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства.

Особенностью современного общества является дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы и как следствие появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально не защищенных родителей и детей. Бедность многих семьей не позволяет им обеспечить элементарные потребности детей в одежде, предметах быта, должном рационе питания. У родителей нет достаточных средств, чтобы нести дополнительные расходы на воспитание и образование детей, на организацию их досуга и отдыха, на оплату услуг дошкольных и других детских учреждений.

В последние годы наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи в современной ситуации развития общества. Причинами такого явления является бедность, высокая занятость родителей, трансформация гендерных отношений и родительских ролей. Современные исследования отмечают, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зарабатывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание детей.

Изучение феномена семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание в последние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях родители самоустраняются от своих детей, не выполняют воспитательные функции, ориентируясь главным образом на внутрисемейные отношения. Некоторые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении содержания ребенка в семье, создании условий для его жизнедеятельности, а воспитанием должны заниматься детский сад и школа. В таком подходе проявляется инерция старых представлений о приоритете общественного воспитания над семейным.

Таким образом, анализ проблем современной семьи обусловливает необходимость построения образовательного пространства в ДОУ. Образование родителей выполняет функцию помощи и поддержки, защиты детей и их родителей, обеспечивает профессиональное решение тех или иных проблем воспитания, инициирует ответственность родителей за судьбу своих детей.

Оценка тенденций развития современной семьи позволяет зафиксировать и множество других социальных, нравственных и психолого-педагогических проблем. Ограничимся лишь их перечислением:

· высокий уровень социально-психологической тревожно­сти, усталости людей, их недовольство жизнью;

· дезориентацию людей в сфере нравственной жизни, отрицательные тенденции в динамике базовых ценностных ориентаций;

· индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значимость своих переживаний, на жизнепроживание здесь и сейчас;

· снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций, и существенное снижение духовности и поиска в искусстве.

В процессе взаимодействия ДОУ и семьи принципиальное значение имеют следующие положения:

- ориентация ДОУ на актуальные значимые проблемы, влияющие на развитие детей;

- развитие родительской рефлексии;

- учет личного опыта родителей и постоянная апелляция к нему;

- подвижность образовательных программ, вариативность содержания форм, методов работы с родителями;

- отказ от нравоучительного тона;

- признание свободы волеизъявления родителей участвовать в образовательном процессе.

Формы работы с родителями можно условно разделить на групповые и индивидуальные.

Методы работы с родителями: лекции, дискуссии, эвристические беседы, мини-эксперимент, игры и др.

Средства образования родителей: общение воспитателей, детей и родителей; средства массовой информации; выставки педагогической литературы; обсуждение фильмов, родительские ассоциации, родительские уголки, совместные походы и экскурсии и др.

Таким образом, эффективность всей работы во взаимодействии ДОУ и семьи зависит от того, насколько профессионально организована работа педагога, психолога, администрации с родителями воспитанников. Она требует наличия психолого-педагогических знаний и профессиональных умений в выстраивании дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.

 

 

 

Date: 2015-08-07; view: 5275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию