Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ первых результатов разработки образовательных программ





Управлением образования мэрии г. Ярославля в октябре 2002 г. были подготовлены и направлены в отделы образования территориальных администраций и заведующим дошкольными образовательными учреждениями рекомендации по разработке образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Они были подготовлены в целях обеспечения единых подходов к определению их содержания.

В течение 2002—2003 учебного года была проведена определенная работа по подготовке руководителей дошкольных образовательных учреждений к разработке образовательных программ: проводились совещания, обучающие семинары, лекционные и практические занятия на проблемных курсах и курсах повышения квалификации, индивидуальные консультации, экспертиза первых вариантов.

Данные рекомендации были также направлены для ознакомления и в Управления образования муниципальных округов Ярославской области. В некоторых из них были проведены в последующем выездные обучающие семинары. Руководителями многих дошкольных образовательных учреждений города и муниципальных округов за этот период была организована работа по разработке образовательных программ своих образовательных учреждений. Как положительный, следует отметить факт осознания большинством руководителей необходимости разработки и реализации данных программ. В то же время, с учетом того, что данный вид деятельности по разработке одного из обязательных нормативных документов образовательного учреждения является достаточно новым и непривычным для их руководителей и педагогических коллективов, в первых вариантах образовательных программ, которые мы проанализировали, встречается много ошибок и недочетов. Наиболее типичные из них следующие.

Общими проблемами и недостатками является неуверенность руководителей «то ли мы пишем, так ли пишем?»; часты сомнения по содержанию разделов; в формулировке основных употребляемых психолого-педагогических терминов; вначале приводятся информационная справка о детях, анализ воспитательно-образовательного процесса, состояния материально-технической базы; в большинстве случаев нет решения педагогического совета о рассмотрении и утверждении образовательной программы.

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и основные средства его реализации: предназначение отождествляют с целью деятельности всего образовательного учреждения; приводятся обоснования выбранного приоритетного развития воспитанников с анализом работы по данному направлению за последний год; обозначается направленность реализуемых общеобразовательных и коррекционных программ; обозначаются задачи всего образовательного учреждения; перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; указываются принципы комплектования групп, особенности педагогического коллектива и его штатная численность; обозначаются основные задачи дошкольного образования, которые реализует в своей деятельности конкретное учреждение; в основных средствах реализации предназначения часто указывается «высокий профессионализм педагогов», что в последующем не подтверждается характеристикой педагогического коллектива (ни по квалификационной категории, ни по образованию, ни по стажу работы); не указывается тип и вид образовательного учреждения.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения: приводится большое (до 15) количество характеристик личности воспитанника; они множественны, хаотичны и неупорядочены; характеристика «модели» не соотнесена с типом и видом образовательного учреждения, и, как следствие, с его предназначением; большинство рассматривают «модель» выпускника как конечный результат, а не как условие объединения и координации усилий членов педагогического коллектива.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса: отмечаем наличие одновременно двух и более (до пяти) целей; как следствие множественность целей не полностью находит свое отражение в задачах; цели и задачи указываются для каждого направления временного стандарта; указываются девизы реализуемых комплексных программ, например, программы «Детство» — «чувствовать — познавать творить» и т.п.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение: не обозначается основная программа; указываются планы работы образовательного учреждения как основное средство реализации содержания образования; не полностью показывается методическое и дидактическое обеспечение выбранного содержания образования; указываются основополагающие принципы учебных программ; показывается обеспеченность всей учебной литературой, которая имеется в учреждении, включая Трудовой кодекс РФ, книги по аттестации и т.п.; приводятся сведения о материально-технической базе учреждения, включая наличие и состояние земельного участка; приводится просто «Список литературы, используемой для работы с детьми»; в разделах основных направлений стандарта встречаются «собственные разработки» без какого-либо пояснения и детализации; нечетко показано, что дополняют выбранные парциальные программы; отмечаем стремление обозначить как можно большее количество парциальных программ и методических разработок; излишне подробно перечисляется дидактическое обеспечение; путают методики для педагогов и пособия для воспитанников; при указании комплексных программ идет расшифровка предметов и их авторов.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса: слабо подчеркивается специфика образовательного учреждения; приводится краткая аннотация используемых программ; приводится штат учреждения и статистика по педагогическому персоналу; указываются особенности организации и методики совместной работы с семьей; не показываются и не обосновываются дополнительные образовательные услуги; пофамильно указываются педагоги образовательного учреждения и проблемы, над которыми они работают; излишняя детализация, например, указываются общие задачи, которые педагоги учреждения решают при взаимодействии с семьей, и т.п.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы: отсутствуют средства контроля (методики); диагностический материал показывается в графе «Критерии и показатели»; в средствах контроля не расшифровывается, каким именно тестом или анкетой следует пользоваться; не учитывается разработанная «модель» выпускника и обозначенные цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Отмеченные нами недостатки в первых образовательных программах ни в коем случае не умаляют важности и необходимости работы по их разработке и постоянному совершенствованию. В этом видится основа постоянного осознанного совершенствования муниципальной и региональной системы образования.

Date: 2015-08-07; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию