Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемая структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения





Общие положения

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». В последующем анализ статей Закона показал наличие явных противоречий и возможность неоднозначного толкования данного понятия. В научно-педагогической литературе данный термин используется активно, но иногда почти в противоположных смыслах. Специальных исследований, посвященных образовательным программам, очень мало, а требования образовательного права поставили каждое образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) перед обязательностью их реализации.

Данные положения послужили основанием для формулировки следующего определения: образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей), для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) уместно привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования. Именно поэтому настоящие рекомендации и предлагаемая ниже структура образовательной программы разработаны на основе имеющихся рекомендаций для руководителей общеобразовательных школ по разработке образовательных программ, подготовленных Управлением образования мэрии г. Ярославля.

Для того чтобы более четко была ясна содержательная суть и формальные границы образовательной программы, целесообразно сравнить ее с некоторыми нормативными документами и процедурами.

Образовательная программа и Устав — два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Устав — это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.

Образовательная программа и образовательные стандарты. Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания. Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, составляемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в образовательной программе.

Образовательная программа и программа развития. Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от образовательной программы она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др. Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.

Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Концепция — это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности. Образовательная программа выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.

Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Если дошкольное образовательное учреждение является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. В целом она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений. Образовательная программа в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы.

Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации. По результатам государственной аккредитации определяется статус образовательного учреждения, то есть его тип и вид. Если статус уже определен и дошкольное образовательное учреждение не желает или не имеет возможности его изменить, то данной процедуры оно может избежать, то есть не участвовать в ней. В этом случае вполне достаточно лицензии на право образовательной деятельности. Другое дело, если в результате своего планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус. Тогда на основе разработанной и реализуемой образовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит вначале процедуру государственной аттестации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус. В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенных процедур.

Таким образом, процесс разработки и реализации образовательной программы можно рассматривать, как считает О.Е. Лебедев, в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей.

Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.

Рекомендуемая структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Раздел 1. Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации.

Раздел 2. Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения.

Раздел 3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 4. Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение.

Раздел 5. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса.

Раздел 6. Критерии и показатели реализации образовательной программы.

Приложения к образовательной программе.

В предлагаемой структуре образовательной программы важно помнить, что каждый ее раздел имеет свое назначение, дополняет своим содержанием другие разделы и делает этот нормативно-управленческий документ целостным.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения — это своеобразная «визитная карточка» заведения, в которой четко, доступно и достаточно конкретно обозначаются особенности его воспитательно-образовательной системы, образовательные услуги, которые могут представлять интерес для воспитанников и их родителей (законных представителей).

Предлагаемую структуру образовательной программы следует рассматривать как обязательную, то есть инвариантную, часть. Руководитель и педагогический коллектив конкретного дошкольного учреждения вправе дополнить данную структуру своими компонентами (разделами), которые, на их взгляд, дополнили бы обоснованность выбора тех или иных учебных программ или предоставление тех или иных дополнительных, в том числе и платных, образовательных услуг.

В то же время считаем нецелесообразным включать в структуру образовательной программы информацию, непосредственно не затрагивающую воспитательно-образовательный процесс.

Различные аналитические, методические, дидактические и иные материалы, которые, по мнению руководителя и педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения, являются необходимыми в образовательной программе, но не вписываются в ее разделы, рекомендуем оформить отдельно в виде приложений к ней.

Важнейшим условием реализации образовательной программы каждым дошкольным образовательным учреждением является коллективный характер деятельности по ее разработке и реализации. В этом плане она рассматривается в качестве конкретного и реального управленческого механизма как относительно руководителя дошкольного учреждения (его умение организовывать совместную деятельность воспитателей, специалистов, родителей, отбор содержания и организационных форм, умение принимать компромиссные решения и т.п.), так и относительно органов управления образованием, оценивающих деятельность образовательного учреждения в соответствии с выбранным им содержанием воспитательно-образовательного процесса и разработанности критериев и показателей его результативности.

Срок действия образовательной программы может быть самый разный. Невозможно установить его единым для всех дошкольных учреждений, но очевидным является факт, что основная содержательная часть образовательной программы должна соответствовать времени пребывания ребенка (или группы) в конкретном образовательном учреждении. В то же время некоторые разделы образовательной программы, такие, например, как 3 и 4, могут в определенной степени изменяться, дополняться, уточняться на каждый учебный или календарный год.

В содержание разделов образовательной программы вносятся коррективы и изменения в том случае, если произошли изменения в воспитательно-образовательном процессе, например, детский сад выбрал другую общеобразовательную программу, изменилась видовая структура групп, учреждение претендует на изменение своего статуса — типа и вида и готовится к процедуре государственной аттестации и аккредитации.

Считаем уместным обозначить перспективные направления разработки и совершенствования структуры и содержания образовательной программы.

На начальном этапе рекомендуем разработать образовательную программу для всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

В последующем она может быть конкретизирована в образовательные программы, разрабатываемые для отдельных групп воспитанников и, в идеальном варианте, для каждого воспитанника в отдельности, то есть в индивидуальные образовательные программы.

Данное направление в современных условиях мы считаем самым перспективным для деятельности дошкольных образовательных учреждений. Исследования в этой области служат подтверждением наших рекомендаций. Так, по мнению А.П. Тряпицыной, «смысл (целевое назначение) образовательной программы заключается в определении содержательного и технологического обеспечения индивидуального образовательного маршрута». Таким образом, образовательная программа понимается как индивидуальный образовательный маршрут воспитанника, проектируется с учетом его склонностей и индивидуальных возможностей и представляет собой реализацию принципа личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

Большой вклад в понимание сущности и предназначения образовательных программ внесла С.В. Воробьева, которая считает образовательную программу «механизмом реализации принципа личностной ориентации образования на основе учета индивидуальных особенностей, склонностей и образовательных потребностей личности средствами индивидуализации и дифференциации».

И.С. Якиманская определяет образовательную программу как «основу индивидуализации воспитания и обучения воспитанников».

Таким образом, указанное направление разработки образовательной программы в каждом дошкольном образовательном учреждении будет способствовать росту и профессионализму воспитателей, специалистов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, обеспечит более осознанный выбор каждым образовательным учреждением основных, парциальных и коррекционных программ, будет способствовать преемственности в организации и содержании воспитательно-образовательного процесса как внутри образовательного учреждения, так и вне его, обеспечит вовлечение в воспитательно-образовательный процесс дополнительных специалистов из числа родителей и ближайшего социального окружения.

Date: 2015-08-07; view: 2236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию