Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни





В учебной и научно-популярной литературе встречаются различные определения данного понятия. В большом толковом социологическом словаре технология определяется как практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности и как совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве и т. п. [7]

А большой словарь по социологии определяет технологию как научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую эти приемы и способы. [2]

По мнению Е.И. Холостовой технология социальной работы является родовым собирательным понятием. Автор определяет, что, во-первых, технология социальной работы является прикладной частью теории социальной работы, которая изучает и разрабатывает методологические основы формы, методы и средства взаимодействия и взаимодеятельности с человеком в проблеме по выявлению его способности и готовности к активному социальному функционированию, а также выработку и реализацию программ и конкретных мер восстановления его социальности.

Во-вторых, технологию социальной работы можно представить как установленную последовательность (алгоритм) деятельности по осуществлению функционирования всех личностных, инструментальных, методологических и методических средств деятельности с человеком в проблеме.

В-третьих, технология социальной работы - это управление процессом субъектно-объектно-субъектного взаимодействия с человеком в проблеме в данное время и в данном социальном пространстве.

В-четвертых, технологию социальной работы в самом общем понимании можно определить как человеческое знание в его продуктивном состоянии. [32]

П.Д. Павленок считает, что технологии в целом, и социальные технологии в частности, нужно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. [13, с. 16]

Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы (что нашло свое отражение в соответствующей Примерной программе и стандартах):

1) общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты. Нас здесь интересуют в первую очередь интерпретация и операционализация указанных технологий как системы знаний (более подробно они изложены с учетом практической и учебной деятельности в отдельных главах);

2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер. [13, с. 16]

Одной из технологий социальной работы является здоровьесбережение. Цель здоровьесбережения - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации как здоровых людей, так и лиц с физической и психической патологией, социальным неблагополучием.

Объектом здоровьясбережения в социальной работе являются различные категории лиц, в первую очередь имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, взаимно потенцирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Особенность здоровьесбережения в социальной работе состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения.

Работу по здоровьесбережению можно условно разделить на две направленности - профилактическую и патогенетическую.

Социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Итак, реализация стратегии здоровьесбережения может быть достигнута путем обеспечения более здорового образа жизни; создания методологии формирования установки на здоровье как высшую ценность; уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами; разработки и внедрения систем самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека; определения и использования психофизиологических, интеллектуальных возможностей человека выбранной профессии, требованиям, которые предъявляют условия и характер труда; внедрения современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в общее не в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; проведения добровольной массовой аппаратурной скрининг-диагностики для определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления скрытой патологии в учебных заведениях и на производстве; разработки учебно-образовательных программ о здоровье для телевидения, популярных кинофильмов, компакт-дисков, конкурсов здоровья и т.д.; создания аудио-визуальных образов – аудио- и видеоклипов, постеров, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни; разработки средств оперативного медицинского контроля за лицами, занимающимися спортом, участвующими в физкультурно-оздоровительных программах в учебных заведениях и на предприятиях, в сочетании с информационным межведомственным обеспечением; формирования потребности к природным здоровьесберегающим технологиям, организация здорового досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития системы физической культуры и оздоровительного туризма; создания паспорта здоровья индивида, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний, оценку функциональных резервов соматического, биоэнергетического и психологического статуса, степень физического развития, уровень мотивации человека на сохранение и укрепление здоровья, определение обратимости выявленных изменений в состоянии здоровья; проведения мониторинга здоровья для создания банка данных о динамике индивидуального и популяционного здоровья, получение оперативных, долгосрочных данных о психическом и физическом состоянии, ее интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации.

Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в различных сферах жизнедеятельности с различными группами и лицами является перспективным и актуальным направлением. Граждане нуждаются в профилактике различных заболеваний, информировании о социальных аспектах здоровья и болезни, социальном консультировании и посредничестве, социально-правовой защите в вопросах здоровья и болезней. Формирование и развитие здорового образа жизни как комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду ценностей здоровья и здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей; на разработку индивидуальных подходов к формированию здорового образа жизни; на борьбу с факторами риска развития хронических заболеваний, предупреждение социальных факторов заболеваемости; на просвещение и информирование населения, особенно детей, молодежи, о вреде табака и злоупотребления алкоголем; на предотвращение социально-значимых заболеваний, - обусловлено жизненной необходимостью.

В настоящее время возможно выделение ряда социальных технологий, способствующих здоровьесбережению населения и человека и адекватных для внедрения в практику социальной работы.

Медико-социальные технологии (МСТ).

К ним относятся диагностика отклонений в физическом состоянии и развитии детей; формирование реабилитационных групп; лечение (медикаментозное, физиолечение, массаж, лечебная физкультура); профилактика (прививки, рациональное питание, контроль за гигиенической организацией занятий и труда, проведение углублённых медицинских осмотров); оздоровление (закаливание, физкультурные занятия, двигательная активность, спортивные секции, ритмика); соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон для детей с ослабленным здоровьем, занятия на свежем воздухе).

К медико-социальным технологиям относится комплекс мероприятий, реализуемых медицинскими кабинетами образовательных и социально-реабилитационных учреждений: контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.24

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима детей, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.

Работа в течении дня предполагает следующие мероприятия:

· Комплекс утренней гимнастики

· Подвижные игры в течении дня, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей

· Физкультминутки и динамические паузы, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем

· Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления.

 

Владимир Даль в середине XIX века дает определение термина «здоровье» и «здравие» как состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.

Ожегов С.И. в своем толковом словаре расматривает понятие здоровья как правильную, нормальную деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

По определению же Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного, социального и психологического благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье рассматривают в трех аспектах. Здоровье физическое, психическое и нравственное.

- Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Только при этом можно говорить о саморегуляции организма. В результате чего организм правильно функционирует и развивается.

- Психическое здоровье – характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

- Нравственное здоровье – определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека является, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Здоровый образ жизни – это активная деятельность, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

Признаками здоровья являются:

- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития;

- функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

По данным специалистов в области здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.

Формирование установки на здоровый образ жизни является важнейшей задачей государства, так как образ жизни — определяющий фактор здоровья.

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

- питание с малым содержанием жиров животного происхождения;

- сокращение количества потребляемой соли;

- сокращение потребления алкогольных напитков;

- поддержание нормальной массы тела;

- регулярные физические упражнения;

- снижение уровня стрессов и т. д.

Формирование установки на ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение здоровья общества. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первичной медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т. д.

Установка на ЗОЖ должна формироваться по следующим направлениям:

1) усиление и создание положительного в образе жизни;

2) преодоление, уменьшение факторов риска.

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья — одна из трудных задач формирования установки на ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что здоровье населения обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д.

 

 

Date: 2015-08-07; view: 3303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию