Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем заключаются особенности публичного и частного права?





Одним из наиболее устоявшихся и широко признанных в западной юриспруденции подходов к делению системы права на составные части является подразделение на публичное и частное право. Это деление полу­чило признание еще в Древнем Риме и распространяется на все системы права, обслуживающие институт частной собственности и все возникаю­щие и развивающиеся на его основе общественные отношения.
Критерием классификации правовых норм на нормы публичного и част­ного права являются выполняемая ими в обществе роль и их целевое назна­чение. Нормы, обслуживающие в первую очередь общезначимые (публич­ные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права. Все же остальные нормы, т. е. те, которые имеют сво­им непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права. В этом состоит основная особенность публичного и частного права.
Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, «есть то, которое относится к положению государства (ad statum rei publicae), частное — которое относится к пользе отдельных лиц (ad singulorum utilitatem)».
В публично-правовых отношениях ввиду того, что одной из сторон всегда выступает государство как суверен в лице своих соответствующих органов, нет и практически не может быть равноправия сторон.
В сфере публичного права всегда доминирует государство. Что же ка­сается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участ­никами публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливае­мым им в законах и подзаконных актах предписаниям.
В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вме­шательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в ка­честве юридического лица, и с другими частными лицами.
Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких от­раслей права, как гражданское право, семейное право, трудовое право, зе­мельное право, коммерческое право и др.
Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного права, административного права, уголовного права, финансового права, уголовно-процессуального права, граждан­ско-процессуального права и некоторых других отраслей права.
Разумеется, абсолютной грани между публично-правовой и частно­правовой сферами и отношениями никогда не существовало и не может быть. Ибо частноправовые элементы нередко имеются в публично-право­вых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного, частного по сво­ей природе и характеру права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании али­ментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права, судебном порядке.
Классификация норм, институтов и отраслей права в зависимости от их преобладающей принадлежности к сфере публичного или частного права существовала и существует во всех тех странах, где Вместе с госу­дарственной («общенациональной», «общенародной» и пр.) собственно­стью существует и частная собственность.
Деление системы права на публичное и частное признавалось в Рос­сии вплоть до революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось в ра­ботах таких государствоведов и правоведов, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.
С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению покоящихся на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и част­ное постепенно стало утрачивать свой первоначальный смысл.
Позиция официальных властей по этому поводу была достаточно чет­ко и жестко сформулирована В. И. Лениным еще в 1922 г. в письме нар­кому юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого со­ветского Гражданского кодекса. Глава советского правительства писал - «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». В связи с этим рекомендовалось «рас­ширить применение государственного вмешательства в «частноправовые» отношения; расширить право государства отменять «частные» договоры; применять к «гражданским правоотношениям» наше революционное правосознание.
Деление системы права России, равно как и других стран, упразднив­ших институт частной собственности, на публичное и частное право бы­ло полностью заменено делением ее на отрасли и институты.
В настоящее же время в системе права России при сохранении ее де­ления на отрасли и институты все шире используется классификация права на публичное и частное. 378

Установление различия частного и публичного права.
Итак, все рассмотренные нами теории не дают удовлетворительного объяснения различия частного и публичного прааа. Приходится нам самим подыскать объяснение этого различия. И рассмотрение выставлявшихся до сего теорий дает нам в этом отношении некоторые указания. Оно приводит к тому убеждению, что нельзя искать основания различия частного и публичного права в различии тех интересов, которые дают содержание частноправовым и публичноправовым отношениям. Основание различия следует искать в различии не фактического, бытового основания этих отношений, a в различии их юридической формы. Но только нельзя это различие сводить исключительно к различию положения субъекта прав или последствий нарушения тех и других прав. Различие их представляется более общим, проявляющимся и тогда, когда ни о каком нарушении нет и речи. С другой стороны, все права без исключения принадлежат человеку, как участнику общения с другими людьми. Надо, следовательно, поискать объяснения различия частного и публичного права в различии общего характера юридической формы тех и других отношений. Право, как мы видели, есть вообще возможность пользоваться чем-либо; эта возможность может быть обеспечена лицу в двоякой форме. Самая простая форма это поделние объекта пользования в частное обладание по частям; другими словами, установление различия моего и твоего. На таком различии моего и твоего основывается весь институт частной собственности, приводящий к поделению определенных частей общего народного богатства в частное раздельное обладание. На этом же начале основывается и институт семьи, ограничивающий каждому отдельную семейную сферу, как исключающую вмешательство сторонних лиц. Нередко эта форма исключительно и принимается в соображение, так что вопрос о существовании в данном обществе права сводится к вопросу о существовании различия твоего и моего, a в требованиях коммунизма — об уничтожении частной собственности — видят отрицание всякого права. Но в действительности эта, быть может, простейшая форма не есть ни единственная, ни безусловно совершеннейшая, ни ко всему пригодная, ни, наконец, древнейшая. Рядом с этой формой разделения объекта, различения моего и твоего, существует еще другая форма — приспособление объекта к совместному осуществлению разграничиваемых интересов. Не трудно убедиться в недостаточности одной первой формы разграничения интересов. Существуют такие объекты, которых совершенно невозможно поделить между заинтересованными субъектами; нельзя, например, поделить в частное обладание части судоходной реки, общественной дороги, без того, чтобы не изменить самого характера этих объектов, без того, чтобы не сделать совершенно невозможным пользование ими как путями сообщений. Другиe объекты хотя и могут быть распределяемы, но требуют сверх того и приспособления. Так для организации монетного обращения недостаточно поделить золото и серебро между отдельными лицами, но надо еще приспособить их для этой цели чеканкой и охраной от подделок. Итак, на ряду с установлением различия моего и твоего, необходимо должна существовать еще другая форма разграничения интересов, которая частью заменяет первую, как, напр., в отношении к путям сообщений, частью восполняет ее, как в отношении к орудиям обмена. Эту вторую форму можно определить, как приспособление объекта в противоположность его делению, представляемого первой формой. Так, институт дорожного права представляет приспособление определенной части территории к общему пользованию ею, как сресдством сообщения. Институт монетного права представляет присиособление металлов к пользованию ими, как орудием обмена. Первая форма одна недостаточна, но недостаточна также сама по себе и вторая форма; она не может заменить собою первую. Конечно, возможно и не установлять частной собственности. Но если и не будет частной собственности — все-таки необходима охрана частного владения. Немыслим такой порядок вещей, при котором за людьми не охранялось бы владение находящимися в их пользовании вещами. Если, например, земля или предметы потребления будут общей собственностью, все-таки каждый отдельный пользователь необходимо должен охраняться в спокойном, ненарушаемом владении тем участком земли, или теми предметами потребления и производства, которые предоставлены ему в пользование: иначе невозможно было бы и пользование. Поэтому если не право собственности, то по крайней мере охрана частного владения безусловно необходима. Но право владения, подобно собственности, основывается на поделении объекта в частное пользование, на установлении различия моего и твоего. Вся разница в том, что моим считается тут не только, что мною приобретено определенными в законе способами, a вообще все то, что находится в моем фактическом обладании. Таким образом, обе эти формы обеспечений юридической возможности равно необходимы. Они не могут заменять друг друга. Всегда и везде обе они должны существовать, как две необходимые формы действия права. Поэтому с большим удобством можно бы было принять их различие за основание классификации правовых явлений. Но совпадает ли группировка, основывающаяся на таком различии поделения объекта в частное обладание и приспособления его к общему пользованию, с исторически установившимся различием частного и публичного права? Мне кажется, что да. Все характеристическия особенности частного и публичного права вполне объясняются различием поделения объекта и его приспособления. Наиболее характерные различия частных и публичных прав выражаются в порядке приобретения тех и других прав, в способах их потери, в различии содержания самого права и в соотношении права и обязанности. Права частные приобретаются в силу такого обстоятельства, которое имеет индивидуальный характер, относится непосредственно и исключительно к данному отдельному лицу, и такой порядок приобретения, конечно, вполне необходим при поделении объекта в частное обладание: надо, чтобы чем-нибудь определилась связь каждой отдельной части с ее обладателем. Поэтому в частном праве всегда строго различается правоспособность только и правообладание. Правоспособность имеют все те, кто вообще признается способным получить обладание частью данного объекта. Право же имеет только тот из правоспособных, кто действительно получил в обладание какую-либо определенную часть. При приспособлении объекта к совместному пользованию ничего подобного не может быть. Так как тут пользуется совместно целая группа лиц, то не требуется особого акта приобретения. Достаточно принадлежать к группе, допускаемой к пользованию известным образом приспособленным объектом. Поэтому правоспособность и право тут совпадают. И действительно, так дело и представляется в публичном праве. Всякий, например, удовлетворяющий общим условиям избирательной правоспособности, имеет и право голоса: для приобретения права тут не требуется еще особого, индивидуально к данному объекту относящегося акта. Не так в частном праве. Если я имею, например, вексельную активную правоспособность, это не значит еще, чтобы я действительно имел к комунибудь вексельную претензию. Потеря публичных прав обусловливается утратой правоспособности независимо от воли субъекта. Напротив, частные права могут быть утрачиваемы и без изменения правоспособности и притом по воле субъекта. Субъект может отказаться от своего права, может отчуждать его, передать другому правоспособному по его выбору. И это также находит себе объяснение в указанном различии поделения и приспособления объекта. Право на объект, приспособленный к совместному пользованию целой группы лиц, утрачивается только тогда, когда данное лицо перестает принадлежать к этой группе, и не может быть переносимо на лиц, не принадлежащих к ней: у принадлежащих же оно и так уже у всех имеется; поэтому отчуждение к публичным правам неприложимо. Что касается содержания прав, то, при поделении объекта в частное обладание, приспособление его к пользованию делается уже самим обладателем по его усмотрению; он приспособляет принадлежащее ему, как и к чему он хочет. Поэтому ему принадлежит в отношении к принадлежащему ему власть распоряжения. Он распоряжается объектом в собственном интересе. Таким именно и представляется содержание частных прав: они заключают в себе не только власть пользования, но и власть распоряжения. Напротив, в публичном праве власть распоряжения не составляет содержания права; она составляет там содержание обязанности. Так, дорожная администрация имеет власть распоряжаться дорогой, но эта ее обязанность. Она не может не пользоваться этою властью, она должна ею пользоваться и притом в общем, a не в своем частном интересе. И это опять-таки объясняется тем, что объект приспособляется тут к совместному пользованию всех проходящих и проезжающих по дороге. Нельзя предоставить власть распоряжения каждому прохожему отдельно. Но, будучи предоставлена особо назначенным для того должностным лицам, она должна быть ими осуществляема в общественном интересе. Различия поделения и приспособления объекта обусловливает и различие в соотношении права и обязанности, совершенно соответствующее различию в этом отношении между частным и публичным правом. Когда объект делится в частное обладание отдельных лиц, субъект права всегда вполне определен. Напротив, при приспособлении объекта к совместному пользованию субъектами, является целая группа лиц, определенных только общим родовым образом, a не индивидуально определенные личности. Но зато тут всегда с точностью определен субъект обязанности. Таким образом, различием поделения и приспособления объекта объясняются удовдетворительным образом все особенности частного и публичного права. Вместе с тем не трудно доказать, что, основывая различия частного и публичного на различии поделения и приспособления, мы легко можем объяснить существование частных прав и у государства. Если государству предоставляется власть над данным объектом ради его приспособления к общему пользованию — то право публичное: таково право государства на дороги. Если же, напротив, данный объект предоставляется государству только для пользования самим правительством ради извлечения из него средств для приспособления других объектов — это право частное: таково право государств на государственное имущество, доходы с которого идут на удовлетворение тех или других задач государственного управления. Затем, если мы сводим различие частного и публичного права к различию поделения и приспособления, мы получаем возможность объяснить возникновение рассмотренных нами классификаций. Оказывается, что они принимают в основание одну из производных второстепенных особенностей частного и публичного права, коренящихся также в различии поделения и приспособления. Прежде всего не трудно заметить, что при поделении объекта в частное обладание отдельных лиц воля этих лиц получает преобладающее значение. Как воспользуется каждый предоставленной в его обладание частью, что он с нею сделает, это зависит от его воли. Другие по общему правилу не вмешиваются именно потому, что тут каждая часть предназначена служить исключительно интересам своего обладателя. Совершенно иначе представляется дело, когда объект приспособляется к совместному пользованию. Тут именно определено правом, как должно пользоваться объектом, и притом приспособление совершается в общем интересе целой группы лиц. Поэтому здесь уже не может быть той свободы в распоряжении объектом, как при поделении объекта в частное обладание. Здесь, напротив, каждый отдельный пользователь поставлен в весьма определенные рамки, он ничего не может изменить в объекте по своему произволу, потому что одинаковое с ним право на объект принадлежит целому ряду лиц. Поэтому первая форма действия права имеет более индивидуальный, частный характер, вторая — более общественный. Преобладание в частном праве имущественных интересов, способность частных прав переходить в право на цену объекта, также объяснимо с нашей точки зрения. Когда отдельным лицам присвоиваются отдельные части объектов, служащих к осуществлению людских интересов, то очень часто оказывается несоответствие между потребностью данного субъекта и принадлежащим ему объектом. Очень часто оказывается, что он не может удовлетворить своей потребности имеющимся у него объектом, что для этого ему необходим объект, находящийся в обладании другого. Единственно возможным исходом в таком случае представляется мена своего на чужое. Поэтому меновая, покупная способность вещи получает гораздо более общее, более важное значение, нежели другие качества вещи, пригодные к удовлетворению только некоторых потребностей. Меновая же способность вещи делает ее способной служить всем потребностям без исключения. A так как меновая способность вещи выражается ее ценой, то и понятно, что каждое часткое право всегда стремится перейти в право на цену объекта. Распределяя объекты в частное обладание, частное право предоставляет определение способов пользования ими для удовлетворения потребностей и для производства новых ценностей свободному усмотрению каждого данного субъекта. Напротив, публичное право, приспособляя объект к совместному пользованию, не может не регулировать и потребления и производств. Поэтому, насколько частное право касается экономических благ, оно регулирует не потребление и производство, a только распределение. Это и послужило Цитоничу оснаванием к тому, чтобы определить гражданское право, как право распределения. При распределении объектов получается само собой обособление субъектом прав на отдельные объекты; приспособление же объекта к совместному пользованию многих само по себе соединяет их, связывает между собою общностью пользования. Отсюда и представление о том, что частные права принадлежат человеку, как индивиду; публичные — как члену организованного союза. Свобода распоряжения предоставленной данному лицу частью поделенного объекта приводит к тому, что и защита права на этот объект становится в большинстве случаев в зависимость от заинтересованного лица. Напротив, нарушение установленного правом приспособления объекта к совместному пользованию затрагивает интересы всех участвующих в пользовании и потому требует мер охраны права, независимых от чьего-либо индивидуального усмотрения. В этом производном и далеко небезусловном различии видят основу различия частного и публичного права Тон и его последователи.

 

Date: 2015-08-06; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию