Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальный порядок обжалования. Сравнительный анализ





Для составления более полной и точной картины о том, какие решения, действии (бездействия) могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами, в какие органы должны быть поданы такие жалобы и какими нормативно-правовыми актами буду регулироваться возникшие правоотношение в связи с возникновением таких отношений необходимо обозначить и проанализировать весь возможный спектр правоотношений указанных лиц с таможенными органами в сфере института обжалования.

В настоящий период такие нормативно-правовые акты как: ФЗ «О таможенном регулировании», КоАП РФ, АПК РФ, а также Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляют возможность гражданам и юридическим лицам обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов.

Можно согласиться с М.В. Костенниковым и разделить механизм порядка реализации института права жалобы на общий и специальный.[74] Общий порядок содержится в общей части соответствующих законодательных актов, регламентирующих режим осуществления производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов (Глава 3 311-ФЗ «О таможенном регулировании», 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 17.12.2007 «О введение в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации»). Специальный порядок обжалования в административной деятельности таможенных органов предусмотрен в КоАП РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Ч. 1 ст. 37 ФЗ «О таможенном регулировании» предусматривает, что в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц осуществляется специальный порядок обжалования, регламентированный главой 30 КоАП РФ. Исходя из положения вышеуказанной статьи следует, что специальный порядок обжалования предусмотрен только при подачи жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях (далее – ДоАП).

Ч. 1 ст. 23.8 называет составы правонарушений, по которым таможенный орган вправе рассматривать ДоАП – это ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст.ст. 16.2 – 16.23, рассмотрение ч. 2 ст. 16.1 отнесена к компетенции суда, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. В случае, если при рассмотрении таможенными органами ДоАП по ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2, ч. 2 ст. 16.3, ст. 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.16, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1 – 3 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21 в качестве меры наказания применяется конфискация, то дело передается на рассмотрение в суд в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Следовательно, жалобы на постановления по делам о нарушении таможенных правил (далее – НТП) могут быть поданы юридическими и физическими лицами только по вышеуказанным составам правонарушений, если те не предусматриваю меру пресечения в виде конфискации. Рассмотрение таких жалоб буде производиться уже в рамках норм главы 30 КоАП РФ.

Ст. 30.1 КоАП РФ называет, лиц которые вправе обжаловать постановление ДоАП:

а) лицо, в отношении которого ведется производство по ДоАП РФ – ст. 25.1 КоАП РФ;

б) потерпевший – ст. 25.2 КоАП РФ;

в) законные представители физического лица – ст. 25.3 КоАП РФ;

г) законные представители юридического лица – ст. 25.4 КоАП РФ;

д) защитник и представитель – ст. 25.5 КоАП РФ.

Определения об отказе в возбуждении ДоАП так же обжалуется в соответствии с положениями главы 30 КоАП РФ.

По смыслу п. 2 ч. 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.

Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 2 статьи З0.2 КоАП РФ постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.

Частью 1 статьи 30.2 КоАП РФ определен порядок подачи жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. 1 – 3 ст. 24.5 КоАП, а также на постановление о назначении административного наказания.

Для юридических и физических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в КоАП РФ при обжаловании постановления по ДоАП обязал подавать жалобу, а арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, что означает рассмотрение жалоб по НТП в рамках арбитражного процесса, с особенностями, установленными в параграфе 2 гл. 25 АПК. Порядок обжалование постановлений таможенных органов по ДоАП, вынесенных в отношении физических лиц, не занимающихся предпринимательской, предположительно, будет происходить согласно административному процессу (глава 30 КоАП РФ).

Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется параграфом 2 гл. 25 АПК. В указанных случаях АПК предусмотрена подача заявления, согласно ст. 208 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4, 5 ст. 28.1 КоАП) обжалуется в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 30 КоАП для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба (заявление) на постановление (решение) о назначении административного наказания, жалоба (заявление) на постановление (решение) о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. 1 – 3 ст. 24.5 КоАП, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП, могут быть обжалованы лицами, наделенными правом подачи жалобы, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (решения) по делу об административном правонарушении или копии определения об отказе в возбуждении дела.

Определение об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу, определения об отказе в возбуждении дела выносится судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Согласно ст. 30.4 КоАП РФ обжалованию подлежит не только постановление (решение) по делу об административном правонарушении, но и определение об отказе в возбуждении дела.

Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей арбитражного суда в соответствии с подведомственностью, установленной абзацем 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется параграфом 2 гл. 25 АПК.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решений, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение по конкретному постановлению о назначении административного наказания или по постановлению о прекращении производства по делу.

Судья, должностное лицо при рассмотрении жалобы не вправе вынести новое постановление по делу. На стадии обжалования может быть принято одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления по делу в соответствии с п. 2 ч. статьи 30.7; об отмене постановления по делу согласно п. 3 – 5 ч. 1 указанной статьи.

При корреляции гл. 30 КоАП и параграфа 2 гл. 25 АПК следует иметь в виду, что обжалуется решение, вынесенное судьей арбитражного суда по результатам рассмотрения дела, а не постановление по делу, как это предусмотрено ч. 3 комментируемой статьи. По смыслу п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2[75] порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, в соответствии с подведомственностью рассмотрения указанных дел, установленной соответственно абзацами 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, определяется гл. 30 КоАП.

В практике таможенных органов возникает вопрос, в каком порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, принятые в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил (при возбуждении дела, проведении по нему административного расследования, его рассмотрении и пересмотре вынесенного постановления). С одной стороны, Кодекс РФ об административных правонарушениях возможности и специального порядка обжалования таких решений, действий (бездействия) не предусматривает, в связи с чем не имеется препятствий для их обжалования в соответствии с главой 3 ФЗ «О таможенном регулировании». Однако согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к ведению Российской Федерации. Таким образом, Кодекс РФ об административных правонарушениях является единственным законодательным актом, которым могут быть регламентированы порядок и основания отмены решений, действий (бездействия) при производстве по делу об административном правонарушении. Из этого не следует делать вывод о невозможности обжалования таких решений, поскольку это противоречило бы Конституции РФ. Представляется, что указанные жалобы должны рассматриваться вышестоящим таможенным органом с применением по аналогии правовых норм, регламентирующих наиболее схожие вопросы, но с учетом особенностей, вытекающих из предмета обжалования. Этот вопрос все чаще встает в производстве дел об административных правонарушениях и требует законодательного решения.

Жалоба на постановление об административном аресте, поданная судье, вынесшему указанное постановление, подлежит направлению в вышестоящий суд в день направления жалобы и в соответствии с ч. 3 ст. 30.5 КоАП подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, в отношении которого вынесено данное постановление, отбывает административный арест.

В случае, если рассмотрение жалобы на постановление по делу не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым подана жалоба, она направляется на рассмотрение по подведомственности.

Федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, так как и ФЗ «О таможенном регулировании».

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 208 АПК (ч. 5 ст. 30.2 КоАП) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Необходимо отметить, что законодателем так же предписана возможность сотрудников таможенной службы подавать жалобу на решение о привлечении к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования решений о привлечении должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности определен Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 года № 1396.

Сотрудник таможенной службы, в случае несогласия с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд, в соответствии со ст. 36 Указа.

Срок для обжалования решение установлен в течении трех месяцев, а в случае увольнения – месяц, со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания согласно ст. 37 настоящего Указа. Жалоба подается начальнику вышестоящего таможенного органа. Следует помнить, что обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Вышестоящий начальник таможенного органа обязан всесторонне и объективно рассмотреть жалобу и вынести решение безотлагательно, но не позднее месяца со дня ее получения, о чем письменно уведомляет сотрудника, подавшего жалобу, и начальника, действия которого обжалуются, что указано в ст. 38. Указ запрещает передавать жалобы на рассмотрение тем начальникам таможенных органов, действия которых обжалуются.

Судебная практика показывает, что в судах обжалуются решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, связанные с таможенными процедурами, таможенными режимами, таможенными платежами и др. Характерно, что анализ деятельности таможенных органов, который проводится судами по конкретным вопросам в рамках рассматриваемых дел, показывает, что на сегодняшний день таможенные органы и их должностные лица применяют новое таможенное законодательство с большим количеством ошибок, самостоятельные решения на основании норм ФЗ «О таможенном регулировании» данные органы и должностные лица без разъяснений и соответствующих писем ФТС РФ принимают неохотно либо неквалифицированно[76].

 

Date: 2015-08-06; view: 1173; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию