Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы реализации права жалобы в таможенном праве





Под принципами производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов понимаются идеи, основные положения, на которых строится и осуществляется административно-юрисдикционный процесс, а также осуществляется административная деятельность таможенных органов. Как отмечает Ю.Н. Алистратов, «право граждан на обращение является комплексным правовым институтом, нормативно-правовое регулирование, которого не может быть ограничено одним нормативным актом. В этой связи представляется необходимым выделить те правовые принципы, которые должны лежать в основе всего механизма реализации этого субъективного права и, по возможности, быть реализованы во всех нормативных правовых актах, регламентирующих данную сферу правоотношений»[34].

Принципы могут быть облечены в форму правовых норм построения и реализации данной деятельности, обязательных к исполнению и соблюдению, а также оказывать регулирующую роль, не находя своего закрепления в законодательстве в виде соответствующих формулировок, т. е. они не являются правовыми и носят социальный, мировоззренческий характер. Однако они связаны друг с другом и образуют систему принципов производства по жалобам административной деятельности таможенных органов. Ввиду этого эффективность административной деятельности по разрешению жалоб в таможенной сфере достигается последовательным применением как всей системы принципов, так и каждого из них в отдельности. Необходимо подчеркнуть, что принципы производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов самым непосредственным образом связаны с принципами правового регулирования отношений в области таможенного дела. В качестве таковых в юридической литературе выделяются такие принципы, как соответствие национального законодательства международно-правовым нормам. Данный принцип очень важен, поскольку таможенные отношения самым непосредственным образом связаны с внешнеэкономической деятельностью. И субъекты таможенных отношений должны подчиняться единым стандартам организации и осуществления таможенного дела. Названные положения касаются и института права жалобы, который реализуется в административной деятельности таможенных органов. Следующий принцип, который имеет важное значение в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов - это принцип точного формулирования положений правовых актов, которые регламентируют таможенные отношения, а также определяют статус участников данных отношений. М. В. Завершинская среди принципов регулирования таможенного дела называет еще принципы содействия развитию внешней торговли, фискальности, а также стимулирование к законопослушному поведению участников внешней торговли, использование мер государственного принуждения в случаях и порядке, установленных законом[35].

В механизме реализации производства по жалобам в деятельности таможенных органов важное место принадлежит принципам, т. е. основным руководящим положениям, которые пронизывают весь процесс реализации производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов и выполняют в данном процессе направляющую и руководящую роль. В содержании принципов реализации института производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов должны получить наиболее четкое воплощение природа и сущность административно-процессуальной деятельности таможенных органов.

В связи с этим в целях совершенствования действующего административно-процессуального законодательства, представляется целесообразным уточнение общей характеристики принципов в данной сфере административно-правового регулирования деятельности таможенных органов, а также определение той роли, которую они играют в процессе реализации права жалобы в административной деятельности таможенных органов.

Необходимость этого подтверждается и тем, что в принятых за последнее время многочисленных административно-процессуальных актах, регламентирующих общественные отношения в сфере публичного управления, важное значение придается именно правовым принципам[36].

Данный тезис, к сожалению, не подтверждается в ходе анализа ряда нормативных правовых актов, которые приняты в различных органах исполнительной власти в целях определения режима производства по жалобам и иным обращениям, которые поступают в соответствующие органы исполнительной власти.

Анализ данных и ряда иных нормативных правовых актов регламентирующих порядок производства по жалобам, позволяет утверждать, что в них отсутствует прямое указание на какие либо принципы производства по жалобам, нет соответствующей статьи и в Федеральном законе от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[37].

Так, положение в настоящее время нельзя признать нормальным, поскольку принципы определяют наиболее важные аспекты работы с жалобами физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые поступают в таможенные органы.

Исходя из смысла термина «принцип»[38], означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. С.С. Алексеев рассматривает принципы в виде комплекса идей, отражающихся в содержании норм права[39]. Помимо этого понятия отдельно в юриди­ческой литературе существуют различные точки зрения по вопросу принципов права, отдельных отраслей права и их институтов, в связи с чем Л. С. Явич, например, подчеркивал, что принципы — это часть правосознания[40].

Г.С. Яковлев отмечал, в свою очередь, что принцип должен обладать высокой степенью обобщенности, иными словами, идея должна быть распространена на весь процесс и способствовать раскрытию его специфики. Принцип должен закрепляться в правовых нормах, которые придают ему государственно-властный характер[41].

Е.А. Лукашева в своей работе подчеркивает, что «принципы права — это объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми оно развивается, которые лежат в основе системы законодательства. Это нормы наиболее общего содержания, которые фиксируют важнейшие направления и способы правовой регуляции социальной действительности людей»[42].

Посредством таких идей российское законодательство должно обогащаться общечеловеческими ценностями. Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы[43]. Е.В. Скурко рассматривает принципы с различных точек зрения, а именно в статике и динамике правовой системы[44].

Данный подход дает возможность увидеть их многообразие и обосновать их значение в механизме правового регулирования.

Конкретный перечень и содержание принципов реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов определяется принципами соответствующей отрасли российского права, а также теми целями, для достижения которых собственно и осуществляется правоприменительных процесс.

Принципы производства по жалобам в деятельности таможенных органов образуют систему, в которой они, так или иначе, связаны и взаимообусловлены. Необходимо отметить, что производство по жалобам в административной деятельности таможенных органов является административно-юрисдикционным производством. В связи с этим производство по жалобам в административной деятельности таможенных органов базируется на общих принципах административно-юрисдикционного процесса. К общим принципам административно-юрисдикционного процесса в научной литературе относятся следующие принципы:

а) законности, сочетающийся с безусловным соблюдением естественных и неотъемлемых прав личности;

б) исключительного действия законов в процессуальной сфере;

в) существования особых механизмов формирования процессуального законодательства для отражения в нем интересов всех социальных групп населения с целью достижения социального компромисса;

г) действия конституционного судебного контроля в процессуальной сфере;

д) взаимной ответственности государства и личности за нарушение норм процессуального права;

е) процессуального равенства;

ж) гласности процесса[45].

Принципы производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов находятся в диалектической взаимосвязи с принципами производства по обращениям граждан и юридических лиц. Данный тезис обусловлен тем, что жалоба является одним из видов обращений граждан и юридических лиц.

Полагаем, что наиболее верную концепцию принципов производства по жалобам предложила Н. Г. Салищева. В частности, Н. Г. Салищева к числу принципов производства по жалобам отнесла следующие принципы:

а) обязанность государственных органов принимать в соответствии со своей компетенцией и разрешать жалобы граждан;

б) обязанность государственного органа в тех случаях, когда решение дела не относится к его компетенции, направлять в установленный законом срок соот­ветствующие обращения граждан в те организации и учреждения, которые пра­вомочны решить вопрос по существу;

в) запрещается направлять жалобы граждан тем должностным лицам, действия которых обжалуются;

г) установление дифференцированных сроков для рассмотрения и разрешения обращений граждан по существу;

д) установление дисциплинарной и уголовной ответственности должностных лиц за нарушения порядка рассмотрения соответствующего дела[46].

Анализ представленных принципов позволяет заключить, что большинство этих принципов носят общий характер и касаются в целом производства по обращениям, которое может быть как позитивным, так и юрисдикционным производством. Это означает, что производство по жалобам является составной частью административно-юрисдикционного процесса.

В этой связи в системе принципов производства по жалобам в деятельности таможенных органов можно выделить следующую систему принципов и расчленить их на социально-правовые и специальные принципы.

К социально-правовым принципам относятся те принципы, которые имеют обще-социальный характер и реализуются в административно-юрисдикционной деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, должности лица, рассматривающего то или иное административно-юрисдикдионное дело.

Так, к социально-правовым принципам относятся: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, сочетание гласности и профессиональной тайны и др. Эти идеи – принципы не все закреплены в законодательстве, однако, они должны пронизывать все производство по жалобам в деятельности таможенных органов.

К специальным принципам производства по жалобам в деятельности таможенных органов, относятся следующие принципы: принцип законности прямо вытекает из Конституции РФ (ст. 15).

Принцип объективной (материальной) истины неразрывно связан с предыдущим принципом. Так, задачами производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения.

Следующий важный принцип производства по жалобам в деятельности таможенных органов является принцип равенства перед законом и органом и должностным лицом, разрешающим соответствующую жалобу.

К принципам производства по жалобам в деятельности таможенных органов относится принцип обеспечения гарантий неприкосновенности личности и принцип охраны чести и достоинства личности, а также деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Следующим принципом производства по жалобам в административной де­ятельности таможенных органов является принцип обеспечения права на защиту и предоставления доказательств. Этот принцип преимущественно касается лица, в отношении которого ведется производство по жалобе.

Принцип ведения производства по жалобам на государственном языке. Так, производство по жалобе в таможенных органах осуществляется на русском язы­ке — государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство по жалобам может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать соответствующую жалобу.

Принцип гласности также присущ производству по жалобам в административной деятельности таможенных органов. Жалоба подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если это требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвую­щих в производстве по жалобе.

Принцип публичности производства по жалобе состоит в том, что оно осуществляется за счет соответствующего таможенного органа.

Одними из наиболее существенных принципов производства по жалобам, являются принципы оперативности и экономичности производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов. Данные принципы проявляются в том, что дело по соответствующей жалобе рассматривается в течение относительно небольшого срока со дня получения и регистрации соответствующей жалобы. В научной литературе особо обращалось внимание на принцип быстроты рассмотрения жалоб граждан. В частности.

Следующие два взаимосвязанных принципа производства по делу об административном правонарушении – принцип непосредственности и устности производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов. При рассмотрении жалоб в таможенных органах ведется соответствующее делопроизводство. Истребуются и заслушиваются соответствующие объяснения по существу рассматриваемой жалобы, исследуются иные доказательства. Иными словами, законом предусмотрено получение доказательств из первоисточника, а методом их исследования является устное общение с участниками производства.

С этими принципами тесно связан и принцип непрерывности производства по жалобам. Кроме того, к числу принципов производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов может быть отнесен принцип двухстепенности производства. Так, рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке. Иными словами, принятое по жалобе решение может быть обжаловано повторно вышестоящему должностному лицу.

Принцип самостоятельности принятия решения по соответствующей жалобе – никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Должностное лицо, рассматривающее соответствующую жалобу, должно самостоятельно принимать по ней решение.

Принцип ответственности за нарушение правил производства и за принятое по жалобе неправомерное (незаконное) решение состоит в том, что должностные лица таможенных органов, виновные в нарушении установленного порядка производства по жалобе, а также должностные лица виновные в принятии необоснованного решения по соответствующей жалобе, должны нести установленную законом ответственность. Как отмечает А. Ю. Якимов, данный принцип нуждается в особом законодательном закреплении[47].

Учитывая важность мер юридической ответственности в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, было бы вполне оправданно, чтобы в главу 5 КоАП РФ было включено положение, предусматривающее ответственность за нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ.

В завершение рассмотрения данного вопроса необходимо отметить, что перечисленные принципы во многом определяют содержание производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов РФ, и их законодательное закрепление будет способствовать защите прав и законных интересов физических, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в таможенных правоотношениях.

Применение норм права жалобы в административной деятельности таможенных органов представляет собой длящуюся во времени деятельность, единый процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющих друг друга отдельных операций, составляющих стадии реализации института права жалобы. Перед рассмотрением общей характеристики стадий процесса применения норм института права жалобы в административной деятельности таможенных органов представляется целесообразным прежде всего определить, какой смысл вкладывается в термин «процесс правоприменения».

 

Date: 2015-08-06; view: 497; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию