Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американская мечта в произведениях Т. Драйзера





 

Широкую реалистическую картину американской действительности нарисовал в своих романах Теодор Драйзер. Творчество Драйзера богато и разнообразно. Одной из главных в его романах стала тема «американской мечты», ее подъемы и падения, столкновение мечты и реальности, превращение «американской мечты» в «американскую трагедию».

Для Драйзера характерен новый подход к «американской мечте». Вместо ее восхвалений, высокопарных и морализаторских рассуждений в духе Горацио Алджера, Драйзер включил «мечту» в контекст реальной американской жизни конца XIX — начала XX века и показал ее не вымышленную, а реальную судьбу. Оценивая роль Драйзера в развитии американской литературы, английский литературовед Уолтер Аллен писал: «Появление Драйзера с его скептическим взглядом на «американскую мечту» произвело подлинную революцию».

В своей «Трилогии желания» Драйзер реалистически изображает развитие капитализма в Америке во второй половине прошлого столетия. Герой романов трилогии «Финансист» (1912) и «Титан» (1914) Фрэнк Алджернон Каупервуд исповедует религию успеха. Не считаясь ни с какими принципами морали, принося несчастье своим близким, он медленно, но неотвратимо поднимается по лестнице жизненного успеха: из мелкого биржевого спекулянта становится могущественным финансовым магнатом. Даже когда за спекуляцию городскими акциями Каупервуд попадает в тюрьму, он не теряет своей веры в себя, в свой успех. В конце концов он становится владельцем трамвайного транспорта в Чикаго, чудовищно богатым и всесильным магнатом.

Хотя Каупервуд никогда не считается в своих действиях с моралью, его нельзя назвать бездушным, лишенным интеллекта человеком. У него есть своя философия, которая выражается в девизе: «Мои желания — прежде всего». По словам Драйзера, он «принц мечты», но и этого сильного, предприимчивого человека философия успеха приводит в конце концов к моральной и жизненной катастрофе. Успех оказывается иллюзией.

Несмотря на различие психического облика героев. «Американская трагедия» продолжает ту же тему, что и «Трилогия желания». Отмечая это обстоятельство, видный писатель Роберт Пени Уоррен пишет: «Каупервуд - «принц мечты», Клайд - раб мечты. Ни тот, ни другой не имеют сознания собственного «я», но Каупервуд энергично поддерживает свои иллюзии, Клайд пассивно следует им. Оба представляют собой два полюса «трагедии» Америки, страны фиктивных ценностей, которые порождаются фиктивным самосознанием».

В своих романах Драйзер показал трагедию «американской мечты», невозможность ее осуществления нравственными средствами. На фоне литературы, проповедующей прагматические ценности, философию успеха, воинствующего индивидуализма, Драйзер был первым, кто высказал сомнение в возможности реализации тех социально-нравственных идеалов успеха и преуспеяния, которые составляют содержание буржуазной «американской мечты».

 

2.2. Крах американской мечты в «Американской трагедии»

 

Тема «американской мечты» трансформировалась в тему «американской трагедии». «Американская трагедия» – так назван самый известный роман Теодора Драйзера. «Трагической Америкой» назвал Драйзер вышедшую в 30-е годы книгу своих статей.

В художественной литературе авторы часто используют реалии с целью создания местного, национального и исторического колорита. В романе «Американская трагедия» описывается жизнь американского народа в начале XX в., и с помощью реалий Драйзер отображает дух эпохи. Автору удалось реалистично продемонстрировать классовый антагонизм и отрицательные стороны показного благополучия США[7].

В основе романа Драйзера – история убийства в 1906 г. Честером Джиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Процесс по этому делу в своё время получил широкую огласку, и в романе «Американская трагедия» использованы документы, публиковавшиеся в газетах того времени[8].

«Американская трагедия» выделяется среди романов Драйзера глубиной и всесторонностью охвата явления американской жизни. Драйзер считал, что американская действительность при кажущемся благополучии трагична и ужасна, по его мнению, задачей реалистических писателей является описание всех сторон американской жизни: не только спорт, жизнь Голливуда, создание трестов и корпораций, появление новых автомобилей, но и негативные аспекты американской жизни.

Основной проблемой всего произведения становится конфликт между воспитанной в тяжелых условиях нищеты и строгой религиозности душой Клайда и американским богатым обществом, в котором таким людям как он не место. Конфликт в душевном порыве Клайда и неприятии его миром богатых, в его желании прожить счастливую жизнь и окончании ее на электрическом стуле.

Драйзер подчеркивал социальный характер романа: «Это было исключительно правдивая история о том. что жизнь делает с личностью и как личность бессильна против нее»[9]

Как и многие другие представители молодого поколения Америки начала ХХ века, Клайд выбирает тот путь, который, как считает он, в конечном счете, приведет к улучшению его материального положения, а также социального положения в обществе. Однако при этом он остается безразличным к материальному положению своих близких, все о чем он думает, это удовольствия, которые он сможет приобрести за заработанные деньги. «Больше всего Клайда занимает мысль, как сохранить для себя львиную долю денег, которые он зарабатывал. С тех пор, как он впервые начал работать, установился такой порядок, что большую часть своего заработка – по меньшей мере три четверти – Клайду приходилось вкладывать в общее хозяйство. Однако его слишком долго томило желание выглядеть не хуже любого изящного и хорошо одетого юноши, и теперь, когда представился счастливый случай, он не мог устоять перед искушением прежде всего хорошо одеться – и поскорее»[10].

Клайд боится того, что мать будет ждать материальной помощи с его стороны, даже когда речь заходит о деньгах для его старшей сестры Эсты, которая находилась в очень тяжелом положении. «И, однако, он не мог подавить невольную досаду. Так недавно он стал прилично зарабатывать – и вот мать требует еще больше и больше. Уже десять долларов в неделю! Вечно у них что-нибудь не ладится, думал Клайд, вечно им что-нибудь нужно, и нет никакой уверенности, что потом еще не будет новых требований»[11]. Клайд всегда находит оправдание своим мыслям, хотя нередко испытывает угрызения совести за это. Но избавиться от них ему помогает мечта о том, что скоро он своими силами может добиться того, о чем раньше и не мог мечтать. Особенно в нем подогревает это желание мир богатства, окружающий его. Сначала это был отель «Грин Дэвидсон» в Канзас-Сити, где Клайд начал работать посыльным, а затем и окружение представителями высшего общества, которое он нашел в Ликурге.

Завершающую полноту тема «американской мечты» - мифа об Америке как о земле обетованной, где любой чистильщик сапог может стать миллионером, - получила именно в романе «Американская трагедия». Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья.

Тема американских иллюзий полно передана в образах родителей Клайда. Это в их доме на стене висят два десятка изречений и текстов, клеймящих пороки. Узнав о проступке Клайда в Канзас-Сити, мать заклинает его помнить афоризм: «Вино – обманщик; пить – значит впасть в безумие; кто поддается обману – то не мудр», просит не поддаваться дьявольскому искушению[12]. Однако мечты губят Клайда, губят человеческую личность, но смысл романа был шире, - за распространение и поддержание этих губительных иллюзий ответственно американское общество.

Для Драйзера чрезвычайно важен вопрос ответственности и вины Клайда. Суд присяжных, признавший Клайда виновным, даже не задумался о том, что именно его сделало убийцей. Судье перед выборами так нужен был громкий процесс, где можно было бы блеснуть перед избирателями. Вот почему прокурор Мейсон предал ему сенсационность, играл на эмоциях толпы, зачитывал интимные письма погибшей, забыв о ее добром имени и профессиональной чести. Тайна суда, по прихоти которого преступник может быть и оправдан и осужден, случайность смертного приговора Клайду – вот вопросы, отвечая на которые, Драйзер пишет социально-психологическую летопись типичного американского преступления.

Америка, обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он действовал согласно формуле успеха. Путь от «Американской мечты» к «Американской трагедии», исследованный Драйзером, - главное художественное открытие всего творчества писателя. Документализм истории Клайда подтверждён десятками аналогичных случаев, взятых Драйзером из газет и судебных хроник. Они обеспечивают нравственную достоверность расследования писателя, дают ему право на безоглядную критику государственных устоев Америки, всех ее институтов – от семьи до суда.

В своем романе Драйзер показал трагедию «американской мечты», невозможность ее осуществления нравственными средствами. На фоне литературы, проповедующей прагматические ценности, философию успеха, воинствующего индивидуализма, Драйзер был первым, кто высказал сомнение в возможности реализации тех социально-нравственных идеалов успехов и преуспевания, которые составляют содержание буржуазной «американской мечты».

 

 

Date: 2015-08-06; view: 2466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию